Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Харахнина Маргарита Александровна

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс создана для детей с ограниченными возможностями (ДЦП).  Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Н.Майков. – М.: Вентана – Граф, 2012.

- История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина; под общ. Ред. В.С.Мясникова. – 2-ое изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 304 с.: ил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНА»

Медико-педагогическим советом

ГБОУ «Центр «Динамика»

Протокол от _______________ № _______

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ от _______________ № _______

Директор ГБОУ «Центр «Динамика»

___________________ /С.Э. Поршнева/

Рабочая программа

по реализации образовательной программы

основного общего образования,

адаптированной для детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата

по истории

для 5- А  класса

Автор:  Харахнина М.А.

Санкт-Петербург

2019 год

1. Паспорт программы

  1. Основа программы:

История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлева, А.Н.Майков. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 256 с.

  1. Категория обучающихся: дети-инвалиды с церебральным параличом средней и тяжелой степени тяжести, с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата средней и тяжелой  степени, в том числе дети, имеющие  сложные и сочетанные дефекты.

   

     3.   Сроки освоения программы:   5  класс – 1 учебный год

     4.   Объем учебного времени: 

5  класс – 2 часа в неделю

                                                         

     5.   Форма обучения: очная

      6.   Режим занятий: 5-дневная учебная неделя

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цель учителя в преподавании предмета «история» - помощь учащимся в формировании собственного отношения к своей ответственной роли в современном обществе на основе полученных знаний о прошлом и настоящем.  

Рабочая программа по  истории для 5 класса составлена на основе следующих документов:

а) федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

б) Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ «Центр «Динамика», учебного плана ГБОУ «Центр «Динамика»;

в) Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект -М.: Просвещение, 2011.-94 с.-(Стандарты второго поколения).

г) История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлёва, А.Н.Майков. - М.:Вентана-Граф,2013. – 256 с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических комплексов:

1) Учебники

- Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Н.Майков. – М.: Вентана – Граф, 2012.

- История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина; под общ. Ред. В.С.Мясникова. – 2-ое изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 304 с.: ил.

2) Рабочие тетради

 -    Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: рабочая тетрадь/ А.Н.Майков. – М.: Вентана – Граф, 2012.

- История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Э.В.Ванина, А.К.Данилова. - 2-ое изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 112 с.: ил.

3) Дидактические материалы:        

- История. 5 класс: рабочая программа по учебникам А.Н.Майкова, Ф.А.Михайловского/ авт – сост. Е.А.Гашук. – Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.

- История. Введение в историю: 5 класс: методическое пособие/ А.Н.Майков. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 128 с.

 - Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира: 5 кл. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272 с.

 - Контрольно – измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К.В.Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.

 - Уроки истории Древнего мира в 5 классе./ В.В.Шоган, Н.Н.Оболонко, Е.В.Сторожакова. – Ростов н/Д, Феникс, 2013. – 256 с.

4) Электронные ресурсы

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

http://www.lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

http://www.his.1september.ru/index.php

Карты

         http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

Презентации

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uruku

http://www/history.lact.ru

http://metodisty.ru                                   

 

Выбранные авторские программы  и  учебно-методический комплекс наиболее точно отвечают современным принципам развития образования в контексте ФГОС  и приемлем для обучения детей, обучающихся по программе VI вида образовательных программ.

Предмет «История изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

Данная программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями. Количество учебных часов, выделенных на изучение истории, составляет 2 часа в неделю в каждом классе, и за счёт дополнительного года обучения общее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования увеличивается до 408 часов.

Авторская  программа содержит пропедевтический курс «Введение в историю», рассчитанный на 7 часов, и курс «История Древнего мира» (61 час ). Итого – 68 часов.  При этом планируется сохранение повторительно – обобщающих уроков за счет объединения тем по культуре Древней Греции и Древнего Рима соответственно.

3. Содержание программы.

История. Введение в историю.

Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. Деятельность археологов, этнография.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц.

Историческая карта. Легенда карты. Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летоисчисление в истории. Тысячелетие, столетие, год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя.

Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамена. Флаги. Национальные цвета. Гимны.

Курсы «Всеобщая история» и «История России».

Как работать с учебными материалами по истории.

История Древнего мира.

Введение.

Первобытное общество.

Появление человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Изменения климата на Земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя.

Знания первобытных людей об окружающем мире. Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека. Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Использование металлов. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.

Древний Восток.

Введение.

Древний Египет. Двуречье. Вавилонское царство. Ассирия. Финикия. Палестина. Персидская держава. Древняя Индия. Древний Китай.

Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток».

Древняя Греция.

Введение.

 Древнейшая Греция. Государства – полисы Древней Греции. Расцвет Греции и величие Афин. Упадок Греции и возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и их последствия. Итоговое обобщение по разделу «Древняя Греция».

Древний Рим.

Ранний Рим. Расцвет Римской республики. Кризис и падение Римской республики. Римская империя (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим».

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире.

4. Требования к уровню усвоения материала.

Модуль «Введение в историю»

Ученики научатся: оперировать основными понятиями: история, исторический источник, историческая карта и план, герб, гимн, флаг, родословная, генеалогия, исторический период, всеобщая история, история России, многонациональная страна. Рассказывать о географическом названии как историческом источнике; давать определение «историческая география»; рассказывать о счете лет в истории; давать определения понятиям: лента времени, столетие, век, тысячелетие, история. Объяснять, что история – наука о прошлом человечества; объяснять возникновение имен, отчеств, фамилий; давать определения понятиям: история, археологические раскопки, древнейшие люди, исторический факт. Давать определения понятиям: историческая карта, сторона света, легенда карты, план местности или города, исторические источники, архитектурный памятник, археология. Объяснять смысл понятия «всеобщая история», объяснять назначение герба, флага, гимна; показывать на карте территорию Российской Федерации; называть символы государственной власти РФ; показывать на карте некоторые субъекты РФ; давать определение понятию «многонациональное государство».

Получат возможность научиться: классифицировать исторические события по признаку хронологии; высказывать суждения о ценности исторических источников; определять век и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на ленте; соотносить исторические факты и генеалогию происхождения фамилий; соотносить основные события истории государства с созданием государственных символов; объяснять происхождение некоторых географических названий; показывать необходимые объекты на карте, объяснять значение условных знаков, «читать» простую карту; характеризовать различные виды источников; выделять главное в характеристике источников; соотносить понятия «всеобщая история» и «история России»; характеризовать национальный состав населения; высказывать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения.

История Древнего мира.

Первобытный мир (4 часа)

Ученики научатся: устанавливать отличие человека от животного; используя памятку, составлять рассказ  на основе материала учебника. Раскрывать роль орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя».
Давать описание иллюстрации. Определять предпосылки зарождения примитивных религиозных верований.  Объяснять значение терминов «скульптура», «обряд», «магия», «миф». Характеризовать основные занятия древнейших людей. С помощью схемы определять, в чём заключалось отличие родовой общины от соседской.

Получат возможность научиться: Определять по карте места расселения древнейших людей. Сравнивать по иллюстрации предметы материальной культуры (орудия труда). Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований.

Древний Восток

Древний Египет (6 часов)

Ученики научатся:    Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Характеризовать систему власти в Египте. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника.  Определять роль различных групп населения в древнеегипетском обществе. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала и иллюстраций учебника о жителях Древнего Египта. Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника. Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Составлять простой план по тексту раздела параграфа.

Получат возможность научиться: Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника. Давать типологический портрет (фараона). Создавать собирательные портреты представителей различных социальных групп Древнего Египта. Извлекать информацию из фрагмента источника: поучения. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта.

Древняя Азия (10 часов)

Научатся: Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Извлекать информацию из источника литературного характера. Характеризовать Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Выявлять особенности религиозных верований вавилонян. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Раскрывать причины военных успехов Ассирии и распада Ассирийской державы. Характеризовать изобретения финикийцев. Раскрывать особенности природных условий Палестины. Составлять простой план по разделу параграфа. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф). Раскрывать причины военных успехов Персии. Давать пояснения к схеме «Управление сатрапией». Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии. Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии. Определять общие черты в религиозных верованиях древних народов и указывать особенности индуизма. Раскрывать особенности хозяйственной жизни и образа жизни в Древнем Китае. Характеризовать открытия и изобретения древних китайцев. Определять с помощью учителя общее и особенное в развитии государств Древнего Востока. Извлекать с помощью учителя информацию из фрагментов письменных источников разных типов: древние законы, мифы, летописи, труды древних историков.

Получат возможность научиться: Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Извлекать информацию из источника государственного характера. Раскрывать особенности памятников культуры Вавилона, используя иллюстрации из учебника. Рассказывать на основе исторической карты о хозяйственной жизни страны. Определять по карте границы древних государств. Сравнивать ассирийскую и персидскую армию. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Извлекать информацию из изречений религиозного деятеля. Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Показывать по карте территории древних государств и как они изменялись.

Древняя Греция (20 часов)

Научатся: Раскрывать особенности природы Балканского полуострова. Характеризовать занятия древних греков. Различать мифологическую и историческую информацию о древнейших государствах Греции. Извлекать информацию из фрагмента мифа. Объяснять значение крылатых выражений: «ахиллесова пята», «троянский конь», «яблоко раздора». Объяснять понятия «аристократия», «демос», «метрополия», «колония». Раскрывать причины колонизации и её роль в жизни греческих полисов. Раскрывать причины и последствия реформ Солона. Объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания». Определять особенность спартанских законов. Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции. Раскрывать изменения в жизни греков при Перикле. Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности. Раскрывать роль Олимпийских игр в жизни древних греков. Используя памятку, составлять простой план раздела параграфа. Характеризовать особенности повседневной жизни древних греков. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Раскрывать основные достижения греческой науки. Раскрывать особенности греческой архитектуры. Рассказывать об афинском Акрополе, используя схему. Раскрывать роль театральных представлений в жизни древних греков. Извлекать информацию из источника литературного характера. Раскрывать значение Пелопоннесской войны для греческих полисов. Выявлять особенности македонского войска. Раскрывать значение похода Александра Македонского на Восток для греков и для жителей Индии. Оценивать результаты правления Александра Македонского. Раскрывать особенности планировки Александрии Египетской. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции.

Получат возможность научиться: Показывать по карте местоположение древнейших государств. Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи». Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Сравнивать по заданным параметрам верования народов Древнего Востока и древних греков. Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи». Показывать по карте территории, колонизированные греками.  Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности. Сравнивать по заданным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. Извлекать информацию из источника литературного характера. Рассказывать о ходе битвы, используя схему. Извлекать информацию из источника литературного характера. Рассказывать о ходе битвы, используя схему. Под руководством учителя составлять схему «Управление в Афинах». Давать оценку олимпийского движения в античном мире. Самостоятельно создавать типологические портреты жителей древнегреческих полисов. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Сравнивать памятники архитектуры и скульптуры Древней Греции и Древнего Египта. Сравнивать современный театр с театральными постановками в Древней Греции по заданным параметрам. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Показывать по карте завоевания Александра Македонского. Определять территориальные изменения и показывать границы государств. Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока.

Древний Рим (20 часов)

Научатся: Выявлять влияние природных условий на хозяйственную жизнь людей. Определять значение реформ Сервия Туллия. Объяснять понятия «патриции», «плебеи». Раскрывать причины борьбы между патрициями и плебеями и знать её итоги. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Раскрывать роль армии в истории Рима. Раскрывать причины Пунических войн. Выявлять причины победы Рима над Карфагеном. Составлять рассказ о сражении по карте-схеме. Подготавливать рассказ об исторической личности по памятке. Давать описание битвы, используя схему. Раскрывать систему управления римскими провинциями. Составлять хронологическую таблицу. Раскрывать роль сената в жизни Римской республики. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Характеризовать группы населения в Риме. Находить общие черты в религии  и одежде римлян и греков. Рассказывать о повседневной жизни римлян, используя иллюстрации из учебника. Выделять особенности рабовладения в Риме. Выявлять причины поражения восстания рабов в Риме. Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Раскрывать суть реформ братьев Гракхов. Характеризовать реформы Цезаря. Раскрывать причины победы Октавиана Августа в гражданской войне. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Оценивать значение изобретений, сделанных в Древнем Риме, для современной жизни. Составлять рассказ о достопримечательностях Древнего Рима, используя план города в учебнике. Определять важнейшие достижения в области культуры. Характеризовать достижения римлян в области культуры, используя иллюстрации из учебника. Раскрывать предпосылки возникновения христианства. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. Раскрывать причины хозяйственного кризиса в Риме в III в. Выявлять новые явление в хозяйственной жизни Рима IV–V вв. Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима.

Получат возможность научиться: Находить общие черты в природных условиях Италии и Греции и их различия. Указывать, чем отличалась царская власть в Риме от древневосточной деспотии. Раскрывать причины, способствовавшие установлению власти Рима в Италии. Характеризовать, используя схему, организацию римской армии. Определять место провинций в римской общественной и хозяйственной жизни. Сравнивать, используя схему, государственное устройство Римской республики и Афин. Сравнивать Народное собрание в Риме и Афинах. Составлять типологический портрет типичных представителей различных групп римского общества. Рассказывать о ходе событий, используя карту. Характеризовать диктатуру Суллы. Выявлять особенности единоличной власти в Риме. Определять по карте границы государства. Показывать, как изменился характер императорской власти в IV–V вв. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...