Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
    методическая разработка (8 класс) на тему

    Панфилова Светлана Алексеевна

    Композицию можно использовать на уроках внеклассного чтения в 7, 8 классах при изучении лирики М. Ю. Лермонтова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка  литературно- музыкальной композиции

     по творчеству М.Ю.Лермонтова

    «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

    Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические

    слайды, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты.

    Ход мероприятия:

    Цели :

    І. Обучающие:

    1) знакомство учащихся с фактами биографии, лирикой М.Ю. Лермонтова;

    2) углубление знаний об особенностях стихотворной речи:

    - понятие о ритмической прозе;

    - определение стихотворного размера (четырёхстопный и двустопный амфибрахий, дактиль);

    3) формирование умений анализировать лирические произведения, выявлять глубинный смысл лирического произведения;

    4) формирование понятия о сущности художественного образа и средствах его создания в разных сферах художественного творчества;

    ІІ. Развивающие:

    1) развитие воссоздающего и творческого воображения личности учащихся.

    ІІІ. Коммуникативно-воспитательные:

    1) активизация творческой деятельности учащихся по овладению целостной картиной мира, понимание «образности»,

    коммуникативной и речевой деятельности;

    2) развитие коммуникативных качеств хорошей речи;

    3) воспитание самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях;

    Оборудование:

    плакат - монтаж, составленный из фотоснимков и литографий тех мест, где жил, бывал и через которые проезжал Лермонтов;

    карта путешествий поэта по Кавказу;

    альбом картин и рисунков Лермонтова, относящихся к Кавказу;

    презентация  «Картины М. Ю. Лермонтова».

    Словарная работа:

    Лирическое произведение сосредоточено на передаче внутренних (субъективных) переживаний, ощущений человека, его чувства и настроений.

    Лирическое произведение сосредоточено на передаче внутренних (субъективных) переживаний, ощущений человека, его чувства и настроений.

    Рефрен - в стихотворном произведении повторяющийся в конце каждой строфе стих.

    Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические

    слайды, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты

    1 ведущий:

    Отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова стали встречи с Кавказом.

    Кавказ для Лермонтова - это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, ещё не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

    Чтец 1

    Хотя я судьбой на заре моих дней,

    О южные горы, отторгнут от вас,

    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

    Как сладкую песню отчизны моей,

    Люблю я Кавказ.

    В младенческих летах я мать потерял.

    Но мнилось, что в розовый вечера час

    Та степь повторяла мне памятный глас.

    За это люблю я вершины тех скал,

    Люблю я Кавказ.

    Я счастлив был с вами, ущелия гор;

    Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

    Там видел я пару божественных глаз;

    И сердце лепечет, воспомня тот взор:.

    Люблю я Кавказ!..

    2 ведущий:

    Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

    1 ведущий:

    Краткая справка о Кавказе: Кавказ - молодое горное сооружение, образовавшееся в период альпийской складчатости. В состав Кавказа входят Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье

    2 ведущий:

    Система хребтов - Западный,' Центральный и Восточный Кавказ составляют Большой Кавказ. У Главного, Бокового и Скалистого хребтов один склон пологий, а другой- крутой. Такие гряды называют куэстами.

    Известны целебные минеральные источники (Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста).

    1 ведущий:

    В возрасте трех лет М. Ю.Лермонтов потерял мать. Жил и воспитывался мальчик у бабушки. Ещё в детстве он был на водах, куда бабушка его возила лечиться. Будущего поэта поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снеговые вершины гор, бурные горные реки, живописные красноватые скалы.

    2 ведущий:

    Каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной

     Чтец 2:

     Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

    Я посвящаю снова стих небрежный <…>

    Ещё ребенком робкими шагами

    Взбирался я на гордые скалы,

    Увитые туманными чалмами,

    Как головы поклонников Аллы.

    Там ветер машет вольными крылами,

    Там ночевать слетаются орлы;

    Я в гости к ним летал мечтой послушной

    И сердцем был товарищ их послушный

     Чтец 3:

    О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам.

    «Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду?Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти… Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность - нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны… И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!..»

     

    Чтец 4:

    Вспоминая Кавказ, Лермонтов в 1832 году писал:

     «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю об вас да о небе

    1 ведущий:

    В 1837 году за сочинение «непозволительных стихов» на смерть Пушкина Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, то есть отправлении в ссылку.

     Чтец 6:

    С тех пор прошло тяжелых много лет,

    И вновь меня меж скал своих ты встретил.

    Как некогда ребенку, твой привет

    Изгнаннику был радостен и светел,

    Он пролил в грудь мою забвенье бед

    И дружески на дружный зов ответил.

    2 ведущий:

    Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, бодрости, жизнерадостности. Вот что он пишет тому же другу: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце».

    1 ведущий:

    Во время ссылки Лермонтов посетил много мест. Он объехал всю укрепленную линию русской армии от Кизляра до Тамани, был в Шуте, Шемахе, Кахетии, Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе и в других местах. Он встречался со многими интересными людьми, познакомился с передовой грузинской интеллигенцией и ссыльными декабристами. Это их и их единомышленников он имеет в виду, когда пишет в письме Раевскому: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные».

    2 ведущий:

    Лермонтов подружился с поэтом - декабристом Александром Ивановичем Одоевским - автором стихотворного ответа на пушкинское послание «в Сибирь». По распоряжению властей Одоевского с сибирской каторги перевели на Кавказ. Стихотворение «Памяти А. И. Одоевского» было написано Лермонтовым уже в Петербурге, в 1839 году, но полно воспоминаний о Кавказе, о встрече с другом.

     Чтец 7:

    Любил ты моря шум, молчанье синей степи -

    И мрачных гор зубчатые хребты…

    И, вкруг твоей могилы неизвестной,

    Всё, чем при жизни радовался ты,

    Судьба соединила так чудесно:

    Немая степь синеет, и венцом

    Серебряным Кавказ ее объемлет;

    Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,

    Как великан, склонившись над щитом,

    Рассказам волн кочующих внимая,

    А море Черное шумит не умолкая.

    1 ведущий:

    Ещё в детские годы, бывая на Кавказе, Лермонтов слышал горские легенды и предания. Они поразили его и вдохновили на создание романтических поэм. Сейчас поэт стремился узнать новые сказания. Многие из них дали толчок его творческому воображению. Без знания Кавказа и устного поэтического творчества его народностей нельзя было написать «Демона», «Мцыри», «Беглец», сказки «Ашик - Кериб».

    2 ведущий:

    Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомиться с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу.

    Посылая Лермонтова под пули, царь надеялся, что поэт ни вернётся в столицу. Но участвовать в боях Лермонтову на этот раз не пришлось. Сначала болезнь задержала его в Пятигорске, затем  он долго добирался до полка, который стоял в Тифлисе. В Пятигорске Лермонтов познакомился  с Белинским, а Ставрополе и Тифлисе - с декабристами. На Кавказе Лермонтов закончил «Песню про купца Калашникова».

     Чтец 9:

    Обращаясь к Кавказу, Лермонтов сказал:

    Он ранних лет кипит в моей крови

    Твой жар и бурь твоих порыв мятежный.

    2 ведущий:

    В начале 1838 года, благодаря хлопотам бабушки, поэта переводят в Грозненский гусарский полк, а затем в Петербург. Судьба хранила М. Ю. Лермонтова от нелепой пули. Первая ссылка окончилась, но вскоре за нею последовала и вторая...

    1 ведущий:

    В последний раз покидая петербургский свет, Лермонтов, кажется, был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.

    Чтец 10 : «Кавказ».

    Хотя я судьбой на заре моих дней,

    О южные горы, отторгнут от вас,

    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

    Как сладкую песню отчизны моей,

                    Люблю я Кавказ.

    В младенческих летах я мать потерял.

    Но мнилось, что в розовый вечера час

    Та степь повторяла мне памятный глас.

    За это люблю я вершины тех скал,

                    Люблю я Кавказ.

    Я счастлив был с вами, ущелия гор;

    Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

    Там видел я пару божественных глаз;

    И сердце лепечет, воспомня тот взор:

                    Люблю я Кавказ!..

    1830 год

    1 ведущий:

    Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетается в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных слов и форм. «Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем.

    2 ведущий:

     Лермонтов сравнивает  Кавказ со «сладкой песней отчизны», а синонимы, объясняющие  значение слова «сладкий» в данной строке- сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.

    1 ведущий:

    Лермонтов называет вечер «розовым», так как  Поэт любил вечера. Розовый вечер - это величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца. Эпитет помогает читателю образно представить картину, которую рисует Лермонтов.

    2 ведущий:

    Строчка «Люблю я Кавказ» создает рефрен, который связывает различные лирические темы стихотворения, в них - главная мысль стихотворения. Постепенно вырастает тема отверженности, одиночества лирического героя.Он находит успокоение, спасение в горахКавказа.

    1 ведущий:

    Ритмическая проза - эта особая организация художественной речи, которая находится как бы на границе между прозой и стихом. Она в большей степени ритмически упорядочена, чем проза. Ритмическая проза обыкновенно лишена рифм и воспроизводится в виде сплошного текста.

    Такую миниатюру написал поэт  ритмической прозой: немерная, свободно движущаяся речь переходит в организованную по закону стихотворных размеров .

    Чтец 11

    Миниатюра «Синие горы Кавказа…»

    Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

    Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

    Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безыменная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник... всё, всё в этом крае прекрасно]

    Воздух там чист, как молитва ребенка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. В дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы, и чистят оружье, и шьют серебром, в тишине увядая душою — желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

    1 ведущий:

    В миниатюре идет речь о глубокой и неизменной любви к Кавказу. При чтении представляются картины от неба до земли. Вверху - «одичалые хребты», облака, небо, «громовые тучи», снега, далекие льдины утесов, лучи восходящего солнца. Внизу - пещеры, на гладком холме - одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, пропасть, выстрел нежданный, люди, дымные сакли.

    2 ведущий:

    Почему поэт называет Кавказские горы «престолами природы»? Престолы природы - метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии М. Ю, Лермонтова. Поэт воспринимает горы Кавказа небожителями, но вполне доступными земному существу. Картины кавказской природы тесно связаны с впечатлениями и чувствами поэта.

    1 ведущий:

    Встречи с Кавказом были судьбоносными для М. Ю. Лермонтова: здесь была первая влюблённость,  и здесь же он погиб на дуэли . Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков.

    Чтец 1

    Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

     Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!"

     Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные. Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.

    2 ведущий:

     М. Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященный Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.

    На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо всем за участие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

    Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­старатьс...

    Внеклассное мероприятие «Поле чудес» посвящённое 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

    Форма проведения: Игра «Поле чудес» для обучающихся 8 –9   классов.Цели и задачи:Развитие творческих навыков  детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.

    Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...

    ПРОЕКТ "ПОЮЩАЯ КУБАНЬ" посвящённого 70 – летнему юбилею Великой Победы.

    Цели и задачи проекта-конкурса:. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи;. приобщение к культурному, историческому наследию нашей Родины через музыкальное  хо...

    Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

    История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

    Литературно-музыкальный сценарий праздника,посвящённого Дню 8 марта

    Сценарий небольшого концерта для учителей в День 8 марта...