Рабочая программа по Истории Средних Веков 6 класс Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.
рабочая программа по истории (6 класс)

Беликова Наталья Александровна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по История Средних веков

 

( наименование учебного курса)

 

для ___6 А, Б,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

 

 

 

срок реализации ____1 год_____

 

Составитель программы :

 

Беликова Н.А. -учитель истории и

обществознания

 

                                                                                                

2019-2020 учебный год.

 

г. Брянск

Содержание рабочей программы

 

№, п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

 

3-5

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

6-8

3

Содержание учебного предмета

 

9-16

4

Тематическое планирование с указанием  количества часов

 

17

5

Календарно – тематическое планирование

 

18-19

6

Лист изменений и дополнений

 

20-21


 

Пояснительная записка

 

  Рабочая программа по «Истории Средних Веков» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);

  1. Примерной образовательной программе основного общего образования;
  2. Авторской программы: основного общего образования по «Истории Средних Веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. Всеобщая история. История Средних Веков. Учебник. 6 класс М.: Просвещение. 2018. – 303 с;
  3. Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019 – 2020 учебный год;
  4. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Под

ред. Е.Н. Сорокина.» М.: Просвещение. 2019. -144 с;

  1. Атлас. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание, стереотипное. М.:

ДРОФА. 2019. -39 с;

  1. Контурные карты. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание,

стереотипное. М.: ДРОФА. 2018. -23 с.

 

Цели и задачи учебного предмета «История Средних Веков»

            Главная цель изучения истории - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

 

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

 

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

        В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В программе по истории изменений не предусмотрено.

Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.

Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.

Объем учебного времени: 30  часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета по

«Истории Средних Веков»

 

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

 

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде

Содержание учебного предмета

История Средних веков (30 часов)

Введение (1 час)

Тема 1. Введение. Живое Средневековье.(1 час)

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.

Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 час)

Тема 2. Образование варварского королевства. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь (1 час)

Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцевВерования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.

Образование государства пап римских – Папская область.

Тема 3. Возникновение и распад империи Карла Великого (1 час)

Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.

Тема 4. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI веках (1 час)

Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля - его домен.

Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.

Тема 5. Англия в раннее Средневековье (1 час)

Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

 

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)

Тема 6. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. (1 час)

Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Тема 7. Культура Византии. Образование Славянских государств (1 час)

Культура ВизантииВизантия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.

Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.

Раздел  3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

Тема 8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. (1 час)

Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.

Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.

Тема 9. Культура стран халифата. (1 час)

 Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне.(2 часа)

Тема 10. Средневековая деревня и ее обитатели (1 час)

Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.

Тема 11. В рыцарском замке (1 час)

 Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.

Раздел  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

(2 часа)

Тема 12. Формирование средневековых городов (1 час)

 Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.

Тема 13. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни (1 час)

Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.

Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

Тема 14. Могущество папской власти (1 час)

Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.

Тема 15. Крестовые походы (1 час)

Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5 часов)

Тема 16. Как происходило объединение Франции (1 час)

 Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.

Тема 17. Что англичане считают началом своих свобод (1 час)

Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.

Тема 18. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XVвека во Франции и Англии (1 час)

Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.

Тема 19. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1 час)

Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.

Тема 20. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках (1 час)

Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.

 

Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)

Тема 21. Гуситское движение в Чехии (1 час)

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.

Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.

Тема 22. Завоевание турками – османами Балканского полуострова (1 час)

Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.

Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа)

Тема 23. Образование и философия (1 час)

 Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.

Тема 24. Средневековая литература и искусство (1 час)

 Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Тема 25. Культура раннего Возрождения в Италии (1 час)

 Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Тема 26. Научные открытия и изобретения (1 час)

 От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)

Тема 27. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (1 час)

Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.

Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.

Тема 28. Государства и народы доколумбовой Америки (1 час)

 Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.

Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Тема 29. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 30. Итоговая контрольная работа по истории Средних Веков (1 час)

Тематическое планирование  по «Истории Средних Веков»

для 6 А, Б  классов

№ урока

Название разделов, темы

Кол-во часов

1

Введение

 

1

2

Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

 

4

3

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

 

2

4

Раздел  3. Арабы в VI-XI вв.

 

2

5

Раздел 4. Феодалы и крестьяне

 

2

6

Раздел  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7

Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

8

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

5

9

Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв.

 

2

10

Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв

 

4

11

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

 

4

 

Всего:

30


 

Календарно - тематическое планирование

по «Истории Средних Веков» для 6 А, Б  классов

 

№ урока

Название разделов, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Введение ( 1 час)

 

1

Что такое Средние Века

1

 

 

Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 часа)

 

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь

1

 

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

 

4

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI  веках

1

 

5

Англия в ранее Средневековье

1

 

 

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)

 

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

 

7

Культура Византии. Образование славянских государств

1

 

 

Раздел  3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

 

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

 

9

Культура стран халифата

1

 

 

Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

 

10

Средневековая деревня и ее обитатели

1

 

11

В рыцарском замке

1

 

 

Раздел  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

 

12

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

 

13

Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни

1

 

 

Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

 

14

Могущество папской власти

1

 

15

Крестовые походы

1

 

 

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

(XI-XV вв.) (5 часов)

16

Как происходило объединение Франции

1

 

17

Что англичане считают началом своих свобод

1

 

18

Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии

1

 

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

 

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

1

 

 

Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)

 

21

Гуситское движение в Чехии

1

 

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

 

 

Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа)

 

23

Образование и философия

1

 

24

Средневековая литература

1

 

25

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

 

26

Научные открытия и изобретения

1

 

 

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)

 

27

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

 

28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

 

29

Повторительно-обобщающий урок

1

 

30

Итоговая контрольная работа по теме История Средних Веков

1

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная  школа № 52 г. Брянска»

«Согласовано»

Протокол заседания

методической  кафедры

учителей____________

         от  «20»__ 08__2019г.      №1

         руководитель ШМК

        _____________/

       

«Согласовано»

     Заместитель директора по УВР

      МБОУ СОШ №52 г. Брянска

     _____________ /Беляева Г М.

                         «23»__ 08__2019г.

               

         

«Утверждена »

Директор

        МБОУ СОШ №52 г. Брянска

       __________/Семенихина О.Н/.

Приказ №_____

От «30»__ 08___2019г.

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по История Средних веков

( наименование учебного курса)

для ___6 А, Б,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения 

срок реализации ____1 год_____

Составитель программы :

Беликова Н.А. -учитель истории и

обществознания

                                                                                                                           Рассмотрена на заседании

                                                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                                                    МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»

                                                                                                                                     Протокол № 1    от 30.08.2019г.      

         

2019-2020 учебный год.

г. Брянск

Содержание рабочей программы

№, п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

3-5

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

6-8

3

Содержание учебного предмета

9-16

4

Тематическое планирование с указанием  количества часов

17

5

Календарно – тематическое планирование

18-19

6

Лист изменений и дополнений

20-21

Пояснительная записка

 

  Рабочая программа по «Истории Средних Веков» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);

  1. Примерной образовательной программе основного общего образования;
  2. Авторской программы: основного общего образования по «Истории Средних Веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. Всеобщая история. История Средних Веков. Учебник. 6 класс М.: Просвещение. 2018. – 303 с;
  3. Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019 – 2020 учебный год;
  4. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Под

ред. Е.Н. Сорокина.» М.: Просвещение. 2019. -144 с;

  1. Атлас. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание, стереотипное. М.:

ДРОФА. 2019. -39 с;

  1. Контурные карты. История Средних Веков. 6 класс. 22 издание,

стереотипное. М.: ДРОФА. 2018. -23 с.

Цели и задачи учебного предмета «История Средних Веков»

            Главная цель изучения истории - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

        В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В программе по истории изменений не предусмотрено.

Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.

Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.

Объем учебного времени: 30  часов 

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета по

«Истории Средних Веков»

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

 

Содержание учебного предмета

История Средних веков (30 часов)

Введение (1 час)

Тема 1. Введение. Живое Средневековье.(1 час)

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.

Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 час)

Тема 2. Образование варварского королевства. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь (1 час)

Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцевВерования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.

Образование государства пап римских – Папская область.

Тема 3. Возникновение и распад империи Карла Великого (1 час)

Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.

Тема 4. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI веках (1 час)

Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля - его домен.

Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.

Тема 5. Англия в раннее Средневековье (1 час)

Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)

Тема 6. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. (1 час)

Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Тема 7. Культура Византии. Образование Славянских государств (1 час)

Культура ВизантииВизантия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.

Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.

Раздел  3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

Тема 8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. (1 час)

Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.

Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.

Тема 9. Культура стран халифата. (1 час)

 Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне.(2 часа)

Тема 10. Средневековая деревня и ее обитатели (1 час)

Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.

Тема 11. В рыцарском замке (1 час)

 Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.

Раздел  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

(2 часа)

Тема 12. Формирование средневековых городов (1 час)

 Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.

Тема 13. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни (1 час)

Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.

Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

Тема 14. Могущество папской власти (1 час)

Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.

Тема 15. Крестовые походы (1 час)

Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5 часов)

Тема 16. Как происходило объединение Франции (1 час)

 Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.

Тема 17. Что англичане считают началом своих свобод (1 час)

Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.

Тема 18. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XVвека во Франции и Англии (1 час)

Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.

Тема 19. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1 час)

Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.

Тема 20. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках (1 час)

Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.

Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)

Тема 21. Гуситское движение в Чехии (1 час)

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.

Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.

Тема 22. Завоевание турками – османами Балканского полуострова (1 час)

Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.

Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа)

Тема 23. Образование и философия (1 час)

 Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.

Тема 24. Средневековая литература и искусство (1 час)

 Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Тема 25. Культура раннего Возрождения в Италии (1 час)

 Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Тема 26. Научные открытия и изобретения (1 час)

 От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)

Тема 27. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (1 час)

Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.

Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.

Тема 28. Государства и народы доколумбовой Америки (1 час)

 Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.

Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Тема 29. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Тема 30. Итоговая контрольная работа по истории Средних Веков (1 час)

Тематическое планирование  по «Истории Средних Веков»

для 6 А, Б  классов

№ урока

Название разделов, темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

4

3

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2

4

Раздел  3. Арабы в VI-XI вв.

2

5

Раздел 4. Феодалы и крестьяне

2

6

Раздел  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7

Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

8

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

5

9

Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв.

 

2

10

Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв

4

11

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

 

4

Всего:

30

Календарно - тематическое планирование

по «Истории Средних Веков» для 6 А, Б  классов

№ урока

Название разделов, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Введение ( 1 час)

1

Что такое Средние Века

1

Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 часа)

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь

1

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI  веках

1

5

Англия в ранее Средневековье

1

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

7

Культура Византии. Образование славянских государств

1

Раздел  3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

9

Культура стран халифата

1

Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

10

Средневековая деревня и ее обитатели

1

11

В рыцарском замке

1

Раздел  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

12

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

13

Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни

1

Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

14

Могущество папской власти

1

15

Крестовые походы

1

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

(XI-XV вв.) (5 часов)

16

Как происходило объединение Франции

1

17

Что англичане считают началом своих свобод

1

18

Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии

1

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

1

Раздел 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)

21

Гуситское движение в Чехии

1

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Раздел 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4 часа)

23

Образование и философия

1

24

Средневековая литература

1

25

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

26

Научные открытия и изобретения

1

Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)

27

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

29

Повторительно-обобщающий урок

1

30

Итоговая контрольная работа по теме История Средних Веков

1

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы _______О.Н. Семенихина

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

по Истории Средних Веков для 6 А класса

Номер урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки. Основание

Дата проведения по факту, пути коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Учитель:      Беликова Наталья Александровна                

                                                  /Ф.И.О./

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы _______О.Н. Семенихина

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

по Истории Средних Веков для 6 Б класса

Номер урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки. Основание

Дата проведения по факту, пути коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:      Беликова Наталья Александровна                

                             /Ф.И.О./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6

Рабочая программа составлена  в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования  МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...

Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс

Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс...