Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории
статья по истории (5 класс) на тему

Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структура организации игры, классификация игр, приводяся фрагменты уроков с использованием игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ.docx212.05 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Ларионова, учитель истории

ГБОУ школа-интернат № 9 г. Санкт - Петербург

Повышение мотивации обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории

Важнейшие ориентиры современной педагогической науки нашли свое воплощение  в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В рамках ФГОС разработана Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации права на образование указанных лиц.

Стандарт рассматривается как неотъемлемая часть действующего ФГОС общего образования, поэтому предмет стандартизации образования обучающихся с ОВЗ в основе совпадает с общим – оба обеспечивают образование, развитие, социализацию ребёнка.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход.

В рамках системно–деятельностного подхода устанавливается принципиальная возможность формирования мотивации учения посредством организации деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного материала, организацию учебной деятельности учащихся и учебного сотрудничества (6, с.36).

Интерес – форма проявления и выражения потребностей и мотивов учащихся. Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности.

Важную роль в развитии учебной мотивации в подростковом возрасте имеют познавательные и учебные интересы(2, с.32-34).

Для современного урока особенно важны разработка и освоение учителем личностно-ориентированных форм организации обучения (3, с.83)

Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Одной из таких педагогических технологий, на мой взгляд, является игра.

Выше было сказано, что интерес является одним из мотивов учебной деятельности. По- моему мнению, интерес можно вызвать у учащихся в игровой деятельности. В игре проявляется социальная, познавательная и учебная мотивация.

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура игры

http://festival.1september.ru/articles/310490/img1.jpg

В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.

Игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  1. Введение в игру

а) предложение игры детям

б) объяснение правил игры

в) выбор участников игры

  1. Ход игры

Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) начало игры (уточнение нюансов)

б) развитие (кульминация)

в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  1. Подведение итогов.

Оценка и поощрение школьников

  1. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Как было сказано выше, игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. Это очень важно для детей с ОВЗ.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

Классификация исторических игр

http://festival.1september.ru/articles/310490/img2.jpg

Особенно часто я провожу игры на уроках  в 5 классе при изучении истории Древнего мира. Это связано с возрастными и психологическими особенностями детей с ОВЗ.

Игра может использоваться на разных этапах урока:

  1. Изучение нового материала (Приложение 1).
  2. Закрепление изученного материала (Приложение 2).
  3. Проверка и контроль знаний (Приложение 3).

В форме игры проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. Н Например, по теме « Жизнь первобытных людей» я провожу игру «Путешествие по станциям» (1, с.35-37), используя схему (Приложение 4).

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

http://festival.1september.ru/articles/310490/img5.jpg

Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку. Приложение 1 (8, с.40)

Тема урока: Искусство Древнего Египта

Игра «Дерево мудрости»

Предлагаю ученикам быстро и внимательно прочитать пункт параграфа «Первое из чудес света». Затем определить, что неясно, сформулировать вопрос и записать на листочке. Записки прикрепляются к дереву, изображенному на доске. Предлагаю еще раз прочитать текст. Далее по команде каждый подходит, срывает листочки с дерева и отвечает наиболее полно. Остальные оценивают вопрос и ответ - максимально 5 баллов Я определяю победителей – лучших знатоков.

Приложение 2

Тема урока: В городе богини Афины

Игра «Жили ли они?»

Класс делится на 2 команды

Из предложенного списка имен первая команда выбирает имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал), а вторая -  имена тех, кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях.

Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Мильтиад.

Представители команд называют правильные ответы.  Побеждает та команда, которая допускает наименьшее количество ошибок.

Приложение 3

Тема урока: Нашествие персидских войск

Кроссворд

Класс делится на 2 команды, поочередно называют слова. Правильный ответ- 1 балл.

По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции”http://festival.1september.ru/articles/310490/img3.jpg

  1. … язык (Эзопов)
  2. … пята (Ахиллесова)
  3. … муки (Танталовы)
  4. нить … (Ариадны)
  5. … конь (Троянский)
  6. … конюшни (Авгиевы)

  Приложение 4

Тема урока: Жизнь первобытных людей

Путешествие по станциям

На доске схема путешествия по станциям

2

Картово

3

Задачкино

4

Кроссвордово

5

Терминово

1

Рассказкино

6

Отгадайкино

Список литературы

  1. О.В. Арасланова «Поурочные разработки по истории древнего мира» М. «ВАКО» 2012
  2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедхина О.А., Казакова Т.Б.,Крылова О.Н. «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС» Санкт- Петербург, «КАРО» 2014
  3. Ермолаева М.Г.» Современный урок: анализ, тенденции, возможности Санкт- Петербург, «КАРО» 2008
  4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/
  5. Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  http://nsportal.ru
  6. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» Под. ред. А.Г. Асмолова 3-е изд.М. «Просвещение» 2013
  7. Шевченко Н.И. «Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации 5 класс»,  М. «Просвещение» 2012

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках истории

Презентация о дидактических играх на уроках истории...

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Дидактические игры на уроках истории

Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме "Дидактические игры на уроках истории"....

Дидактическая игра на уроках истории

Дидактическая игра на уроках истории....

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

дидактические игры на уроках истории

в данном материале расположены игры, которые можно проводить на уроках истории, они помогаю прививать интерес к предмету, учат детей работать самостоятельно...

Повышение мотивации обучающихся к чтению в условиях реализации ФГОС ОО

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование потенциала музеев в обучении и воспитании"...