Безопасный Интернет - детям
статья по истории (6 класс)

Развивающий потенциал современных УМК по истории Средних веков в работе с первоисточниками на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoreferat.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

На правах рукописи

Исаева Полина Сергеевна

Формирование умений учащихся при работе

с первоисточниками на уроках истории

(на примере курса «История Средних веков»)

                 Направление подготовки / Специальность подготовки

                 44.04.01. Магистратура, Педагогическое образование

Основная (профессиональная) образовательная программа

                 профиль «Историческое образование»

                 модуль «Историческое образование в основной школе»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание академической степени магистра

Санкт-Петербург

2019

Вопросы и проблемы, касающиеся работы с историческими источниками, являются очень важными для изучения исторического процесса в целом. Работа с историческими первоисточниками с первых лет обучения истории (5-6 класс) способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету, позволяя им самим оказаться в роли исследователей: получить информацию не от учителя, не из текста учебника, а от современника изучаемой эпохи, очевидца событий. Также работа с первоисточниками способствует формированию у учащихся ярких образов прошлого, позволяет развивать на уроках историческое мышление путём вдумчивого анализа свидетельств прошлого. В связи с этим необходимо уделять особое внимание работе с историческими первоисточниками на уроках. Помимо этого, работу с историческими источниками предполагает и Федеральный государственный образовательный стандарт, требованием которого является формирование умений учащихся, связанных с историческими источниками, начиная с пятого класса (проводить атрибуцию текстового исторического источника, определять на основе информации, представленной в текстовом историческом источнике, характерные признаки описываемых событий, явлений, процессов, определять в тексте источника основную и второстепенную информацию, понимать возможность и ограниченность использования источников для изучения событий, явлений, процессов). Одними из важнейших предметных результатов, которых могут достичь учащиеся на уроках истории, Основная образовательная программа предполагает сформированность ряда умений работы с историческими источниками (различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники, различать первичные источники и вторичные источники, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять основные вопросы содержания источника, различать достоверную и вымышленную информацию). Таким образом, работа с историческими источниками является значимой не только для профессиональных исследователей и исторической науки в целом, но и выступает требованием документов, регламентирующих отбор содержания исторического образования и умения учащихся.

Современный подход к конструированию методической работы с первоисточниками на уроках истории направлен, в первую очередь, на знаниевый компонент, при этом совершенно упускаются задачи формирования умений учащихся работы с историческими источниками. Целью данной работы является создание альтернативного комплекса работы с письменными историческими источниками, позволяющего сформировать у учащихся необходимые умения (на примере курса «История Средних веков»). Задачи работы заключаются в том, чтобы проанализировать содержание современных средств обучения по истории Средних веков (учебников и рабочих тетрадей), входящих в Федеральный перечень и рекомендованных к использованию в образовательном процессе, на предмет работы в них с письменными историческими источниками; проанализировать, насколько работа с письменными источниками в данных средствах обучения истории соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта; проанализировать опыт изучения истории в школе на основе лишь исторических источников, выявить возможные риски в подобном обучении; разработать собственный комплекс работы с письменными историческими источниками на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта и Основной образовательной программы; апробировать разработку в ходе практического исследования – предложить учащимся альтернативную работу с письменными историческими источниками для формирования у них требуемых умений.

Объектом исследования является формирование умений учащихся работы с письменными историческими источниками. Предмет исследования – формирование умений учащихся 6 класса работы с первоисточниками в обучении истории Средних веков.

Подчёркивая теоретическую значимость исследования, необходимо отметить детальное изучение работы с письменными историческими источниками в целом ряде учебников и тетрадей по истории Средних веков. Благодаря столь глубокому анализу, возможно создание системы работы с историческими источниками, адекватной восприятию шестиклассников.

Отрывки из письменных исторических источников, отобранные, адаптированные, сопровожденные методическим аппаратом и выстроенные в строгую систему, возможно использовать на уроках истории в 6 классе в курсе истории Средних веков. Помимо этого, представленные в работе отрывки из письменных исторических первоисточников, а также система вопросов и заданий к ним могут быть включены в рабочую тетрадь по курсу «История Средних веков». Таким образом, учащиеся получат возможность проводить основы исследовательской работы на уроках истории, что особенно важно на ранних годах обучения предмету: невозможно качественное обучение истории без заблаговременно сформированного у учащихся интереса к предмету, задачу чего решает работа с историческими первоисточниками на уроках. Предложенный к историческим источникам методический аппарат, а также возможность самостоятельного анализа свидетельств прошлого способствует развитию исторического мышления у учащихся.

В ходе знакомства с новой редакцией Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования необходимо было проанализировать, какие требования и результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Стандарт предполагает, и сопоставить с тем, насколько они реализуются на практике в учебно-методических комплексах по истории Средних веков, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе. Были отмечены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, названы те личностные, метапредметные и предметные результаты, которых должны достичь обучающиеся, отмечены те результаты, которых учащиеся могут достичь в ходе работы на уроках истории с отрывками из письменных первоисточников. В результате анализа было установлено, что большинство из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования должны быть реализованы не только учителями в образовательном процессе, но и авторами современных УМК. Однако, не все из этих требований соблюдаются авторами: какие-то требования соблюдаются частично, какие-то не реализованы на практике вообще. Отсюда следует вывод: учителям, ознакомившись с данными требованиями к работе с письменными историческими первоисточниками, необходимо выстраивать работу на уроке так, чтобы они не были упущены –  дополнять методический аппарат к имеющимся историческим источникам или предлагать свою систему вопросов и заданий.

В качестве учебно-методических комплексов, включающих в себя работу с письменными историческими источниками, следовало рассмотреть учебники «Всеобщая история. История Средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского (М.: Просвещение, 2014); «Всеобщая история. История Средних веков» В.А. Ведюшкина (М.: Просвещение, 2012); «История Средних веков» Л.В. Искровской, С.Е. Фёдорова, Ю.В. Гурьяновой (М.: Вентана-Граф. 2015); «Всеобщая история. История Средних веков» М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова (М.: Русское слово, 2013), а также некоторые рабочие тетради, входящие в их состав. Анализ письменных исторических первоисточников включал в себя название и атрибуцию, соответствие теме параграфа, вид источников, их объём, а также сопровождающий их методический аппарат (характер и количество вопросов). Было установлено, что современные учебно-методические комплексы включают в себя как обязательный компонент работу с письменными историческими первоисточниками. Было отмечено, что вопросы и задания к историческим первоисточникам в рабочих тетрадях отличаются по характеру от вопросов и заданий, поставленных к первоисточникам в учебнике: методический аппарат к первоисточникам в рабочих тетрадях более разнообразен, отчасти содержит задания, которые направлены на расширение кругозора. Однако, содержащиеся в учебниках и рабочих тетрадях исторические источники и методический аппарат к ним, решают в большинстве своём вопросы усвоения учащимися знаний по теме. Лишь немногие из вопросов и заданий к историческим источникам направлены на формирование у учащихся требуемых умений. Было отмечено отсутствие выстроенной системы формируемых умений от простого к сложному, когда более сложные умения опережают элементарные. Соответственно, учителям, ознакомившись с данными требованиями к работе с письменными историческими первоисточниками, необходимо выстраивать работу на уроке так, чтобы они не были упущены: дополнять методический аппарат к имеющимся историческим источникам или предлагать свою систему вопросов и заданий.

Апробация предложенных для работы текстов письменных исторических источников была проведена на базе ГБОУ школы №599 Приморского района Санкт-Петербурга. Проведённый эксперимент позволил прийти к выводу, что сама работа с историческими источниками на уроках должна быть тщательно спланирована и подготовлена учителем с целью достичь более качественного результата. В результате сопоставления работы с письменными историческими источниками, предложенными авторами современных УМК по истории Средних веков, и письменными историческими источниками, самостоятельно отобранными и адаптированными учителем, можно убедиться, что работа привела к разным итогам. Более результативной в плане формирования у учащихся не только знаний, но и умений, оказалась работа с альтернативными источниками, изначально подразумевавшая под собой идею формирования сначала умений, а затем – усвоения знаний.

До разработки собственного комплекса работы с историческими источниками было уделено внимание опыту изучения истории лишь на основании исторических первоисточников: реальный метод М.М. Стасюлевича (вторая половина XIX века), лабораторный метод Н.А. Рожкова (начало ХХ века), идея Ю.Л. Троцкого (90-е годы ХХ века. Были выявлены риски подобного обучения: потенциал и познавательные возможности основной массы учащихся общеобразовательных школ не позволяют изучать историю исключительно по историческим источникам, без учебника и повествования учителя. Было отмечено, что сама идея изучения событий, явлений, процессов на основании исторических первоисточников в совокупности с УМК и под руководством учителя представляется наиболее результативной.

В итоге была поставлена задача разработать комплекс письменных исторических источников по истории Средних веков: отобрать исторические источники, а также представить к ним методический аппарат, который будет включать в себя задания не только предметного, но и метапредметного характера, представляющие определенную систему и направленные на формирование следующих умений: извлекать информацию из исторического источника; различать документальные и нарративные исторические источники; различать первичные и вторичные исторические источники; определять характерные признаки событий, явлений, процессов; давать характеристику историческим личностям на основании данных первоисточников. Кроме того, был обозначен принцип отбора письменных исторических источников. Альтернативный комплекс работы с письменными историческими первоисточниками был полностью разработан и частично апробирован на базе ГБОУ школы №599 Приморского района Санкт-Петербурга. Было установлено, что на момент окончания шестого класса у учащихся уже были в той или иной степени сформированы умения работы с письменными историческими источниками. Работа с текстами исторических источников проводилась под руководством и при непосредственной помощи учителя. Помимо этого, были выявлены главные риски в работе с историческими первоисточниками: неверное восприятие материала учащимися, непонимание ими текста первоисточника, неспособность самостоятельно отвечать на поставленные к тексту вопросы. Удалось прийти к выводу, что этих рисков возможно избежать в том случае, если работа с историческими источниками будет грамотно организована и сопровождена учителем. В дальнейшем альтернативный комплекс работы с письменными историческими первоисточниками будет полностью апробирован на базе ГБОУ школы №599, что позволит более успешно формировать умения шестиклассников, согласно требованиям ФГОС ООО и ООП ООО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ - ДЕТЯМ

Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного прес...

Страничка для родителей. Безопасный Интернет – детям.

Компьютер, Интернет – это безграничный мир информации. Здесь ребята узнают много интересного и полезного для учебы, расширяют кругозор, углубляют знания…В Интернете можно общаться и даже заводить друз...

Классный час "Безопасный интернет детям"

Материал способствует выработке у учащихся правил безопасного поведения в сети Интернет....

Воспитательский час с педагогами "Безопасный интернет детям!"

В нашем КГБУ "Центр содействия развитию семейных форм устройства "Эчган" (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказавшихся в трудной жизненно...

Безопасный интернет-детям

Сценарий классного часа...

Безопасный Интернет детям

Безопасное поведения в Сети - это целая наука, овладеть которой должен каждый ребенок, а родители обязаны помочь ему. Читайте о 10 главных правилах разумного веб-верфинга без угрозы своей безопасности...

Консультация «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ ДЕТЯМ! ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»

Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник информации наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, особенно для ребенка. Агрессия, пресл...