Выступление на тему "Межпредметные связи в изучении истории."
статья по истории

Галина Николаевна Гиззатуллина

Чему учить и ради чего учить? Прописано в стандартах нового поколения

Как учить нас никто не научит нас с вами, это наше умение, мастерство, это наша прерогатива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

                    Межпредметные связи в изучении истории.

Чему учить и ради чего учить? Прописано в стандартах нового поколения

Как учить нас никто не научит нас с вами, это наше умение, мастерство, это наша прерогатива.

Перед нами стоят проблемы

1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;

2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;

3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Поэтому на своих семинарах, круглых столах, мастер- классах, курсах  мы изучаем новые технологии, осваиваем новые подходы к обучению. Рассмотрим метапредметными и межпредметными связями.

Межпредметные  связи:

предметы естественно – научного цикла +математика; 

предметы гуманитарного цикла + история и культура СПб, МХК

Метапредметные связи:

предметы ЛЮБОГО   цикла + математика;

предметы ЛЮБОГО   цикла + история и культура СПб;

предметы ЛЮБОГО   цикла + МХК

Метапредметность  подразумевает, что существуют  обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Выполнение мыслительных операций : определение понятий, обобщение и конкретизация, сравнение, анализ и синтез.

Задания по истории «Может ли мир существовать без войн?», «Проекты переустройства России»

Задания по обществознанию : «Зачем нужны социальные сети»,  «Социальная реклама»

«Что нужно сделать для устойчивого производства сельхозпродукции»

Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – предполагает широкое использование межпредметных связей.

Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – предполагает широкое использование межпредметных связей.

Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания в школе всех общеобразовательных предметов, в том числе и истории. Необходимо. Чтобы обучение истории в школе соответствовало требованию времени: формировало у молодёжи способность к творчеству, самостоятельность суждений, высокие гражданские чувства, политическую культуру.

В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач . При изучении вопросов культуры современные школьники часто испытывают затруднения в характеристике произведений живописи, архитектурных сооружений. Причин может быть несколько. Отчасти это происходит от того, что не хватает словарного запаса ( мало читают), знания специальных терминов. Другой причиной является элементарное незнание деятелей культуры  и их творений. Если с уроков литературы школьники что-то еще знают о писателях и могут назвать их произведения, то об остальных деятелях науки и искусства у них весьма разрозненные представления. При небольшом количестве часов, отводимых на изучение культуры, стараюсь подходить  к этому вопросу комплексно. В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.
    

В. А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем  несравнимая красота природы и Отечества.

В своем выступлении я поделюсь методами использования межпредметных связей. Конечно, не хватает на уроках времени.

.История – Русский язык, литература – музыка. 
     При знакомстве с новыми терминами, понятиям обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории, например, по теме «Русь и Золотая Орда» дается фрагмент из «Повести временных лет»: «… О светло-светлая, красно-украшенная, земля Русская наша», здесь перечисляются красоты земли русской. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и обучающихся. На уроках истории и обществознания   составляются: сложный план, сравнительная характеристика, эссе. На ЕГЭ по истории и обществознанию проверяются умения написать эссе, привести аргументы, составить план, подготовить развернутый ответ, изложить мысли по поводу какой-либо проблемы (часть С).
     Важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использование литературного материала при изучении темы «Великая Отечественная война».Задача этой вступительной беседы – подготовить ребят к восприятию очень серьезной, напряженной музыки. Ребятам интересно узнать, что как только Шостакович закончил Седьмую Симфонию, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолете отправлена в США через Африку, где ее сразу же исполнили лучшие дирижеры мира. 19 июля 1942г. Симфония была исполнена в Нью- Йорке под управлением А.Тосканини, а в газетных отзывах прозвучала уверенность в победе советского народа. Вот цитаты из газет:

- «Какой дьявол может победить народ, способный создавать в такое тяжелое время музыку, подобную этой…»

-«…Симфония дает нам силу духа и надежду, что мир придет…».

-«Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима».

История – География.
     История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. Например, территории государственных образований в разные исторические периоды входили в состав разных государств, а это пересекается со знанием географической карты; или по истории России в 10 классе изучается вопрос об  особенностях становления Российской цивилизации, где учитывается влияние природно-географического фактора (климат, полноводные многочисленные реки, удаленность от мировых морских и океанских путей, открытость границ, расположение в Европе и Азии и др.). При изучении войн необходима опора на картографический материал.

3.История – Информатика.
     Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и обучающимися составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.(См. презентации учащихся.). Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории  иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал .

     4.История, обществознание – Математика.
     Построение и анализ графиков самых разнообразных типов, диаграмм: график спроса и предложения, рост производства, решение заданий, задач по теме "Счет лет в истории", «Экономика», «Избирательный процесс». 
     5 .История, обществознание – Биология, экология. 
     С курсом биологии может использоваться межпредметная связь при изучении темы «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и социальное в человеке», «Глобальные проблемы современности», где затрагиваются экологические проблемы современного мира.

В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри- и межпредметных связей. Являясь одним из компонентов действующих программ, эти связи не только служат углублению, обогащению и систематизации знаний, но и оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, активизацию его познавательной деятельности, развитие интереса к предмету.

  

Рассмотрим особенности уроков с межпредметными связями.

Урок с межпредметными связями – это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы или целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Использование межпредметных связей при изучении темы "Газы" на уроках химии (на примере истории открытия углекислого газа)

Углекислый газ был первым между всеми другими газами противопоставлен воздуху под названием “дикого газа” алхимиком XVI в. Ван-Гельмонтом. Открытием углекислого газа было положено начало новой о...

Выступление на ШМО «Повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания с помощью ИКТ.»

Выступление на ШМО «Повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания с помощью ИКТ.»...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Выступление на тематическом педсовете "Практико-ориентированный подход в изучении истории и обществознания"

Материал представляет собой текст выступления на педагогическом совете школы....

«Межпредметные связи в преподавании истории» выступление на РМО

Одним из основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри и межпредметных связей....