Природа и люди Древней Индии
методическая разработка по истории (5 класс)

Рахматулина Галина Николаевна

Разработака урока в 5 классе по теме Природа и люди Древней Индии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Класс: 5

Тема:  Природа и люди древней Индии

Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.

Задачи урока:

  • формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
  • развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником

воспитывать

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: Урок-путешествие(проблемный)

  • интерес к культуре и жизни народа другого государства.

Методы

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический.

Формы организации деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная
  • групповая

Оборудование

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация, киноотрывок;
  • отрывки из поэма «Махабхарата»
  • раздаточный материал для каждого ученика «дневник путешественника» и для игры «Крестики нолики».

Предполагаемый результат:

Предметные: овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование коммуникативной компетентности учащихся

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; готовность к сотрудничеству, к коллективной работе; освоение основ  межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении

Структура урока

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.
  4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
  5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
  6. Включение в систему знаний и умений.
  7. Рефлексия.
  8. Объяснение домашнего задания

Основная часть

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 Проверка домашнего задания

Учитель: Добрый день. Наш урок сегодня необычный: Мы отправимся в путешествие.   Но перед тем как нам начать новую тему, давайте вспомним,  что мы уже знаем. Предлагаю разделиться на четыре группы. Каждой группе я дам задание, которые необходимо выполнить. (Каждая группа должна дать характеристику одному из государств изученных ранее, и выступить перед картой)(Приложение 1)

  1. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: Прекрасно!

Ребята, к нам в гости пришел мифологический герой Садко. Он предлагает  посетить сказочную страну. А какую  нам предстоит выяснить.

СЛАЙД 1(на экране фрагмент к/ф «Садко»).

Учитель: Кто догадался, в какую страну мы отправимся в путешествие?

Ученики: В Индию.

Учитель: Правильно, это Индия. Кто мне может назвать тему нашего урока?

(Обучающиеся делают предположения)

СЛАЙД 2

Учитель: Что же мы должны о ней узнать?

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

(Обучающиеся отвечают: географическое положение, природа, занятия, верования)

Учитель: Итак, сегодня мы с вами будем исследователями – путешественниками и постараемся изучить эту страну чудес. Именно так ее называли древние греки, а почему? Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Обучающиеся называют цель: почему древние греки называли Индию –«страна чудес»)

 Учитель: Реализовать поставленную цель вам поможет  дневник путешественника(Приложение 2). Посмотрите внимательно на него. (Учитель разъясняет как его нужно заполнять).

СЛАЙД 4Учитель: Цель нашего путешествия узнать почему древние греки называли Индию –«страна чудес». Запишите ее в свой дневник путешественника.

(возврат «стрелочка»)

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

СЛАЙД 3(нажать на «географическое положение»)

Учитель: Но перед началом путешествия нам необходимо проложить курс и точно знать куда плыть. Откройте атласы и выполните задание в вашем дневнике. (нажать на карту Индии переход)

Где расположена Индия?

Какие водные пространства ее окружают?

Какие крупные реки протекают по территории Индии?

С чем граничит на севере?

Как называются эти горы?

(переход «стрелочка»)

Учитель: Гималаи переводятся как «Жилище снега». В этих горах находится самая высокая вершина на земле Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов».  

Учитель: Курс проложен. Вперед к дальним берегам!! Наконец наш корабль подплывает к ее берегам.

Учитель: Ребята, давайте разделимся на две группы. Одна группа исследователей будет изучать животный мир, а другая - растительный.

Первая группа изучает отрывок из поэмы «Махабхарата» (Приложение 3) и выписывает животных, которые там встречаются, вторая группа посмотрит видеоролик и расскажет о растительном мире Индии

(нажать на стрелочку «природа» видеоролик, стрелочка переход)

Выступление обучающихся

Учитель: Ребята,  представим, что мы с вами идем по джунглям (Физминутка)

Учитель: Пройдя по джунглям мы встретили на нашем пути поселение.  Чем занимаются древние индийцы (нажать на «занятия», клик - выходят картинки, нажать на иллюстрацию «земледелие» переход).

Ученики: Земледелие (рис, чай, сахар, хлопчатник, выращивали пряности),

скотоводство, ремесло, охота, рыбалка, собирательство.

Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу, о чём мы ещё не узнали?

Правильно, верования.  

Работа с учебником:.

Обратимся к нашему справочнику путешественника. (комментированное чтение п4.)

Учитель: К каким животным с почтение относились индийцы?

Ученики: Корова, обезьяна, змея и слон.

Учитель: Молодцы. Вы уже знаете, что по территории Индии протекает река Инд. Так возникло название религии индийцев – Индуизм.

Учитель: В Индии люди ходят по улицам с метлой и подметают дорогу перед собой. Как вы думаете, зачем они это делают?

(Дети высказывают свое мнение.)

Учитель: Мы с вами выяснили, что индийцы почтительно относились к животным, но на самом деле они уважительно относились ко всем живым существам. И подметали они дорожки для того, чтоб не наступить на кого-нибудь. Все это потому, что индийцы верили в переселение душ. Кем станет человек в следующей жизни зависит от его поведения.  

(нажатие на «Ганеша» переход, проверка по эталону.)

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вернёмся в начало урока и вспомним цель нашего путешествия. Почему древние греки называли Индию «Страной чудес»?

Ученики:

  1. выгодное географическое положение, горы защищали от внешних врагов.
  2. Богатый растительный мир
  3. Много разных животных
  4. Выращивали много культур
  5. Пряности.

Учитель: Правильно. А еще в Индии была изобретена десятичная система, которой мы пользуемся до сих пор и цифра «ноль», шахматы и домино.

И как вы думаете правы ли были греки?

Ученики: (ответы).

  1. Включение в систему знаний и умений.

Учитель: А теперь  вспомним все, что мы узнали об этой чудесной стране. Поиграем в игру «Крестики – нолики». Я читаю вопросы, вы, если согласны, ставите «Х», если нет - «О»(Приложение 4).

  1. Индия располагается на полуострове Индостан. (Х)
  2. По территории Индии протекает две реки Тигр и Ефрат. (О)
  3. Климат в Индии холодный и суровый. (О)
  4. Горы в Индии называются Гималаи. (Х)
  5. Священным животным был тигр. (О)
  6. Бога с головой слона звали Ганеша. (Х)
  7. Густые труднопроходимые леса в Индии называются тропиками? (О)
  8. Растение из которого индийцы делали ткань называли хлопчатник. (Х)
  9. Индийцы подметали дороги для того, чтобы было чисто. (О)

  1. Рефлексия.

Учитель: У вас на партах лежат смайлики. Если вам урок понравился, то вы нарисуйте веселого смайлика, если нет, то грустного.

Самооценка

Выставление оценок.

Домашнее задание: проработать § 20; ответить на вопросы 1 – 4; работа с картой в атласах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».     Для работы с учебными  модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее  установить  програм...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

«Природа и люди Древней Индии»

На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...