Рабочая программа по истории 5-9 классы
рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.). В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе Примерной программы основного общего образования по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________________ ___________Н.А.Слепцова
«__»_________20__г. «_____»__________20__г. пр №___«__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
5-9 КЛАСС
Учитель: Касаткин Алексей Сергеевич
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011).
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.). В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе Примерной программы основного общего образования по истории
- История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
- История России. Конец XVI –XVIII век.7 класс.
- История России. XIX век. 8 класс.
- История России. XX век. 9 класс.
По курсу «Всеобщая история» программа ориентирована на предметную линию учебников А.А.Вигасина – А.Я. Юдовской издательства «Просвещение»:
- История Древнего мира.5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
- История Средних веков. 6 класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской.
- История Нового времени. 7 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.
- История Нового времени. 8 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.
- История Нового времени. 9 класс. А.Я. Юдовская и другие
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов: «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Цели и задачи изучения предмета.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цели изучения предмета:
формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Задачи изучения истории:
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения
Данная программа является первым опытом создания единой программы изучения курсов истории России и Всеобщей истории по линейной системе изучения истории. Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, издательства «Просвещение». Концепция нового учебно-методического комплекта по Всеобщей истории и Историко-культурный стандарт по Всеобщей истории не приняты. Поэтому в данной программе используется УМК по Всеобщей истории для предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.Я. Юдовской издательства «Просвещения». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень.
Общая характеристика программы курса истории в 5-9 классах.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и истории России. Курс истории России имеет приоритетное значение.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса Всеобщей истории. В данном курсе предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Курс обеспечивают реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывают возможность для вариативного построения курсов истории. Изучение Всеобщей истории в 5—8 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Изучение Всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс Всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и Всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории.
Описание места учебного предмета
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в 5-9 классах в каждом году обучения составляет по 2 часа. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем.
Распределение часов, предназначенных на изучение курсов Всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется в соответствии со стандартом и авторской программой:
Класс | Общее количество часов | История России (кол-во часов) предметная линии учебников под редакцией А.В.Торкунова | Всеобщая история (кол-во часов) предметная линии учебников под редакцией Вигасина – Юдовской |
5 | 68 | --- | 68 |
6 | 68 | 40 | 28 |
7 | 68 | 40 | 28 |
8 | 70 | 44 | 26 |
9 | 68 | 46 | 22 |
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
КЛАСС | ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | ИСТОРИЯ РОССИИ (включая региональный компонент) |
5 | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. | Народы и государства на территории нашей страны в древности |
6 | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в XIII- XVвв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент |
7 | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции. Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. | РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ. Россия в XVI веке. Смута в России. Россия в XVII веке. Культурное пространство. Региональный компонент. |
8 | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота. Великая французская революция | РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ Россия в эпоху преобразований Петра I. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I. Региональный компонент.
|
9 | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг. | IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры. Региональный компонент. . |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. В школьном курсе преобладает пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. Отмечается, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. На учебном предмете уделяется внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Содержание учебного курса «История»
История России. Всеобщая история.
Всеобщая история
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Тематическое планирование
5 класс
История Древнего мира
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Введение. | 1 | |
Что изучает история Древнего мира | ||
Раздел I. Жизнь первобытных людей | 6 | |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 | |
Древнейшие люди | 1 | |
Родовые общины охотников и собирателей | 1 | |
Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 | |
Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | |
Появление неравенства и знати | 1 | |
Повторение | Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества | 1 |
Тема 3. Счёт лет в истории. | Счёт лет в истории. | 1 |
Раздел II. Древний Восток | 18 | |
Тема 4. Древний Египет | 7 | |
Государство на берегах Нила | 1 | |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | |
Жизнь египетского вельможи | 1 | |
Военные походы фараонов | 1 | |
Религия древних египтян | 1 | |
Искусство Древнего Египта | 1 | |
Письменность и знания древних египтян | 1 | |
Повторение | Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян | 1 |
Тема 5. Западная Азия в древности | 7 | |
Древнее Двуречье | 1 | |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | |
Финикийские мореплаватели | 1 | |
Библейские сказания | 1 | |
Древнееврейское царство | 1 | |
Ассирийская держава | 1 | |
Персидская держава «царя царей» | 1 | |
Тема 6. Индия и Китай в древности | 4 | |
Природа и люди Древней Индии | 1 | |
Индийские касты | 1 | |
Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | |
Первый властелин единого Китая | 1 | |
Повторение | Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру | 1 |
Раздел III. Древняя Греция | 20 | |
Тема 7. Древнейшая Греция | 5 | |
Греки и критяне | 1 | |
Микены и Троя | 1 | |
Поэма Гомера «Илиада» | 1 | |
Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | |
Религия древних греков | 1 | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | |
Зарождение демократии в Афинах | 1 | |
Древняя Спарта | 1 | |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | 1 | |
Олимпийские игры в древности | 1 | |
Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | |
Нашествие персидских войск | 1 | |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии | 5 | |
В гаванях афинского порта Пирей | 1 | |
В городе богини Афины | 1 | |
В афинских школах и гимнасиях | 1 | |
В театре Диониса | 1 | |
Афинская демократия при Перикле | 1 | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. | 3 | |
Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | |
Поход Александра Македонского на Восток | 1 | |
В Александрии Египетской | 1 | |
Повторение | Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру | 1 |
Раздел IV. Древний Рим | 17 | |
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | |
Древнейший Рим | 1 | |
Завоевание Римом Италии | 1 | |
Устройство Римской республики | 1 | |
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | |
Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | |
Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 | |
Рабство в Древнем Риме | 1 | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме | 4 | |
Земельный закон братьев Гракхов | 1 | |
Восстание Спартака | 1 | |
Единовластие Цезаря | 1 | |
Установление империи | 1 | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры | 5 | |
Соседи Римской империи | 1 | |
В Риме при императоре Нероне | 1 | |
Первые христиане и их учение | 1 | |
Расцвет Римской империи во II в. | 1 | |
Вечный город и его жители | 1 | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 | |
Римская империя при Константине | 1 | |
Взятие Рима варварами | 1 | |
Итоговое повторение | 2 | |
Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима | 1 | |
Урок-путешествие «Наследие Древнего мира» | 1 | |
Всего уроков | 68 |
Тематическое планирование
6 класс
Всеобщая история. История Средних веков
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
Введение. Живое Средневековье | ||
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 5 | |
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | 1 | |
Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | |
Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | |
Англия в раннее Средневековье | 1 | |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 3 | |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | |
Культура Византии | 1 | |
Образование славянских государств | 1 | |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. | 2 | |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | |
Культура стран халифата | 1 | |
Тема 4. Феодалы и крестьяне | ||
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке | 1 | |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | |
Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 | |
Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | 1 | |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 | |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | |
Крестовые походы | 1 | |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 6 | |
Как происходило объединение Франции | 1 | |
Что англичане считают началом своих свобод | 1 | |
Столетняя война | 1 | |
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | 1 | |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | |
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 | |
Гуситское движение в Чехии | ||
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | ||
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века | 3 | |
Образование, научные открытия и изобретения | 1 | |
Средневековая литература и искусство | 1 | |
Культура раннего Возрождения в Италии | 1 | |
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | ||
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 | |
Итоговое повторение | Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества» | 1 |
Итого уроков | 28 |
История России
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
Наша Родина - Россия | ||
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | |
Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | |
Образование первых государств | 1 | |
Восточные славяне и их соседи | 1 | |
История заселения территории родного края в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию темы 1) | 1 | |
Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. | 11 | |
Первые известия о Руси | 1 | |
Становление Древнерусского государства | 1 | |
Становление Древнерусского государства | 1 | |
Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | |
Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | |
Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | |
Место и роль Руси в Европе. | 1 | |
Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 | |
Повседневная жизнь населения | 1 | |
Урок истории и культуры родного края в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию темы 2) | 1 | |
Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 | |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | |
Владимиро-Суздальское княжество | 1 | |
Новгородская республика | 1 | |
Южные и юго-западные русские княжества | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.» | 1 | |
Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 | |
Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | |
Батыево нашествие на Русь | 1 | |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | |
Литовское государство и Русь | 1 | |
Усиление Московского княжества | 1 | |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | 1 | |
Родной край в истории и культуре Руси | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | 1 | |
Тема 5. Формирование единого Русского государства | ||
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | ||
Московское княжество в первой половине XV в. | ||
Распад Золотой Орды и его последствия | ||
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | ||
Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | ||
Человек в Российском государстве второй половины XV в. | ||
Формирование культурного пространства единого Российского государства | ||
Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы «Формирование единого Русского государства» | ||
Всего уроков | 40 |
Тематическое планирование
7 класс
История России
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Тема 1. Россия в XVI в. | 20 | |
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | |
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | |
Формирование единых государств в Европе и России | 1 | |
Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | |
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1 | |
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1 | |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | |
Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 1 | |
Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 1 | |
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | |
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | |
Опричнина | 1 | |
Опричнина | 1 | |
Россия в конце XVI в. | 1 | |
Церковь и государство в XVI в. | 1 | |
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | |
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 1 | |
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых | 20 | |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. | 1 | |
Смута в Российском государстве | 1 | |
Смута в Российском государстве | 1 | |
Окончание Смутного времени | 1 | |
Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | |
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | |
Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | |
Народные движения в XVII в. | 1 | |
Россия в системе международных отношений | 1 | |
Россия в системе международных отношений | 1 | |
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | |
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | |
Народы России в XVII в. | 1 | |
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | |
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | |
Культура народов России в XVII в. | 1 | |
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | |
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | |
Повторительно-обобщающие уроки по теме: «Смутное время», «Россия при первых Романовых» | 1 | |
Повторительно-обобщающие уроки по теме: «Смутное время», «Россия при первых Романовых» | 1 | |
Всего уроков | 40 |
Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
От Средневековья к Новому времени | ||
Тема 1. Мир в начале Нового времени | 13 | |
Великие географические открытия | 1 | |
Великие географические открытия | 1 | |
Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. | 1 | |
Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | |
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | 1 | |
Великие гуманисты Европы | 1 | |
Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | |
Рождение новой европейской науки. | 1 | |
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | 1 | |
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 | |
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | |
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени» | 1 | |
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения | 14 | |
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций | 1 | |
Революция в Англии. | 1 | |
Путь к парламентской монархии | 1 | |
Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI – XVIII вв." | 1 | |
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения | 1 | |
На пути к индустриальной эре | 1 | |
Английские колонии в Северной Америке | 1 | |
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки | 1 | |
Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции | 1 | |
Французская революция. От монархии к республике | 1 | |
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 1 | |
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок "Основные проблемы и ключевые события раннего Нового времени" | 1 | |
Всего уроков | 28 |
Тематическое планирование
8 класс
История России
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Введение | ||
У истоков российской модернизации | 1 | |
Тема 1. Россия в эпоху преобразования Петра I | 14 | |
Россия и Европа в конце XVII в. | 1 | |
Предпосылки Петровских реформ | 1 | |
Начало правления Петра I | 1 | |
Великая Северная война 1700—1721 гг. | 1 | |
Реформы управления Петра I | 1 | |
Экономическая политика Петра I | 1 | |
Российское общество в Петровскую эпоху | 1 | |
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 | |
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 | |
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 | |
Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | |
Значение петровских преобразований в истории страны | 1 | |
Значение петровских преобразований в истории страны | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» | 1 | |
Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 | |
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) | 1 | |
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) | 1 | |
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | 1 | |
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | 1 | |
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I» | 1 | |
Тема 3. Российская империя при Екатерине II | 11 | |
Россия в системе международных отношений | 1 | |
Внутренняя политика Екатерины II | 1 | |
Внутренняя политика Екатерины II | 1 | |
Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 | |
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | 1 | |
Народные движения. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 1 | |
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 1 | |
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | 1 | |
Внешняя политика Екатерины II | 1 | |
Освоение Новороссии и Крыма | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II» | 1 | |
Тема 4. Россия при Павле I | 3 | |
Внутренняя политика Павла I | 1 | |
Внешняя политика Павла I | 1 | |
Внешняя политика Павла I | 1 | |
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 9 | |
Общественная мысль, публицистика, литература | 1 | |
Образование в России в XVIII в. | 1 | |
Российская наука и техника в XVIII в. | 1 | |
Русская архитектура XVIII в. | 1 | |
Живопись и скульптура | 1 | |
Музыкальное и театральное искусство | 1 | |
Народы России в XVIII в. | 1 | |
Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в» | 1 | |
Всего уроков | 44 |
Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1900
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
От традиционного общества к обществу индустриальному. | ||
Тема 1. Становление индустриального общества | 6 | |
Индустриальные революции: достижения и проблемы | 1 | |
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире | 1 | |
Наука: создание научной картины мира | 1 | |
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. | 1 | |
Искусство в поисках новой картины мира | 1 | |
Либералы, консерваторы и социалисты | 1 | |
Тема 2. Строительство новой Европы | 7 | |
Консульство и образование наполеоновской империи | 1 | |
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 1 | |
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию | 1 | |
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к политическому кризису | 1 | |
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | 1 | |
Германия: на пути к единству. "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?" | 1 | |
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | 1 | |
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Америка в XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | 11 | |
Германская империя: борьба за "место под солнцем" | 1 | |
Великобритания: конец Викторианской эпохи | 1 | |
Франция: Третья республика | 1 | |
Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | 1 | |
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства, сохранение республики | 1 | |
США: империализм и вступление в мировую политику | 1 | |
Латинская Америка в XIX в.: время перемен | 1 | |
Япония на пути модернизации. Китай: традиции против модернизации | 1 | |
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | 1 | |
Африка: континент в эпоху перемен | 1 | |
Международные отношения: обострение противоречий | 1 | |
Подведение итогов | ||
Итоговый урок. Историческое и культурное наследие Нового времени | 1 | |
Всего уроков | 26 |
Тематическое планирование
9 класс
История России
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Тема 1. Россия в первой четверти XIX века | 11 | |
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | 1 | |
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1 | |
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | |
Отечественная война 1812 г. | 1 | |
Отечественная война 1812 г. | 1 | |
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | |
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | 1 | |
Национальная политика Александра I | 1 | |
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | |
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в первой четверти XIX века" | 1 | |
Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. | 8 | |
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | |
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | |
Общественное движение при Николае I | 1 | |
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | |
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. | 1 | |
Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | |
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 1 | |
Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ | 8 | |
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | |
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | |
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | |
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | |
Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | |
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 1 | |
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в эпоху Великих реформ" | 1 | |
Тема 4. Россия в 1880—1890-е гг. | 8 | |
Александр III: особенности внутренней политики | 1 | |
Перемены в экономике и социальном строе | 1 | |
Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. | 1 | |
Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | |
Внешняя политика Александра III | 1 | |
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | |
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в 1880—1890-е гг." | 1 | |
Тема 5. Россия в начале XX в. | 11 | |
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. | 1 | |
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 1 | |
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | |
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | |
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | |
Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | |
Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | |
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | |
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 1 | |
Серебряный век русской культуры | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале ХХ века» | 1 | |
Всего уроков | 46 |
Всеобщая история. История Нового времени XIX – начала ХХ вв.
Тема | Уроки | Кол-во часов |
Тема 1. Начало индустриальной эпохи | 6 | |
Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в. | 1 | |
Меняющееся общество | 1 | |
Век демократизации | 1 | |
«Великие идеологии» | 1 | |
Образование и наука | 1 | |
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. | 1 | |
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века | 7 | |
Консульство и империя Наполеона Бонапарта | 1 | |
Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи | 1 | |
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | |
«От Альп до Сицилии»: объединение Италии | 1 | |
Германия в первой половине XIX в. | 1 | |
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. | 1 | |
США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост | 1 | |
Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале ХХ в. | 3 | |
Страны Азии в XIX – начале ХХ в. | 1 | |
Африка в XIX – начале ХХ в. | ||
Латинская Америка: нелёгкий груз независимости | 1 | |
Тема 4. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале ХХ вв. | 4 | |
Страны Европы во второй половине XIX – начале ХХ вв. | 1 | |
Страны Европы во второй половине XIX – начале ХХ вв. | 1 | |
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | |
Международные отношения в XIX – начале ХХ вв. | 1 | |
Повторение | 2 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные итоги истории XIX – начале ХХ вв.» | 1 | |
Защита творческих работ или проекта | 1 | |
Всего уроков | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...