Дидактические игры на уроках истории и обществознания
материал

Анашкина Оксана Михайловна

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анашкина Оксана Михайловна -  учитель истории и обществознания в МБОУ СОШ №7 станицы Воронежской.

Третий год я преподаю в школе и посещаю районные методические объединения, на которых чаще всего разбирают актуальные проблемы, связанные с итоговой аттестацией. Но ведь в школе, помимо выпускных классов, консультаций, диагностических карт и т.д., которым мы уделяем огромное количество времени, есть еще и маленькие школьники основного звена, который также жаждут нашего внимания. Они видят большие папки, «дела», заведенные на старшеклассников, и задаются вопросом: «А мы? Когда нам будет столько внимания?».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках истории и обществознания

Сл.1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анашкина Оксана Михайловна -  учитель истории и обществознания в МБОУ СОШ №7 станицы Воронежской.

Третий год я преподаю в школе и посещаю районные методические объединения, на которых чаще всего разбирают актуальные проблемы, связанные с итоговой аттестацией. Но ведь в школе, помимо выпускных классов, консультаций, диагностических карт и т.д., которым мы уделяем огромное количество времени, есть еще и маленькие школьники основного звена, который также жаждут нашего внимания. Они видят большие папки, «дела», заведенные на старшеклассников, и задаются вопросом: «А мы? Когда нам будет столько внимания?».

Сл.2 Процесс реформирования образования характеризуется, прежде всего, поворотом к личностному воспитанию человека, которое можно понимать как обращение к тем сторонам жизни и деятельности человека, которые не только полезны, но и приятны для личности, и использование их в процессе воспитания и обучения. К такой полезной и одновременно приятной деятельности можно отнести игры. Конечно, основной вид деятельности школьников - учение. Учение - это серьезный труд, но это не исключает введение, в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр.

Сл. 3 Главная особенность дидактических игр в том, что в них учебные задачи выступают перед ребенком замаскировано. Играя, не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится. В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Тем самым достигаются цели, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Сл. 4 Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста, впервые их ввели немецкий педагог Фридрих Фрёбель и итальянский врач и педагог Мария Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В 1960-е годы начала распространяться формула «учение с увлечением» пропагандируемая Симоном Львовичем Соловейчиком.

Сл. 5, 6  Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Игра позволяет увлечь, сделать интересным, а, самое главное, более эффективным, сам процесс обучения, как во время урока, так и во внеурочное время. Как пример – длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций». Это командная игра-реконструкция, где каждый участник имеет возможность получить опыт погружения в историю на различных ее этапах. На протяжении уже 3-х лет я провожу ее в 5-х классах в четыре этапа:

•        «Человечество в начале пути – Первобытное общество»;

•        «Страна песков – Древний Египет»;

•        «Великая Эллада – Древняя Греция»;

•        «Поход 5 легиона – Древний Рим».

Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, «заставить» работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: «А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?» Эти и не только вопросы, казалось бы, мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отстающего ученика играя можно чему-нибудь обучить. Более того, некоторые игры намного облегчают работу учителя. Можно вводить если не всю игру, то её элемент – это разнообразит урок и даст детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы.

Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.

Сл. 8 Структура организации игры:

  1. Выбор игры

Игр может быть множество:

Деловые: идеально подходят для уроков обществознания. На данный момент у меня 8-е классы и мы проводили деловую игру «Глобальные проблемы современности»: три команды: «человек-общество», «человек-природа», «общество-общество». Каждая команда приведите примеры существования в мире глобальных проблем, отвечают на вечный вопрос - «Что делать?» (предлагают свои пути решения глобальных проблем), выбирают альтернативный сценарий будущего, все это фиксируют на плакатах и презентуют в конце урока.

Деловая игра с элементами ретроспективы, например «Политические дебаты».

Ретроспективные: ролевые, то есть театрализованные  и неролевые – игры по маршрутным листам или предполагающие соревновательный момент.

Настольные: по определенному алгоритму или сюжету.

Сл. 9

  1. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  1. Введение в игру

а) предложение игры детям: «Хотите сегодня поиграть?», поверьте, еще ни разу не слышала отказа.

б) объяснение правил игры. На данном этапе следует четко объяснить детям правила, начисление баллов, их поведение, санкции за нарушения и т.д.

в) выбор участников игры. По сути это командообразование: по рядам, их выбор, рандом и т.д. или же индивидуальная работа «сам на себя»

Сл. 10

  1. Ход игры. Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) начало игры (уточнение нюансов)

б) развитие (кульминация)

в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  1. Подведение итогов. Оценка и поощрение школьников
  2. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Для примера хочу предложить вам немного поиграть 

Сл. 11 Это фрагменты урока–игры «Колесо Истории», который я использую для обобщения пройденной темы.

На той неделе мы с 5-ми классами завершили тему «Западная Азия в Древности». Поэтому, перед тем как перейти к Индии и Китаю, необходимо закрепить пройденное.

Подготовка: вопросы, презентация с названием игры и ее этапами, разделить доску на 3 части  - вести рейтинг команд.

Класс заранее делится на 3 команды (разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.). Я чаще всего делю по рядам, так как на каждом ряду у меня есть и отличники и хорошисты и те, кото работает время от времени.

Обязательно выбирается капитан, которого они выбирают самостоятельно, но, как правило, это отличник или просто ответственный школьник - лидер. Задача капитана команды  следить, как работает команда и, нет ли «халявшиков».

Начало игры.

Сегодня мы попали с вами в игру «колесо истории». Нам необходимо справиться с тремя различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

Сл. 12

Этап I «Блиц-опрос».

Я задаю вопрос - команда мне сразу ответ. При этом запрещено выкрикивать и нарушать дисциплину, как команде отвечающих, так и противникам. За нарушения – снимаю баллы. 1 замечание – 1 балл, 2 – 2 и т.д. Это стимулирует детей поддерживать порядок и не мешать соседям.

Например:

  1. Междуречье располагалось между реками: Тигр и Евфрат
  2. Укажите самого могущественного царя Вавилона, который правил с 1792 г. по 1750 г. до н.э.: Хаммурапи.
  3. Самые крупные города Финикии: Тир, Сидон, Библ
  4. Укажите, как финикийцы называли свои поселения, основанные на новых территориях: колонии
  5. Что изобрели финикийцы: прозрачное стекло
  6. Финикийский алфавит состоит из: 22 знаков
  7. Первое государство в Палестине создали: евреи
  8. Укажите имя царя, который прославился в Израильском царстве своей мудростью и богатством: Соломон
  9. Столица Ассирийского государства: Ниневия
  10. Широкое применение железа началось в: X веке до н.э.

Это прием я использую также и во время обычных уроков. У меня есть конвертик, в котором лежат вот такие прямоугольники, символизирующие баллы. За каждый правильный ответ дети получают один балл.

Можно использовать и в ходе урока: ознакомились с п.1 §19 или историческим источником, ответили на вопросы – за каждый правильный ответ – 1 балл. Это любят даже в старших классах и не нужно объяснять, почему тебе за урок 5, а тебе 3. Кто сколько заработал, столько и получил.

Даже если прошла проверка домашнего задания по карточкам, у них есть возможность исправить оценку, если они заработают за урок не менее 5 баллов

Сл. 13

Этап II «Разгадайте путаницу

Детям раздаются карточки с заданиями и ответами-анаграммами, а также буквы, которые они должны приклеить на доске. Работа на скорость, что стимулирует детей работать слаженно. За скорость (при правильности выполнения задания) добавляю +2 балла.

Пропробуем:

  1. Имя великого героя Междуречья «ШЕГАМЬЛИГ» -… Гильгамеш.
  2. Богиня плодородия «ШАРИТ» - Иштар.
  3. Установленные правила поведения для жителей страны «НОЗЫКА» - Законы.
  4. Металл, благодаря которому ассирийцы стали непобедимыми воинами «ЛЕЗЕЖО» - Железо.
  5. Название столицы еврейского царства «СУРАЛЕИМИ» - Иерусалим
  6. Река, протекающая в Двуречье «ФЕВАРТ» - Евфрат.
  7. Вавилонский царь, при котором появились первые законы «МИПУМАРАХ» - Хаммурапи.
  8. Правила, по которым должны жить люди «ВИДОПАЗЕ» - Заповеди.
  9. Ассирийское приспособление для штурма крепостных сооружений «РАНАТ»- Таран.

Сл. 14

Физкультминутка:

Этап III «Верю/не верю»

Если дети верят утверждению они стоят, если не верят – приседают:

  1. Междуречье располагалось между реками Нил и Евфрат (нет)
  2. Хаммурапи прославился, прежде всего, созданием сборника законов. (да)
  3. Город Вавилон был крупнейшим культурным и торговым центром. (да)
  4. Считается, что финикийцы изобрели алфавит, в котором было 22 согласных буквы. (да)
  5. Вера в единого бога – Яхве – способствовала объединению еврейских племён и созданию государства. (да)
  6. Иерусалим был разрушен в 597 году до н.э. вавилонскими войнами царя Навуходоносора. (нет)
  7. Ассирийцы создали мощную армию, вооруженную оружием из железа. (да)
  8. Племя персов проживало на территории Лидии. (нет)
  9. Междуречье располагалось на берегу реки Нил. (нет)
  10. Жители Двуречья изобрели стекло. (нет)
  11. Царь Хаммурапи ввел законы для того, чтобы защищать бедных. (нет)
  12. Финикийцы известны как мореплаватели, торговцы и пираты. (да)
  13. Самой крупной колонией был город Карфаген. (да)
  14. Евреи были первым народом, пришедшим к единобожию. (да)
  15. Ассирийское государство было державой – большим и сильным государством. (да)
  16. Первые монеты чеканили в Лидии. (да)

Сл. 15

Этап IV «Капитанский крокодил»

Правила игры знакомы, наверное, каждому. Вам нужно объяснять своим друзьям различные термины не называя их. Задания находятся на специальных карточках, на каждой по четыре-пять слов, относящихся к одной из категорий: событие, личность, предмет, термин и место. Нужно отгадать как можно больше, максимальное время – 1-2 минуты, в зависимости от общего хода игры.

  1. Хаммурапи
  2. Скрижали
  3. Клинопись
  4. Персеполь
  1. Кир
  2. Праща
  3. Колонии
  4. Иерехон
  1. Давид
  2. Глиняная табл.
  3. Зиккурат
  4. Ниневия

После чего подводятся результаты, считаются баллы, объявляются оценки: 1 место – пятерки; 2 место – четверки; 3 место – тройки. При этом учитывать активность отдельных детей (особенно капитанов). Капитаны называют тех, кто не работал (но как показывает практика такие дети бывают крайне редко, даже троечники активно включаются в игру.)

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока. Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

Спасибо за внимание!

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0391/000965e8-66272928/hello_html_1d46dd58.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0391/000965e8-66272928/hello_html_1d46dd58.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0391/000965e8-66272928/hello_html_1d46dd58.jpg

1.        Хаммурапи

2.        Скрижали

3.        Клинопись

4.        Персеполь

1.        Кир

2.        Праща

3.        Колонии

4.        Иерехон

1.        Давид

2.        Глиняная табличка

3.        Зиккурат

4.        Ниневия

 

  1. Имя великого героя Междуречья  «ШЕГАМЬЛИГ» 

Ответ:

  1. Богиня плодородия «ШАРИТ» 

Ответ:

  1. Установленные правила поведения для жителей страны «НОЗЫКА»

Ответ:

  1. Металл, благодаря которому ассирийцы стали непобедимыми воинами «ЛЕЗЕЖО»

Ответ:

  1. Название столицы еврейского царства «СУРАЛЕИМИ»

Ответ:

  1. Река, протекающая в Двуречье «ФЕВАРТ» 

Ответ:

 

  1. Вавилонский царь, при котором появились первые законы «МИПУМАРАХ» 

Ответ:

  1. Правила, по которым должны жить люди «ВИДОПАЗЕ» 

Ответ:

  1. Ассирийское приспособление для штурма крепостных сооружений «РАНАТ»

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках истории

Презентация о дидактических играх на уроках истории...

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Дидактические игры на уроках истории

Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме "Дидактические игры на уроках истории"....

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории

Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...

Метод проектов как способ достижения дидактической цели на уроках истории и обществознания

Метод проектов привлекает себя: самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельностью учащихся, совместной или индивидуальной формами работы.  Начинать работу над проектами уже ...