Конспект урока истории на тему: "Восстание декабристов"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Лежепёков Алексей Николаевич

Тема урока: Восстание декабристов

Цель

Дать представление о восстании, которое произошло в Петербурге                14 декабре 1825 года и его последствиях для России.

Задачи

Образовательные: выяснить значение восстания на Сенатской площади;

проанализировать, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;

выяснить ошибки декабристов; проследить ход восстания.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей; продолжать развивать навыки устной и письменной речи (выделение нужных материалов из текста, подчеркивание ключевых слов, составление полных и развернутых, требующих аргументации ответов).

развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Воспитательные: сформировать чувство глубокого уважения к мужеству людей, вставших на защиту угнетенного и обездоленного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanie_dekabristov.docx24.31 КБ
Microsoft Office document icon Берлинская операция 1945г.54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Восстание декабристов

Цель

Дать представление о восстании, которое произошло в Петербурге                14 декабре 1825 года и его последствиях для России.

Задачи

Образовательные: выяснить значение восстания на Сенатской площади;

проанализировать, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;

выяснить ошибки декабристов; проследить ход восстания.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей; продолжать развивать навыки устной и письменной речи (выделение нужных материалов из текста, подчеркивание ключевых слов, составление полных и развернутых, требующих аргументации ответов).

развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Воспитательные: сформировать чувство глубокого уважения к мужеству людей, вставших на защиту угнетенного и обездоленного народа.

Основные знания

Присяга — клятва в верности новому императору; декабристы — члены тайного общества, восставшие 14 декабре 1825 года против царского режима; каторга — особый вид наказания за преступления в России с привлечением к тяжелому физическому труду.

Основные термины и понятия

Присяга, декабристы, династический кризис, каторга.

Оборудование и материалы

Иллюстрации «Восстание декабристов на Сенатской площади», «Декабристов-каторжан ведут на поселение»; портреты С.П. Трубецкого, М.А. Милорадовича.

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,

воспитанников

Оргмомент

Повторение

пройденного

материала

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь?

Почему в России появились тайные общества?

С помощью таблицы «Тайные общества» вспоминают следующее:

1. Какие общества возникли в России?

2. Кто возглавлял тайные общества?

3. Какие программы были составлены членами обществ?

4. Какие преобразования члены обществ хотели осуществить в России?

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.

С помощью таблицы дают ответы на вопросы.

Тайные общества

Название

общества

Северное общество

Южное общество

Руководители

Никита Михайлович

Муравьев

Павел Иванович

Пестель

Программа

обществ

«Конституция»

«Русская правда»

Цели и задачи

1. Ограничить власть

императора

2. Ввести новый орган — Народное вече.

3. Отменить крепостное право и уничтожить военные

поселения.

1. Ликвидировать власть

императора. Установить республику.

2. Отменить крепостное

право и ликвидировать

военные поселения.

3. Земля делилась между помещиками и крестьянами.

Актуализация знаний,

объявление

новой темы

Вводное слово учителя.

Во время правления Александра I в России появились тайные общества.

Состояли они из офицеров-дворян.

Эти общества хотели изменить государственное устройство в стране и

уничтожить крепостное право. Но они

понимали, что ни помещики, ни царь

добровольно не откажутся от власти

и богатства. Освободить народ можно

было только вооруженным путем.

Сообщение темы урока: «Восстание

декабристов».

Слушают учителя.

Записывают тему урока в тетради.

Изучение

нового материала

Рассказ учителя.

Руководители тайных обществ готовились провести восстание в 1826 году.

Но в 1825 году умирает Александр I.

Слушают учителя.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,

воспитанников

Династический кризис 

Императором должен был стать его

брат Константин Павлович

Но из-за женитьбы на польской графине Жанетте Грудзинской 14 января 1822 года Константин Павлович отрекся от престола. Акт отречения держался в тайне и после смерти Александра I, с 20 ноября по 14 декабря 1825 года, до официального обнародования акта, Константин Павлович считался российским императором. Следовательно, наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества. Этой заминкой и решили воспользоваться дворяне-революционеры, ускорив свое выступление. “Переприсяга” новому императору Николаю I была назначена на 14 декабря. На этот день и было назначено выступление членов Северного общества.

Члены тайного общества решили поднять полки, собрать войско на Сенатской площади и не присягать новому императору.

Руководителем был выбран Сергей

Петрович Трубецкой.

Демонстрация портрета Трубецкого

Сергея Петровича.

Восстание решили начать 14 декабря 1825 года. Поэтому членов тайного общества в дальнейшем стали

называть декабристами.

Словарная работа: декабристы.

Запомните! 14 декабря 1825 года —

восстание декабристов.

Демонстрация иллюстрации «Восстание декабристов на Сенатской площади».

Работа с текстом учебника.

Комментированное чтение.

– Где выстроились полки?

– Какое количество солдат собралось на площади?

– Почему полки так долго простояли

на площади?

– Кто окружил восставшие полки?

– Кто прибыл на площадь уговаривать восставших?

Демонстрация портрета М.А. Милорадовича.

– Что послужило сигналом к решительным действиям?

– Кто отдал приказ открыть огонь по восставшим?

Раздался первый артиллерийский

залп. Но многие солдаты отказывались стрелять по своим. Декабристы

на это рассчитывали. Они не стали

открывать ответный огонь. Но когда последовали один за другим вы-

стрелы, восставшие побежали. Они

бросились на другой берег Невы, но

ядра разбивали неокрепший лед и

люди стали тонуть.

– Когда было подавлено восстание?

– Как поступили с восставшими?

Словарная работа: каторга.

Задание. Найдите в тексте учебника,

сведения о наказании декабристов.

Контролирует выполнение задания.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Декабристы и их жены».

Демонстрация портретов М.Н. Вол-

конской, А.Г. Муравьевой.

– В каких условиях жили на каторге

декабристы?

– Кто из жен декабристов поехал

к своему мужу в Сибирь?

– Чем занимались в Сибири жены

декабристов?

Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.

Рассказ учителя

Рассматривают портрет

С.П. Трубецкого.

Знакомятся с объяснением

нового понятия.

Записывают в тетради: 14 декабря 1825 года — восстание

декабристов.

Рассматривают иллюстрацию.

Один учащийся читает,

остальные следят.

Дают полные и развернутые

ответы.

Рассматривают портрет

М.А. Милорадовича.

Слушают учителя.

Дают ответы.

Задание выполняют самостоятельно, устно.

Один учащийся дает ответ,

остальные сверяют их.

Один учащийся читает,

остальные следят.

Рассматривают портреты

М.Н. Трубецкой, А.Г. Муравьевой.

Дают ответы.

Слушают вывод по теме.

Первичное

закрепление нового

материала

Фронтальная работа.

1. Почему члены тайного общества

решили выступить

14 декабря 1825 года?

2. Где произошло восстание?

3. Почему к восставшим послали героя Отечественной войны

М.И. Милорадовича?

4. Чем закончилось восстание?

5. Какие наказания получили декабристы?

6. Кто поддерживал декабристов в Сибири?

Участвуют во фронтальной

работе.

Дают полные и развернутые

ответы.

Рефлексия

Считаете ли вы подвигом отъезд жен

декабристов к ним в Сибирь?

Назовите причины неудачи восстания 14 декабря 1825г.

Дают ответ.

Подведение

итогов

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее

задание

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы письменно на один из предложенных вопросов:

  1. Как вы считаете, можно ли назвать этих деятелей «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от людей своего времени?
  2. Почему я стал членом тайного общества? (от имени одного из участников)

Записывают домашнее задание в дневник.



Предварительный просмотр:

ОКОУ «Школа-интернат №3» г. Курска

Открытый урок по Истории Отечества посвященный 80 годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Взятие Берлина»

Подготовила:

учитель

Лежепёков А.Н.

Курск, 2025г.

Тема урока: Взятие Берлина

Класс: 9а

Дата: 13.03.2025 г.

Цель: Сформировать у обучающихся общее представление о значимости Берлинской операции 1945г..

Задачи

Образовательные: представить сведения, что весной 1945 года продолжилась освободительная миссия Красной Армии в Европе; показать особенности и значение Берлинской операции; раскрыть историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: развивать умения выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к своему героическому народу и Отечеству.

Основные знания: 9 мая 1945 года — подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии;

Исторические понятия, словарь: капитуляция, Знамя «Победы», День Победы,.

Ожидаемые результаты:

  • Знать и называть имена, фамилии руководителей СССР, Англии, США, Германии в период 1941-1945 гг., узнавать их на снимках.
  • Знать карту движения советских войск  при освобождении Европы от немецких оккупантов.
  • Знать дату взятия Берлина, имена и фамилии советских бойцов, водрузивших Знамя Победы над Рейхстагом.
  • Знать три выдающихся имени советских полководцев (Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.).
  • Знать дату празднования Дня Победы в России.

Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска карты «Великая Отечественная война 1944–1945 гг.», «Штурм Берлина», фотопортреты выдающихся советских полководцев (Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.), презентация  с материалами и  заданиями.

 

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

 - Какую тему вы изучали на прошлом уроке?  (Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция).

 - О чем шла речь?

 - Покажите на карте страны Европы, которые были освобождены советскими войсками и войсками союзников?

 (Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Болгария, Югославия) Работа с картой на экране.

 - Встреча руководителей каких стран состоялась в феврале 1945 года? ( Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль.)

Работа с фотографиями руководителей СССР, США, Великобритании.

 - Кто изображен на этих фотографиях?

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы.

 - К началу апреля 1945 года Красной Армией были освобождены территории Венгрии, Польши, Восточной Пруссии. Показ на карте.

Германия, вынужденная вести войну на два фронта, быстро теряла свои силы, но продолжала сосредотачивать военные силы на советско-германском фронте. Советско-германский фронт для Гитлера оставался главным и важным.

Советские солдаты двигались все дальше на Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой и без помощи западных союзников.

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА». Запись на доске и в тетради.

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа с картой на экране.

- Покажите на карте страны, которые были освобождены Красной Армией к апрелю 1945 года. Показывая, называйте их. (Финляндия, Норвегия, Польша, Румыния, Болгария, Австрия, Югославия)

  1. Работа с текстом учебника, С. 200,  2 абзац. Комментированное чтение.

 - Какие войска Красной Армии двигались на столицу Германии?

 - Кто возглавлял 1-й Белорусский фронт? (Жуков Г.К.)

 - Кто возглавлял 2-й Белорусский фронт? (Рокоссовский К.К.)

 - Кто возглавлял 1-й Украинский фронт? (Конев И.С.)

 - Какова была численность Советской армии на этом направлении? (Более 2 млн человек)

  1. Работа с фотографией учебника С. 194.

 - Посмотрите фотографию военачальников Великой Отечественной войне. Укажите на этой фотографии Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С. Проверка выполнения задания.

  1. Рассказ учителя о взятии Берлина. Показ по карте «Штурм Берлина».

 - Гитлеровцы предприняли значительные усилия для обороны столицы: были построены укрепления на подступах к Берлину; на защиту города были брошены 200 батальонов, в которых воевали подростки 15-17 лет.

Но советские войска 21 апреля подошли к южным подступам Берлина, а 24 апреля окружили город. Попытки спасти столицу Гитлеру не удалось, даже перебросив дополнительные войска с Западного фронта. Завязались ожесточенные уличные бои уже в самом Берлине.

  1. Работа с картой на экране.

 - Покажите город Берлин?

 - Расположения 1-й Белорусского фронта, 2-й Белорусского фронта, 1-й Украинского фронта?

 - Укрепления немцев на подступах к Берлину?

 - Покажите направления Советской армии, немецких войск, действия союзных войск?

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы с текстом учебника, С. 202. Комментированное чтение.

25 апреля 1945 года произошла историческая встреча союзников советской и американской армий на реке Эльбе, в Германии.

Беседа по прочитанному:

 - Как звали бойцов 150-й стрелковой дивизии, водрузивших Знамя Победы? (сержанты Михаил Егоров и Мелитон  Кантария)

 - Где и когда было водружено Знамя Победы? (1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине )

Работа с фотографией на С. 203.

 - Посмотрите на фотографию на странице 203? Что вы видите?

1 мая 1945 ГОДА – ВОДРУЖЕНИЕ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ НАД ПАРЛАМЕНТОМ ГЕРМАНИИ. Запись в тетради и на доске.

  1. Рассказ учителя.

9 мая 1945 года представители СССР,США, Великобритании и гитлеровского военного руководства подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР подпись под актом поставил маршал Жуков Г.К.

9 МАЯ 1945 ГОДА  - АКТ О БЕЗОГОВОРОЧНОЙ КАПИТУЛЯЦИИ ГЕРМАНИИ. Запись на доске и в тетради.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : КАПИТУЛЯЦИЯ – ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ И СДАЧА ПОБЕДИТЕЛЮ НА УСЛОВИЯХ, ИМ ПРОДИКТОВАННЫХ. Запись на доске и в тетради.

Работа с фотографией на С. 202.

 - Посмотрите на фото на С. 202, как она называется?

 - Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии?

 С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме (пригороде Берлина) состоялась третья конференция глав государств-победителей. Советскую делегацию представлял И. В. Сталин.  Главным вопросом конференции являлся вопрос о будущем Германии. Было решено разоружить ее и полностью уничтожить остатки фашистской власти. На территорию Германии должны были вступить войска стран-победительниц. Германию обязали возместить ущерб СССР как стране, наиболее пострадавшей от войны. Участники конференции согласились с тем, что необходимо передать военных преступников трибуналу.  

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : ТРИБУНАЛ - СУД НАД ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ.

Работа с иллюстрацией П. А. Кривоногова «Победа»

  1. Продолжение работы с текстом учебника, С. 202. Комментированное чтение.

 - Когда закончилась война для нашей страны? ( 9 мая 1945 года)

 - Какой праздник мы отмечаем в этот день? (День Победы)

  1. Первичное закрепление. 

 - Войска каких фронтов участвовали во взятии Берлина?

 - Кто это? Работа с фотографиями советских полководцев Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.

 - Кто и когда водрузил Знамя Победы на здание Рейхстага Германии?

Тестовые задания на экране:

1.) Какого числа советские войска водрузили Знамя Победы над Рейхстагом?

а) 30 марта;

б) 30 июня;

в) 1 мая.

  2.) Капитуляция Германии была подписана:

а) 30 марта 1945г.;

б) 9 мая 1945 г;

в) 1 сентября 1945 г.

  3.) Советский военачальник, подписавший акт о капитуляции Германии от имени СССР:

а) Г. К. Жуков;

б) К. К. Рокоссовский;

в) И. С. Конев.

  4.) Предварительный Акт о капитуляции Германии был подписан:

а) в Потсдаме;

б) в Брюсселе;

в) в Париже.

  5.) Предварительный Акт о капитуляции Германии был подписан:

а) в Потсдаме;

б) в Брюсселе;

в) в Париже.

  1. Рефлексия

 - Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал …»

 - Продолжите мою фразу: « Мне сегодня понравилось больше всего…»

 - Продолжите фразу: «Мне сегодня было трудно …»

 - За работу на уроке я бы поставил себе …

  1. Подведения итогов. Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Восстание декабристов"

Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...

Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"

Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"...

Презентация к уроку истории на тему "Восстание декабристов" 8 или 10 класс

Презентация подойдет к уроку на тему Воссстание декабристов как для 8, так и для 10 классов...

Альбом по дисциплине БД.04 История на тему: "Восстание декабристов"

Альбом по дисциплине БД.04 История на тему: "Восстание декабристов"...

Конспект урока истории на тему: "Движение декабристов"

Тема урока: Движение декабристовконспект урока по истории (10 класс)Образовательные задачи:На основе знаний учащихся о экономическом развитии России в начале XIX века, особенностях политического строя...

Технологическая карта урока истории по теме «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва» с применением метода проблемного изложения

Урок разработан для обучающихся 8 класса по теме "Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва"...

Конспект урока 8 класс .Тема "Восстание под предводительством Емельяна Пугачева"

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.Планируемые результаты:...