«Культура Руси X – начала XIII в.» (часть 1) (материалы к урокам истории в 6 классе)
презентация к уроку по истории (6 класс)

Лариков Андрей Андреевич

Презентация «Культура Руси X –  начала  XIII в.» (часть 1)  (материалы к урокам истории в 6 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rusi_x_-_nachala_xiii_v.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛАН 1. ЭТАПЫ И ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2. ПИСЬМЕННОСТЬ, ГРАМОТНОСТЬ, ШКОЛЫ. 3. ЛЕТОПИСИ. 4. ЛИТЕРАТУРА. 5. АРХИТЕКТУРА. Учитель истории Лариков Андрей Андреевич МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» имени генерала армии Владимира Ильича Исакова, г. Киров, Калужская область 2020 год. Киев. Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073 – 1079 гг.). С древних времён служил усыпальницей киевских князей. «Культура Руси X – начала XIII в.» (1) (материалы к урокам) ИСТОРИЯ РОССИИ. 6 класс.

Слайд 2

КУЛЬТУРА РУСИ X– начала XIII в. Крещение киевлян. Художник В.М. Васнецов. 1885 – 1896. ПЛАН 1. ЭТАПЫ И ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2. ПИСЬМЕННОСТЬ, ГРАМОТНОСТЬ, ШКОЛЫ. 3. ЛЕТОПИСИ. 4. ЛИТЕРАТУРА. 5 . АРХИТЕКТУРА.

Слайд 3

1. ЭТАПЫ КУЛЬТУРЫ РУСИ X – начала XIII в. * КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики. В культуре Руси этого периода можно проследить три этапа : 1) период дохристианской культуры восточных славян, о котором известно чрезвычайно мало; 2) культура Киевской Руси; 3) на рубеже XII – XIII вв. начинается формирование местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях. Памятник «Тысячелетие России». 1862 г. Новгород.

Слайд 4

«Культура – это святыни народа, святыни нации» (Д.С. Лихачёв). Основа всякой культуры – мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Поэтому многие считают, что истоки нашей культуры берут своё начало с крещальной купели киевского князя ВЛАДИМИРА . В то время Россия, Украина и Белоруссия были единой землёй. Наша культура – живое свидетельство единства народов, творивших во имя единой цели: отобразить красоту нашей Родины, прославить в своих произведениях её и вознестись душой и духом через эти творения к Богу. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племён, составивших ядро государства. Она испытала влияние кочевых народов и Византии, из которой на Русь пришло христианство. Крещение князя Владимира. Художник В.М. Васнецов. 1890

Слайд 5

1. ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Открытость и синтетичность древнерусской культуры, мощная опора на народные истоки, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. В древнерусской культуре преобладает СИНТЕЗ, стремление к единству и гармонии. В ЛЕТОПИСАНИИ – МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ В ИСКУССТВЕ – НАРОДНОСТЬ, ЦЕЛЬНОСТЬ, ПРОСТОТА В АРХИТЕКТУРЕ – ИЗЯЩЕСТВО В ЖИВОПИСИ – МЯГКОСТЬ, ДОБРОТА В ЛИТЕРАТУРЕ – ИСКАНИЯ, СОМНЕНИЯ, СТРАСТЬ Борис и Глеб. Икона. Конец XIII в .

Слайд 6

2. ПИСЬМЕННОСТЬ, ГРАМОТНОСТЬ, ШКОЛЫ История письменности начинается с составления в IX в. славянской азбуки святыми братьями КИРИЛЛОМ и МЕФОДИЕМ. Поначалу книги на Русь привозились из православных стран – Византии и Болгарии. Затем книги стали писать и на Руси. Мощный толчок развитию грамотности дала христианизация Руси. При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы, там же обучали искусству переписывания книг. До нашего времени сохранилось около пятисот рукописей XI – XIII вв. Большинство из них – книги для совершения церковных служб, написанные на пергаменте. Кирилл и Мефодий Икона .

Слайд 7

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка , основательница женского монастыря в Киеве, создала в нём школу для обучения девушек. Сотни берестяных грамот и граффити (надписи, нацарапанные на стенах церквей) , найденные в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске и других городах Руси, подтверждают, что много грамотных было и среди простого народа. Люди писали друг другу деловые письма, приглашение в гости и даже вели любовную переписку. Берестяная грамота мальчика Онфима . Новгород. XIII в.

Слайд 8

Граффити на стене Софийского собора в Киеве с датой смерти князя Ярослава Мудрого – 20 февраля 1054 года. Рукопись и древнейшее изображение смерда. XII век.

Слайд 9

3. ЛЕТОПИСИ * ЛЕТОПИСИ – исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI – XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава – своды летописей. Летописи были общерусскими и местными. Летописание появилось на Руси вскоре после введения христианства и было делом государственным, княжеским. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром. Ярослав Мудрый 1019 – 1054 гг.

Слайд 10

Свод, который вошёл в историю под названием «Повесть временных лет» , создавался в первое десятилетие XII в. Автором этого свода считают монаха Киево-Печерского монастыря НЕСТОРА . Русские летописи – это не просто сухие, бесстрастно фиксирующие факты хроники, но и взволнованные рассказы тогдашних историков, вносивших в повествование философско-религиозные обобщения, свой темперамент и свой стиль. По мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои летописные своды в Смоленске, Пскове, Рязани, Владимире-на-Клязьме , Чернигове, прославлющие деяния «своих» князей. Идея единения Русской земли была ведущей и в этот период нашей истории. Летописец Нестор. Художник В.М. Васнецов. 1919 г.

Слайд 11

4. ЛИТЕРАТУРА Общий подъём страны в XI в. и повышение грамотности населения способствовали развитию литературы. У людей повысилась потребность донести до читателей свои взляды на жизнь, свои размышления о смысле власти и общества, роли религии. От XI – XII вв. до нас дошли 80 книг, семь из которых имеют точную дату написания. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит ИЛАРИОН . В начале 40-х гг. XI в. о н создал своё знаменитое «Слово о Законе и Благодати». Основной темой «Слова…» стала идея равноправия Руси среди других народов и государств. Начальная страница «Остромирова Евангелия» (1056 – 1057) – самой древней русской книги

Слайд 12

Во второй половине XI в. появляются и другие яркие произведения: «Память и похвала Владимира» монаха ИАКОВА, «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах НЕСТОР – «Чтение о житии Бориса и Глеба». Летопись «Повесть временных лет» будет его завершающей фундаментальной работой. В первой четверти XII в. на склоне лет ВЛАДИМИР МОНОМАХ пишет своё знаменитое «Поучение детям». Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. Владимир Мономах (1053 – 1125). Великий киевский князь (1113 – 1125).

Слайд 13

В начале XII в. Игумен ДАНИИЛ , совершив паломничество в Иерусалим, создаёт «Хождение игумена Даниила в святые места». В XII – XIII вв. гуманистическая линия древней русской литературы прочно утверждает себя в произведениях киевского митрополита КЛИМЕНТИЯ СМОЛЯТИЧА («Послание»), епископа из г. Турова КИРИЛЛА («Притча о человеческой душе»), ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА («Слово» и «Моления»). Последний восхвалял княжескую власть и враждебно отзывался о боярстве. После побоища Игоря Святославовича с половцами. Художник В.М. Васнецов. 1880

Слайд 14

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Наиболее ярко переплетение языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве» (1185 год) – крупнейшем литературном произведении эпохи, вершине древнерусской литературы.

Слайд 15

5. АРХИТЕКТУРА Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Каменная архитектура связана с христианской Русью. Подобного не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Софийский собор. 1045 – 1050 гг. Новгород. .

Слайд 16

История архитектуры Руси начинается с храмостроительства . В прежние времена знаменательные события на Руси принято было отмечать строительством храма. Рождается наследник, уходит в иной мир близкий человек, одерживают победу над врагом – возводят храм. А ещё давали обещания, или обеты: обращались с мольбой «Помоги, Господи, помогите, Пресвятая Богородица и святые, в том-то и том-то…» – а в благодарность возводили храм. И не только великие князья, цари и воеводы, но и купцы, и простые крестьяне. Храмы строили и в одиночку, и всем миром. А ещё возводили храмы на определённых рубежах истории, в ознаменование царствования. Пусть помнят, пока стоит храм. Рождественский собор. 1222 – 1225 гг. Суздаль.

Слайд 17

Все церкви на Руси возводились по образу крестово-купольного храма греков. Одно из первых каменных сооружений, возведённое по византийскому строительному опыту и традициям греческие мастера возвели в Киеве в конце X в. Это церковь Богородицы , называемая также Десятинной церковью (989 – 996 гг.) . В дальнейшем стало происходить сочетание славянских и византийских традиций. Например, на основу крестово-купольного храма киевского Софийского собора было поставлено 13 глав нового храма. Всё сооружение имеет сложную форму с пирамидальным силуэтом ( многокупольные храмы стали особенностью русской архитектуры ). В композиции доминирует главный купол : он окружён четырьмя меньшими, за которыми расположены боковые, более низкие купола. Софийский собор. Киев. 1017 – 1037 гг. Десятинная церковь.

Слайд 18

В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы . Большинство храмов XII – начала XIII в. одноглавые и меньше по своим размерам, чем в Киевской Руси. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в X – XIII вв. на Руси). Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень . Он вырубался блоком размером со сторонами по 50 см. Золотые ворота. 1164 г. Владимир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси. Роль князя Владимира. Урок истории 6 класс.

Крещение Руси. Роль князя Владимира.Цели и задачи урока:·         на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты...

материалы к урокам "История" 5 класс

Вопросы, задачи, кроссворды,тесты по темам: "Древний Египет", "Древнее Двуречье", "Вавилонский царь Хаммурапи", "Первый властелин единого Китая"...

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

Презентация «Культура Руси X – начала XIII в.» (часть 2) (материалы к урокам истории в 6 классе)

Презентация «Культура Руси X –  начала  XIII в.» (часть 2)  (материалы к урокам истории в 6 классе)...