Рабочая программа ОУД.06 История
рабочая программа по истории

Сорокина Ирина Игоревна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413), рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования №318-01-100-938/15 от 23 марта 2015г). в соответствии с примерной программой общеобразовательной  дисциплины «История», рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 376, от 23 июля 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОУД.06 История430.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.06 ИСТОРИЯ

Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания

(базовая подготовка)

Городской округ город Бор

2020

Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413), рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования №318-01-100-938/15 от 23 марта 2015г). в соответствии с примерной программой общеобразовательной  дисциплины «История», рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 376, от 23 июля 2015 г.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Борский Губернский колледж».

Разработчик:

Сорокина Ирина Игоревна, преподаватель первой квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рассмотрена и рекомендована предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Борский Губернский колледж»

Протокол  № ____________  от «____»_______________ 2020 г.

Председатель ПЦК   ____________________ / И.А.Луконина /


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 06 ИСТОРИЯ

1.1. Область применения программы

Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «История» в ГБПОУ «БГК» при  реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).

1.2. Место учебной дисциплины в программе подготовки специалистов среднего звена/программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих: входит общеобразовательный цикл, относится общим базовым дисциплинам.

1.3. Результаты освоения дисциплины

1.3.1. Таблица соответствия личностных и метапредметных результатов общим компетенциям.

Общие компетенции

Личностные результаты

Метапредметные результаты

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну).

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Использование навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применение различных методов познания в профессиональной деятельности.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Готовность к служению Отечеству, его защите.

Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Умение использовать достижения современной исторической науки для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

 Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

самостоятельное определение целей деятельности и составление планов деятельности; самостоятельное осуществление, контроль и корректировка деятельности; использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.3.2. В результате изучения учебной дисциплины «История», к обучающимся предъявляются следующие  предметные требования:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

1.3.3. Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение.

Актуализировать знания о предмете истории.

Высказывать собственные суждения о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества. Высказывать суждения о месте истории России во всемирной истории.

1.ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.

Рассказывать о современных представлениях  происхождения человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты). Объяснять и примененять в историческом контексте понятия: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указывать на карте места наиболее известных археологических находок на территории России.

Неолитическая революция, ее последствия.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация».

Раскрывать причины возникновения производящего хозяйства, характеристику перемен в жизни людей, связанных с этим событием.

Называть и указывать на карте расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обосновывать закономерности появления государства.

2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Древнейшие государства.

Локализовывать цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснять, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах. Характеризовать экономическую жизнь и социальный строй древневосточных обществ.

Великие державы Древнего Востока.

Раскрывать причины, особенности и последствия появления великих держав. Указывать особенности исторического пути Хеттской, Ассирийской, Персидской держав. Характеризовать отличительные черты цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая.

Древняя Греция.

Характеризовать основные этапы истории Древней Греции, источников ее истории. Объяснять и применять  в историческом контексте понятия: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм».

 Давать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта). Рассказывать с использованием карты о древнегреческой колонизации, оценивать ее последствия. Раскрывать причины возникновения, сущности и значения эллинизма.

Древний Рим.

Характеризовать с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрывать причины военных успехов Римского государства, особенности организации римской армии.

Культура и религия Древнего мира.

Систематизировать материал о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Раскрывать предпосылки и значение распространения буддизма, христианства. Объяснять причины зарождения научных знаний. Объяснять вклад Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное наследие.

3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.

Раскрывать основания периодизации истории Средних веков, характеризовать источники по этой эпохе. Участвовать в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в  вропейском обществе раннего Средневековья.

Возникновение ислама. Арабские завоевания.

Рассказывать с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснять причины его возвышения и разделения. Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «ислам», «мусульманство», «халифат». Характеризовать системы управления в Арабском халифате, значение арабской культуры.

Византийская империя.

Рассказывать с использованием карты о возникновении Византии; объяснять причины ее возвышения и упадка.

Рассказывать о влиянии Византии, ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности Россию, раскрывать значение создания славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Восток в Средние века.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, системы управления. Представлять описания, характеристики памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного материала).

Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.

Раскрывать сущности военной реформы Карла Мартелла, его влияния на успехи франкских королей. Рассказывать о причинах, ходе и последствиях походов Карла Великого, значении образования его империи. Объяснять термин «каролингское возрождение».

Объяснять причины походов норманнов, указывать на их последствия.

Основные черты западноевропейского феодализма.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал». Раскрывать современные подходы к объяснению сущности феодализма. Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. (сообщение, презентация).

Средневековый западноевропейский город.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «цех», «гильдия», «коммуна». Систематизировать материал о причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов.

Характеризовать взаимоотношения горожан и сеньоров, различных слоев населения городов.

Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.

Характеризовать роль христианской церкви в средневековом обществе.

Рассказывать о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи. Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях.

Зарождение централизованных государств в Европе.

Раскрывать особенности развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословно-представительной монархии. Характеристика причин, хода, результатов Столетней войны. Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах. Показ исторических предпосылок образования централизованных государств в Западной Европе.

Рассказ о наиболее значительных народных выступлениях Средневековья.

Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.

Подготовка сообщения, презентации на тему «Первые европейские университеты». Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением конкретных памятников, произведений). Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

4. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Образование Древнерусского государства.

Характеризовать территории расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований. Раскрывать причины с указанием времени образования Древнерусского государства. Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «князь», «дружина», «государство». Составлять хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей.

Крещение Руси и его значение.

Актуализировать знания о возникновении христианства и основных его постулатах. Рассказывать о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси.

Оценивать значение принятия христианства на Руси.

Общество Древней Руси.

Характеризовать общественный и политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей.

Анализировать содержание Русской Правды. Указывать причины княжеских усобиц. Составлять характеристики личности, давать оценку, сравнивать исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

Раздробленность на Руси.

Называть причины раздробленности на Руси, раскрывать последствия раздробленности. Указывать на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель.

Древнерусская культура.

Рассказывать о развитии культуры в Древней Руси. Характеризовать памятники литературы, зодчества Древней Руси. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Монгольское завоевание и его последствия.

Излагать материал о причинах и последствиях монгольских завоеваний. Приводить примеры героической борьбы русского народа против завоевателей. Рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище. Составлять характеристику Александра Невского.

Оценивать последствия ордынского владычества для Руси, характеризовать повинности населения.

Начало возвышения Москвы.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Раскрывать роль Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Раскрывать значение Куликовской битвы для дальнейшего развития России.

Образование единого Русского государства.

Указывать на исторической карте рост территории Московской Руси.

Составлять характеристику Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства. Излагать вопрос о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей. Изучить отрывки из Судебника 1497 года и использовать содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения.

5.РОССИЯ В ХУ1 – ХУП ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в правление Ивана Грозного.

Объяснять значение понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеризовать внутреннюю политику Ивана IV в середине ХVI века, основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов. Раскрывать значение присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России.

Объяснять последствия Ливонской войны для Русского государства. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Обосновывать оценку итогов правления.

Смутное время начала XVII века.

Объяснять смысл понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение». Раскрывать то, в чем заключались причины Смутного времени. Характеризовать личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II.

Указывать на исторической карте направление походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направление походов польских и шведских войск, движение отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского.

Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России.

Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке.

Раскрывать важнейшие последствия появления и распространения мануфактур в России. Раскрывать причины народных движений в России XVII века. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII века».

Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVП веке.

Объяснять смысл понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Раскрывать причины и последствия усиления самодержавной власти. Анализировать объективные и субъективные причины и последствия раскола в Русской православной церкви.

Характеризовать значение присоединения Сибири к России. Объяснять то, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII веке.

Культура Руси конца XIII—XVII веков.

Составлять систематически таблицы о достижениях культуры Руси в XIII—XVII веках.

Подготовить описания выдающихся памятников культуры ХШ—XVII веков (в том числе связанных со своим регионом); характеристику их художественных достоинств, исторического значения и др.

Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры конца XIII—ХVIII веков и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона).

6. СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА В XVI — XVIII ВЕКАХ

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе.

Объяснять причины и сущность модернизации.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «мануфактура», «революция цен». Характеризовать развитие экономики в странах Западной Европы в ХVI—ХVIII веках.

Раскрывать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в Новое время. Рассказывать о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии.

Великие географические открытия. Образования колониальных империй.

Систематизировать материал о Великих географических открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснять, в чем состояли их предпосылки. Характеризовать последствия Великих географических открытий и создание первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки.

Возрождение и гуманизм в Западной Европе.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм». Характеризовать причины и основные черты эпохи Возрождения, главные достижения и деятелей Возрождения в науке и искусстве. Раскрывать содержание идей гуманизма и значение их распространения. Подготовить презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры.

Реформация и контрреформация.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация». Раскрывать причины Реформации, указывать важнейшие черты протестантизма и особенности его различных течений. Характеризовать основные события и последствия Реформации и религиозных войн.

Становление абсолютизма в европейских странах.

Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрывать характерные черты абсолютизма как формы правления, приводить примеры политики абсолютизма (во Франции, Англии). Рассказывать о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов. Участвовать в обсуждении темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы».

Англия

в XVII—ХУШ веках.

Характеризовать предпосылки, причины и особенности Английской революции, описывать ее основные события и этапы. Раскрывать значение Английской революции, причины реставрации и «Славной революции». Характеризовать причины и последствия промышленной революции (промышленного переворота), объяснять то, почему она началась в Англии.

Страны Востока в XVI—XVIII веках.

Раскрывать особенности социально-экономического и политического развития стран Востока, объяснять причины углубления разрыва в темпах экономического развития этих стран и стран Западной Европы.

Характеризовать особенности развития Османской империи, Китая и Японии.

Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.

Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI — XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки.

Международные

отношения

в XVII—XVIII веках.

Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII — середине XVIII века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XVII — середины XVIII веков в ходе учебной конференции, круглого стола.

Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Эпоха Просвещения.

Характеристика причин и основных черт культуры, ее главных достижений и деятелей в науке и искусстве. Составление характеристик деятелей Просвещения.

Война за независимость и образование США.

Рассказ о ключевых событиях, итогах и значении войны североамериканских колоний за независимость (с использованием исторической карты). Анализ положений Декларации независимости, Конституции США, объяснение, в чем заключалось их значение для создававшегося нового государства. Составление характеристик активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США. Объяснение, почему освободительная война североамериканских штатов против Англии считается революцией.

Французская революция конца XVIII века.

Систематизация материала по истории Французской революции. Составление характеристик деятелей Французской революций, высказывание и аргументация суждений об их роли в революции (в форме устного сообщения, эссе, участия в дискуссии). Участие в дискуссии на тему «Является ли террор неизбежным спутником настоящей революции?»

7. РОССИЯ В КОНЦЕ ХУП—ХУШ ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

Россия в эпоху петровских преобразований.

Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I:

  1. в государственном управлении;
  2. в экономике и социальной политике;
  3. в военном деле;
  4. в сфере культуры и быта.

Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось.

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения.

Характеристика основных черт социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIII века. Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева.

Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века.

Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения.

Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода.

Русская культура XVIII века.

Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль.

Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII веке, подготовка презентации на эту тему.

Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залам музея русского искусства ХVШ века.

8. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Промышленный переворот и его последствия.

Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции. Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции.

Международные отношения.

Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений Х!Х века в ходе конференции, круглого стола, в том числе в форме ролевых высказываний.

Участие в дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце Х!Х — начале ХХ века»

Политическое развитие стран Европы и Америки.

Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества. Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения.

Составление характеристики известных исторических деятелей Х!Х века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета.

Развитие западноевропейской культуры.

Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях Х!Х века, объяснение, в чем состояло их значение. Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре Х!Х века с раскрытием их особенностей на примерах конкретных произведений.

Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской культуры в XIX веке.

9. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА

Колониальная экспансия европейских стран. Индия.

Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в Х!Х веке. Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI—XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI— XIX веках.

Китай и Япония.

Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран.

10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.

Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.).

Характеристика сущности проекта М. М. Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал.

Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации).

Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков).

Движение декабристов.

Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов. Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного клуба и т. п.)

Внутренняя политика Николая I.

Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса. Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы).

Общественное движение во второй четверти XIX века.

Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного.

Высказывание суждений о том, какие идеи общественнополитической мысли России XIX века сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии).

Внешняя политика России во второй четверти XIX века.

Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIX века (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны.

Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы.

Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 — 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации).

Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 — 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ.

Общественное движение во второй половине XIX века.

Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации). Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения.

Экономическое развитие во второй половине XIX века.

Сопоставление этапов и черт промышленной революции в России с аналогичными процессами в ведущих европейских странах (в форме сравнительной таблицы). Систематизация материала о завершении промышленной революции в России; конкретизация общих положений на примере экономического и социального развития своего края. Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к началу XIX века, концу XIX века.

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Участие в подготовке и обсуждении исследовательского проекта «Русско-турецкая война 1877— 1878 годов: военные и дипломатические аспекты, место в общественном сознании россиян» (на основе анализа источников, в том числе картин русских художников, посвященных этой войне).

Русская культура XIX века.

Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в XIX века, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения, выступления на семинаре, круглом столе). Подготовка и проведение виртуальных экскурсий по залам художественных музеев и экспозициям произведений живописцев, скульпторов и архитекторов Х!Х века. Осуществление подготовки и презентации сообщения, исследовательского проекта о развитии культуры своего региона в XIX века. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX века.

11. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ.

Мир в начале ХХ века.

Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран. Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века.

Пробуждение Азии в начале ХХ века.

Объяснение и применение в историческом контексте понятия «пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации стран Азии, Латинской Америки в начале ХХ века; выявление особенностей отдельных стран. Объяснение, в чем заключались задачи и итоги революций в Османской империи, Иране, Китае, Мексике.

Россия на рубеже XIX—XX веков.

Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века.

Представление характеристики Николая II (в форме эссе, реферата).

Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных черт.

Революция 1905—1907 годов в России.

Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905 — 1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами). Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905 — 1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905 — 1907 годов.

Россия в период столыпинских реформ.

Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П. А.Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия».

Серебряный век русской культуры.

Характеристика достижений российской культуры начала ХХ века: творчества выдающихся деятелей науки и культуры (в форме сообщений, эссе, портретных характеристик, реферата и др.).

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм».

Участие в подготовке и презентации проекта «Культура нашего края в начале ХХ века» (с использованием материалов краеведческого музея, личных архивов).

Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов.

Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны. Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны.

Первая мировая война и общество.

Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах. Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров).

Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?»

Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю.

Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны — осени 1917 года.

Октябрьская революция в России, ее последствия.

Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута).

Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание».

Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира. Участие в обсуждении роли В. И. Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута).

Гражданская война в России.

Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе. Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий.

12. МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Европа и США.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт». Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций). Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф.Рузвельта.

Недемократические

режимы.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм». Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии.

Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий.

Турция, Китай, Индия, Япония.

Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей модернизации в странах Азии. Раскрытие особенностей освободительного движения 1920 — 1930-х годов в Китае и Индии. Высказывание суждений о роли лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии. Высказывание суждений о причинах и особенностях японской экспансии.

Международные

отношения.

Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920 — 1930-е годы.

Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920— 1930-х годов.

Культура в первой половине ХХ века.

Характеристика основных течений в литературе и искусстве 1920— 1930-х годов на примерах творчества выдающихся мастеров культуры, их произведений (в форме сообщений или презентаций, в ходе круглого стола). Сравнение развития западной и советской культуры в 1920 — 1930-е годы, выявление черт их различия и сходства.

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.

Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920 — 1930-е годы.

Индустриализация и коллективизация в СССР.

Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов. Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ». Проведение поиска информации о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, крае (в форме исследовательского проекта).

Советское государство и общество в 1920— 1930-е годы.

Раскрытие особенностей социальных процессов в СССР в 1930-е годы.

Характеристика эволюции политической системы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления централизации власти.

Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х годов, оценка этих событий.

Советская культура в 1920— 1930-е годы.

Систематизация информации о политике в области культуры ры в 1920 — 1930-е годы, выявление ее основных тенденций. Характеристика достижений советской науки и культуры. Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920 — 1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов). Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР.

13. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОйНА

Накануне мировой войны.

Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 года.

Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане.

Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм»,«геноцид»,«холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны».

Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны.

Характеристика значения битвы под Москвой.

Второй период Второй мировой войны.

Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Показ особенностей развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики. Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.). Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения.

Участие в подготовке проекта «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.).

14. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Представление с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны.

Раскрытие причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы. Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков.

Ведущие капиталистические страны.

Характеристика этапов научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХ! века, сущности научно-технической и информационной революций, их социальных последствий.

Раскрытие сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран).

Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века. Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия. Раскрытие предпосылок, достижений и проблем европейской интеграции.

Страны Восточной Европы.

Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Сбор материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация». Систематизация и анализ информации (в том числе из дополнительной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХ1 века.

Крушение колониальной системы.

Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ — начале ХХ1 века. Характеристика этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм».

Индия, Пакистан, Китай.

Характеристика особенностей процесса национального освобождения и становления государственности в Индии и Пакистане. Объяснение причин успехов в развитии Китая и Индии в конце ХХ — начале ХХ! века, высказывание суждений о перспективах развития этих стран.

Участие в дискуссии на тему «В чем причины успехов реформ в Китае: уроки для России» с привлечением работ историков и публицистов.

Страны Латинской Америки.

Сопоставление реформистского и революционного путей решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывание суждений об их результативности. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «импортозамещающая индустриализация», «национализация», «хунта», «левый поворот». Характеристика крупнейших политических деятелей Латинской Америки второй половины ХХ — начала ХХ1 века.

Международные

отношения.

Объяснение сущности «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ века. Характеристика основных периодов и тенденций развития международных отношений в 1945 году — начале XXI века. Рассказ с использованием карты о международных кризисах 1940— 1960-х годов. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «региональная интеграция», «глобализация». Участие в обсуждении событий современной международной жизни (с привлечением материалов СМИ).

Развитие культуры.

Характеристика достижений в различных областях науки, показ их влияния на развитие общества (в том числе с привлечением дополнительной литературы, СМИ, Интернета). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «постмодернизм», «массовая культура», «поп-арт». Объяснение причин и последствий влияния глобализации на национальные культуры.

15. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945—1991 ГОДЫ

СССР в послевоенные годы.

Систематизация материала о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики. Характеристика процесса возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы). Участие в подготовке презентации «Родной край (город) в первые послевоенные годы».

СССР в 1950 — начале 1960-х годов.

Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. Проведение обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения.

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов.

Систематизация материала о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов (в форме сообщения, конспекта). Объяснение, в чем проявлялись противоречия в развитии науки и техники, художественной культуры в рассматриваемый период. Проведение поиска информации о повседневной жизни, интересах советских людей в 1960 — середине 1980-х годов (в том числе путем опроса родственников, людей старших поколений). Оценка государственной деятельности Л. И.Брежнева. Систематизация материала о развитии международных отношений и внешней политики СССР (периоды улучшения и обострения международных отношений, ключевые события).

СССР в годы перестройки.

Характеристика причин и предпосылок перестройки в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов».

Проведение поиска информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки. Составление характеристики (политического портрета) М. С. Горбачева (с привлечением дополнительной литературы). Участие в обсуждении вопросов о характере и последствиях перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР, высказывание и аргументация своего мнения.

Развитие советской культуры (1945—1991 годы).

Характеристика особенностей развития советской науки в разные периоды второй половины ХХ века. Подготовка сравнительной таблицы «Научно-технические открытия стран Запада и СССР в 1950 — 1970-е годы». Рассказ о выдающихся произведениях литературы и искусства. Объяснение, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики. Рассказ о развитии отечественной культуры в 1960 — 1980-е годы, характеристика творчества ее выдающихся представителей.

16. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ—XXI ВЕКОВ

Россия в конце ХХ — начале ХХ! Века.

Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников. Характеристика темпов, масштабов, характера и социально-экономических последствий приватизации в России. Сравнение Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам. Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов. Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы. Систематизация и раскрытие основных направлений реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХ! века. Рассказ о государственных символах России в контексте формирования нового образа страны. Представление краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в XXI веке. Характеристика ключевых событий политической истории современной России в XXI веке. Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов. Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны. Характеристика места и роли России в современном мире.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

    Максимальной учебной нагрузки обучающегося176 часов, в том числе:

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Обязательной аудиторной нагрузки обучающихся

117

-

Самостоятельной работы обучающихся

59

-

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

теоретические

108

практические занятия

6

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе: проекты

24

сообщение

10

реферат

17

изучение информационных источников

8

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета                                             2

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.06 История

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

2

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

4

1.Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.

2

1

2.Неолитическая революция. Предпосылки возникновения цивилизации.

2

2

Самостоятельная работа.

1.Работа над сообщением по теме «Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений» – 2 часа

2

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

8

1.Ранние цивилизации, их отличительные черты

2

1

2.Античные цивилизации.

2

1

3.Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

2

2

4. Повторение пройденного материала.

2

3

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

6

Китайско-конфуцианская цивилизация.

Буддизм на Востоке в Средние века

2

1

Арабо-мусульманская цивилизация

2

2

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.

2

1

Самостоятельная работа.

1.Работа над рефератом по теме «Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века» – 4 часа.

4

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века

18

1.Племена и народы Восточной Европы в древности Восточные славяне в VII—VIII вв.

2

1

2.Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

2

2

3.Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба с иноземными завоевателями

2

2

4.Русь на пути к возрождению. Становление Московского государства.

2

2

5.Россия в царствование Ивана Грозного

2

1

6.Смута в России начала XVII в.

2

1

7.Россия в середине и второй половине XVII в.

2

2

8.Русская культура в ХIII–ХVII вв.

2

1

9.Повторение пройденного материала

2

3

Самостоятельная работа.

1.Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Формирование основ государственности восточных славян» - 3 часа

2. Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Древняя Русь в контексте всемирной истории» - 3 часа

3. .Работа над сообщением по теме «Роль церкви в период объединения Руси. Значение переноса митрополии в Москву» - 3 часа

4. Работа над сообщением по теме «Характер и особенности российского самодержавия» - 2 часа.

5. Работа над рефератом по теме «Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение» - 4 часа.

15

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.

6

1.Европа XVII в. Век Просвещения.

2

1

2.Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

2

2

3.Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

2

2

Самостоятельная работа.

1.Работа над рефератом по теме «Технический прогресс и Великий промышленный переворот» - 4 часа.

2.Работа над рефератом по теме «Французская революция XVIII в.: феномен Террора. Культурные новшества периода Революции» - 4 часа.

8

Раздел 6. Россия в XVIII веке

7

1.Россия в период реформ Петра I.

2

1

2.Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.).

2

2

3.Россия во второй половине XVIII в.

2

2

4.Повторение пройденного материала.

1

3

Самостоятельная работа.

1.Работа над сообщением по теме «Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества в ХУШ веке» - 4 часа.

4

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации

6

1.Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

2

1

2.Особенности духовной жизни нового времени.

2

1

3.Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

2

2

Раздел 8. Россия в ХIХ веке

16

1.Россия в первой половине XIX столетия.

2

1

2.Внешняя политика Александра I и Николая I.

2

1

3.Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

2

2

4.Россия в эпоху великих реформ Александра II.

2

2

5.Пореформенная Россия.

2

2

6.Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

2

1

7.Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

2

1

8.Повторение пройденного материала.

2

3

Самостоятельная работа.

1.Работа над проектом по теме «Наш край в Х1Х веке» - 4 часа.

4

Раздел 9. От Новой истории к Новейшей

14

1.Международные отношения в начале XX в.

2

2

2.Россия в начале XX в.

2

1

3.Первая мировая война

2

1

4.Россия в Первой мировой войне

2

2

5.Февральская революция в России

2

2

6.Приход большевиков к власти в России

2

1

7.Повторение пройденного материала.

2

3

Самостоятельная работа.

1.Работа над проектом по теме «Наш край в начале ХХ века» - 6 часов.

6

Раздел 10. Между мировыми войнами

4

1.Страны Европы в 20-е годы ХХ в.

2

1

2.Строительство социализма в СССР:

модернизация на почве традиционализма

2

2

Самостоятельная работа.

1.Работа над проектом по теме «Наш край в середине ХХ веке» - 4 часа.

4

Раздел 11. Вторая мировая война

8

1.Вторая мировая война: причины, ход, значение

2

2

2.СССР в годы Великой Отечественной войны.

4

2

3.Советская культура и идеология в годы войны.

2

1

Самостоятельная работа.

1.Работа над сообщением по теме «Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика» - 2 часа.

2

Раздел 12. СССР в 1945—1991 гг.

14

1.СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

2

2

2.«Холодная война»

2

1

3.Советский Союз в период частичной либерализации режима.

2

1

4.СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

2

2

5.СССР в период перестройки

2

2

6.СССР в системе международных отношений во второй половине 80-х -90-х годах ХХ века..

2

2

7. Повторение пройденного материала.

2

3

Самостоятельная работа.

1.Работа над проектом «Наш край на рубеже ХХ—ХХ1 веков».

10

Раздел 13. Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков

4

1.Российская Федерация на современном этапе.

2

2

2.Дифференцированный зачет.

2

3

ИТОГО

176

117/59

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.3 Перечень тем индивидуальных проектов (информационных, творческих, социальных, прикладных и др.)

  • Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
  • Начало цивилизации.
  • Древний Восток и Античность: сходство и различия.
  • Феномен западноевропейского Средневековья
  • Восток в Средние века.
  • Основы российской истории.
  • Происхождение Древнерусского государства.
  • Русь в эпоху раздробленности.
  • Возрождение русских земель (Х1У—ХУ века).
  • Рождение Российского централизованного государства.
  • Смутное время в России.
  • Россия в ХУ11 веке: успехи и проблемы.
  • Наш край с древнейших времен до конца ХУ11 века.
  • Истоки модернизации в Западной Европе.
  • Революции ХУ11—ХУШ веков как порождение модернизационных процессов.
  • Страны Востока в раннее Новое время.
  • Становление новой России (конец ХУ11 — начало ХУШ века).
  • Россия ХУШ века: победная поступь империи.
  • Наш край в ХУШ веке.
  • Рождение индустриального общества.
  • Восток и Запад в Х1Х веке: борьба и взаимовлияние.
  • Отечественная война 1812 года.
  • Россия Х1Х века: реформы или революция.
  • Наш край в Х1Х веке.
  • Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
  • Великая российская революция.
  • Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
  • Советский вариант модернизации: успехи и издержки.
  • Наш край в 1920 — 1930-е годы.ая мировая война: дискуссионные вопросы.
  • Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
  • Наш край в годы Великой Отечественной войны.
  • От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
  • Конец колониальной эпохи.
  • СССР: триумф и распад.
  • Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
  • Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
  • Наш край на рубеже ХХ—ХХ! веков.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины  требует наличия учебного кабинета «История»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «История»

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- телевизор;

- DVD проигрыватель

Методическое обеспечение дисциплины:

- раздаточный дидактический материал по темам дисциплины «История»;

- КОСы по дисциплине «История» в рамках ОПОП.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Для обучающихся.

Основная

1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История  - М.: Издательский центр «Академия», 2013,2014

2. Самыгин П.С. История : учеб. пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 528 с. – (Среднее профессиональное образование).

3. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с.

4. Кузнецов, И. Н. История [Электронный ресурс] : / И. Н. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 496 с. 

          Дополнительная:

1.Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая   история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.

2.Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.

3.Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

4.Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.

5.Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

Для преподавателей.

Основная:

1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История  - М.: Издательский центр «Академия», 2013,2014

2. Самыгин П.С. История : учеб. пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 528 с. – (Среднее профессиональное образование).

3. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с.

4. Кузнецов, И. Н. История [Электронный ресурс] : / И. Н. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 496 с. 

5.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Дополнительная:

1.        Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2008.

2.        Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2009.

3.        Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2010.

4.        Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2010.

5.        Война в Корее. — СПб., 2008.

6.        Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2009.

7.        Галактионов М. Париж 1914. — М., 2011.

8.        Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2010.

9.        Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2009.

10.        Губер П. Мазарини. — М., 210.

11.        Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2012.

12.        Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2009.

13.        Дроз Ж. История Германии. — М., 2009.

14.        Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2010.

15.        Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2010.

16.        Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2013.

17.        Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 20111.

18.        Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2011.

19.        Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2009.

20.        Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2010.

21.        Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2010.

22.        Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2008.

23.        Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2009.

24.        Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2012.

25.        Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2010.

26.        Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2008.

Интернет-ресурсы:

Основные.

http://www/pomochnik-vsem.ru

 http//www.openclass.ru

http//www.it-n.ru

 http//www.profobrazovanie.org

Дополнительные.

1.HTTP://WWW.ISTORYA.RU/

2.HTTP://HISTORYDOC.EDU.RU/

3.HTTP://MIRASKY.H1.RU/

4.HTTP://WW2.KULICHKI.RU/

5.HTTP://WWW.HARTFORD-HWP.COM/ARCHIVES/60/INDEX.HTML

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

Формы контроля:

- текущий контроль;

- тематический контроль;

- итоговый контроль по дисциплине.

Методы контроля:

- тестовый опрос;

-оценка результатов выполнения самостоятельных работ;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

- выполнение индивидуального проекта

Дифференцированный зачет

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История»  для 5 - 9  класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11  класса. базовый уровень,  Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....