Литературно-музыкальная композиция "Я видел седых детей"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_i_deti.doc92.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Я видел седых детей»

Цель: расширить и углубить знания учащихся о жизни детей военного поколения.

Задачи:

  • воспитать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения;
  • развить у обучающихся чувства гордости и сопереживания за детей военной поры;
  • развить навыки самостоятельных исследований, творческому труду;
  • развить интерес и уважения к истории и культуре своей страны.

Тип: внеклассное мероприятие.

Оборудование: стенгазеты, презентации, магнитофон, компьютер, проектор, экран.

  У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. И сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов  дома и горят детские кроватки. Завтра наша страна отмечает всемирный праздник «День защиты детства».  Сегодня мы приготовили  литературно-музыкальную композицию «Я видел седых детей…», посвященную Детям Великой Отечественной войны 1941-1945 года.

Слайд 1

Вед 1 Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь.

Вед 2 Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну, которую видел маленький человек.

Выходит девочка (ученица 1 класса):

Слайд2

- Посмотрите какое голубое небо! Скажите, а небо было всегда?.

- Всегда, Ксюша.

- А солнце было тоже всегда?

- Да, милая, и солнце было всегда.

Слайд 3

- И вот этот красивый цветочек здесь  всегда рос?

- Нет, солнышко, когда-то здесь была только выгоревшая земля… Тогда была война…

- Скажите, а что такое война?..

   

 Презентация «Начало войны»  

3. Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Слайд 4

Папа был рядом.

Слайд5

Мама была рядом

Слайд 6

Дети играли на улицах

Слайд 7

У них было веселое детство.

Слайд 8

И они не знали, что их ждет…

Слайд 9

Презентация «Дети войны»

Слайд 10

Вед. 1 Утром 22-го июня 41-го года на одной из улиц города Бреста лежали убитая девочка с незаплетеными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Слайд 11

Чтец

Выбежала девочка из дома,

Маленькая, в мамином платке,

Старенькие валенки знакомо

Весело блестели вдалеке.

Топала по тропке возле дома,

Щечки на морозе расцвели…

Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,

Злые люди к дому подошли.

Разбросали карточки по дому,

Снимки, что в альбомах берегли,

И потом зажженную солому

Равнодушно к двери поднесли…

Черным дымом крыша вся покрылась,

Вспыхнул клен, что рос невдалеке.

Губки задрожали, покатилась

Крохотная слезка по щеке.

Кулачонки маленькие сжала,-

Сердце быстро прыгало в груди,

К рыжему фашисту подбежала

И сказала звонко: - уходи!

Волосенки ветром растрепало,

Слезы стыли возле самых век.

Треснул выстрел – девочка упала

Личиком курносым прямо в снег,

В это утро мы в окопах были,

А потом рванули точно в срок

И атакой яростной отбили

Небольшой районный городок.

(Дж. Алтаузен «Девочка играла возле дома»)

Слайд

Вед 2 Как внезапно ворвалась война в их детство и юность… Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Слайд 12

Вед. 1 Их глаза видели столько смертей, столько жестокостей войны…

Чтец

 

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

 Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Слайд 13

Вед. 1 . В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.

Слайд 14

Вед.2 В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети», - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Дети-старички, безулыбчивые, пугливые, вялые.

Слайд 15

Чтец

  На развороченном пути                                 «А где твой дом, сынок?»
 Стоит мальчишка лет пяти.                           – «Сгорел».
  В глазах расширенных истома,                     Он сел. Его снежком заносит.
  И щеки белые, как мел.                                  В его глазах мутится свет.
 “Где твоя мама, мальчик” ?                            Он даже хлеба не попросит.
  - “Дома”.                                                          Он тоже знает: хлеба нет.

Слайд 16

Чтец

…Ленинград ожег мне душу

Своими бедными детьми.

Я в Ленинграде, правда, не был,

Но знаю – говорят бойцы:

Там дети плачут, просят хлеба,

А хлеба нет… А мы отцы…

И я, как волка караулю

Фашиста – сутками в снегу

И от моей свирепой пули

Пощады не было врагу.

Лежу порою – до костей

Достигнет снег. Дрожу, устану…

Уйти? А вспомню про детей -

Зубами скрипну – и останусь.

«Нет,- говорю,- позорный гад,

Палач детей, я здесь, я слышу.

На, получай еще заряд

За ленинградских ребятишек».

Ксюша: (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!

Наташа:Что это? Ого! Где ты это взяла?

Ксюша:Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.

Настя:  Написано Мемуары.

 Наташа: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Настя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда

Слайд 17

 Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.

Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!

Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…

Вед. 1 С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.

Слайд 18

Чтец

Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.

И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
Сводила боль костлявые коленки,
Но мне хотелось увидать Христа…
Которому в слезах молилась мама,
Не верившая в Бога никогда…
                                (Мила Анина «Отчаяние»)

Вед 1: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните!.

Вед.2 А сейчас мы приглашаем на сцену группу «Веснушки»Песня «Белые панамки»

Слайды19, 20

Вед.1. *Страшные злодеяния творились на нашей земле. В октябре 1942 года к  детскому дому, в котором жили 214 детей, эвакуированных из Симферополя в Ейск, подъехали крытые грузовые машины.  Немецкие солдаты силой загоняли детей в эти машины. Предчувствуя недоброе, дети разбегались по улицам города с плачем и криками о помощи. Их нагоняли, волокли и забрасывали в машины, где их душили газом, *а часть детей закопали живыми. Когда была вскрыта эта могила, комиссии предстала страшная картина. Многие дети, прощаясь, обняли друг друга!

Слайд 21, 22

Вед. 2 Муса Джалиль известный советский поэт, сам переживший ужасы гитлеровских концлагерей, написал стихотворение «Варварство», которое мы пригласили прочитать Федяшову Любовь Юрьевну

*

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор

И медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь.

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Чтец 3.

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Чтец 4.

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вдох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, –

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

Он плачет, и как лист,

Сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

Чтец 2.

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

– Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно.

Чтец 3.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Чтец 4.

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Слайд 23

Вед 1. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать?

Слайд 24

Вед. 2. Из воспоминаний Янкеля Верника, бывшего узника ТреблИнки:

«Всю эту зиму маленьким детям, совершенно голым и разутым, приходилось простаивать на морозе много часов подряд в ожидании своей очереди в переполненные газовые камеры. Их обмороженные ступни примерзали к ледяной земле.

Многие плакали. Некоторые замерзали насмерть. А немцы, прохаживаясь вдоль колонны, пинали и били своих жертв.

Слайд25

Особенно зверствовал один немец, по имени Зепп, настоящий садист. Омерзительная тварь, которой особенно нравилось пытать детей. Когда Зепп издевался над женщинами с детьми на руках и его умоляли прекратить, он мог отобрать ребенка и тут же разорвать его пополам или, взяв за ноги, ударить головой о стенку и отшвырнуть прочь».

Слайд 26

Слайд 27

Вед.1 А ещё фашисты натравливали на детей собак.

 Вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война:

«Собаки рвали детей… а немцы хохотали. Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… снегом присыпем… вот ему и могилка до весны…»

Слайд28

Вед 2 Многих детей фашисты использовали в качестве доноров для солдат. Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок, узница Саласпилса:

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

Слайд 29

Вед.2. Из воспоминаний Августа Хефнера: «Я вошел в лес. Солдаты вермахта уже выкопали могилу. Детей везли туда на тракторе. Техническая сторона дела меня не касалась. Украинцы стояли вокруг и дрожали. Их поставили на край могилы – когда украинцы начали в них стрелять, дети падали туда. Раненые тоже падали в могилу.

Это зрелище я не забуду до конца своей жизни. Оно все время у меня перед глазами. Особенно запомнилась мне маленькая белокурая девочка, взявшая меня за руку. Потом ее тоже застрелили…»

Слайд30,31

Чтец

Я пришел к тебе, Бабий Яр.

Если возраст у горя есть, –

Значит, я немыслимо стар,

На столетья считать – не счесть.

Я стою на земле, моля:

Если я не сойду с ума,

То услышу тебя, земля, –

Говори сама

Как гудит у тебя в груди!

Ничего я не разберу, –

То вода под землей гудит

Или души легших в Яру?

Слышу детское:

– Хлебца хочется! –

Где ты, маленький?.. Покажись!

Я оглох от боли тупой.

Я по капле отдам тебе жизнь,

Я ведь тоже мог быть с тобой.

Обнялись бы в последнем сне,

И упали б вместе на дно.

И выстрелы. Выстрелы.

Звезды внезапного света.

И брат обнимает последним объятьем сестру…

Если есть Бог и Он видел и слышал все это,

Зачем не хотел Он со всеми погибнуть в Яру?

А люди подходят и падают в яму, на камни…

Дети – на женщин и старики – на ребят.

И, как пламя, рвущимися к нему руками

За воздух хватаются

И, обессилив, проклятья хрипят.

Девочка, снизу: – Не сыпьте землю в глаза мне!

Мальчик: – Чулочки тоже снимать?..

И замер,

В последний раз обнимая мать

*У тебя ли не жизнь впереди,

Ты и наше должен дожить.

Ты отходчив – не отходи,

Ты забывчив – не смей забыть!

И ребенок сказал: – Не забудь!

И сказала мать: – Не прости!

И закрылась земная грудь,

Я стоял не в Яру – на пути.

Не забудь!..

Не прости!..

Слайд 32

Вед. 1 Судьбы детей военной поры похожи.  Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну. Инне Старовойтовой, когда началась война, было 7 лет. Вот что она вспоминает:

«мама поцеловала нас и ушла, мы остались в шалаше вчетвером: младшие – братик, двоюродные брат и сестра – и я, самая большая, семи лет. Мы не в первый раз оставались одни и научились не плакать, вести себя тихо. Знаем, что мама наша разведчица, ее послали на задание, а нам надо ее ждать.

Сидим и слушаем: деревья шумят, женщины неподалеку стирают, детей своих ругают. Вдруг крики: «Немцы! Немцы!» все стали выбегать из шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни, без мамы? А вдруг мама знает, что немцы идут в лагерь, и она бежит к нам? Так как я самая старшая, говорю: «Молчок всем. Здесь темно, немцы нас не найдут».

Притаились мы, спрятались. Кто-то заглянул и сказал по-русски:

- кто есть, выходите!

Голос был спокойный, и мы вылезли из шалаша. Я увидела высокого человека в зеленой форме.

- У тебя есть папа? – спросил он.

- есть.

- А где он?

- Он далеко, на фронте, - выложила я.

Помню, что немец даже засмеялся.

- А мама где твоя? – задал он очередной вопрос.

- Мама с партизанами в разведку ушла…

Подошел другой немец, тот был в черном. Что-то они переговорили, этот, черный, показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Черный немец навел на нас пулемет и мне стало страшно, я поняла, что он будет сейчас делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких… проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил ее позвать, сил хватало, только чтобы смотреть на нее. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: « Инночка!» она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит, другой остальных ощупывает: вдруг кто еще живой? Нет, они были холодные. когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран. Я училась считать: в одном плечике две пули и в другом – две пули. Это будет четыре. В одной ножке две пули и в другой – две. Это будет уже восемь. И на шейке ранка. Это будет уже девять. ..в первый класс мама носила меня на руках.»

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломок печки и трубы –

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпуская, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу!

Вед.2 Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные ребята.

Презентация «Дети – жертвы войны»

Слайд 33

Чтец

Я видел седых детей…

Не белобрысых, не русых.

На стыках военных путей,

В болотах лесов белорусских…

Я видел седых детей.

Холодней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик -

Пронзительнее штыка,

И рыжий, как солнце, комбриг

Не спросил «языка».

Сказал по-русски: «Взгляни».

Сказал и посмотрел…

Седые дети, они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

( А. Балин «Я видел седых детей»)

(звучит звон колоколов)

Вед 1 Вечная память всем погибшим. Мы предлагаем почтить память детей – жертв Великой Отечественной войны минутой молчания.

Слайд 34

Слайд35

Вед1

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

Вед2

Будем помнить!

Вед 1

Не допустим войны!

Вед2

Родину защитим!

Во время Великой Отечественной войны погибло около 13 миллионов детей.

Самое лучшее, что есть на земле – это дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальная композиция " Мы дети твои, Россия"

методическая разработка для учащихся 9-11классов...

"Седые дети войны". Литературно – историческая композиция.

Открытое мероприятиена тему: «Седые дети войны»(Литературно – историческая композиция)....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Композицию можно использовать на уроках внеклассного чтения в 7, 8 классах при изучении лирики М. Ю. Лермонтова....

литературно-музыкальная гостиная "Седой, незыблемый Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова"

Литературно-музыкальная гостиная по творчеству М.Ю.Лермонтова, проводится ежегодно к дню рождения поэта. Великолепные стихи, романсы, театрализация отрывка из поэмы "Демон" наполняют сценарий веч...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...