Взаимосвязь казачества и православия на современном этапе
методическая разработка по истории

Музина Анастасия Викторовна

Взаимосвязь казачества и православия на современном этапе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь казачества и православия на современном этапе

В системе ценностей кубанского казачества первое место справедливо отводят православной вере. Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей.

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни.

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, ведь казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным.

Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их.

Таким образом, православная религия определяла всю жизнь казака с рождения и до самой его смерти.

Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско.

Современное Кубанское казачье войско в соответствии с его территориальной расположенностью окормляют: епархии Кубанской митрополии, Майкопская епархия, Пятигорская епархия и Пицундско-Сухумская епархия.

Кубанская митрополия – митрополия Русской православной церкви. Образована решением Священного Синода Русской православной церкви от 12 марта 2013 в административных границах Краснодарского края. Главой митрополии назначен правящий архиерей Екатеринодарской епархии – митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко).

Кубанская митрополия включает в себя 5 епархий:

  1. Екатеринодарская епархия – митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Николай Кириченко)

Епархия Русской православной церкви с центром в городе Краснодаре.

Руководителем епархиального отдела по взаимодействию с казачеством является проиерей Иоанн Гармаш, настоятель храма Покрова пресвятой Богородицы в городе Краснодаре и войсковой священник Кубанского казачьего войска.

  1. Армавирская епархия – правящий архиерей епископ Армавирский и Лабинский Игнатий (Бузин Константин Юрьевич). Епархия Русской Православной Церкви в административных границах города Армавира, а также Гулькевичского, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского, Успенского и Усть-Лабинского районов.
  2. Ейская епархия – правящий архиерей епископ Ейский и Тимашевский Герман (Камалов Алексей Музаффарович). Епархия Русской православной церкви в административных границах Брюховецкого, Ейского, Калининского, Каневского, Кущёвского, Ленинградского, Приморско-Ахтарского, Староминского, Тимашевского и Щербиновского районов Краснодарского края.
  3. Новороссийская епархия – правящий архиерей епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност (Дмитриев Михаил Михайлович). Епархия Русской Православной Церкви в административных границах городов Анапы, Геленджика и Новороссийска, а также Крымского, Славянского и Темрюкского районов Краснодарского края.
  4. Тихорецкая епархия – правящий архиерей епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан (Кавтарашвили Андрей Лабазович). Епархия Русской православной церкви в административных границах Белоглинского, Выселковского, Кавказского, Кореновского, Крыловского, Новопокровского, Павловского, Тбилисского и Тихорецкого районов Краснодарского края.

На территории Майкопского казачьего отдела духовную поддержку казакам оказывает Майкопская епархия во главе с правящим архиереем – архипископом Майкопским и Адыгейским Тихоном (Лобковский Владимир Иванович). Епархия Русской православной Церкви с центром в Майкопе на территории Республики Адыгея.

Казаков Баталпашинского казачьего отдела, который располагается на территории Республики Карачаево-Черкессии, окормляет Пятигорская епархия во главе с правящим архиереем архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом (Денис Анатольевич Курьянов). Структурное и территориально-административное подразделение Русской православной церкви на территории Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Кафедральный город – Пятигорск. Кафедральный собор – Спасский собор в Пятигорске.

Казаков Сухумского особого казачьего отдела окормляет обособленная Пицундско-Сухумская епархия. В настоящий момент времени исполняющим обязанности управляющего данной епархии является иерей виссарион.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и его отношение к казачеству.

Русская православная церковь всегда видела в казаках защитников Православия. Окормление казачества со стороны церкви осуществляется повсеместно и контролируется на самом высоком церковном уровне лично Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Сам Святейший Патриарх Кирилл в своих обращениях говорил, что он берет на себя обязанность духовного наставника всех казаков. И сегодня почти тысяча священников трудится над воцерковлением и духовным окормлением казачества.

Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви 9 сентября 2015 года принял Концепцию Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества, в которой сказано: «Казачья служба духовно коренится в ясном чувстве принадлежности к Православной Церкви, осознании личной ответственности перед Богом, активном участии в жизни приходской общины. На поддержание такой духовной основы казачьей жизни и направлена деятельность Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества».

Особое отеческое отношение Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла к казачеству, его жизни, проблемам и задачам можно проследить в его выступлениях.

«…Хотел бы поделиться с вами некими мыслями, касающимися казачества на современном этапе исторического развития России и других стран, с которыми оно связано тесными узами, а также о том, что и как нам нужно делать для подлинного возрождения казачества.

Хотел бы начать с определения. Относительно того, что есть казак, сегодня ведутся разного рода дискуссии, которые нередко уводят сознание людей в сторону. По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни. Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности.

Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество. И мы знаем, какую огромную роль играли казачьи соединения в войнах, которые вела Россия и в XIX веке, и в начале века XX.

Если мы соглашаемся в том, что фундаментом казачьего образа жизни является православная вера, то мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? Это культурная идентификация личности? Это ее связь с некоей субкультурой? Или это ценностная ориентация личности? Для всех нас, думаю, должно быть ясно, что Православие, имея собственную очень богатую культуру, является по сути системой духовных и нравственных ценностей. Если эта система разрушается, то человек превращается в псевдоправославного, превращается в некий карикатурный образ. И мы знаем, как иногда сердце просто болит от того, что сознаешь, созерцая внешнюю религиозность человека, что личность сия очень далека от того, чтобы жить в соответствии с православной верой.

А что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Православие как культурная категория совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно, но, по сути, он принадлежит Православию.

Иногда в современной казачьей жизни возникают большие трудности, связанные с отношением казаков к Церкви. Каждый казак с уважением относится к Православию, и я сердечно благодарю всех вас, мои дорогие, — и духовенство казачье, и казаков, и казачьих руководителей — за то, как сегодня казаки защищают Церковь, когда это необходимо, участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри. Это очень важная функция, которую уже сегодня казаки осуществляют.

Но есть и слабое место, которое я вижу, о котором вам нужно будет подумать и поговорить во время Первого большого съезда казачьего духовенства. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви.

Принадлежность к Церкви способствует возрастанию человека в самодисциплине. Почему? Потому что существуют некие ограничения, которые воспитывают волю человека. Я хотел бы коснуться такой темы, как пост. Знаю, что многие казаки в полной мере не постятся. Не требую от вас сейчас, чтобы вы все стали поститься так, как полагается, ведь нередко это связано и с производственными проблемами, и с некими семейными трудностями. Но для чего нужен пост? Пост нужен для того, чтобы человек воспитывал свою волю. И если мы настолько слабы, что не можем отказать себе во вкушении скоромной пищи, то хватит ли у нас силы Родину защищать? Хватит ли у нас силы идти на другие самоограничения? Пост есть некий индикатор способности человека ограничивать свои потребности, мобилизовать свою волю. И если в таком простом деле не можем, стоит ли нам замахиваться на великие дела? Стоит ли нам говорить, что мы сопричастны великой казачьей традиции? Нам стоит об этом подумать.

Поэтому воцерковление казаков сегодня – это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент. Поэтому принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, о котором я сегодня говорю, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям – политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

И второй очень важный момент, о котором я уже сказал, еще одна ценность, которая находится в самом базисе, в основе казачьей жизни. Это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды, потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра другие. Самая главная идеология, политическая идеология казачества — это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Когда я говорю о подлинном суверенитете, я имею в виду то печальное обстоятельство, что большинство стран мира, называясь суверенными, сегодня таковыми не являются. Не только потому, что более мощные силы могут оказывать непреодолимое влияние на политический выбор этих стран, но еще и потому, что разрушается культурный, духовный суверенитет народов, и в условиях глобализации возникает огромная опасность для каждого народа, в том числе нашего.

Так вот, казаки, любя свою Родину, должны не только защищать ее рубежи, не только стремиться к тому, чтобы своей деятельностью способствовать примирению, единству людей, согласию в обществе, но и стремиться противостоять любым попыткам разрушить подлинный суверенитет Отечества. Потому что корни казачества в этом суверенитете, а если его не будет, то не будет и казачества, или оно превратится, как я уже сказал, в этнографическую карикатуру, чего допустить никоим образом нельзя.

Те меры, которые были предприняты в плане организации казачьей жизни, казачьего служения, несомненно, своевременны и направлены ко благу казачьего сообщества. Я хотел бы сказать, что Церковь с одинаковым уважением относится к реестровым казакам и к казачьим обществам, которые не являются реестровыми. Потому что каждый человек, вне зависимости от того, готов ли он служить в регулярных частях армии, казачьих частях, или сохранять казачью традицию, не вступая в регулярные части, — если он основывает свою жизнь на том самом базисе, о котором я сказал, то он является казаком. Для Церкви и то, и другое имеет одинаковую ценность.

При этом не должно быть разногласий между одной и другой стороной казачества, как не может казачество быть использовано в политических целях, нередко формулируемых не в нашей стране, а далеко за ее пределами. В этом отношении казачество не должно терять бдительности. Оно является слишком значительной силой, чтобы им не интересовались те, у кого есть собственные планы в отношении будущего России.

Поэтому я вас всех, мои дорогие, призываю к тому, чтобы вы возрастали в православной вере, в православном самосознании, чтобы вы становились воцерковленными людьми, с тем чтобы сохраниться как казачья община, чтобы ваша любовь к Отечеству была высшим приоритетом, чтобы вы всегда были способны защищать рубежи Отечества, а также внутреннюю жизнь нашего государства, сохраняя единство народа и целостность страны и служа подлинному суверенитету исторической Руси. Пусть благословение Божие пребывает над всем казачеством, над всеми казачьими подразделениями и обществами, над их руководителями.

И особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответствены за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, мои дорогие. Этими словами я открываю Первый большой съезд казачьего духовенства». (Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Первого большого съезда казачьих духовников Православие – духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения», 2013 год).

«И в этом я усматриваю особый и очень важный смысл. Ведь в этих словах особенно точно раскрывается глубинное содержание самого казачества как явления, как очень важного исторического феномена, имеющего потенциал развития и совершенствования в условиях современного Российского государства. Стремясь сохранить внутреннее единство и верность Церкви Христовой, казаки испокон веков преданно служили Отечеству, заботились о сохранении его духовно-культурных традиций и защите государственных устоев».

«Милостью Божией в последние десятилетия мы имеем, несомненно, удивительное явление — возрождение казачества, его активное участие в культурной и общественной жизни нашей страны. За минувшие годы мы наблюдали существенные положительные изменения. Отрадно отметить участие казачьих организаций в поддержании общественного порядка, их серьезную помощь силовым структурам в противостоянии терроризму и наркобизнесу, их вступление в ряды добровольных пожарных. При поддержке казачьих сообществ открываются десятки молодежных, военно-спортивных лагерей. Все это и многое другое, безусловно, говорит в целом об успешной реализации рассчитанной до 2020 года Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. О такой стратегии мы и не мечтали в 1990-е годы. Каждый из вас, кто уже в то время принимал участие в возрождении казачества, знает, с какими открытыми и скрытыми препонами приходилось сталкиваться тем людям, которые отождествляли себя с казачьим сообществом и настаивали на необходимости возрождения казачьей жизни в современной России».

«Если мы вспомним историю, казачество как явление формировалось постепенно. Уникальность казаков как сословия в дореволюционной России заключалась в том, что они были одновременно и отважными воинами, и замечательными тружениками-земледельцами. Генетическая, «пуповинная» связь с родной землей и любовь к ней во многом определяли дореволюционный быт казаков, укрепляли их в осознании своей особой ответственности за судьбу Отечества, за судьбу своей станицы и семьи. В казачьей среде закрепились навыки эффективного хозяйствования, дисциплина, высокого уровня достигло воинское искусство. Что касается хранения семейных уз, казаки были опорой всего российского общества, давая пример верности и добрых отношений между поколениями. Сегодня изменились реалии жизни казаков, многие из вас живут в городах, но связь с землей сохраняется через ваше воинское служение, направленное на защиту родных просторов, традиционных духовных устоев в жизни народа».

«Хотел бы особо подчеркнуть: определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир, не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, о чем я уже сказал сегодня после Литургии, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения. Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение. Если сравнить процесс возрождения казачества с ростом некоего древа, то благие усилия государства задают здесь, образно говоря, темп роста корневой системы. Между тем, крепостью эта система будет обладать благодаря питательным процессам. Не сами по себе корни питают дерево — они впитывают полезные вещества, передают их, и потому древо живет и развивается. В нашем случае, если казаки постоянно пребывают в единстве с Церковью, тогда они впитывают эти полезные элементы, без которых древо казачьей жизни засохнет и ни на что не будет годиться... Повторяю: Православие — это образ жизни для казака, и по-другому быть не может».

«Радуюсь и тому, что казачья молодежь активно занимается спортом: джигитовкой, рукопашным боем. Члены молодежных казачьих организаций принимали участие в межрегиональном конном походе казаков Юга России, посвященном 70-летию Великой Победы. Все это убедительные примеры того, с каким интересом казачья молодежь приобщается к культурным традициям и истории своего народа». (Первое пленарное заседание V Всемирного конгресса казаков на тему «Казачество: единство, Церковь, Родина» в Новочеркасске, 2015 год).

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска.

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор посещает все главные праздники и события в жизни Кубанского казачьего войска: парады, большие Советы атаманов и Отчетный сбор Кубанского казачьего войска, в особых случаях, лично благословляет казаков.

Митрополит Исидор постоянно уделяет внимание казачеству, способствует его воцерковлению, поддерживает все благие начинания кубанского казачества. За годы возрождения современного кубанского казачества не было ни одного случая, чтобы владыка Исидор с невниманием отнесся к просьбам казаков. Так, по ходатайству казачьих атаманов Архипастырь поручил приходским священникам духовно окормлять (наставлять) казачьи общества, принимая лично участие в крупных войсковых мероприятиях. Благодаря владыке Исидору на Кубани возродилась забытая традиция – торжественное освящение знамени в алтаре храма. При содействии Кубанского митрополита, Кубанское казачье войско проводит рассширенные совещания с участием всех атаманов казачьих обществ и благочинных Кубанской митрополии. На этих совещаниях обсуждаются основные проблемы, возникающие на пути взаимодействия церкви и казачества и изыскиваются пути их решения.

Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества.

Войсковыми протоиереями назначались люди заслуженные и авторитетные. Такими были первый войсковой священник Порохня, затем Куницкий и, наконец, широко образованный, прославившийся своей многогранной просветительской деятельностью Кирилл Васильевич Россинский. Присутствие войскового священника в боевой обстановке не только способствовало налаживанию дисциплины среди казаков, но и поднимало боевой дух воинов. Для глубоковерующего казака напутствие священника перед битвой играло большую роль. Часто хорошая проповедь была залогом успешной операции. Войсковые священники всегда поддерживали казаков, поднимали их на подвиг своим пастырским словом. Известно, что в 1790 году во время штурма турецкой крепости Измаил, первыми на стену поднялись войсковой священник и казак.

Духовным наставником Кубанского казачьего войска, войсковым священником является настоятель Свято-Покровского храма горда Краснодара протоиерей Иоанн Гармаш. Отец Иоанн - потомственный казак, глубоко понимающий задачи казачества. На собственном примере и в духовной беседе он может объяснить, что значит быть верующим не только на словах, но и на деле. Как сопрягать нравственный Божий закон со своей жизнью.

Войсковой священник – активный участник жизни Кубанского казачьего войска, он не только присутствует на всех важных мероприятиях, благословляет, но и дает духовные советы казачьей пастве, регулирует взаимодействие казачьих обществ, духовенства и представителей образования, помогает решить множество вопросов, связанных с духовной жизнью.

В то же время за каждым казачьим обществом закреплены окормляющие их священнослужители. Их деятельность осуществляется по благословению правящих архиереев.

Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества.

Святые таинства в жизни казака по-прежнему имеют большое значение. С семилетнего возраста казачонка приводят на первую исповедь и причастие. И с этого момента для казака эти священнодействия становятся обязательными в течении всей жизни. По мере возможностей казаки принимают участие в церковных богослужениях, Крестных ходах.

Казаки активно помогают приходам и монастырям в строительстве, реконструкциях, ремонте, а также уборке территорий. По всей Кубани, да и на территории соседних республик, при въезде в станицы казаки традиционно возводят поклонные кресты. На сегодняшний день казаки обеспечивают и сохранность этой святыни, следят за чистотой прилегающих территорий.

Духовное окормление казаков осуществляется в виде участия священника в казачьих сборах, советахатаманах, служении молебнов по случаю принятия присяги вступающих в ряды казачества или по случаю вступления в ряды юных казаков воспитанников классов казачьей направленности, в других не менее значимых казачьих мероприятиях. Кроме того, это просветительские и образовательные беседы священника с казаками.

Проводятся православные районные фестивали, крестные ходы с участием казачества на великие и престольные праздники, поминовения. Также организованы экскурсии и беседы в храмах с учениками казачьих классов. Мы видим, что везде, во всех уголках Кубани Церковь и казачество вместе.

Все это и многое другое говорит о том, что православная вера – основа глубинных традиций казачества Кубани. Она была и остается великим достоянием народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православие в современном мире

Цели:   Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе изучения ЛЕ и речевых структур по теме «Православие во всем мире» Развитие интонационного слуха, догадки по звуковому обра...

Православие в современном мире

Презентация к разработке урока "Православие в современном мире"...

Выступление на МО учителей"Православие и современность"

Выступление на МО учителей об участии клуба "Возрождение"в проектной деятельности объединения "Истоки" МБОУ "СОШ с. Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области"...

Православие и современный педагогический процесс (эссе)

Что есть духовно-нравственный кризис в обществе? Падение нравов, повышение агрессивности людей, склонность к затворничеству, увеличение случаев суицида, повальное увлечение компьютерными играми, пропа...

Роль взаимосвязи предметов технологии и домоводства в формировании личности детей с ОВЗ на современном этапе

Изучение предметов «Технология» и «Домоводство»  позволяет обучающимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, и обеспечить интеллектуальное,...