Разработка урока истории в 10 классе "Период реакции. Декабристы"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Репин Александр Эрнестович

Разработка урока истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon period_reaktsii._dekabristy._10_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории России в 10 классе

«Период реакции. Декабристы»

                           

Тема урока: «Период реакции. Декабристы»

Цель урока:

Сформировать представление о развития декабристского движения в России

Задачи урока:

  • развивающая — развитие у учащихся навыков работы в паре, заполнения таблицы, работы с электронными образовательными ресурсами, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
  • образовательная — выяснение причин возникновения движения декабристов, целей участников тайных организаций, значения восстания на Сенатской площади;
  • воспитательная — формирование ценностных суждений, воспитание коллективизма и патриотизма.

Материалы:

• раздаточный материал (опорный план анализа программы декабристских обществ)

• материалы образовательного портала Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/start/

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, модем для подключения к сети Интернет, смартфоны обучающихся для работы с электронным образовательным ресурсом.
Формирование УУД:

- регулятивные: определять цель и действовать по плану;

- познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее;

- коммуникативные: сотрудничество на уроке во время работы в паре, доносить свою позицию;

- личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные мотивы, самоопределяться в системе ценностей.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания.

II. Этап актуализации знаний

Обращение к материалу прошлого урока.

Вопрос для класса: почему война 1812 года получила название Отечественной?

Варианты ответа обучающихся: совместный выбор правильного ответа.

Переход к изучению новой темы: чем можно объяснить появление тайных обществ после войны 1812 года.

III. Этап усвоения новых знаний

В начале урока озвучить эпиграф урока:

                                                                                        Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

                                                                                       Мой друг, Отчизне посвятим

                                                                                       Души прекрасные порывы!

                                                                                                                  А.С. Пушкин

Исходя из эпиграфа к уроку обучающиеся должны  сформулировать тему нашего урока.

Определить результат восстания декабристов.

В конце урока  нужно будет ответить на вопрос: Декабристы – истинные и верные сыны или группа заговорщиков – предателей своего класса?


Что нам надо выяснить, чтобы изучить данную тему?

Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель обобщает ответы:

1. Причины зарождения движения декабристов
2. Ранние декабристские организации, Северное и Южное общество

3. Значение восстания декабристов        .

  1. Причины зарождения движения декабристов

Работа и анализ схемы-таблицы:

Время реформ

«Дней Александровых прекрасное начало»

Отечественная война 1812 года

Время отказа от реформ

Возникновение тайных обществ (декабристских)

«Негласный комитет»

А.А. Аракчеев

Сравнить время реформ и время после 1812 года.

Найти причины поворота во внутренней политике Александра I.

Работа по определению причинно-следственных связей.

Как вы думаете, каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов?

Причины зарождения движения декабристов.

  1. Желание дворян помочь народу, победившему лучшую в мире             французскую армию.
  2. Заграничные походы русской армии 1813 – 1815 годов и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств
  3. Желание предотвратить возможность повторения «пугачевщины».
  4. Изменение политики Александра I.
  5. Влияние идей европейского просвещения (теории народного суверенитета, демократии, социальной справедливости) и особенно его революционного направления.

  1. Ранние декабристские организации, Северное и Южное общество

Работа в парах. Использование ресурса https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/main/

Каждая пара получает опорный план анализа программы декабристских обществ

1. Форма правления

2. Метод прихода к власти

3. Форма государственного устройства

4. Решение вопроса о крепостном праве

Пара №1 – «Союз спасения» 1816-1818гг.

Пара №2 – «Союз благоденствия» 1818-1821гг.

Пара №3 – «Северное общество» 1821-1825гг.

Пара №4 – «Южное общество» 1821-1825гг.

Элемент ролевой игры – выступление ученика от имени руководителя тайных обществ.

Назовите главные отличия программ Северного и Южного обществ.

Записи в тетради:

- Северное общество предусматривало  форму правления  - конституционную монархию, Южное общество – республику;

- территориальное устройство, согласно программе Северного общества - федеративное государство, Южного общества – унитарное государство;

- Северное общество считало, что частная собственность неприкосновенна, Южное общество полагало, что земля должна быть разделена на частную и общественную, и предлагало провести частичную конфискацию помещичьих земель.

 

3. Значение восстания декабристов

Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?

Российская империя в рассматриваемый исторический период была абсолютной монархией. Программа Н. Муравьёва предполагала лишь ограничить власть государя Конституцией, поэтому её реализовать было легче. Кроме этого «Северное общество» выступало с менее радикальными предложениями по решению аграрного вопроса.

Поведение итогов парной работы.

IV. Этап закрепления новых знаний

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Зачитывают вслух проблемный вопрос: «Декабристы – истинные и верные сыны или группа заговорщиков – предателей своего класса?»

Организация дебатов

                                     Класс делится на две группы:

1 группа: те, кто согласны, что декабристы – истинные и верные сыны Отечества.

2 группа: те, кто считают, что декабристы - группа заговорщиков – предателей своего класса.

В течение 5 минут группы готовят аргументы, по заданным утверждениям, после чего проводятся дебаты, на основе предлагаемых аргументов каждой стороны.

УЧИТЕЛЬ: Перед вами 2 квадрата: красный означает, что декабристы – истинные и верные сыны Отечества, зелёный -  декабристы – группа заговорщиков – предателей своего класса. Передайте мне тот квадрат, который соответствует вашему убеждению.

Проводится подсчёт голосов.

Учитель (обращается к классу):  Исходя из результатов вашего голосования: декабристы – истинные и верные сыны Отечества. Точно также считали многие люди искусства. История – это наука, изучающая прошлое, настоящее и будущее. Есть ли связь между изученной нами сегодня темой и современностью.

 Заслушиваются ответы учеников. 

Выполнение задания на ресурсе https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/control/1/#187816

V этап. Домашнее задание.

 

Прочитать параграф «Период реакции. Декабристы». Подготовка к письменной работе.

Выполнение заданий на образовательном портале Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/control/2/#187819

VI. Рефлексия:

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Восстание декабристов"

Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...

Урок истории 8 класс"Восстание декабристов"

Конспект урока истории России в 8 классе по программе "Школа 2100"...

Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.

Технологическая карта урока истории. 8 класс.  Движение декабристов и восстание на Сенатской площади....

Презентация к уроку истории на тему "Восстание декабристов" 8 или 10 класс

Презентация подойдет к уроку на тему Воссстание декабристов как для 8, так и для 10 классов...

Разработка урока "Наш край - частица России. Декабристы в Сибири".

Урок-закрепление "Наш край - частица России. Декабристы в Сибири" с применением краевого материала....

Конспект урока истории на тему: "Восстание декабристов"

Тема урока: Восстание декабристовЦельДать представление о восстании, которое произошло в Петербурге                14 декабре...

Конспект урока истории на тему: "Движение декабристов"

Тема урока: Движение декабристовконспект урока по истории (10 класс)Образовательные задачи:На основе знаний учащихся о экономическом развитии России в начале XIX века, особенностях политического строя...