Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Адаменко Светлана Валерьевна

Рабочая программа по истории 9 класс (рассчитана на 102 часа - 3 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_9_klass.docx56.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Аркадьевка»

Рассмотрено на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

 ____________ Т.М. Мосунова

(подпись)

«___»__________2020__г.

Согласовано с заместителем директора по УВР

_________ М.В. Понизова

«____»___________2020 г.

Утверждено

Приказ №___

 от «____»________2020 г.

Директор

 __________О.Н. Варкентин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета

История России. Всеобщая история.

Класс

9

Учитель

Учитель истории и обществознания

Адаменко С.В

Срок реализации программы (учебный год)

2020-2021

Количество часов по учебному плану

3 ч. в нед, 102 часа в год

Планирование составлено на основе

  1.  Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: История Нового времени. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019
  2. Данилов, Журавлева, Барыкина: История России. 6-9 класс. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России», 2019 г.

Учебник

  1. А.Я. Юдовская и др. Под ред. А. А. Искандерова. Новая история.XIX век: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2020

  1. История России. 9 класс. В 2-х частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В., Просвещение, 2019

Рабочую программу составил

Адаменко Светлана Валерьевна

_____________________

(личная подпись)

Аркадьевка  2020 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: 

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

Регулятивные УУД: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Коммуникативные УУД: 

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Предметные результаты

Ученик научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Ученик получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XIX век

Тема I. Начало Индустриальной эпохи

Завершение промышленного переворота. достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж. М. Жаккара. дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж. Шарль: создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизации. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений.

Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения.

Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в ХIХ в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина для формирования нового мировоззрения. Микробиология. достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе. Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм. Романтизм. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя.

Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют новую эпоху в европейской художественной культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф. Гойя как преддверие реализма. Т. Жерико и Э. Делакруа. Карикатура и графика О. Домье. Реализм: Ж. Милле. Критический реализм: Г. Курбе. двенадцать лет истории французского импрессионизма: Э. Мане, К. Моне, К. Писарро, О. Ренуар, Э. Дега, Ж. Сер и П. Синьяк. Конец импрессионизма. Скульптор О. Роден. Постимпрессионизм: П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф. Шопен, Д. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света. Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины ХIХ в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.

Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. Анархизм.

Тема II. Страны Европы и США в первой половине XIX в.

От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.

Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений.

Англия в первой половине ХIХ в. Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и её социальные последствия. Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в 40-е гг. ХIХ в. «Эпоха Викторианского компромисса». Окончательное утверждение парламентского режима. Англия — «мастерская мира». Тред-юнионы и их роль в создании основ социального государства. Направления и особенности внешней политики Англии. Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

Промышленная революция продолжается. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г.

Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное недовольство. Вторая республика, Лун Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи

Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм 1 и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование  Северогерманского союза

Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии — Дж. Гарибальди и д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.

Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец франко-прусской войне. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?

Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная и «золотая» лихорадка — увеличение потока переселенцев.

Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине ХIХ в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон-о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна.

Тема III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» — полоса государственных переворотов и нестабильности. Инерционность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.

Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной интеграции стран Запада и Востока. Кризис традиционализма. Слабость противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Реформы управления государством. Новые черты экономического развития и социальной структуры общества. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Внешняя политика.

Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ю-вэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней. Новая политика императрицы Циси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия — «жемчужина Британской короны». Влияние Ост-Индской кампании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Методы насильственного разрушения традиционного общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Гибель ручного ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промышленности. Социальные контрасты Индии. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—1859). Индийский Национальный Конгресс. (ИНК). Балгангадхар Тилак.

Таинственный континент. Культы и религии. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Успехи Эфиопии в борьбе за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.

Тема IV. Страны Европы и США во второй половине XIX– начале XX в.

Германская империя: борьба за «место под солнцем».  Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединённой Германии.  Ускорение темпов экономического развития.  Направления модернизации экономики.  Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии.  Бисмарк и внутренняя оппозиция.  «Исключительный закон против социалистов».  Политика «нового курса» О.  Бисмарка —  прогрессивные для Европы социальные реформы.  Вильгельм II в стремлении личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Национализм. Подготовка войне.  Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Реформирование —  неотъемлемая часть курса английского парламента.  Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г.  Черты гражданского общества и правового государства.  Особенности экономического развития Великобритании.  Создание Британской империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона».  Рождение лейбористской партии.  Д.  Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капитализм по-английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты. Франция: Третья республика.  Последствия Франко-прусской войны для Франции. Замедление темпов экономического развития.  Проблемы французской деревни.  От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику.  Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов.  Развитие коррупции во власти. Социальные движения.  Франция — колониальная империя.  Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов.  Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны.  Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение».  Эмиграция —  плата за отсталость страны. Движения протеста.  Эра Дж.  Джолитти.  Переход к реформам.  Внешняя политика. Колониальные войны. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.  Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: преобразование империи Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию.  Политическое устройство Австро-Венгрии.  «Лоскутная империя».  Ограниченность прав и свобод населения.  Начало промышленной революции.  Развитие национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США — страна

от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадки — увеличение потока переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в.  С.  Маккормик.  Фермер —  идеал американца.  Плантаторский Юг. Аболиционизм.  Восстание Джона Брауна.  Конфликт между Севером и Югом.  Начало

Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян

над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна. США: империализм и вступление в мировую политику. Причины быстрого экономического развития США после

Гражданской войны.  Отношение к образованию и труду.  Расслоение фермерства.

Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия.  США — президентская республика.  Структура неоднородного американского общества.  Расизм.

Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины: Монро, «открытых

дверей», «дипломатии  большой  дубинки»,  «дипломатии  доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в

Глава 1. Россия в первой четверти XIX в.

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

Глава 2. Россия во второй четверти XIX в.

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.

Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.

Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного

самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

Глава 4. Россия в 1880-1890 гг.

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.

Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Глава 5. Россия в начале XX века

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.

Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение.

Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.

Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

Тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

39

Начало индустриальной эпохи

13

Страны Европы и США в первой половине XIX в.

9

Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

7

Страны Европы и США во второй половине XIX– начале XX в.

10

ИСТОРИЯ РОССИИ

63

Россия в первой четверти XIX в.

15

Россия во второй четверти XIX в.

10

Россия в эпоху Великих реформ

12

Россия в 1880-1890 гг.

9

Россия в начале XX века

17

итого

102

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

 (представленные направления проектной и учебно-исследовательской деятельности предполагают выбор обучающимися интересующих их тем для разработки. Также обучающимся предоставляется возможность самому сформулировать тему проектной или исследовательской деятельности)

Тематика проектов

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.
Борьба за передел мира.
Британское колониальное господство в Индии.
Быт и обычаи в первой половине 19 века.
Быт: новые черты в жизни города и деревни во второй половине 19 века.
века.
Венский конгресс. Священный союз.
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы.
Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г.
Восстание Черниговского полка
«Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.
Европейские революции XIX в.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс».
Крестьянская реформа 1861 года.
Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севостополя.
Либеральные реформы 60-70-х гг.19 века.
Литература и изобразительное искусство.
Лицо «золотого века» русской культуры.
Наполеоновские войны.
Национальные идеи в странах Европы.
Нравственность и революция.
«Опиумные» войны.
Общественное движение в 80-90-х гг. 19 века.
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Объединение Италии.
Отечественная война 1812 года.
Первые железные дороги.
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе.
Положение основных слоев общества.
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке.
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.
Просвещение и наука.
Революционное народничество второй половины 60-х- начала 80-х гг. 19
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
Россия в первой половине 19 века.
Русско-турецкая война 1877-1878гг.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

д/з

план

факт

Тема I. Начало индустриальной эпохи (9 ч.) 

13

Экономическое развитие в XIX –начале XX в.

1

2.09

§1, с. 7-17

Экономическое развитие в XIX –начале XX в.

1

4.09

§1, с. 7-17

Меняющееся общество

1

9.09

§2, с. 17-26

Меняющееся общество

1

11.09

§2, с. 17-26

Век демократизации

1

12.09

§3, с. 26-33

Век демократизации

1

16.09

§3, с. 26-33

«Великие идеологии»

1

18.09

§4, с.33-42

«Великие идеологии»

1

19.09

§4, с.33-42

Образование  и наука

1

23.09

§5, с. 42-48

XIX век в зеркале художественных исканий

1

25.09

§6, с. 48-58

XIX век в зеркале художественных исканий

1

26.09

§6, с. 48-58

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в.

1

30.09

§7, с. 58-68

Повторение по теме «Начало индустриальной эпохи»

1

2.10

Повторить гл. 1

Тема II. Страны Европы и США в первой половине XIX в.

9

Консульство и Империя.

1

3.10

§8, с. 70-81

Консульство и Империя.

1

7.10

§8, с. 70-81

Франция в первой половине XIX в., от Реставрации к Империи.

1

9.10

§ 9, с. 81-91

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.

1

10.10

§10, с. 91-100

«От Альп до Сицилии» : объединение Италии.

1

14.10

§11, с. 100-108

Германия в первой половине XIX в.

1

16.10

§12, с. 108-116

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в.

1

17.10

§ 13, с. 116-124

США до середины XIX в: рабовладение, демократия и экономический рост.

1

21.10

§14, с. 124-132

Повторение по теме «Страны Европы и США в первой половине XIX в»

1

23.10

Повторить гл. 2

Тема III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

7

Страны Азии в XIX – начале XX в

1

24.10

§15, с. 134-146

Страны Азии в XIX – начале XX в

1

28.10

§15, с. 134-146

Африка в XIX –начале XX в

1

30.10

§16, с. 146-155

Африка в XIX –начале XX в

1

31.10

§16, с. 146-155

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

1

11.11

§17, с. 155-163

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

1

13.11

§17, с. 155-163

Повторение по теме «Азия, Африка и Латинская Америка в  XIX –начале XX в.»

1

14.11

Повторить гл. 3

Тема IV. Страны Европы и США во второй половине XIX– начале XX в.

10

Великобритания до Первой мировой войны.

1

18.11

§18, с. 165-174

Франция : вторая империя и Третья республика.

1

20.11

§19, с. 174-182

Германия на пути к европейскому лидерству.

1

21.11

§20, с. 182-191

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.

1

25.11

§21, с. 191-200

Италия : время реформ и колониальных захватов

1

27.11

§22, с. 200-207

США в эпоху «позолоченного  века» и «прогрессивной эры».

1

28.11

§23, с. 207-215

Международные отношения в XIX –начале XX в

1

2.12

§24, с. 215-227

Международные отношения в XIX –начале XX в

1

 4.12

§24, с. 215-227

Повторение по теме «Страны Европы и США во второй половине XIX –начале XX в»

1

5.12

Повторить гл. 4

Повторение по теме «Новая история зарубежных стран»

Полугодовая контрольная работа

1

9.12

ИСТОРИЯ РОССИИ.  РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в

63

Глава 1. Россия в первой четверти XIX в.

15

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.

1

11.12

§1,  с. 8-14

Александр I: начало правления.

1

12.12

§2, с. 14-16

Внутренняя политика Александра I

1

16.12

§2, с. 14-16

Реформы М. М. Сперанского

1

18.12

§2, с. 17-20

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

1

19.12

§3, с.22-26

Отечественная война 1812 г.

1

23.12

§4, с. 27-30

Отечественная война 1812 г.

1

25.12

§4, с. 30-34

Заграничные походы русской армии.

1

26.12

§5, с.34-36

Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.

1

30.12

§5, с. 36-39

Внутренняя политика Александра I  в 1815 – 1825 гг.

1

13.01

§6, с. 40-44

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века.

1

15.01

§7, с. 49-54

Общественное движение при Александре I

1

16.01

§8-9, с. 55-58

Выступление декабристов

1

20.01

§8-9, с. 58-63

Повторение по теме «Россия в первой четверти XIX в».

1

22.01

Повторить гл.1

Контрольная работа по теме «Россия в первой четверти XIX в».

1

23.01

-

Глава 2. Россия во второй четверти XIX в.

10

-

Внутренняя политика Николая I

 1

27.01

§10, с. 66-69

Внутренняя политика Николая I

1

29.01

§10, с. 66-69

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века

1

30.01

§11, с. 69-74

Общественное движение при Николае I

1

3.02

§12, с. 75-79

Общественное движение при Николае I

1

5.02

§12, с. 75-79

Внешняя политика Николая I

1

6.02

§13-14, с. 86-91

Крымская война 1853 – 1856 гг.

1

10.02

§13-14, с. 91-97

Культура Российской империи в первой половине XIX века

1

12.02

С. 97-102

Культура Российской империи в первой половине XIX века

1

13.02

С. 103-109

Повторение по теме «Россия во второй четверти XIX в».

1

17.02

Повторить гл. 2

Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ

12

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

19.02

§15, с. 112 – 116

Александр II: начало правления.

1

20.02

§16, с. 117-119

Крестьянская реформа 1861 г.

1

24.02

§16, с. 119-121

Реформы 1860-1870 гг.

1

26.02

§17, с. 124-126

Реформы 1860-1870 гг.

1

27.02

§17, с. 126-129

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

1

3.03

§18, с. 130-136

Общественное движение при Александре II

1

5.03

§19-20, с.137-142

Общественное движение при Александре II

1

6.03

§19-20, с. 142-145

Внешняя политика Александра II

1

10.03

§21, с. 152-156

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

12.03

§21, с. 156-159

Повторение по теме «Россия в эпоху Великих реформ»

1

13.03

Повторить гл. 3

Контрольная работа по теме «Россия в эпоху Великих реформ»

1

17.03

-

Глава 4. Россия в 1880-1890 гг.

9

Внутренняя политика Александра III

1

19.03

§22, с. 4-10

Перемены в экономике и социальном строе

1

20.03

§23, с. 11-19

Общественное движение при Александре III

1

31.03

§24, с. 20-30

Внешняя политика Александра III

1

2.04

§25, с. 31-35

Культура России во второй половине XIX века. Наука и образование

1

3.04

С. 36-42

Культура России во второй половине XIX века. Литература

1

7.04

С. 42-47

Культура России во второй половине XIX века. Художественная культура

1

9.04

С. 47-53

Повседневная жизнь народов России

1

10.04

С. 54-61

Повторение по теме «Россия в 1880-1890 гг.»

1

14.04

Повторить гл. 4

Глава 5. Россия в начале XX века

17

Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.

1

16.04

§26, с. 64-70

Социально-экономическое развитие страны на рубеже веков

1

17.04

§27, с. 71-75

Николай II: начало правления

1

21.04

§28, с. 75-80

Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг.

1

23.04

§28, с. 75-80

Внешняя политика Николая II

1

24.04

§29, с. 82

Русско-японская война

1

28.04

§29, с. 83-87

Первая российская революция 1905-1907 гг.

1

30.04

§ 30, с. 88-91

Первая российская революция 1905-1907 гг.

1

3.05

§30, с. 91-97

Политические реформы 1905-1907 гг.

1

5.05

§30, 88-97

Социально-экономические реформы П.А. Столыпина

1

7.05

§31, с. 98-103

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.

1

8.05

§32, с. 104-111

Серебряный век русской культуры

1

12.05

С. 111-116

Серебряный век русской культуры

1

14.05

С. 111-116

Проверочная тестовая работа в ходе промежуточной аттестации

1

15.05

-

Повторение по теме «Россия в начале XX века»

1

19.05

Повторить гл. 5

Повторение по курсу «История России»

1

21.05

Повторить гл. 1-5

Повторение по теме «Россия и мир в XIX – начале XX вв».

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...