Сочинение " Реформы Избранной Рады". Историческое сочинение по процессу
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс)

Нагорная Оксана Сергеевна

В рамках подготовки к ЕГЭ -2021 предлагаю готовое сочинение по процессу "Реформы Избранной рады". В нем выполнены все требования по критериям ФИПИ, раскрыты роли таких исторических личностей как Алексей Адашев и митрополит Макарий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение "Реформы Избранной рады"744.05 КБ

Предварительный просмотр:

Реформы Избранной рады

«Избранная рада — это неофициальный орган власти, который состоял из лиц, приближенных к Ивану Грозному. Деятельность ее осуществлялась в период с 1549 по 1560 года. Эти члены Избранной рады фактически управляли страной, а также реализовывали большинство реформ. В состав Избранной Рады входили Андрей Курбский, священник Сильвестр, Митрополит Макарий, Алексей Адашев, Иван Висковатый и другие.

К реформам Избранной рады относятся: Церковная реформа; Правовая реформа; Военная реформа; Реформа местного управления.

реформы Избранной рады

реформы Избранной рады

Но для того, чтобы реализовывались проекты реформ, требовалась воля и энергия людей, способных управлять, организовывать, контролировать. Одним из основных проводников реформ становится Алексей Федорович Адашев. Именно Адашев становится инициатором ряда реформ, направленных на укрепление царской власти, создание условий для служилых людей. Алексей Федорович участвовал в разработке Судебника 1550 года. Возглавляя высший контрольный орган- Челобитный приказ, он лично разбирал челобитные. По жалобам, которые поступали в Приказ можно было понять основные проблемы населения и государства. Адашев докладывал об этом царю и предлагал законодательные изменения. Предпосылки создания нового Судебника были очевидны: к этому времени Россия уже сформировалась как единое централизованное государство, требовалась новая система управления, модернизация законов в сфере земельного владения, ликвидация недостатков законодательства предыдущего Судебника. Судебник Ивана Грозного усилил централизацию управления за счёт повышения роли центральных органов власти – приказов , а также ограничения власти наместников. Адашев выступал против закрепощения крестьян. Юрьев день был сохранён. Однако размер пожилого увеличился. Определено положение холопов. Так запрещено обращать в холопство насильственно, кроме того, если холоп сбегал из плена, то он становился свободным. Законодательно был закреплён сословный принцип наказаний. «Суд о вотчинах»- определял правовой статус земельных владений, закреплял сроки выкупа вотчины, вводится право родового выкупа, которое позволяло в своих руках удерживать вотчины. Все это имело огромное значение, так как Судебник стал основным нормативно-правовым документом единого централизованного государства. Он отражал все сферы общественной жизни, регулируя их.

А.Ф. Адашев

А.Ф. Адашев

Важную роль в проведении реформ Избранной рады сыграл митрополит Макарий, духовный отец Ивана Грозного, глава церкви. В 1551 году митрополит собирает Церковный собор, который принимает устав в сто глав (Стоглавый Собор). По инициативе митрополита Макария была увеличена численность епархий, собраны все жития о местнопочитаемых святых, составлены их святцы, т.е. пантеон русских святых. Он составил многотомные "Четьи Минеи", сборники, содержащие тексты житийного и поучительного характера.

Митрополит Макарий

Митрополит Макарий

Причиной проведения военной реформы, в разработке которой Адашев тоже принимал участие, становится необходимость повысить боеспособность армии и качество военных подразделений государства. Необходимо было заложить основы регулярной армии, ликвидировав дворянское ополчение. Государство нуждалось в сильной армии из-за постоянной угроза Крымского ханства. В итоге, в период 1550-1571 годов был проведен комплекс мер, направленных на увеличение эффективности и численности войск, улучшения субординации между военачальниками и общей координации армии, сделаны первые шаги к регулярной армии.

Последствием реформы местного управления при Избранной раде стала последовательная передача административных, налоговых и судебных функций от государственных ставленников к выборным должностям из местного населения. Произошел переход от системы «кормлений» к органам местного самоуправления. Была повышена эффективность сбора налогов, борьбы с преступностью, исполнения административных и судебных функций. Реформа включала в себя губную и земскую.

Реформы Избранной рады привели к тому, что власть в стране заметно изменилась, авторитет царя вырос. Созданная новая система управления была эффективнее, чем ранее. Произошло укрепление самодержавия и централизация власти — борьба с боярством, свободой удельных князей, снижение финансовой и административной независимости церкви. Повысилась эффективность органов местного управления — создание губных и земских учреждений, оформление сословно-представительной монархии. Дало результат реформирование армии — формирование поместной формы землевладения, стрелецкие полки, развитие артиллерии. В ходе реформ улучшилась система налогообложения. Однако разногласия между царем и лидерами «Избранной рады» по вопросам внешней и внутренней политики, а также по ряду личных причин Ивана Грозного, привели к опале этих людей"

К1- правильно названы 2 события, относящиеся к процессу (Церковная реформа, принятая Церковным Собором; Правовая реформа; Военная реформа; Реформа местного управления).

К2- раскрыты роли 2 личностей в указанных событиях (Алексей Адашев, митрополит Макарий)

К3 указаны 2 причинно-следственные связи (причины и последствия проведения военной реформы, следствие реформы местного управления)

К4 указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты

К5 при изложении корректно использована историческая терминология (Судебник, Челобитный приказ, Юрьев день, наместники и т.д.)

К6 в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

К7 ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.

Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...

План-конспект урока "Реформы Избранной рады"

Разработка урока сделана в виде технологической карты. Урок предусматривает использование ЭОР....

Реформы Избранной рады

Презентация «Реформы Избранной рады» предназначена для сопровождения урока по данной теме. Она способствует более полному усвоению данной темы, имеет интересные иллюстрации....

Урок "Реформы Избранной Рады"

Конспект урока для 10 класса "Реформы Избранной Рады"....

Разработка урока 6 класс "Реформы Избранной рады"

Разработка содержит задания, которые выполняются детьми на интерактивной доске....

Конспект урока "Реформы Избранной рады"

Материалы для урока истории в 6 классе по УМК "Русское слово"...

Проект открытого урока по ФГОС по теме "Реформы Избранной Рады, 6 класс

проект урока содержит паспорт урока, технологическую карту с указанием УУД...