Повышение мотивации обучающихся к чтению в условиях реализации ФГОС ОО
статья

Османова Ирина Николаевна

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование потенциала музеев в обучении и воспитании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование образовательно-воспитательного потенциала музеев        

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Кармановская СОШ Железногорского района Курской области»                                                Османовой Ирины Николаевны

1.

   В Концепции модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является воспитание и образование подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности.     Сегодня очень важно помочь молодым людям разобраться в информационном потоке, воспитать интерес к культуре и духовным ценностям. Осуществлять культурологический подход в образовании помогает музейная педагогика.

   В настоящее время музей является не только культурным, но и образовательным пространством, а музейная технология - инновационной технологией в сфере личностного воспитания молодёжи.

   В своей педагогической практике я активно использую музейную технологию с целью развития гражданских, патриотических, этических и эстетических качеств своих учеников.

   Поделюсь опытом использования музейного потенциала в своей работе с одним классом на протяжении пяти лет.

2.

   Первые посещения музеев с пятиклассниками носили краеведческий характер. Мы посетили школьный музейный уголок, музей Леса Кармановского лесничества и Железногорский краеведческий музей.

   Ребятам было интересно знакомиться с материалами, рассказывающими о природе и географии родных мест, об истории малой родины.    

   Экскурсии в краеведческие музеи пробудили у них стремление к познанию, потребность бережного отношения к окружающему миру и желание снова и снова окунаться в музейную среду.

   В школьном музейном уголке мы провели праздник «В поисках живого слова», посвящённый 150-летию «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

   Подвергшись эмоциональному воздействию от нахождения в обстановке, представляющей убранство крестьянского жилища, обучающиеся увлечённо играли в сценках, вспоминали пословицы и поговорки, а дома сочиняли сказки и загадки.

   Началась работа над первыми проектами.    В ходе проекта «Моя малая родина» пятиклассники познакомились с книгой Геннадия Николаевича Александрова и Сергея Анатольевича Сургучёва «История селений Железногорья» и, используя её материалы, написали сочинения о родном селе.  

   Краеведческие материалы этой книги были использованы и позднее при создании учебно-исследовательской работы, ставшей лауреатом V областного конкурса научно-исследовательских работ «Юный архивист».

3.

   Музейная среда имеет огромный патриотический потенциал.

   С целью патриотического воспитания были организованы экскурсии теперь уже шестиклассников в Железногорский музей партизанской славы «Большой Дуб» и Орловский военно-исторический музей. Там ребята знакомились с материалами Курской битвы и историей партизанского движения в Железногорском районе во время Великой Отечественной войны.  

   Школьники занялись исследовательской деятельностью. Работая над проектом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», они собирали сведения о своих родственниках-ветеранах, писали сочинения. Эти сочинения были включены в книгу Летописи Победы Владимира Ивановича Побочного и Людмилы Викторовны Антоновой «1443 дня и ночи до нашей Великой Победы во Второй мировой войне».

   Их исследования легли в основу Рукописной книги «Осталось свято сердцу внука, что было свято для отцов», ставшей победителем XII областного литературно-публицистического конкурса «Гренадёры, вперёд!»

   Материалы о родственниках-ветеранах были размещены на сайте «Бессмертный полк России».

4.

   При изучении темы по литературе в 6 классе «Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы» прозвучало предложение посетить Царскосельский Лицей.

   Началась работа над групповым проектом «В Петербург к Пушкину».

   При составлении маршрута экскурсии шестиклассники должны были выбрать объекты для посещения, связанные не только с именем великого поэта. Для этого они знакомились с культурным наследием северной столицы, отбирали в интернете материалы, а после уроков транслировали группе свои находки. Результатом поискового метода стало формирование исторической и художественной культуры школьников, способствующей будущему восприятию музейной информации.

   Во время экскурсии в Санкт-Петербург ребята не только знакомились с музейной информацией, но и фотографировали музейные объекты, так как им предстояло создание отчётной работы о своей поездке.

   На этапе подготовки защиты группового проекта вёлся активный обмен информацией, писались сочинения, создавались экспозиции, фотоальбомы, презентации.

   Общешкольное внеклассное мероприятие «В Петербург к Пушкину» стало трансляцией собственного культурного опыта шестиклассников.

   Теперь в качестве наглядности на уроках я использую созданные ими работы о посещённых объектах: «Екатерининский дворец», «Кунсткамера», «Русский музей», «Эрмитаж», «Крейсер «Аврора», «Царскосельский Лицей», «Всероссийский музей А.С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12».  

   Эти материалы пробуждают у моих учеников повышенный интерес, потому что их создавали не виртуальные люди из интернета, а хорошо знакомые однокашники.

5.

   Музейные материалы, связанные с именем А.С. Пушкина, использовались экскурсантами и в 7 классе.

   На базе нашей школы прошёл районный семинар учителей русского языка и литературы, в рамках которого мною был дан урок литературы в 7 классе по теме «А.С. Пушкин. Послание. «19 октября (1825г.)».

   За месяц до урока семиклассники получили задание подготовить презентацию «Лицей в жизни Пушкина».

   Началась работа над проектом по этой теме.

   В ходе проектной деятельности обучающиеся многократно обращались к материалам экскурсии в Царскосельский Лицей, углубляя свои знания.  

   Погружение в музейную среду поддерживало их интерес к русской литературе.

   Семиклассники с удовольствием читали произведения Антона Антоновича Дельвига, Михаила Ивановича Глинки, Вильгельма Карловича Кюхельбекера, Ивана Ивановича Пущина, Виктора Викентьевича Вересаева, Александра Викторовича Таланова и Юрия Николаевича Тынянова.

   Они оформили стенд о Лицее и подготовили доклады, связанные с его историей и судьбами лицеистов.

   Защищали проект на открытом уроке демонстрацией групповой презентации, а из докладов оформили реферат «Лицейские друзья Пушкина».

6.

   К 180-летию гибели А.С. Пушкина ребята работали над исследовательским проектом «Последняя дуэль А.С. Пушкина», в ходе которого собирались, анализировались и обобщались факты дуэльной истории.

   Обращение к материалам экскурсии на набережную реки Мойки, 12 способствовало мотивации обучающихся к чтению дополнительной литературы.

   Они познакомились с книгой Виктора Владимировича Кунина «Последний год жизни Пушкина».

   Переписка, воспоминания, дневники современников поэта из этой книги легли в основу их реферата «1836 год. Предыстория последней дуэли».

   Ими был оформлен стенд «10 февраля – День памяти Пушкина».

   Формой представления итогов проектной деятельности стала литературно-музыкальная композиция «Поэт и Любовь», посвящённая Александру Сергеевичу Пушкину и Наталье Николаевне Гончаровой.

7.

   На майских праздниках семиклассники отправились в новое путешествие – в Болдино Нижегородской области.

   Перед поездкой они читали произведения, созданные Александром Сергеевичем Пушкиным в Болдинском поместье, изучали факты биографии поэта, связанные с Нижегородской землёй.

   Возник новый проект «Путешествие по Нижегородской земле», защитой которого стало общешкольное мероприятие – отчёт об увиденном.

   Используя личные музейные фотоматериалы, ребята сделали презентации «Военно-исторический музей Нижегородского Кремля», «Большое Болдино», «Музей литературных героев «Повестей Белкина», «Музей сказок Александра Сергеевича Пушкина», «Музей быта русского дворянства», «Арзамас-городок – Москвы уголок», «Святыня России – Дивеево» и написали рефераты о произведениях, созданных Александром Сергеевичем Пушкиным Болдинской осенью 1830 года.

8.

   В 8 и 9 классах экскурсии моих учеников носили литературно-краеведческий характер.

   Мы посетили места, которые хранят память о жизни и творчестве Николая Семёновича Лескова, Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого.

   Перед посещением музеев обучающиеся охотно читали произведения, созданные этими писателями, что способствовало усвоению программного материала по литературе.

   Итогом поездок в музеи стало приобретение новых знаний, ярких впечатлений и создание собственных презентаций («Дом-музей Николая Семёновича Лескова в Орле», «Дом-музей Ивана Сергеевича Тургенева в Орле», «Спасское-Лутовиново», «Ясная Поляна»).

9.

   Из опыта своей работы с применением музейной технологии я вынесла убеждение в том, что использование потенциала музеев в обучении и воспитании повышает мотивацию обучающихся к чтению, развивает их исследовательские и творческие способности.

   Школьники научились самостоятельно добывать информацию на интересующие их темы и продуктивно её использовать: делать доклады, писать рефераты, создавать презентации, проводить исследования и оформлять исследовательские работы.

   Они активно участвовали в конкурсах, неоднократно становясь их победителями на муниципальном и региональном уровнях.

10.

   Осуществлять мечты о путешествиях нам помогал замечательный человек, которого с нами больше нет, Иван Васильевич Полетаев.

   В память о нём мы решили показать вам фрагменты последней презентации, которую мы делали и демонстрировали для него.

   В ней мы хотели поделиться с вами удивительным фактом, произошедшим с нами во время путешествия по Нижегородской земле. Оказавшись далеко от родного Курска, чтобы изучить биографию великого русского поэта А.С. Пушкина, мы неожиданно для себя изучили биографию великого выходца нашей Курской земли Святого Преподобного Серафима Саровского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории

Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...

Обучение чтению в условиях реализации ФГОС

Опыт из работы учителя английского языка...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ

СТАТЬЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ И ПРИМЕРАМИ ИЗ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ДЕТЕЙ...

формирование мотивации к обучению ОБЖ в условиях реализации ФГОС

В современных условиях возрастает значение формирования мотивации школьников на обучение. Это обусловлено обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приемов самост...

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...