Рабочая программа по истории для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс)

Белан Елена Анатольевна

Рабочая программа по истории  для 7 класса адаптивной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_7_klass.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории для 7 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273.     Используется программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (авторы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова), издательство Москва «Просвещение» 2014 год. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в общеобразовательных курсах содержит учебный предмет «История Отечества», который изучается в 7 классе, учебник -  История Отечества. 7 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014.  На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю,  68 часов в год.

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, математикой и другими дисциплинами. В курсе «История Отечества» в хронологической последовательности изучаются важнейшие события отечественной истории, жизнь и быт людей, даются образы наиболее ярких выдающихся деятелей, формируются доступные учащимся исторические представления и понятия, исправляются недостатки познавательной деятельности и развития речи.

Таким образом, цель предмета «История Отечества» - формирование у учащихся знаний об исторических событиях и фактах.

Задачи предмета – учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

Тематический план

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата

Наглядность

Словарная работа

Домашнее задание

Повторение

2

1.

Что такое история

1

История

2.

О далеких предках – славянах и родовом строе

1

Предки

I.

Древняя Русь

8

3.

Происхождение славян

1

Комплект «Древняя Русь»

Древляне, вятичи

Стр. 8 – 12, задание 1,5

4.

Славяне и соседние народы

1

Комплект «Древняя Русь»

Хазарский каганат, каган, варяги

Стр. 12 – 16, задание 4,5

5.

Облик славян и черты их характера

1

Комплект «Древняя Русь»

Невзгоды

Стр. 16 – 18, задание 1,2

6.

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

2

Комплект «Древняя Русь»

Земледелие, община, бояре

Стр. 21 – 22, задание 1,2

Стр. 23 – 26, задание 5,6

7.

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян

2

Комплект «Древняя Русь»

Оберег, огниво, язычество, идолы

Стр. 27 – 30, задание 1 – 3

Стр. 30 – 33, задание 5,7

8.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древняя Русь»

1

Комплект «Древняя Русь»

Стр. 35, задание 1 – 10, повторить термины

II.

Древнерусское государство Киевская Русь

12

9.

Как возникло Древнерусское государство

1

Комплект «Древнерусское государство Киевская Русь»

Холопы, купа, тиуны

Стр. 38 – 43, задание 1,2

10.

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию

2

Комплект «Древнерусское государство Киевская Русь»

Предания, молебен,

наместник

Стр. 43 – 45, задание 1,3,4

Стр. 45 – 47, задание 5,6

11.

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 – 945)

2

Комплект «Древнерусское государство Киевская Русь»

Вещий, печенеги, данники

Стр. 49 – 50, задание 1,3

Стр. 51 – 53, задание 5,6

12.

Как княгиня Ольга отомстила древлянам

2

Комплект «Древнерусское государство Киевская Русь»

Долгая осада, становище

Стр. 54 – 56, задание 2,3

Стр. 56 – 58, задание 4,5

13.

Сын князя Игоря и Ольги - Святослав

2

Комплект «Древнерусское государство Киевская Русь»

Пошлина, потник, ремесленники

Стр. 59 – 62, задание 3,4

Стр. 62 – 65, задание 5,6

14.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древнерусское государство Киевская Русь»

1

Комплект «Древнерусское государство Киевская Русь»

Стр. 66 – 67, задание 1 – 11, повторить термины

III.

Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства

13

15.

Сыновья князя Святослава

1

Комплект «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

Наставник, угодья

Стр. 70 – 73, задание 1 – 3

16.

Князь Владимир Красное Солнышко

2

Комплект «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

Крещение, христиане

Стр. 73 – 74, задание 1,2

Стр. 75 – 79, задание 3,4

17.

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 – 1054)

2

Комплект «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

Окаянный, казна, гривна

Стр. 79 – 82, задание 3,4

Стр. 82 – 84, задание 6,7

18.

Русь после смерти Ярослава Мудрого

2

Комплект «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

Бармы, венчание на царство, поучения, держава

Стр. 85 – 88, задание 1,4

Стр. 88 – 90, задание 8,9

19.

Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке

2

Комплект «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

Вотчины, посадник, слобода, тысяцкий

Стр. 91 – 94, задание 1,3

Стр. 94 – 98, задание 7,8

20.

Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке

3

Комплект «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

Иконописец, богослужебные книги, пограничная застава

Стр. 99 – 101, задание 3,4

Стр. 101 – 102, задание 5,6

Стр. 102 – 108, задание 7

21.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

1

Комплект «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства»

Стр. 111, задание 1 – 7, повторить термины

IV.

Русь в борьбе с завоевателями

16

22.

Образование Монгольского государства

1

Комплект «Русь в борьбе с завоевателями»

Стойбище, аркан, перебежчики

Стр. 114 – 119, задание 1,3,5

23.

Нашествие монголов на Русь

2

Комплект «Русь в борьбе с завоевателями»

Оборона, положить жизнь

Стр. 120 – 122, задание 1,2

Стр. 122 – 124, задание 4,5

24.

Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263)

3

Комплект «Русь в борьбе с завоевателями»

Ярлыки, баскаки, лавра

Стр. 125 – 128, задание 1 – 3

Стр. 128 – 130, задание 4,5

Стр. 130 – 133, задание 7,8

25.

Объединение русских земель против Золотой Орды

3

Комплект «Русь в борьбе с завоевателями»

Калита, свита, митрополит

Стр. 134 – 136, задание 1,2

Стр.136 – 138, задание 5

Стр. 139 – 141, задание 6,7

26.

Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389)

3

Комплект «Русь в борьбе с завоевателями»

Инок, игумен, ратники, полк

Стр. 141 – 143, задание 1,2

Стр. 143145, задание 5,6

Стр. 145 – 151, задание 7,8

27.

Наследники Дмитрия Донского

3

Комплект «Русь в борьбе с завоевателями»

Мурза, латинская вера, дьяк

Стр. 152 – 154, задание 1,2

Стр. 154 – 157, задание 4,5

Стр. 157 – 162, задание 7,8

28.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Русь в борьбе с завоевателями»

1

Комплект «Русь в борьбе с завоевателями»

Стр. 166 – 169, задание 1 – 15, повторить термины

V.

Единое Московское государство

17

29.

Русь в XVI (16) веке. Царь Иван Грозный (1533 – 1584)

2

Комплект «Единое Московское государство»

Опекал, самодержец, высшее духовенство

Стр. 172 – 175, задание 3,4

Стр. 178 – 180, задание 6,7

30.

Войны Ивана Грозного

4

Комплект «Единое Московское государство»

Вельможа, ливонские рыцари, опричнина, покаяние

Стр. 180 – 183, задание 2,3

Стр. 183 – 186, задание 5

Стр. 186 – 188, задание 6

Стр. 188 – 192, задание 7

31.

Россия после Ивана Грозного

3

Комплект «Единое Московское государство»

Династия, самозванец, гарнизон

Стр. 193 – 195, задание 2,3

Стр. 195 – 198, задание 4,5

Стр.199 – 203, задание  6,7

32.

Воцарение династии Романовых

7

Комплект «Единое Московское государство»

Сословия, батоги, розги, барщина

Стр. 203 – 205, задание 1,2

Стр. 205 – 208, задание 3.4

Стр. 208 – 209, задание 6

Стр. 209 – 211, задание 7

Стр. 211 – 213, задание 8

Стр.213 – 217, задание 9

33.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Единое Московское государство»

1

Комплект «Единое Московское государство»

Стр. 220, задание 1 – 10, повторить термины

Содержание программы

В рабочей программе 7 класса учебный материал представлен V разделами.

Повторение - учащиеся повторяют наиболее важные темы, изученные в 6 классе.

I раздел – Древняя Русь.

При изучении данного раздела у учащихся формируются такие понятия как славянские племена, верования славян, князь и княжество.

II раздел – Древнерусское государство Киевская Русь.

Учащиеся знакомятся с возникновением первого Древнерусского государства, именами первых русских князей.

III раздел – Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.

При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с такими историческими событиями как крещение Руси, раскрываются причины распада Руси, дается краткая характеристика отдельных княжеств.

IV раздел – Русь в борьбе с завоевателями.

При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с такими историческими событиями, как сражения с рыцарями-крестоносцами, шведами и монголо-татарами; изучают значение понятий иго, дань, баскаки, раскрыта деятельность таких князей как Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III.

V раздел – Единое Московское государство.

В темах данного раздела  учащиеся знакомятся с историей правления первого русского царя – Ивана IV Грозного, с началом правления династии Романовых.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:

возникновения языческих верований и обрядов;

влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;

возникновения государства, его структуры, функций;

развития православия, смены языческой культуры на христианскую;

распада Киевской Руси;

возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);

захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;

освободительных войн между государствами;

возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;

Смутного времени и народных волнений;

возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;

• описывать:

образ жизни восточных славян, места расселения;

отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов,

Лжедмитрий и др.);

нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;

• ориентироваться в:

названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов:

IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);

X в. — Крещение Руси;

XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;

XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;

XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;

XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений; культура и духовность России.

2-й уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем.

Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:

Как возникла Золотая Орда?

Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства.

Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.

Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X,

XIII, XVI в.

Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова: судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)?

Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники.

Назови главные торговые и культурные города России XVI—XVII вв.

• объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем;

• устанавливать (по вопросам учителя) причины:

возникновения верований на основе явлений природы;

возникновения разнообразных видов труда;

возвышения среди племен отдельных личностей;

объединения соседних племен;

возникновения государства;

Крещения Руси;

распада Киевской Руси.

Учащиеся должны знать:

• названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;

• исторические имена (3—5 имен);

• главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.

Учебно-методическое обеспечение

Учебная литература:

- История Отечества. 7 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.: ил.

Научно-методическая литература:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. в 2 сб./ под ред. И.М. Бгажноковой. – Москва «Просвещение», 2014.

- Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. – М.: Дрофа, 2001.

- Энциклопедия царей и императоров. Россия IX – XX вв.

- Медиатека «История Отечества 7 класс»

Литература для учащихся:

- Наша Родина – Россия: стихи, рассказы, сказки, предания / Сост. Р.Данкова.- М.: Изд-во Оникс, 2010.

- Россия.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013.

- Энциклопедия царей и императоров. Россия IX – XX вв.

Материально-техническое обеспечение:

- Демонстрационный материал «Жилища славян»; иллюстрации «Славянские божества», «Летопись», «Крещение князя Владимира», «Софийский собор», «Баскаки», «Рыцари-крестоносцы», «Покорение Сибири Ермаком», «План сражения на Куликовом поле», «Московский Кремль»

- Ноутбук

- Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...