Методическая разработка "Интеллектуальные игры на уроке истории и обществознания"
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В настоящее время образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются задачи и цели обучения и воспитания. Нельзя представить современный образовательный процесс без непрерывного усовершенствования идей трудов ученых, поиска наиболее эффективных методик и элементов образования, которые бы целенаправленно расширяли творческий потенциал учащихся и закладывали в них основы для таких навыков, как саморазвитие и самообразование.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmolenko_n.a._igra.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ярмоленко Наталия Александровна

учитель истории и обществознания

государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа

№549 с углубленным изучением английского языка

Красносельского района Санкт-Петербурга

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В настоящее время образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются задачи и цели обучения и воспитания. Нельзя представить современный образовательный процесс без непрерывного усовершенствования идей трудов ученых, поиска наиболее эффективных методик и элементов образования, которые бы целенаправленно расширяли творческий потенциал учащихся и закладывали в них основы для таких навыков, как саморазвитие и самообразование.

Итак, остановимся на подходах к трактовкам понятия «образовательный процесс».

В отечественных словарях педагогической направленности присутствует множество трактовок исследуемого понятия. Однако в некоторых словарях они отсутствуют вообще. Например, в «Педагогическом энциклопедическом словаре» [4].

В «Педагогическом словаре» Коджаспирова Г.М. исследуемое понятие трактуется, так:

«Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности, в соответствии с государственным образовательным стандартом» [6].

Автор словаря «Системы основных понятий» Новиков А.М. используют такую формулировку данного понятия:

«Образовательный процесс – это совокупная деятельность обучающегося (образовательная деятельность) и педагога (педагогическая деятельность)» [5].

Таким образом, сущность образовательного процесса заключается в трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему для последующей его передачи путем их взаимодействия.

Основными функциями образовательного процесса являются [5]:

– «Образовательная (предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности);

– Воспитательная (предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека);

– Развивающая (предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека)» [5].

Таким образом, образовательный процесс являет собой специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Результатом решения этих задач могут послужить качественные преобразования в уровне развития учащихся, их ценностных ориентиров, а также степени обученности и обучаемости школьников.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усугубляться, когда используются однообразные приемы и методы, и наоборот, изучение предмета может стать увлекательным, и даже радостным, если в этот процесс привносятся игра, состязательность и другие нетрадиционные формы подачи и проверки знаний.


Основная задача учителя – оживить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся, осуществить над ней и её результатами эффективный, и в то же время ненавязчивый контроль, научить школьника работать самостоятельно, помочь ему освоить основные умения и навыки. Практика показывает, что использование в процессе обучения исторических задач, кроссвордов, тестов, викторин, игровых моментов повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение.

Методы активного обучения – совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном - эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности, обучающихся на занятии, проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии - мышление и действие, в дискуссии - мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре - все виды активности, на экскурсии - только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%.

Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Дидактическая игра (один из методов активного обучения) - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [6].

Многие педагоги, признавая, что, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием.

По утверждению К.Д Ушинского, игры помогают не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. А.М. Горький считал, что труд и учение, сочетаясь в игровой деятельности, способствуют формированию характера и развитию воли и интеллекта. Эту же мысль развивал и А.С. Макаренко, полагавший, что усилия, которые делает ребенок в игре, плодотворны, что в игре, незаметно для себя, ребенок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.

Каждый учитель понимает, что материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. Много говорят о дифференцированном обучении, но, к сожалению, на практике очень непросто осуществить данный подход в условиях переполненных классов. Перед учителем стоит задача сделать урок таким, чтобы он был интересен и доступен всем, достигнув при этом своей образовательной цели.

Таким образом, использование интеллектуальных игр на уроках истории и обществознания повышает эффективность образовательного процесса. Я считаю, что для максимальной самореализации учащихся, открытие их для восприятия нового опыта, улучшения межличностных отношений учащихся необходимо включение отдельных игр и приемов взаимодействия в урок, а также облачение отдельных фрагментов урока в игровую форму.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения школьного коллектива. – М. – Л., 2007.

2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2002. - 514с.

3. Новиков А.М.: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013 – 268 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Науч. ред., М.: Дрофа, 2008 - 527 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Кн.1: Учебник для студ. Пед. Вузов. – м.: Владос, 2000. – 256 с.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры на уроках истории и обществознания

Описание различных типов ролевых игр на уроках в среднем звене, методические рекомендации для их применения....

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Дидактические игры на уроках истории и обществознания

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анашкина Оксана Михайловна -  учитель истории и обществознания в МБОУ СОШ №7 станицы Воронежской.Третий год я преподаю в школе и посещаю районные методи...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...