Рабочая программа по истории - 9 кл., учитель Лентиков А.Н.
рабочая программа по истории (9 класс)

Лентиков Алексей Николаевич

Программа разработана с учётом положений и рекомендаций из следующих учебно-методических материалов: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин Г.И.Годер, Н.И. Шевченко. М.: Просвещение, 2014; История России. 6-10 классы: рабочая программа / И.Л.Андреев, О.В.Волобуев, Л.М.Ляшенко. М.: Дрофа, 2016.

Описание места учебного предмета «История» в учебном плане: в 9 классе в учебном плане на освоение предмета история отведено 102 учебных часа, 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoria_rabochaya_programma_9_a_kl_2020_a_n_lentikov.docx69.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №632

Приморского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы:

______________ Л.А. Чеплевская

Приказ №101-О

 от «31» августа 2020г

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

_________________ Л.В. Никитина

«31» августа  2020г.

РЕКОМЕНДОВАНА к использованию

Педагогическим Советом школы

Протокол от «31» августа 2020г. № 2

РАССМОТРЕНА

на МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол от «31» августа 2020г. № 1

Председатель МО __________ /А.Л. Дубинкина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

основное общее образование

Класс: 9

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Составитель:

Лентиков Алексей Николаевич,

учитель истории и обществознания

Санкт-Петербург

2020 г.

 


Пояснительная записка

Программа разработана с учётом положений и рекомендаций из следующих учебно-методических материалов: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин Г.И.Годер, Н.И. Шевченко. М.: Просвещение, 2014; История России. 6-10 классы: рабочая программа / И.Л.Андреев, О.В.Волобуев, Л.М.Ляшенко. М.: Дрофа, 2016.

Описание места учебного предмета «История» в учебном плане: в 9 классе в учебном плане на освоение предмета история отведено 102 учебных часа, 3 часа в неделю.

Цель: формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.

Задачи: формирование у молодого поколения ориентирована для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Предметные результаты освоения учебного предмета «История»: овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания; умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; знать имена выдающихся деятелей XIX - нач. XX вв., важнейшие факты их биографии; основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVIII – нач. XX вв.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Планируемые результаты изучения курса «История»

Выпускник 9 класса сможет научиться: локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации; анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «демократизация», «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («либеральная демократия», «консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться: используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами; сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города и края.

Формы организации образовательного процесса, технологии обучения

Основные формы: Комбинированный урок, урок-реконструкция, урок изучения нового материала, урок-исследование, урок исторических задач, урок самостоятельной работы, урок-практикум, урок-экскурсия, повторительно-обобщающий урок

Основные технологии: ИКТ, здоровье сберегающая, проектная, исследовательская, проблемная, группового и коллективного обучения, дифференцированного обучения, тестового контроля.

Виды и формы контроля: тематический, текущий, итоговый. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.

Содержание учебного курса

Всеобщая история. История Нового времени

Предисловие. Переход от традиционного общества к индустриальному. Развитие промышленного капитализма. Демократизация. Технический прогресс и модернизация.

Глава I. Начало индустриальной эпохи.

Экономическое развитие в XIX – начале XX в. Промышленная революция в XIX в. Век капитала. Неравномерность экономического развития. Подъёмы и кризисы. Монополистический капитализм. Сельское хозяйство. Развитие торговли. Работа с текстом «Из американской газеты 1890 г.». Военная техника.

Меняющееся общество. Демографическая революция. Общество в движении. Изменения социальной структуры. Рабочий вопрос. Великий город – Париж.

Век демократизации. Между реформами и революцией. Формы правления. Парламенты и право голоса. Развитие политических партий. Государственное развитие. Работа с текстами «Из испанской конституции 1812 г.» и «Из речи прусского короля Фридриха Вильгельма IV. 1847 г.».

«Великие идеологии». Появление идеологий. Либералы. Консерваторы. Социалисты и анархисты. Марксизм. Национальная идеология. Работа с тестами документов «Из сочинения Джона Стюарта Милля «О свободе»» и «Из «Манифеста Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса». «Каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению».

Образование и наука. Грамотность и школа. «Век чтения». Успехи естественных наук. Гуманитарные науки. Джон Дьюи: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней».

XIX век в зеркале художественных исканий. Крах просветительских иллюзий. Жизнь без романтического флёра. От критического реализма к натурализму. «Всё сводится к деньгам!» «Огненные кисти романтиков». «Надо омужичить искусство!» «Салон отверженных». В поисках собственного пути. Создатели «маленьких шедевров». Опера.

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. Питание. Одежда. Торговля и потребление. Техника в доме. Средства транспорта. Новое качество связи. Массовая культура и расширение форм досуга. Пространство и время. Индивидуализм и коллективное сознание. Работа с текстом «Из романа Чарльза Диккенса «Тяжёлые времена»».

Творческие работы и проекты. Достижения XIX века в истории человечества. «Символы нации». «Культура без границ».

Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в.

Консульство и Империя. Первый консул. Император французов. На полях сражений. Закат империи. Итоги правления Наполеона I. Работа с текстами «Стендаль «Жизнь Наполеона»» и «Из обращения Наполеона I к армии после битвы при Аустерлице». Шарль-Морис Талейран.

Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи. Экономическое развитие. Французское общество. От Реставрации к революции. Июльская монархия 1830-1848 гг. Февральская революция 1848 г. От Второй республики к Второй империи. Работа с текстом «Из Хартии 1814 г.». «Король-буржуа».

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. «Мастерская мира». Социальное развитие. Политическое развитие Великобритании. Борьба за парламентскую реформу. Реформы 1820-1840-х гг. Рабочее движение. Работа с текстами «Из работы Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»» и «Из романа Бенжамина Дизраэли «Сибилла, или Две нации»».

«От Альп до Сицилии»: объединение Италии. Италия в начале XIX в. Революции начала 1820-х гг. в Средиземноморье. Революция 1848 г. в Италии. Объединение Италии. Работа с текстом «Из показаний декабриста П.И. Пестеля». «Я был и остаюсь республиканцем...»

Германия в первой половине XIX в. Германия к началу XIX в. Социально-экономическое развитие. Политическое развитие. Революция 1848 г. в Германии. На пути к единству. Бисмарк и объединение Германии. Работа с текстом «из доклада министра иностранных дел А.М. Горчакова императору Александру II. 1865 г.» Железный канцлер.

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. Роль национальной идеи. Австрийская империя: территория и национальный состав. Социально-экономическое развитие Австрии. Политическое развитие. Революция 1848 г. От Австрии к Австро-Венгрии. Кризис Османской империи. Попытки реформ. Работа с текстом «Канцлер Меттерних о беседе с Николаем I в 1833 г.»

США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и экономический         рост. США в начале XIX в. Экономическое развитие. Политическое развитие и проблема рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. Работа с текстами «Отто фон Бисмарк о «доктрине Монро»», «Из речи Авраама Линкольна. 1858г.» и «Из Прокламации освобождения Авраама Линкольна. 22 сентября 1862 г.»

Творческие работы и проекты. Роль личности в истории. «Объединители» - К. Кавур и О. Бисмарк.  

Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

Страны Азии в XIX – начале XX в. Индия к началу XIX в. Британское владычество в Индии. Восстание сипаев. Начало борьбы за независимость. Персия в первой половине XIX в. От восстания бабидов до революции 1905-1911 гг. Афганистан в XIX в. Китай в первой половине XIX в. Восстание тайпинов. Раздел Китая. Япония в первой половине XIX в. «Реставрация Мэйдзи» 1868 г. и реформы. Изменения в составе индийского общества в XIX в.: интеллигенция и средний класс.

Африка в XIX – начале XX в. Африка к началу XIX в. «Открытие» Африки. Покорение Северной Африки. «Схватка за Африку». Цветок из европейских садов на африканской почве. Эфиопия – страна, оставшаяся самостоятельной. Колониальное господство в Африке. Колониальное соперничество. Англо-бурская война. Работа с текстом «Обращение командующего немецкими войсками к народу гереро 2 октября 1904 г.»

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. Латинская Америка к началу XIX в. Война за независимость. После освобождения. Латинская Америка на рубеже XIX-XX вв. Особенности верований у католиков в Латинской Америке.

Творческие работы и проекты. Колониальная экспансия. Колониальные отношения и их влияние на внешнюю политику европейских государств и США. Сравнительное исследование мотивов и целей азиатской политики России и Великобритании. Формирование политической карты Африки и Латинской Америки.

Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в.

Великобритания до Первой Мировой войны. Викторианская эпоха. Больше не «мастерская мира». Парламентские реформы. Рабочий вопрос. Ирландский вопрос. От империи к содружеству наций. Работа с текстами «Из книги Эрнеста Эдвина Уильямса «Сделано в Германии»» и «Сесил Родс об «империализме»». Самая яркая фигура британского либерализма.

Франция: Вторая империя и Третья республика. Вторая империя во Франции 1852-1870 гг. Франко-германская война 1870-1871 гг. Парижская коммуна 1871 г. Борьба за республику. Социально-экономическое развитие. Политическое развитие. Рабочий вопрос.

Германия на пути к европейскому лидерству. Внутреннее устройство. Германское общество. Экономическое развитие. Политика Бисмарка. «Личное правление» Вильгельма II. Рост национализма. Работа с текстом «Из мемуаров Отто фон Бисмарка». «Человек больших неожиданностей».

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Система дуализма. Экономическое развитие. Социальное развитие. Политическое развитие. Национальная проблема. Балканские страны. Последний монарх «старой школы».

Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения. Конституционная монархия. Мучительный путь развития сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. «Мирное экономическое проникновение». Плата за отсталость страны – эмиграция. Движения протеста в стране. Виктор Эммануил III – сторонник нового курса. «Социализм может быть побеждён только оружием свободы». Колониальные авантюры – «стать не хуже других». Между двумя блоками.

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». Реконструкция Юга. Экономический рывок. Монополии, рабочее и фермерское движение. Двухпартийная система в конце XIX – начале XX в. Расовая проблема после Гражданской войны. Идеи экспансии. Работа с текстами «Американский писатель Роберт Пенн Уоррен о фронтире» и «Из донесения посла России в США. 1904 г.»

Международные отношения в XIX – начале XX в. Венская система. Международные отношения до крымской войны 1853-1856 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Кризис Венской системы. Система союзов Бисмарка. Рост колониальной активности. Особенности колониальной политики ведущих держав. Англо-германские противоречия и складывание Антанты. Предвоенные кризисы. Работа с тексами «Меморандум Г. Пальмерстона. 19 марта 1854 г.» и «Из записки чиновника английского МИД А Кроу. 1907г.»

Творческие работы и проекты. Индустриализация – «вторая промышленная революция». Политика социального реформизма. Эссе по теме: «Золотой век надёжности».

Заключение. Итоговые вопросы и задания. Дискуссия на тему: «Почему важно знать историю XIX в.». Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.

История России

Введение. Общеевропейские и общемировые тенденции. Экономическое развитие Российской империи. Социальные, политические и национальные проблемы российской жизни.

Тема I. Россия в эпоху правления Александра I

Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. Начало промышленной революции. Изменения в финансовой системе. Перемены в сельском хозяйстве. Изменения в жизни общества. Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв. Население Российской империи. Развитие экономики России на рубеже XVIII-XIX вв. Политический строй России на рубеже XVIII – XIX вв.

Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. Новый император. Негласный комитет. Реформы управления: учреждение министерств. Реформа образования. Политика в отношении крестьян. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Изучаем документы: «Из Указа Александра I от 20 февраля 1803 г.», «Из «Плана государственного преобразования» М.М. Сперанского», «Из письма Александра I. 1797 г.» и «Из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д.П. Рунича».

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Политика России на восточном направлении. Отношения России с Францией в 1801-1809 гг. Русско-шведская война 1808-1809 гг. Вхождение Финляндии в состав России. Россия накануне войны с Францией. Изучаем документ «Из договора между Россией и Швецией 1809 г.»

Отечественная война 1812 г. Накануне войны. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Тарутинский манёвр. Партизанское движение. Изгнание Наполеона из России. Изучаем документ «Из работы историка Е.В. Тарле «Наполеон»».  

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг. Начало Заграничных походов. Смерть М.И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка. Изучаем документ «Из журнала военных действий российских войск за март 1813 г.»

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество. Продолжение реформ. Реформаторский проект Н.Н. Новосильцев. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. Итоги внутренней политики Александра I.

Национальная политика Александра I. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в составе России. Народы Кавказа. Население Сибири.

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Экономический кризис. Развитие сельского хозяйства. Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816-1819 гг. Проекты освобождения крестьян. Военные поселения. Развитие промышленности, торговли, путей сообщения.  

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное тайные общества. «Русская Правда» П.И. Пестеля. «Конституция» Н.М. Муравьёва. Власть и тайные общества. Династический кризис. Междуцарствие. Выступление 14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Значение и последствия восстания декабристов.

Тема II. Правление Николая I

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Николай I: новый император. Укрепление государственного аппарата. Укрепление опоры самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса.

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Положение в деревне. Развитие промышленности. Города. Транспорт и торговля. Реформа Е.Ф. Канкрина.

Общественное движение при Николае I. Консервативное направление. Либеральное направление. Радикальное направление. Изучаем документ «Из статьи А.С. Хомякова».

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в. Политика России в Средней Азии.

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Кавказская война 1817-1864 гг. Россия и Западная Европа. Восточный вопрос. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Обострение восточного вопроса в начале 1850-х гг. Причины Крымской войны 1853-1856 гг. Крымская война: начальный этап. Крымская война: вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Окончание и итоги Крымской войны.

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: наука и образование. XIX век – золотой век русской культуры. Естественно-математические науки. Русские путешественники. Реформы Александра I. Образовательная политика Николая I.

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России. Особенности художественной культуры первой половины XIX в. Литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Художественная культура национальных регионов России.

Тема III. Россия в правление Александра II

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Европейская индустриализация. Промышленный переворот в России. Развитие сельского хозяйства, торговли. Предпосылки отмены крепостного права в России.

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Новый император. Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Содержание и сущность реформы. Значение реформы.

Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области народного просвещения.

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Состояние сельского хозяйства. Пореформенное развитие промышленности. Финансовая политика правительства. Железнодорожное строительство. Промышленный подъём. Изучаем документ «Из записки министра Финансов М.Х. Рейтера к Императору».

Общественное движение при Александре II и политика правительства. Консервативное направление. Либеральное направление. Радикальное направление. Народничество в 1870-е гг. Реакция власти. М.Т. Лорис-Меликов и его «конституция».

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России. Европейские революции 1848-1849 гг. и Россия. Восстание в Царстве Польском в 1863-1864 гг. Преобразования в Финляндии. Политика России на Кавказе. Положение в западных губерниях. Политика правительства по отношению к евреям. Власть и церковь в период Великих реформ.

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878. Россия и Западная Европа. Политика России в Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.  

Тема III. Россия в эпоху правления Александра III

Александр III: особенности внутренней политики. Новый император: Александр III. Перемены во внутренней политике. Укрепление государственной власти. Политика в области просвещения и цензуры. Попечительская политика. Изучаем документ «Из воспоминаний С.Ю. Витте».

Перемены в экономике и социальном строе. Основные цели экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте. Сельское хозяйство. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянство. Дворянство. Буржуазия. Пролетариат. Интеллигенция. Казачество.

Общественное движение в 1880-первой половине 1890-х гг. Революционное народничество. Русский марксизм. Либеральное движение.

Национальная и религиозная политика Александра III. Религиозная политика Александра III. Иоанн Кронштадтский. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Положение нехристианских религий.

Внешняя политика Александра III. Обострение противоречий с Германией. Русско-французский союз. Присоединение Средней Азии.

Достижения российской науки и образования. Просвещение. Печать, библиотеки, музеи. Наука. Русские первооткрыватели.

Русская литература. Золотой век русской литературы. Православие в русской литературе второй половины XIX в. Социализм, революционный идеал, террор в русской литературе. Развитие литературы народов России.

Художественная культура народов России. Особенности развития культуры народов России во второй половине XIX в. Живопись. Скульптура и архитектура. Музыка. Театр. Художественные промыслы.

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Рост населения. Изменение облика городов. Жизнь городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Тема III. Россия в эпоху правления Николая II

Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. Мир к началу XX в. Территория и население Российской империи в начале XX в. Особенности российской модернизации. Политический строй. Государственные символы. Социальная структура. Образ жизни.

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. Российская экономика на рубеже XIX – XX вв. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство.

Политическое развитие России в 1894-1904 гг. Николай II: новый император. Борьба в верхних эшелонах власти. Оживление общественного движения. «Зубатовский социализм» 1902-1903 гг. Создание РСДРП. Создание ПСР. Либеральные организации. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского. Изучаем документы: «Из записки С.В. Зубатова», «Из программы РСДРП 1903г.» и «Из программы ПСР 1906г.».

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – XX вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало Русско-японской войны. Осада Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окончание войны. Сближение России и Англии.

Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. Причины революции. Начало революции. Развитие революции весной-летом 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование монархических партий. Формирование либеральных политических партий. Декабрьское вооружённое восстание в Москве. «Основные законы» 1906 г. Деятельность I Государственной думы. Деятельность II Государственной думы. Итоги революции. Изучаем документ «Из манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.» и «Из работы современных историков А.Н. Боханова и М.М. Горинова «История России с древнейших времён до конца XX века»».

Социально-экономические реформы П.А. Столыпина. П.А. Столыпин и его курс. Аграрная реформа. Результаты аграрной реформы. Программа преобразований Столыпина.

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. Новый избирательный закон. III Государственная дума. Национальная политика. Общество и власть после революции. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума. Изучаем документ «Из работы современных историков А.Н. Боханова и М.М. Горинова «История России с древнейших времён до конца XX века»».

Серебряный век российской культуры. Духовное состояние общества. Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Балет. театр. Кинематограф.

Итоговое повторение. Кризис империи в начале XX века. Информационно-творческие проекты.

Формы организации занятий: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

Основные виды учебной деятельности: исторические диктанты, сообщения и доклады по теме, самостоятельные и проверочные работы, работа с наглядными пособиями, фронтальный и индивидуальный опросы, проектные исследования, изложения, сочинения, контрольные работы, тестовые задания, повторительно-обобщающие уроки.                                 

Распределение тем по разделам

Раздел

Количество часов

1

Всеобщая история. История Нового времени

42

2

История России

60

Повторение изученного материала

После каждого раздела

В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком количество часов, отведенных на изучение предмета «История» в 9 классе - 102. Из них: Всеобщая история. История Нового времени – 42 часа; История России – 60 часов.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

тема урока (раздела)

Количество часов

Срок проведения (учебная неделя)

план

факт

Всеобщая история. История Нового времени

42

1

Начало индустриальной эпохи

1

1

2

Экономическое развитие в XIX – начале XX в.

1

1

3

Меняющееся общество

1

1

4

Социальный вопрос

1

2

5

Век демократизации

1

2

6

«Великие идеологии»

1

2

7

Социализм и национальная идеология

1

3

8

Образование и наука

1

3

9

XIX век в зеркале художественных исканий.

1

3

10

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. Стартовая диагностическая работа

1

4

11

Консульство и империя

1

4

12

Итоги правления Наполеона I.

1

4

13

Франция в первой половине XIX в.

1

5

14

Особенности французской демократизации

1

5

15

Экономическое лидерство Великобритании

1

5

16

Социально-политические реформы в Великобритании

1

6

17

Италия в первой половине XIX века

1

6

18

Германия в первой половине XIX века

1

6

19

Объединение Германии. Бисмарк.

1

7

20

Монархия Габсбургов в первой половине XIX века

1

7

21

От Австрии к Австро-Венгрии

1

7

22

США в начале XIX века

1

8

23

Гражданская война 1861-1865 гг. в США

1

8

24

Страны Европы и США в первой половине XIX в.

1

8

25

Страны Азии в XIX – начале XX в.

1

9

26

Китай и Япония в XIX в.

1

9

27

Африка в XIX – начале XX в.

1

9

28

Латинская Америка в XIX в.

1

10

29

Викторианская эпоха

1

10

30

Внешняя политика Великобритании в XIX веке

1

10

31

Вторая империя во Франции.

1

11

32

Борьба за республику и рабочий вопрос

1

11

33

Германская империя

1

11

34

Германия на пути к европейскому лидерству

1

12

35

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны

1

12

36

Национальная проблема Австро-Венгрии и балканских стран

1

12

37

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

13

38

США в эпоху «позолоченного века»

1

13

39

Эра прогрессивизма в США

1

13

40

Венская система

1

14

41

Международные отношения в XIX – начале XX в.

1

14

42

Мир в XIX – начале XX вв.

1

14

История России

60

43

Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.

1

15

44

Александр I: начало правления

1

15

45

Реформы М.М. Сперанского

1

15

46

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

1

16

47

Отечественная война 1812 года.

1

16

48

Заграничные походы русской армии.

1

16

49

Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг.

1

17

50

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.

1

17

51

Национальная политика Александра I

1

17

52

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

1

18

53

Крестьянский вопрос в России в первой четверти XIX в.

1

18

54

Общественное движение при Александре I

1

18

55

Россия в эпоху правления Александра I

1

19

56

Власть и тайные общества

1

19

57

Выступление декабристов

1

19

58

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

20

59

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1

20

60

Начало промышленного переворота в России

1

20

61

Общественное движение при Николае I

1

21

62

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

21

63

Внешняя политика Николая I.

1

21

64

Кавказская война 1817-1864 гг.

1

22

65

Крымская война 1853-1856 гг.

1

22

66

Наука и образование в России в первой половине XIX в.

1

22

67

Художественная культура народов России

1

23

68

Россия в эпоху правления Николая I

1

23

69

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

23

70

Александр II: начало правления.

1

24

71

Крестьянская реформа 1861 г.

1

24

72

Реформы 1860-1870-х гг.

1

24

73

Социальная и правовая модернизация

1

25

74

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

1

25

75

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

25

76

Народничество

1

26

77

Национальная и религиозная политика Александра II.

1

26

78

Национальный вопрос в Европе и в России

1

26

79

Внешняя политика Александра II

1

27

80

Русско-турецкая война 1877-1878

1

27

81

Россия в эпоху правления Александра II

1

27

82

Александр III: особенности внутренней политики

1

28

83

Перемены в экономике и социальном строе.

1

28

84

Общественное движение в 1880-первой половине 1890-х гг.

1

28

85

Национальная и религиозная политика Александра III

1

29

86

Внешняя политика Александра III

1

29

87

Достижения российской науки и образования

1

29

88

Русская литература

1

30

89

Художественная культура народов России

1

30

90

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

30

91

Россия и мир в XIX в. Итоговая промежуточная аттестационная работа

1

31

92

Россия и мир в начале XX в.

1

31

93

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв.

1

31

94

Политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

32

95

Внешняя политика Николая II

1

32

96

Первая российская революция

1

32

97

Политические реформы 1905-1907 гг.

1

33

98

Социально-экономические реформы П.А. Столыпина

1

33

99

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.

1

33

100

Серебряный век российской культуры

1

34

101

Кризис империи в начале XX века

1

34

102

Резервный урок

1

34

Учебно-методический комплекс:

  1. Грибов В.С. Задания по новой истории для самостоятельной работы учащихся 9 классы. М.: Школьная пресса, 2018.
  2. Волкова В.К. Тесты по Новой истории к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. XIX век». 9 класс. М.: Просвещение, 2018.
  3. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская и др.; под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2019.
  4. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин Г.И.Годер, Н.И. Шевченко. М.: Просвещение, 2014.
  5. История России. 6-10 классы: рабочая программа / И.Л.Андреев, О.В.Волобуев, Л.М.Ляшенко. М.: Дрофа, 2016.
  6. История России. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Ч.1 и Ч. 2. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Тевандовский, А.Я. Токарева; под ред А.В. Торкунова. М.: Просвещение 2020.
  7. Плоткин Г.М. Текстовые задания по отечественной и всеобщей истории: 5-11 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015.
  8. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история»: XIX век: 9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016.

Скорректированное планирование тем, не пройденных в связи с

Коррекция №1 ____________________________________________________________________________________________________________

Коррекция №2 ____________________________________________________________________________________________________________

Коррекция №3 ____________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                      (причину указать)

№ п/п.

Выдержка из рабочей программы

Коррекция

№ п/п в рабочей программе

Тема

Количество часов

Планируемый срок проведения

Тема

Количество часов

Фактический срок проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 8 класс Составитель – учитель истории и обществознания Курапкина Ольга Александровна ГБОУ гимназии №446

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ Министерства образования и науки РФ, Базисного учеб...

Рабочие программы по истории и обществознанию учителя Прудникова А.В.

Данный материал представляет из себя набор рабочих программ , с помощью которых педагог определяет оптимальные и наиболее эффективные  содержание, формы, методы и приемы организации образова...

Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по  истории 6 классаучитель: Самогаева Елена НиколаевнаПервая квалификационная категорияГ. Красный Кут Саратовская область2016-2017 учебный год...

Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по  истории 6 классаучитель: Самогаева Елена НиколаевнаПервая квалификационная категорияГ. Красный Кут Саратовская область2016-2017 учебный год...

Рабочая программа по истории - 5 кл., учитель Лентиков А.Н.

Рабочая программа по истории - 5 кл., учитель Лентиков А.Н.Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы ...

Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.

Работа по учебно-методическому  Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова  История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...