Урок по истории в 11 классе
учебно-методический материал по истории (11 класс)

Открытый урок по истории в 11 классе «Откуда есть пошла Русская земля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_ist_1.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

         Открытый урок по истории в 11 классе

          «Откуда есть пошла Русская земля»

Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси; закрепить знание основных дат и понятий, значения принятия христианства на Руси, процесса раздробленности и централизации Руси; установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.

Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности, умение работать командой; активизировать познавательный интерес к изучению истории.

Способствовать формированию уважительного отношения к героическим событиям и культурному наследию прошлого нашего Отечества, понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.

Оборудование: карта «Киевская Русь», карточки, иллюстрации, презентация, листки для записей, ручки, магниты, карточки с именами князей

Ход урока:

На доске эпиграф:

«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в

Киеве первый княжить, и как русская земля

стала развиваться»

Нестор.

I. Организационный момент

Вступление учителя:

-Сказали руси, чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...

-И говорю я всем, что сегодня прекрасный день, и здравствуйте.

Чтение эпиграфа

- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?

(«Повесть временных лет»)

- Какие вопросы содержит в себе эпиграф?

( 1. Откуда есть пошла русская земля?

2. Кто стал в Киеве первый княжить?

3. И как русская земля стала развиваться?)

- Мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в нашем эпиграфе. Вот и выясним сегодня, как мы с вами можем ответить на эти вопросы.

II. Повторение и обобщение

Вы думаете это абракадабра из цифр, нет…

1) Логическая цепочка дат на доске.

86288291194598098810191054972109711131125

2) Игра «Да-нетка»

  1. Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев (да)
  2. Самым сильным племенем на Руси были кривичи (нет)
  3. Постоянные набеги на Русь до 11 века совершали племена печенегов (да)
  4. Бог грома и молнии у славян Перун (да)
  5. Вождем племени являлся знатный дружинник (нет)
  6. Жителей Скадинавии славяне называли варягами (да)
  7. Восстание против князя Игоря подняло племя вятичей (нет)
  8. Княгиня Ольга после смерти Игоря вышла замуж за византийского императора (нет)

3) Викторина «Кто»

  1. Кто заключил первый письменный договор с Византией (Олег)
  2. Кто из русских князей первым принял христианство (Ольга)
  3. Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы» (Святослав)
  4. Кто были первые русские святые (Борис и Глеб)
  5. Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота? (Ярослав Мудрый)
  6. Кто на Руси ввел погосты и уроки? (Ольга)
  7. Кто из русских князей написал «Поучение детям» (Владимир Мономах)
  8. Кто стал первым русским реформатором древней Руси? (Владимир Красно Солнышко)
  9. Кто из русских князей получил прозвище «Окаянный»? (Святополк)

4) «Что? Где? Когда?» (работаем в командах)

Каждой команде предстоит ответить на вопросы.

Вопросы: 1. Почему Руси так важно было принять христианство, и именно христианство. (Ваши предположения. Даже самые невероятные)

2. Почему князя Святослава называют Александром Македонским Восточной Европы.

3. Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года, если нет, то как они примирили две разные веры?

4. Известно, что с 30-х годов XII века начался новый период в жизни Русского государства. Как назывался этот период и каковы были его причины?

5. В Западной Европе Русь называли Гардарикой. Почему?

6. То, что лежит в черном ящике, является символом принесенной на Русь в X веке веры. Первично представлял собой символическое изображение человека с простертыми руками. Что лежит в черном ящике?

7. То, что лежит в черном ящике, с XI века приобретало все большую ценность. Кто обладал ею, тот увеличивал свои богатства, мощь, процветание своих семей, усиливал свое влияние в обществе. К овладению ею стремились князья, бояре, дружинники, верхи церкви.

5)Работа по карте.

Объединяются в пары. У каждой пары свой маршрутный лист.

Маршрутный лист №1

Три брата пришли из-за моря по просьбе славянских племен. Один сел княжить в Ладоге, затем основав Новый город,  другой – на Белоозере, а третий – в Изборске.

Покажите их маршрут на карте и назовите этих князей. Назовите год, когда произошло это событие.

Маршрутный лист №2

Из Киева этот князь во главе дружины ходил до Царьграда. Дважды брал город, заключал выгодные договора для Руси.

Покажите на карте этот путь, назовите имя князя и условия заключенных им договоров. Укажите года этих событий.

Маршрутный лист №3

Путь этого князя из Киева лежал через земли вятичей. Он разбил булгар и хазар, спустившись по Волге. Основал крепость Белая Вежа на Дону и только через три года вернулся домой в Киев.

Покажите путь этого князя и назовите его имя.

Маршрутный лист №4

Как только реки покрывались льдом, князь с дружиной отправлялись собирать дань со всех подвластных племен. Путь из Киева лежал на запад, затем на северные, восточные и южные земли. Тысячи километров преодолевали они.

Покажите на карте это путь. Объясните, как и почему так назывался этот сбор дани. Назовите князей, которые использовали это в своей деятельности.

Маршрутный лист №5

Этот князь заявлял: «Не любо мне сидеть в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Здесь середина моей земли будет!»

Назовите имя этого князя. Покажите путь, которым он добирался. Предположите, почему он так говорил.

Маршрутный лист №6

Этот князь неоднократно со своими братьями ходил походами в спепь, оттеснив половцев за Дон и Волгу, а затем за Яик (Урал) и в Закавказье. Поход 1111 года на Западе назвали крестовым походом, потому что приказал этот князь никого не щадить.

Назовите имя князя и покажите его путь на карте.

Маршрутный лист №7

Дружина и этот князь на руках с маленьким сыном Рюрика отправился из Новгорода в Киев и,  выманив на торг киевских князей, приказал убить их и захватил власть в Киеве, объединив северные и южные земли.

Назовите имена князей, о которых идет речь. Покажите на карте проделанный путь. Назовите год, когда это произошло.

6) “По страницам “Повести временных лет”

Задача: по отрывкам из “Повести временных лет”, определить, о каком событии древнерусской истории идёт повествование

1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.

(Расселение славянских племён)

2. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, сказанное славянскими князьями. И сказали философы: “В Селуни есть муж, именем Лев, имеет он сыновей, знающих славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: “Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина”. (Приход Кирилла и Мефодия на Русь)

3. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”.

(Поход князя Игоря в землю древлян)

4. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.

(Крещение княгини Ольги в 955 году)

7) “Допиши словечко”

Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия

В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по линии рек ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. А ещё он совершил поход на город ______________ и в знак победы повесил __________ на его ворота. Погиб Олег от укуса ____________. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Новгород; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

8) Логическая цепочка “Первые русские князья”

Расположите по хронологии

Задача №1

1.Ярослав Мудрый

2.Святослав

3 Игорь

4. Вл. Мономах

5.Рюрик

Ответ: 5; 3; 2; 1; 4

9) Народная зоркость (соединить имя князя и народное прозвище)

Владимир Мономах

Ярослав Долгорукий

Юрий Окаянный

Владимир Александр Македонский

Святослав Мономах

Святополк Красное солнышко

10) “Потомкам на память”

Пусть каждый житель древней Руси, которыми вы сейчас являетесь – оставит потомкам на память воспоминание о самых ярких событиях и героях истории Древней Руси.

Составляем синквейн

Вывод. Возвращение к эпиграфу урока.

Мы с вами дали ответы на вопросы, поставленные Нестором в «Повести временных лет». В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны.

Домашнее задание. Сочинение-размышление «Влияние Древнерусского государства на современный мир»

Приложение 1

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика__________________________________________________

Сделайте, пожалуйста, метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.

5

4

3

2

1

0

Степень усвоения материала Оценка моей работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...