Технологическая карта урока истории по теме «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва» с применением метода проблемного изложения
план-конспект урока по истории (8 класс)

Макарова Светлана Николаевна

Урок разработан для обучающихся 8 класса по теме "Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx387.52 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: методическая разработка урока истории

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии»

Технологическая карта урока по теме

«Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва»

с применением метода проблемного изложения

Предмет

История России

Класс

8

Тема

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

Цели

Предметная: дать характеристику восстания под предводительством Е. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий.

Метапредметная: способствовать формированию навыков характеризовать историческую личность на примере лидера народного восстания Е. И. Пугачева; анализировать документы, обобщать и делать выводы, продолжать развивать умения работать с исторической картой; находить связь между прошлым и настоящим

Личностная: формировать интерес учащихся к историческому наследию своей страны; воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, уважения к русскому народу, Отечеству

Задачи

- установить личность Емельяна Ивановича Пугачёва, хронологические рамки восстания;

- выявить основных участников и причины их недовольства, а также, что послужило поводом к восстанию;

- изучить основные события восстания и её итоги;

- продолжать развитие умения сравнивать, выделяя общее и различное, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами;

- продолжать формирование чувства любви к Родине, уважения к её прошлому, богатому на события яркие и неоднозначные события, к многонациональному российскому народу, к народным вождям, способным на самопожертвование ради счастья обездоленных.

УУД

Личностные: формировать полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.       

Регулятивныепланировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Познавательные: овладеть базовыми понятиями, уметь находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные:  вести диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивать собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, уметь организовать общение.

Результаты

Предметные: развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий; объяснения фактов; выработка умений давать оценку историческим событиям и процесса, деятельности исторических личностей.

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции; уважение к истории и культуре своего и других народов.

Метапредметные: способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками; формирование умения определят цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществлять самоконтроль и самооценку

Основные понятия

крестьянская война, предводитель восстания, народные массы, самодержавная власть, работные люди, государственные крестьяне, крепостные крестьяне

Формы учебной работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Технология

Кейс - технология

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

 УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих.
  2. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

На доске записан эпиграф: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин)

Вопросы:

- о каком бунте пишет Пушкин А.С.

- почему он называет Русский бунт «беспощадным»?

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Знакомятся с эпиграфом, озвучивают свои предположения. Формулируют тему урока.

Личностные УУД: формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

  1. ⅠⅠ. Проверка знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Вопрос и задание

1. Как вы думаете, почему Уложенная комиссия так и не завершила свою деятельность: не создала нового Уложения, свода законов Российской империи?

2. Тестовое задание 1

1. Жалованная грамота дворянству была издана:

а) в 1767 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г.

2. Губернская реформа была проведена:

а) в 1773 г. б) в 1775 г. в) в 1783 г.

3. Подготовить свод законов Российской империи должно было:

а) Вольное экономическое общество

б) Уложенная комиссия

в) Верховный тайный совет

4. Политику Екатерины II называют:

а) республиканской

б) «просвещенным абсолютизмом»

в) жалованным абсолютизмом

5. Указ, разрешавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь, был издан:

а) в 1765 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г.

Тестовое задание 2

1. Передача монастырских и церковных земель в государственное управление:

а) меркантилизм

б) рекрутчина

в) секуляризация

2. Запорожская Сечь была ликвидирована:

а) в 1775 г. б) в 1783 г. в) в 1887 г.

3. Крепостное право на Украине было введено:

а) в 1765 г. б) в 1783 г. в) в 1785 г.

4. Указ, по которому разрешалось свободно открывать типографии, был издан:

а) в 1765 г. б) в 1775 г. в) в 1783 г.

5. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву», в котором показаны все ужасы крепостной зависимости крестьян:

а) А. Н. Радищев

б) Н. И. Новиков

в) Феофан Прокопович

Слушают учителя, выполняют задания

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения задания

«В 1773 году на одном из постоялых дворов объявился «чудом воскресший» император Петр 3. К «государю» стали прибывать казаки. Первые не поверили в то, что этот человек – царь, но захотели воспользоваться случаем и решить свои казачьи проблемы. Прибывшим позднее «император» показал на теле особые отметины, которые, по народному поверью, должны были быть у всех правителей, - то ли двуглавый орел, то ли царский герб. На вопрос о происхождении отметин «государь» по-царски произнес: «А то, други мои, простым людям ведать не подобает». Не знали доверчивые казаки, что этот «среднего роста , сухощавый, русоволосый человек с черной с проседью бородой и карими глазами» совсем не император Петр III, а донской казак Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Поклонившись «государю Петру Фёдоровичу», казаки сделали свой выбор…

Так начиналось казацкое восстание, переросшее в длительную и кровавую войну, именую в России «пугачевщиной». Это было четвертое по счету жестокое противостояние народа и власти.

Вопросы:

-Какие еще проходили восстания?

-Какова была причина народных волнений?

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

 Размышляют о теме урока, формулируют ее и записывают в тетрадь. Формулируют проблемный вопрос: «Действительно ли восстание под предводительством Пугачева могло быть победоносным или это всего лишь смелые заявления исследователей»

Личностные УУД: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения поставленной задачи.

III.Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися новых знаний по теме урока 

Предлагаю вам послушать диалог.

В.- Откуда вы родом?

О. - Из станицы Зимовейской на Дону.

В.- Вам приходилось воевать?

О.-Да, воевал: в семилетней войне, русско-турецкой. Сражался храбро, за что был повышен в чине хорунжего,в 1771г. дезертировал, был пойман, бежал…

В. - Какой нашли выход из своего положения?

О.- Объявил себя «чудесно спасшимся» императором Петром 3.

В.- Что делали для привлечения на свою сторону?

О. -Рассылал «прелестные грамоты»

В. -Вы хотели нажиться на чужих страданиях?

О. -Нет, я хотел добиться справедливости, чтобы народ не страдал…

В.- Пытались вы склонить на свою сторону дворян?

О. -да пытался, но у нас были разные интересы…

Вопрос: О ком идет речь?

Помните ли вы произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? Создавая его, Пушкин много внимания уделил личности Пугачева и событиям, которые тогда происходили в стране. Он тщательно углублялся в историю конфликта и изучал много исторических источников. Давайте узнаем, какую же характеристику он дал нашему сегодняшнему гостю.

Вот как описывает Пушкин Е.Пугачёва

на стр. «Капитанской дочки» при первой встрече:

«лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Волосы были обстрижены в кружок».

Сейчас давайте объединимся в группы и приступим к работе с предложенными материалами. Обратите внимание, что для каждой из групп предложен пакет с заданиями. Обратите внимание на памятку по работе в группах (Приложение 1). По окончании проработки материала каждая из групп должна будет представить свой мини-проект – кластер-схему, которую вы составите, выполнив задания.

Задание 1. Закрепите за каждым членом группы его роль.

Задание 2. Прочитайте предложенный текст и составьте исторический портрет Пугачева.

  1. Задание 3. Ответьте на вопросы: Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
  2. Можно ли сказать, что Пугачев – лидер?
  3. Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?
  4. Могли ли восставшие одержать победу под руководством такого предводителя?

Задание 4. Рассмотрите карту восстания. Выпишите его причины и последствия с помощью учебника.

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают гипотезу, варианты и способы.

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Изучают предложенный отрывок и дают ему оценку.

 Работа в группах с кейсами.

Делают записи в тетради.

Личностные УУД: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД: высказывают свои предположения, узнают новый материал.

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию

Подведение итогов работы, разбор ошибок в кейсах.

Наш сегодняшний урок был насыщенным и интересным, вы узнали много нового. Сейчас вы получите тесты, в них будут вопросы по материалам нашего урока.

Тест.

1. Какой титул от рождения имела Екатерина II?

а) немецкая принцесса; б) шведская королева;

в) русская дворянка

2. За какого правителя выдал себя Емельян Пугачев?

а) Петра III; б) Ивана IV; в) Александра I.

3.Как Пугачев привлекал людей на свою сторону?

а) рассылал «прелестные грамоты»; б) заставлял силой; в) подкупал.

4.Откуда Пушкин А.С. брал сведения для написания своей повести?

а) Он слушал и записывал то, что говорили разные люди; б) из книг; в) пользовался своей фантазией.

5.В какие годы проходило Пугачевское восстание?

а) 1773-1775гг. б) 1812-1813гг. в) 1780-1785гг.

6. Определите жанр произведения:

а) роман; б) семейно-бытовая хроника; в) историческая повесть

7. Как можно охарактеризовать отношения между Пугачёвым и народом?

а) народ верил и доверял лжецарю; б) простой люд не доверял ему; в) обман и ложь царили в стане Пугачёва.

8. Где начинается восстание Пугачёва?

а) близ г. Санкт-Петербурга;

 б) на Урале у городка Яицкого;

в) в Симбирске.

По окончании работы учащиеся меняются работами для взаимопроверки.

Представляют групповую работу.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

Умение применить полученные знания

Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усваиваимого содержания;

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие;

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, ведение спора.

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание обучающимися результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

 Подводя итоги, вернемся с вами к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. «Действительно ли восстание под предводительством Пугачева могло быть победоносным или это всего лишь смелые заявления исследователей». Так ли это?

Итак, сейчас обратимся к листам самопроверки. Каждому из вас необходимо будет оценить себя, после чего, лидер группы подведет итог, и поставит вам итоговую оценку. Лидера же будет оценивать вся группа. На это у вас две минуты.

 Дают оценку деятельности Пугачева, его характеру и внешнему облику.

Оценивают друг друга.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

  1. Ознакомиться с текстом параграфа «Восстание  под предводительством Пугачева». Составить таблицу о ходе восстания. (Приложение 6)
  2. Дополнительно: подготовить сообщение о влиянии восстания на дальнейшую внутреннюю политику страны.
  3. Индивидуальное задание: подготовить презентацию о манифестах Пугачева.

Открывают дневники, записывают

домашнее задание

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Памятка.

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

«Групповые должности»

Четко распределите следующие роли и обязанности:

1.Выбрать капитана группы.

2. Выбрать хранителя времени ( Задача хранителя времени: напоминать об оставшемся времени.)

3.Выбрать двух писарей (писарь-лицо, профессионально занимающееся перепиской чего-либо) требование к писарю: аккуратность, грамотность.

4. Выбрать искателей информации.

Задания.

Задание 1. Закрепите за каждым членом группы его роль.

Задание 2. Прочитайте предложенный текст и составьте исторический портрет Пугачева.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  • Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
  • Можно ли сказать, что Пугачев – лидер?
  • Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?
  • Могли ли восставшие одержать победу под руководством такого предводителя?

Задание 4. Рассмотрите карту восстания. Выпишите его причины и последствия с помощью учебника.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

С первым описанием внешности Пугачева мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринев натыкается то ли на волка, то ли на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой — вожак разбойничьей стаи.
Следующая встреча героев происходит в главе "Приступ". Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: "Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость". И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.
В третий раз описание героя дано во время казни. Одежда и поведение Пугачева свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза". Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показал выражение лица и глаз Пугачева, он обрисовал лишь отрывистые жесты и резкие фразы: "Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.. ."Вешать его! " — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня".
В главе "Незваный гость" один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит о "ястребиных", хищнических глазах Пугачева, затем Гри неву предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно смотрит на страшных знакомых: "...Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами... С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого"

.hello_html_m656952cb.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

http://poznaemvmeste.ru/images/1/kraz2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист оценки ученика

Критерии

Моя оценка

(+ или  -)

Оценка других

(+ или  -)

Я слушал, что говорят другие…

Я делал выводы и задавал вопросы

Я говорил спокойно, только по делу…

Я выполнил работу без недостатков…

Я помогал другим…

Я точно выполнял свою роль…

Итоговая оценка

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тест.

1. Какой титул от рождения имела Екатерина II?

а) немецкая принцесса; б) шведская королева; в) русская дворянка

2. За какого правителя выдал себя Емельян Пугачев?

а) Петра III; б) Ивана IV; в) Александра I.

3.Как Пугачев привлекал людей на свою сторону?

а) рассылал «прелестные грамоты»; б) заставлял силой; в) подкупал.

4.Откуда Пушкин А.С. брал сведения для написания своей повести?

а) Он слушал и записывал то, что говорили разные люди;

б) из книг;

в) пользовался своей фантазией.

5.В какие годы проходило Пугачевское восстание?

а) 1773-1775гг. б) 1812-1813гг. в) 1780-1785гг.

6.Определите жанр произведения:

а) роман; б) семейно-бытовая хроника; в) историческая повесть

7. Как можно охарактеризовать отношения между Пугачёвым и народом?

а) народ верил и доверял лжецарю;

 б) простой люд не доверял ему;

в) обман и ложь царили в стане Пугачёва.

8. Где начинается восстание Пугачёва?

а) близ г.Санкт-Петербурга; б) на Урале у городка Яицкого; в) в Симбирске.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица «Восстание под предводительством Е. Пугачева»

Дата

Хроника восстания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Восстание декабристов"

Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"

Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Презентация к уроку истории на тему "Восстание декабристов" 8 или 10 класс

Презентация подойдет к уроку на тему Воссстание декабристов как для 8, так и для 10 классов...

Конспект урока истории на тему: "Восстание декабристов"

Тема урока: Восстание декабристовЦельДать представление о восстании, которое произошло в Петербурге                14 декабре...