Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс)

Анастасия Алексеевна Лукьянова

Методическая разработка урока по истории Древнего мира на тему "Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян",5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории Древнего Мира5 класс

Тема урока

«Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель урока

Овладение целостными представлениями о культуре Древнего Египта и её значении.

Задачи урока

Образовательные:

- познакомить обучающихся с выдающимися достижениями культуры цивилизации Древнего Востока – Древнего Египта.

Развивающие:

- развивать умение анализировать и работать с историческим источником;

- развивать навык подбора материала и публичного выступления;

- делать выводы на основе анализа, обобщения, аргументируя свои рассуждения;

- рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса; 

- развивать познавательные интересы обучающихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.

Воспитательные:

- помочь выявить значение ценностей и традиций культуры Древнего Египта

УУД

Личностные:

- обеспечивать ценностную значимость достижений искусства Древнего Египта;

- понимать культурное многообразия мира;

- уважать историю других народов мира.

Регулятивные:

- обеспечивать организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения известного и усвоенного учащимися, и того, что предстоит узнать.

Коммуникативные:

- способствовать обеспечению социальной компетентности учащихся в процессе дискуссии.

Познавательные:

- обеспечить ориентацию учащихся на самостоятельное формулирование познавательной цели. Изучая памятники культуры Египта, научатся выделять особенности архитектуры и искусства, связанные с религиозными верованиями древних египтян. Научатся анализировать, выделять существенные признаки, отличающие скульптуру и живопись Древнего Египта

Планируемые результаты

Предметные:

- знать достижения культуры Древнего Египта и их значение в жизни древних египтян

- уметь выявлять необходимую информацию в тексте источника, дополнительных материалах

- использовать термины и понятия по теме

Личностные:

- приобщиться к культурному, историческому наследию человечества

- приобретение опыта эмоционального, ценностно-смыслового и творческого отношения к историческим источникам и фактам

-  анализ и оценивание своей учебной деятельности

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать цели

- анализировать вопросы и формулировать ответы

- принимать участие в дискуссии, обсуждая проблему, обмениваться мнениями

- способность организовывать и планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами урока

- умение осуществлять поиск информации в учебнике и дополнительных источниках

- уметь составлять и представлять готовую работу в различных форматах

Основные понятия

Культура, искусство, материальная культура, духовная культура, пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна, Хеопс.

Материально-техническое обеспечение

  • учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных. организаций. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М., Просвещение, 2014
  • Презентация по теме
  • Оценочный материал
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, с текстами исторических документов; индивидуальные карточки, пазлы.

Межпредметные связи

Русский язык, литература, музыка,  ИЗО, обществознание.

Методы обучения

Иллюстративно-словесный, наглядный, практический, контроля.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа с источником, работа в группах, в парах.

Технологии

Системно-деятельностная, частично-поисковая.

Организационная структура урока:

Этапы урока

Цель этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

Приветственное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас. Давайте приступим к изучению новой темы полюбившегося нам раздела всеобщей истории

Личностные:

Самооценка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Контроль знаний по изученному материалу.

Организация взаимной проверки

Выполняют индивидуальную работу, проверяют ответы. Выставляют количество баллов в технологическую карту урока. участвуют в обсуждении

Следит за работой учащихся. Направляет на выявление неточностей. После заполнения карточки, коррекция ошибочных и неточных представлений о понятиях

(беседа с учащимися)

Выявление типичных ошибок в ЗУН;

1. Работа у доски:

Написать понятие, вставив нужную букву (жр.цы, шаду., мум.я, сарк.фаг, п.рамида, и.роглифы)

2. Работа с картой (индивидуально)

а) Вставить название морей и стран

б) Указать верное направление походов Тутмоса III

в) Выделить цветом районы, которые были захвачены Тутмосом III

3. Устно у доски:

  1. Рассказать о новом войске, созданном египетскими фараонами.
  2. Рассказать о правлении царицы Хатшепсут и о завоеваниях Тутмоса III.

После завершения индивидуальной работы по карте отдать задания ученику-эксперту для проверки по эталону.

- Какие завоевания вел Тутмос III? Какие основные понятия усвоили?

Освоение знаний по теме «Военные походы фараонов»

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира

РУУД: Контроль в форме сличения способа  действия и его результата с заданным эталоном.

ПУУД:

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваясь полученной  информацией

ЛУУД:

Установление учащимися связи между мотивом деятельности и ее целью.

Комментарии учащихся

III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала. Постановка учащимися  целей, задач, планирование хода урока. Определение методов работы.

Мы продолжаем знакомство с Древним Египтом. А сформулировать тему нашего урока нам поможет ваше умение работать с шифрограммами. Организует

формулирование

темы урока

учащимися.

Организует

постановку цели,

формулировку

темы урока

учащимися, корректировка методов работы

Работа с иллюстрацией «Собери пазл»

- Ребята, соберите в единую картинку части. Какие фигуры у вас получились? Где мы можем встретить эти вещи?

- Какова же тема нашего урока? (Культура Древнего Египта)

- Что бы вы хотели открыть нового для себя? Какую цель поставите перед собой?

- Что означает понятие культура? Попробуйте дать определение. Где мы можем встретить это слово? (Рассуждения учащихся)

- Ребята, запишите определение понятия «культура».

Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

КУУД: Совместная деятельность 

ЛУУД: Рассуждение учащихся

РУУД: Демонстрируют знания. Формулируют тему урока. Ставят цель на основе соотнесения известного и усвоенного и неизвестного;

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

IV. Открытие нового знания.

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и совместно, исследовать исторический источник, а также осуществлять анализ текста.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

Чтение исторического источника, работа с документом.

Внесение записей в таблицу.

Работают с документом, отвечают на вопросы

Организует самостоятельное чтение исторческого источника и  работу в  тетради, оценивание результатов в парах  по эталону.

Создаёт ситуацию успеха.

Организует самостоятельную работу с фрагментом документа в   тетради, проверка работы по эталону

Создаёт ситуацию успеха.

Отслеживает работу учащихся в индивидуальных картах урока.

Работа в индивидуальной карте урока.

- Прочитайте пункт 1,2 и заполните таблицу.

Направления культуры

Достижения

(один пример – 1балл)

Значение для мировой культуры

(один пример – 1балл)

Религия  Наука 

Живопись

Скульптура

Архитектура

1. Религия.

- У нас остался один пункт, и чтобы полностью заполнить нашу карту откройте стр. 85 и прочтите п. 2, 3 и запишите основные моменты.

Работа с учебником

- А теперь посмотрим небольшой ролик о богах Др. Египта. Запишите имена в графу «религия».

Подведение итогов.  

2. Наука. (в группе)

- Чтобы выполнить следующий пункт плана, нам необходимо разделиться на группы. У вас на столах лежат документы, с которыми вы сейчас будете работать. Вам необходимо выделить основные достижения в области той науки, с которой вы познакомились.

Работа с источником.

Обсуждение изученного

3. Живопись.

- Следующим пунктом в карте следует живопись. Что же такое живопись? А как вы думаете, какая живопись была в Древнем Египте. Подробнее об этом нам расскажет Гульвас София. Не забывайте делать пометки в своей карте.

Прослушивание сообщения

-Какая была живопись в Египте?

Подведение итогов.

Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять и аргументировать их, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам.

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.

РУУД:  Формулируют вывод;

Обобщают и формулируют понятия

КУУД: постановка вопросов – инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность

ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; Работа с текстом учебника;

Узнают интересные факты о том, как Древний человек

Обмениваются полученной  информацией.

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации).

ЛУУД: Рассуждение учеников.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

V. Физминутка.

Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока

Выполняют упражнения

Проведение физкультминутки

Под музыку:

- Ребята, закройте глаза. Представьте, что вы плывете, по самой величественной реке в мире - Нилу. Шум волны рядом. Вот мы подплываем к огромным пирамидам. Они такие огромные, что буквально не видно неба. Где- то далёко, на горизонте, мы видим караван с верблюдами.

ЛУУД:

проявление эмоционального отношения к физкультминутке

VI. Первичное закрепление и коррекция.

Способствовать закреплению изученного материала, коррекция недочетов

Ответы учащихся

Организует взаимопроверку

Глоссарий

- Ребята, напишите понятия.

Вставьте пропущенное слово

1.Фантастическое существо с телом льва -______________.

2.Самые знаменитые сооружения в старину назывались _____________.

3.Высокий столб, служащий опорой в здании - ________________.

- С какими же понятиями мы сегодня познакомились?

4.  Наука, необходимая при возведении строений и оросительных систем – ___________________.
5. Бог знаний, мудрости, письменности – ____________________.

Научить сопоставлять полученные факты, делать вывод.

РУУД:  Формулируют вывод;

Обобщают и формулируют понятия

ПУУД:

Обмениваются полученной  информацией.

ЛУУД: Рассуждение учеников.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

VII. Самостоятельная работа с самоконтролем.

Ответы учеников

Организует

самопроверку.

Организует

самооценку

Работа с документом (в парах)

Геродот. История

124. ...Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских эрах (через реку камни перевозили на кораблях)... сто тысяч людей выполнить эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти ленные глыбы... сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет.

125.  Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.

Вопросы к документу:

1. Из чего строили пирамиды?

А) из кирпича

Б) из камня

В) из гранита

2.  Как поднимали камни для строительства пирамиды?

А) при помощи подъемного крана

Б) при помощи деревянных полозьев

В) поднимали вручную

Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Египта

ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

РУУД:

Способность к

самооценке на

основе критерия

успешности учебной

деятельности.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

Организация работы учащихся по заполнению индивидуальной карты урока

Работа с иероглифами.

- Ребята, давайте вспомним, на чем писали в Древнем Египте? Что использовали для письма?

- Что такое иероглифы?

- Посмотрите на слайд. На нем изображено несколько символов.

- Попробуйте составить предложение, используя эти иероглифы.

Письменная работа.

- Итак, проверим, какие предложения у вас получились.

…. прочти нам свое предложение.

Проверка выполненной работы

Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира

КУУД: Уметь оформлять

свои мысли в устной форме;

Уметь оценивать

правильность

выполнения

действия на уровне.

РУУД: контроль в форме сравнения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу;

Оценивание качества и уровня усвоения.

IX. Рефлексия(итог урока).

Оценивают свою работу на уроке.

Проверка заполнения таблиц.

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

А) Интервью.

- Скажите, что удалось на уроке?

- В чем были трудности?

- Что открыли, узнали на уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Что ощущаете сейчас? Какими чувствами вы наполнены?

- Расскажите о своих впечатлениях.

Б)Проверка заполнения индивидуальной карты урока, подсчет баллов, набранных за работу на уроке.

- Ребята, подсчитайте количество своих баллов. У кого самое большое количество?

-Кто доволен своей работой?

Выставление отметок.

ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе;

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

КУУД: оценка действий партнера

X. Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневник.

Объясняет выполнение домашнего задания

§14 пункт 1,2 пересказ. Для закрепления полученных знаний по желанию напишите небольшую творческую работу: «Если бы я жил в Древнем Египте, то я стал бы…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....