Уж стали седыми блокадные дети
классный час по истории

Кузнецова Татьяна Витальевна

Разработка классного часа "Уж стали седыми блокадные дети", посвященного детям Блокадного Ленинграда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка классного часа для учащихся 7-9 классов.

Учитель истории и обществознания

Кузнецова Т.В.

Тема: «Уж стали седыми блокадные дети». (Мероприятие, посвященное детям блокадного Ленинграда).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В современных условиях, когда значительная часть молодежи депатриотизирована, возрастает необходимость обращаться к разным периодам истории государства Российского, которая всегда была богата на героев. Особое место среди знаменательных дат и событий занимает массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. После Великой Отечественной войны выросли и растут новые поколения людей, и чтобы они лучше поняли драматические события тех суровых дней и глубже осмыслили прошлое, мною был разработан классный час «Уж стали седыми блокадные дети», посвященной блокаде Ленинграда.

Тема Великой Отечественной войны была, есть и будет самой животрепещущей в воспитании патриотизма и нравственной духовности у наших детей. Это особенно остро понимается именно сейчас, когда героические и трагические события 1941-1945 гг. уходят от нас все дальше, когда все меньше остается живых свидетелей памятных огненных лет.

Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи мероприятия:

• сформировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей, особенно детей;

• познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;

• способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.

Оборудование и технические средства:

мультимедийное оборудование,

экран,

ноутбук,

видео-презентация,

аудио-записи.

Музыкальное оформление:

музыкальное сопровождение для видео-презентации,

 фонограммы.

Музыкальное сопровождение:

Голос Левитана;

Звук метронома;

Длительность: 30-40 минут.

Ход классного часа:

Учитель:… Под вечер в одном из купе вагона собралась «командировочная» компания, и каждый по очереди рассказывал «самый страшный случай из фронтовой биографии».

Немолодой человек в форме гражданского летчика слушает молча и все больше волнуется, пока не перебивает рассказчика. Лицо его дергается. Он – заика.

– С-самое ст-трашное? – говорит он, – Самое страшное, да? Т-тонули, говоришь, Г-горели? С мерт-вецами лежали? Я тоже тонул. Я тоже – горел. И с покойниками в обнимочку лежал. А вот самое страшное – это когда в 1942 году письмо получил из Ленинграда – от сынишки… десятилетнего: «Папочка, – пишет, – ты нас прости с Анюткой… Мы вчера твои кожаные перчатки сварили и съели»…

(А.Пантелеев)

Ученик:

Ее я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

(А. Иоффе)

Учитель: 75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое, солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по  городу, в парки, собираются на танцы, в музеи, выставочные залы. В кинотеатрах идут фильмы «Свинарка и пастух», «Веселые ребята», «Завтра была война...» ... А война была не завтра, война была сегодня....   

 (слайд 2)  

Никто не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой. Кованые сапоги гитлеровской армии уже подмяли под себя всю Европу и ступили на нашу землю. Гитлер не ждал сопротивления со стороны СССР: наша армия не была готова к войне, она не могла сравниться с немецкой ни по численности, ни по военной мощи. Но «молниеносной» войны не получилось. Планам Гитлера не суждено было осуществиться.

Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: «Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься на веки». Так и поступали фашистские захватчики. Только на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин. Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ, больниц, театров, музеев, домов культуры, миллионы людей, угнанных в Германию, содержались в неволе, как древние рабы. Фашисты покрыли Европу густой сетью концентрационных лагерей, организовали чудовищные «фабрики смерти». Кровь стынет в жилах при одном упоминании о таких мрачных застенках, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Заксенхаузен, Треблинка, Саласпилс.

Все это страшные лики войны. Но особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные трудности и лишения. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.

(слайд 3)

Ученик:

«В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на речном берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу!»

Верный присяги советский солдат,

Он защищал Ленинград

Сто пикировщиков выли над ним

В небе, как огненный змей.

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей,

Меж обгорелых и черных громад.

Он защищал Ленинград!

Танк на него надвигался рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в окопе,

С плеча танки гранатой разил.

Пуля за пулю, снаряд за снаряд

Он защищал Ленинград!

Время придет – рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

«Это железный советский солдат,   

Он защищал Ленинград!»

(А. Сурков)

Учитель:

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.

(слайд 4)

27 января 1944 года. Что это за дата?

27 января 1944 года.   Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.  Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны  нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Ученик:

«И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)

(слайд 5)

Ученик:

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

  Отнять Ленинград у России

  И в плен ленинградцев забрать.

Да, мы не скроем – в эти дни

 Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремня,

 Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

 Необходимые войне.

 Но он точил, пока рука

 Могла производить движенья.

А если падал у станка –

  Как падает солдат в сраженье.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

 На саночках узких ребята

 Везут свою мертвую мать…(Н.Тихонов)

(слайд 6,7,8)

Учитель:

С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

(слайд 9)

Посмотрите, вот на этот кусочек хлеба. Он состоял:

Мука ржаная – 50 %, Соевая мука – 5 %,

Отруби – 5 %, (Отруби — побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки). Жмых – 10 % (остатки после выжимки масла из семечек), Жмых — это отходы маслобойного производства — семечки, раздавленные вместе с кожурой. Солод – 10 % (Солод — продукт, получаемый при проращивании семян злаков, главным образом, ячменя). Обойная пыль – 5%, Целлюлоза – 15 %. (Целлюло́за - главная составная часть клеточных оболочек растений).

(слайд 10)

Ученик: 

Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда... Самые тяжелые месяцы были декабрь и январь. В эти месяцы была самая ужасная норма - 125 граммов. В ход пошло все - кофейная гуща, из которой пекли лепешки, варили кожаные ремни, делали студень из клея. Спали одетыми. Меня спасал папа, он каждый день приходил пешком через весь город и что-нибудь приносил мне в кармане. Вот эта мелочь как-то выручала. Было очень тяжело ходить за пайками, потому что были частые артиллерийские обстрелы. Я помню, мы с соседкой пошли отоваривать карточки, начался обстрел, и снаряд упал рядом с домом, где мы стояли в очереди. Я ужасно кричала. Там было очень много трупов.

 (Кусочек блокадного хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся детям.)

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Учитель:

В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой  мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

(слайд 11)

Ученик: 

Девочка руки протянула, уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не проронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон…(Ю.Воронов)

Учитель:

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.

(Слайд 12)

Ученик:

Портрет Тани Савичевой. Страницы дневника.)

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил.  Те, кто решился  заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла. Девочке поставлен памятник.

(слайд 13)

Ученик:

«Вы памятник «детям блокады» видали?

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

 (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Ученик:

Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…»

Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Учитель:

Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Ученик:

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни, 

Но съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне,

И он точил, пока рука

Могла производить движенья,

И если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье.

(О.Берггольц)

(слайд 14)

Учитель.

Все тяготы наравне со взрослыми переносили дети и подростки. В жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ученик:

 «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

 «Дорогой жизни» многих к многим.

  Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Учитель:

 Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ученик: 

О, да, иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

 По озеру в голодный город.

 Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

 Внизу идущие колонны.

И было все на том году

 Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта не угроза

 Да рук не разомкнуть никак

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны?

Он спасет 16000 ленинградцев.

 И вот в бензине руки он смочил,

Поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

 Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб,

 Пригонит к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре.

 Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам».

(О. Берггольц)

Учитель:

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди. Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года.

Ученик: 

«Но разве может кто-нибудь забыть,

Кто был под грозным,

Под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить,

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на Большую землю выходил

По ледовой, по Ладожской дороге?»

Учитель:

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать городи… в конце концов – сдадут его.

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!». Но гитлеровцы просчитались. Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

(слайд 15)

22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.

Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ученик:

«Такого дня не видел Ленинград

 Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…»(Ю.Воронов)

(слайд 16)

Учитель:

 Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах…

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.     Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Ученик:

«Ленинградец душой и родом

 Болен я сорок первым годом.

Пискаревка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет…

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

 И в скорби постоим и помолчим».(С.Давыдов)

(слайд 18)

Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!

(метроном, минута молчания)

(сдайд 19)

Учитель:

Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!

(слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Урок внеклассного чтения Дети блокадного Ленинграда

Урок внеклассного чтения можно приурочить к Дню Победы или годовщине блокады Ленинграда. Рекомендуется проводить в среднем звене...

"Седые дети войны". Литературно – историческая композиция.

Открытое мероприятиена тему: «Седые дети войны»(Литературно – историческая композиция)....

"Сыном мне стала идея служения детям"...

Методическая разработка представлена в виде презентации о Януше Корчаке, педагоге, писателе, общественном деятеле, герое. Материал предназначен для педагогов и учащихся старшей школы....

Литературно-музыкальная композиция "Я видел седых детей"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь......

Интегрированный урок для детей 7-10 лет (изобразительное искусство, литература, окружающий мир) «КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»

Материал содержит план интегрированного  урока для детей 7-10 лет(изобразительное искусство, литература, окружающий мир)  по теме: «Сказочные виды транспорта», презентацию.Матери...

Родительское собрание на тему: "Дети НЕ стали хуже"

Родительское собрание в форме имитационной игры - дебатов. Возможно приглашение самих обучающихся. Данное родительское собрание лучше организовывать с родителями старшеклассников....