Рабочая программа "История Горного Алтая"
рабочая программа по истории

Глазунова Варвара Николаевна

Рабочая программа по учебному курсу «История Горного Алтая» с 5 по 9 классы разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальных нормативных актов КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ РА «Коррекционная школа-интернат».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_gornogo_altaya_5-9_klassy_prilozhenie_k_aoop_1.docx67.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

КОУ РА «Коррекционная школа-интернат»                                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«История Горного Алтая»

за курс с 5 по 9  классы

Глазунова Варвара Николаевна

г. Горно-Алтайск

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «История Горного Алтая» с 5 по 9 классы разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальных нормативных актов КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ РА «Коррекционная школа-интернат».

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа «История Горного Алтая» поможет обучающимся расширить знания о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим Горного Алтая.

Программа направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

На данный учебный предмет отведено:

- в 5 классе 2  часа в неделю, что составляет 70 часов в год;

- в 6  классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год;

- в 7 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год;

- в 8 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год;

- в 9 классе 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися учебного курса «История Горного Алтая» предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

5 класс

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, историческое прошлое своей малой Родины;

- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общероссийского и общемирового культурного наследия;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- показывать на исторической карте территорию, границы, районные центры и столицу республики;

- рассказывать, как выглядели и чем занимались жители Алтая в различные периоды истории: описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду, ремесленные изделия.

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов Горного Алтая как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

6 класс

Личностные результаты:

- воспитание интереса к предмету через интересные факты, события региональной истории;

-воспитание чувства достоинства и гордости за столь древнюю и богатую историю своей малой Родины наследниками, которой мы являемся;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- показывать на исторической карте территорию, границы, районные центры и столицу республики;

- выделять общее и особенное в хозяйственном развитии Алтая, его вклад экологическое развитие и материальную культуру Южной Сибири и Центральной Азии.

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов Горного Алтая как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- излагать ход, причины и характер притока населения на Алтай, а также основные этапы этногенеза алтайцев и место Алтая в древних и средневековых государствах Южной Сибири и Центральной Азии;

- называть основные достижения культуры местности и региона, описывать выдающиеся памятники фольклора, народные промыслы.

7 класс

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, уважения к своей малой Родине, своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- уважение к культуре своего и других народов.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- показывать на исторической карте территорию, границы, районные центры и столицу республики;

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов Горного Алтая как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов Горного Алтая как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего региона, страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

8 класс

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, историческое прошлое своей малой Родины;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Горного Алтая, России и мира.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- показывать на исторической карте территорию, границы, районные центры и столицу республики;

- отмена крепостного права в России и  массовое переселение населения из европейской части страны, повлекшее изменения в различных сферах деятельности коренного населения региона.

- выявлять наиболее важные, поворотные события и явления в общественно – политической, социальной, культурной и духовной жизни Алтая;

- использовать историко-краеведческий материал для объяснения изменений в образе жизни и социальном поведении людей, а также осмысления их действий и поступков в конкретных ситуациях;

- показывать на карте и объяснять изменения экономического, демографического, расселенческого культурного характера;

- представлять и описывать уклад жизни современного города, села, местности (модернизация быта, очаги сосуществования традиционного и современного, национального и общероссийского, изменения в жизненных ценностях и т.п.).

9 класс

Личностные результаты:

- воспитания уважения к жителям полинационального и поликультурного Горного Алтая, толерантности, чувства привязанности к родному краю и готовности к активному участию в жизни региона;

- освоению системы знаний об историческом развитии Горного Алтая;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Горного Алтая, России и мира.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- показывать на исторической карте территорию, границы, районные центры и столицу республики;

- процесс формирования и развития  автономии  алтайского народа;

- Великая Отечественная война, историческая значимость победы и ее влияние на последующие события и явления в регионе;

- создание и становление Республики Алтай.

- основные даты в истории Горного Алтая, определять синхронность событий и процессов истории Алтая и России; свободно пользоваться ими при характеристике исторических явлений и процессов;

- имена и дела выдающихся земляков;

-специфику определенной исторической эпохи, периода.

Содержание учебного курса

5 класс

     Раздел I. Введение.

     Что изучает «История и культура Горного Алтая». История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России. Факторы самобытности региональной истории и культуры. Народы Алтая: вопросы этнокультурной преемственности.

Исторические источники по изучению истории и культуры Горного Алтая: вещественные и письменные. Данные этнографии и устного народного творчества.

Изучение истории и культуры Горного Алтая. Исследователи Горного Алтая. А.П. Окладников. Изучение эпохи палеолита новосибирскими, барнаульскими и горно-алтайскими археологами. Исследование раннего железного века. Раскопки В.В. Радлова. Экспедиции М.П. Грязнова и С.И. Руденко.

Материалы гунно-сарматского времени и их изучение. Раскопки К.Ф.Ледебура - начало изучения древнетюркской эпохи. Изучение в истории Горного Алтая монгольского периода. Современное состояние источников по проблеме.

Раздел II. Горный Алтай в древности.

Древнейший человек на территории Алтая. Заселение территории Алтая древнейшим человеком. Каменный век на Алтае: основные черты, особенности. Стоянки раннего палеолита в Горном Алтае. Улалинка. Малый Иконостас. Средний палеолит. Усть-Канская, Денисова и другие стоянки древнего человека на территории Алтая. Верхний палеолит. Границы рас¬селения человека в верхнем палеолите. Памятники данного периода на территории Горного Алтая.

Мезолитические памятники Горного Алтая. Неолитические охотники. Верования древних людей.

Горный Алтай в эпоху бронзы. Начало освоения металла. Понятие «энеолит», его черты. Афанасьевская, Большемысская культуры. Понятие «бронзовый век», «бронза». Памятники развитой и поздней бронзы в Горном Алтае. Каракольская культура.

Горный Алтай в скифское время. Понятия «скифская эпоха», «скифское время», «скифо-сибирский мир». Начало получения железа и изготовление из него предметов вооружения и орудий труда. Майэмирская культура, два ее варианта. Оленные камни. Духовная жизнь.

Пазырыкская культура. Плато Укок. Обряд погребения. «Царские» курганы. Хозяйство. Военное дело. Общественный строй. Межэтнические контакты и взаимодействия. Культурные связи. Искусство.

Кара-кобинская группа памятников. Обитатели предгорий.

Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов. Периодизация эпохи. Понятия «хунны» и «гунны». Государство хуннов: политическая и военная история. Государственное и общественное устройство гуннов. Хозяйство. Военное дело. Горный Алтай в гунно-сарматское время. Булан-кобинская культура. Памятники Айрыдаш, Кок-Паш.

6 класс

Раздел I. Введение.

Что изучает «История и культура Горного Алтая». История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России. Факторы самобытности региональной истории и культуры.

Раздел II. Горный Алтай в эпоху Средневековья.

Древнетюркское время. Периодизация. Происхождение тюрков. Легенда тюрков о тотеме. Племена конфедераций тугю и теле. Образование и история Первого Тюркского каганата. Восточный и Западный каганаты: военная и политическая история. Второй Тюркский каганат. Значение и последствия образования тюркских каганатов.

Хозяйство древних тюрков. Управление в каганатах. Военное дело. Образ жизни и быт. Верования. Памятники рунического письма. Древнетюркские археологические памятники на территории Горного Алтая. Могильник Кудергэ.

Горный Алтай в период уйгурского и кыргызского каганатов. Образование Уйгурского каганата. Военные походы. Социальный состав государства. Скотоводство. Земледелие. Торговля. Погребальный обряд. Религия уйгуров. Археологические памятники уйгурского периода на территории Горного Алтая. Причины гибели Уйгурского каганата.

Складывание государства кыргызов. Политическое и социаль¬ное устройство. Комплексный характер экономики. Ремесла. Торговля. Памятники кыргызского времени на Алтае.

Горный Алтай в Х - XII вв. Политическая и этнокультурная ситуация. Империя киданей Ляо. Государство чжурчженей, найманов. Памятники периода в Кош-Агачском, Усть-Канском. Чемальском районах. Погребение Бичикту-Бом. Изменения в культуре населения.

Горный Алтай в составе государств чингизидов. Империя монголов. Завоевательные походы монгольской армии. Покорение южной Сибири Джучи. Памятники монгольского времени. Влияние монгольской культуры на  население Горного Алтая. Кыпчаки. Отношения с тюркским населением Сибирского ханства и Шейбанидского улуса. Значение монгольского времени в истории Горного Алтая.

7 класс

Раздел I. Алтайцы в XVII- середине XVIII веков.

Хронология и сущность нового этапа истории Горного Алтай. Этнический состав, расселение и численность алтайцев в первой половине XVII века.

Телеуты. Русско-телеутские отношения. Князь Абак и его преемники. Понятие «подданство». Присоединение Верхнего Приобья к России. Двоеданничество. Жизнь и быт северных алтайцев.

Образование Джунгарского ханства. Политическая история 17-начала 18 вв. Государственное и социальное устройство Джунгарии. Внешняя политика. Взаимоотношения с Цинской империей.

Отношения России и Джунгарии. Телеутские князья и их политика во второй половине 17 в. Алтайские племена в составе Джунгарии: управление, подати.

Раздел II. Присоединение Горного Алтая к России.

Падение Джунгарского ханства. Борьба за ханский престол. Вторжение цинских войск в верховья Кобдо и Чуйскую котловину. Борьба Дабачи и Амырсаны. Покорение Цинской империей Джунгарии.

Восстание Амырсаны. Вторжение цинских войск в Горный Алтай. Раздробление Джунгарии. Начало восстание Амырсаны. Положение алтайцев. Принятия алтайцами подданства России. Обращение алтайцев с просьбой о подданстве России. Второй поход цинской армии в Джунгарию.

Принятия алтайцами подданства России. Бегство Амырсаны в Россию. Переселение алтайцев в Нижнее Поволжье. Положение не переселенных алтайцев. Принятие чуйских волостей в состав России.

Принятие российско-китайских двоеданцев. Отношение чуйских двоеданцев с российскими властями. Отношения чуйских двоеданцев с цинским Китаем. Принятие чуйских двоеданцев в состав России.

Характер присоединения регионов Сибири к России. Характер включения в состав России алтайцев. Альтернатива российскому подданству. Значение присоединения к России для алтайцев. Значение приобретения Горного Алтая для России.

Раздел III. Культура населения Горного Алтая в XVII-XVIII веках.

Поселения, жилища, средства передвижения и перевозки. Одежда и пища. Основные хозяйственные занятия. Скотоводство. Охота. Рыболовство. Земледелие. Собирательство. Ремесло.

Устройство общества, род и семья. Знать. Кулы. Алтайский род. Священные горы, растения, животные и птицы сеоков. Семья.

Представления об устройстве мира и традиционные верования алтайцев. Боги и сотворение мира. Раздел сфер мира между богами. Представления о верхней, средней и нижней сферах мира. Богиня Умай. Сверхъестественные свойства вещей. Почитания огня. Невидимые сущности человека. Шаманы.

Фольклор, музыка, танцы и игры. Героическое сказание. Другие жанры фольклора. Музыка. Танцы. Игры. Настольные игры. Спортивные игры.

Народные естественнонаучные знания. Календарь. Календарные праздники. Народные меры. Народная медицина.      

8 класс

Раздел I. Горный Алтай в первой половине XIX века.

Административное устройство и система управления алтайцев. Роль зайсанов. Сбор ясака. Обычное право.

Социальное устройство алтайцев. Род в жизни алтайцев.

Административная реформа М.М. Сперанского, ее значение. «Устав об инородцах» М.М. Сперанского и его значение. Административное переустройство. Изменения в сословно-правовой структуре населения. Начало межевания земель в Горном Алтае.

Переселение кузнецких телеутов на Алтай. Начало освоения русским населением территории Горного Алтая. Пути заселения Горного Алтая русскими. Понятия «вольно-крестьянская» и правительственная колонизация». Поселения старообрядцев в Уймонской долине. Занятия и промыслы. Старожилы и новоселы.

Основание Алтайской духовной миссии, ее деятельность в распространении православия и просвещения. Макарий Глухарев. Жизнь миссионеров. Отношение алтайцев к миссии и православию.

Раздел II. Горный Алтай во второй половине XIX века.

Занятия населения Горного Алтая во второй половине XVIII-XIX вв. Скотоводство и охота. Земледелие. Промыслы и ремесла. Пчеловодство и мараловодство.

Реформа 1861 года и ее влияние на освоение Сибири и Горного Алтая. Кризис кабинетского хозяйства и изменение экономической политики Кабинета.

Переселенческое движение на Алтае в пореформенное время. Особенности переселенческой политики в Горном Алтае. Проекты заселения Горного Алтая и реальные результаты. Роль заимок в заселении Горного Алтая. Жизнь и быт переселенцев. Воспитание в крестьянских семьях.

Чуйский тракт и его роль в социально-экономическом развитии региона и торговли с Монголией и Китаем. Строительство и благоустройство тракта.

Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки, их роль в развитии экономики. Усиление торгово-экономических связей Горного Алтая с другими регионами России. Аргымай Кульджин.

Изменение в жизни алтайцев. Оседлое и полукочевое население. Отношение к промысловым и земельным угодьям. Административное деление. Изменение в составе дючин. Управление волостями и дючинами. Повинности алтайцев и их распределение. Миссионерские и переселенческие поселения на территории Горного Алтая. Село Улала.

Появление казахов в Горном Алтае. Причины заселения казахами южной и центральной частей Горного Алтая. Хозяйственные занятия. Ремесла. Общественное устройство.

Статистико-экономическое обследование 1897 г. и его значение. Начало землеустройства русских крестьян.

Культура и быт населения Горного Алтая в XIX в. Годовой цикл жизни алтайцев. Поселения и жилища алтайцев. Особенности быта оседлого и полукочевого населения. Одежда и питание населения.

Традиционные верования алтайцев. Шаманкам. Социокультурная характеристика алтайского социума.

Устное народное творчество. Кай. Сказитель Н. Улагашев. Литература. М.В. Чевалков, И.М. Штыгашев. Письменность. Народные знания.

Материальная и духовная культура русского населения. Воспитание в крестьянских семьях.

Образование в Горном Алтае. Школы миссии. Подготовка учительских кадров. Бийское катехизаторское училище.

Научное изучение территории и населения Горного Алтая. В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, С.П. Швецов, Г.Н. Потанин и другие исследователи.

9 класс

Раздел I. Горный Алтай в первой половине XX века (1900-1945 гг.).

Горный Алтай в начале XX века (1900—1917 годы). Особенности социальной структуры населения Горного Алтая, его демографическая характеристика. Оседлое и полукочевое население. Аграрный вопрос. Первый этап землеустройства (1899-1908 годы). Споры вокруг вопроса о землеустройстве полукочевого алтайского населения. Обследования Горного Алтая 1897, 1908 и 1910 гг. Указ 18 сентября 1910 г. Второй этап землеустройства (1911-1913 гг.). Итоги аграрных преобразований. Реформа местного управления алтайцев и русских крестьян. Судебная реформа.

Развитие скотоводства: поголовье и структура стада, улучшение породности и содержания скота. Развитие земледелия: рост посевных площадей и изменение их структуры, урожайность культур, сельскохозяйственные орудия. Применение сельскохозяйственной техники в сельском хозяйстве. Кустарно-ремесленные промыслы. Охота. Развитие путей сообщения и оживление торговли. Ярмарки и торжки.

Особенности социально-экономических отношений в дьурте и селе. Социальное и имущественное расслоение крестьянства. Аренда земли и наемный труд.

Развитие национального самоопределения и усиление национального движения алтайцев. Воздействие русско-японской войны на общественную и политическую жизнь страны и региона. События 1904-1905 годов. Трагедия в долине Теренг. Крестьянские выступления в годы первой русской революции и в период землеустройства. Волнения 1916 года.

Культура и быт населения Горного Алтая в начале XX в. Поселения и жилища алтайцев и русских крестьян. Особенности быта оседлого и полукочевого населения. Одежда и продукты питания населения. Семейно-брачные отношения.

Религиозный состав населения. Шаманизм, бурханизм и православие.

Народные знания и медицина. Фольклор и литература (Г.И. Чорос-Гуркин, И.М. Штыгашев). Сибирские писатели об Алтае. Г.Д. Гребенщиков. Музыкальное и прикладное народное искусство (изделия из дерева, кожи, войлока и металла). А.В.Анохин. Сказители-кайчы. Народное образование (миссионерские школы).

Научное изучение территории и населения Алтая (В. Радлов, Н. Ядринцев, С. Швецов, А. Верещагин, Г. Потанин, П. Семенов, В. Сапожников и другие). Роль Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества в изучении Горного Алтая. Познавательный и оздоровительный туризм и курорты Горного Алтая.

Горный Алтай в 1917-1918 годах. Февральская революция и национальный вопрос. Альтернативы развития региона после Февраля. Возникновение органов власти на местах. Горная дума: состав, политика, итоги деятельности.

Октябрьская революция и установление Советской власти в Торном Алтае. Декрет о земле и начало аграрных преобразований. Продовольственная политика Советов.

Первые преобразования Советской власти по созданию новой культуры. Формирование советской системы школьного образования, культурно-просветительная работа, мероприятия по ликвидации неграмотности населения.

Горный Алтай в годы гражданской войны (1918-1920 годы). Гражданская война в Горном Алтае. Колчаковщина. Красный террор. Каракорум-Алтайская управа: политическая и социально-экономическая деятельность. Вопрос о национально-территориальной автономии алтайского народа. Г.И. Чорос-Гуркин, Г.Н. Потанин.

Партизанское движение. Ф. Сухов, В.И. Плетнев, Разгром колчаковщины и восстановление Советской власти. Итоги и последствия Гражданской войны в Горном Алтае.

Особенности политики "военного коммунизма". Социальная ситуация в 1919-1920 годах. Массовые выступления крестьян.

Горный Алтай в годы нэпа (1921-1927 годы). Замена продразверстки продналогом. Трудности и противоречия нэпа. Обострение социальной ситуации в деревне, вооруженные выступления крестьян. Разгром повстанческих отрядов (А.П. Кайгородов, К. Чекураков и др.)

Споры вокруг вопроса о национально-территориальной автономии алтайцев. Альтернативные проекты. Образование Ойротской автономной области (1 июня 1922 г.). Первый съезд Советов Ойротии, создание органов власти. Национальная политика и межнациональные отношения.

Мероприятия государства по восстановлению сельского хозяйства Горного Алтая. Землеустройство. Налоговая политика. Социально-экономические отношения в деревне. Аренда земли и наемный труд. Кооперирование крестьянских хозяйств. Изменения в социальной структуре доколхозного села и дьурта.

Горный Алтай в годы первых пятилеток (1928-1940 годы). Коллективизация сельского хозяйства, формы, методы, экономические и социальные последствия. Съезды колхозников, Первые совхозы. Политика раскулачивания. Новый устав сельхозартели. Укрепление колхозов. Движение передовиков и новаторов производства. Подготовка сельских кадров.

Перевод полукочевых алтайских и казахских хозяйств на оседлость. Сущность, методы и последствия.

Репрессии зажиточной и средней части крестьянства. Ссылки и поселения.

Возникновение промышленных предприятий. Дорожное строительство. Транспорт и связь.

Ужесточение трудового законодательства. Ограничение административных и гражданских прав. Социальная дифференциация. Жизнь и быт алтайского, казахского и русского населения.

Общественно-политическая жизнь. Партийный диктат и ограничение власти Советов. Усиление карательной деятельности административных органов. Политические репрессии 1930-х годов.

Культурные преобразования в Горном Алтае в 20-30-х годах XX века.

Ликвидация неграмотности населения. Создание системы народного образования. Переход к всеобщему, обязательному начальному образованию. Подготовка учительских кадров.

Открытие средних специальных учебных заведений. Детские и молодежные движения.

Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Культурно-просветительская работа (библиотеки, избы-читальни, клубы, дома алтаек, красные уголки). Политика власти в отношении религии. Издание книг и учебных пособий. Формирование нового быта.

Становление алтайской советской литературы (П. Чагат-Строев, М. Мундус-Эдоков, П. Кучияк). Зарождение алтайского национального театра. Музыкальное искусство (А. Анохин, А. Ильин). Развитие профессионального изобразительного искусства (Г. Чорос-Гуркин, Н. Чевалков, А. Таныш). Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве.

Научные экспедиции АН СССР. Изучение алтайского языка и фольклора. Создание областного краеведческого музея. Исследователи Горного Алтая (Н. Дыренкова, А. Данилин, Л. Мамет, С. Токарев, Л. Потапов).

Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Первые дни войны. Перестройка народного хозяйства к условиям военного времени. Состояние экономики Горного Алтая. Промышленность. Вклад сельского хозяйства в обеспечение фронта. Патриотизм и героический труд в тылу. Жизнь и быт людей. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Участие воинов - горно-алтайцев на фронтах войны и в партизанском движении. Герои Советского Союза (С. Тартыков, И. Шуклин, Т. Паршуткин, С. Налимов и др.). История войны по свидетельствам очевидцев, воспоминаниям родных и близких, краеведческим материалам. Литература о войне (Книга Памяти и др.)

Раздел II. Горный Алтай в второй половине XX- начало XXI века.

Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие. Перестройка народного хозяйства к условиям мирной жизни. Экономическое развитие Горного Алтая в 40-50-е годы XX в. Состояние промышленности. Сельское хозяйство: достижения и недостатки. Восстановление демократических принципов управления колхозами. Упорядочение оплаты труда колхозников. Реорганизация МТС. Административно-командная система управления народным хозяйством.

Материальное благополучие народа. Денежная реформа. Отмена карточной системы. Рост зарплаты трудящихся. Улучшение условий труда населения, жилищное строительство. Здравоохранение.

Общественно-политическая жизнь. «Демократический импульс» войны. Национальная политика. Идеологические кампании 1940-х гг. Переименование Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую автономную область. Критика «культа личности». Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизации в структуре областных партийных и государственных органов. Общественные организации (профсоюзы, комсомольские и пионерские организации).

Развитие культуры, образования и науки. Роль московских эвакуированных вузов в подготовке местных кадров. Н.А. Баскаков. Открытие Учительского института (1949 г.). Создание Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы (1952 г.). Рост сети библиотек. Кинофикация. Областной драмтеатр.

Горный Алтай в середине 50-х - первой половине 60-х годов XX в. Перемены в общественно-политической жизни. XX съезд КПСС. Ослабление идеологического прессинга. Активизация общественного мнения. Начало реабилитации жертв необоснованных репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

Противоречия и итоги экономических преобразований в Горном Алтае в 1953-1964 гг. Меры по подъему сельского хозяйства. Освоение целинных и залежных земель.

Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Условия жизни и быта населения Горного Алтая. Курс на свертывание личных подсобных хозяйств. Продовольственный кризис начала 1960-х годов. Поиски новых методов управления.

«Оттепель» в духовной жизни. Развитие культуры, образования, науки. Реформа образования 1958 г. и ее осуществление в Горном Алтае. Развитие сети научных учреждений. Литература и искусство.

Горный Алтай во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов XX в. Экономическое и политическое развитие Горно-Алтайской автономной области. Развитие промышленности (ткацкая фабрика, гардинно-тюлевая фабрика, обозостроительный завод и др.). Сельскохозяйственное производство. Социальная жизнь села. Осуществление хозяйственной реформы середины 1960-х годов в регионе. Система государственного управления.

Жизнь народа: характерные черты. Рост заработной платы. Улучшение условий труда и быта, жилищное строительство. Здравоохранение. Успехи в развитии народного образования.

Общественно-политическая жизнь. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Роль общественных организаций.

Наука. Деятельность ГАНИИИЯЛ. Горно-Алтайская сельскохозяйственная станция СО ВАСХНИЛ ОПХ «Горно-Алтайское», НИИ садоводства Сибири имени Н. Лисавенко. Экспериментальное хозяйство Института цитологии и генетики СО АН СССР. Достижения в сельскохозяйственной науке.

Литература и искусство. Деятельность творческих объединений писателей, художников, журналистов. Творчество писателей Горного Алтая (Л. Кокышев, А. Адаров, Э. Палкин, Б. Укачин, П. Самык, Г. Кондаков и др.). Художники (И. Ортонулов, В. Чукуев и др.).

Развитие культуры народов Горного Алтая, ее виднейшие представители. Противоречивость духовной жизни общества в 60-80-е годы XX века.

Горный Алтай в годы перестройки (1985-1990 гг.). Противоречия экономической жизни. Новые формы организации трудовой деятельности. Итоги социально-экономического развития Горного Алтая. Сложности перехода к рыночным отношениям.

Реорганизация власти и модернизация управленческого аппарата. Повышение роли Советов, выборы народных депутатов. Возрождение российской многопартийности, развитие гласности, политического плюрализма. Формирование и деятельность новых общественных движений и организаций. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Признание приоритета национальных и общечеловеческих ценностей в общественном развитии. Национальная политика и межнациональные отношения.

Культура, наука, и образование: обретения и потери. Новые процессы и явления в литературе и искусстве Горного Алтая. Отказ от монополии социалистического реализма.

Образование и развитие Республики Алтай в составе Российской Федерации. Начало нового этапа истории Горного Алтая. Декларация о суверенитете Горно-Алтайской АССР. Закон РСФСР о преобразовании автономных областей в республики в составе России. Выборы 12 декабря 1993 г. и формирование новых органов государственной власти в Республике Алтай (РА). Разработка и принятие Конституции РА (июнь 1997 г.). Государственная символика РА (герб, флаг и гимн). Формирование новых органов государственной власти в РА: законодательной (Госсобрание - Эл Курултай) и исполнительной. Реорганизация Правительства РА. Создание министерств.

Изменения общественного сознания населения. Политические партии, общественные движения и организации.

Социально-экономические последствия перехода к рыночной экономике. Реформы в аграрном секторе экономики РА: аренда, фермерство, кооперация, акционерные общества. Итоги приватизации. Падение темпов производства, инфляция. Изменения в социальном и имущественном положении населения РА. Экономическая политика Правительства РА на современном этапе (создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, инвестиционная политика, газопровод, Алтайская ГЭС и др.).

Национальная политика и межнациональные отношения. Нарастание противоречий между Центром и регионами.

Государственная политика в сферах образования, культуры и науки РА в новых условиях. Концепция национальных школ РА. Законы о языках, об образовании в РА. Преобразование Горно-Алтайского пединститута в государственный университет. Появление новых типов учебных заведений (колледж, гимназия, лицей). Противоречия культурного процесса: свобода творчества и снижение культурно-образовательного уровня молодых поколений. Либерализация нравов, ее последствия. Массовая и традиционная культура. Традиционные религии.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во  часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть (15 ч.)

Раздел I. Введение

1

История и культура народа Горного Алтая.

1

02.09

2

Как изучать историю?

1

07.09

3

Изучение истории и культуры Горного Алтая. Первый этап изучения.

1

09.09

4

Изучение истории и культуры Горного Алтая. Второй этап изучения.

1

14.09

5

Изучение истории и культуры Горного Алтая. Третий этап изучения.

1

16.09

Раздел II. Горный Алтай в древности

6

Палеолит – древнекаменный век.

1

21.09

7

Памятники нижнего палеолита в Горном Алтае.

1

23.09

8

Занятия древних людей.

1

28.09

9

Занятия древних людей.

1

30.09

10

Эпоха среднего палеолита.

1

05.10

11

Памятники Горного Алтая среднего палеолита.

1

07.10

12

Занятия населения эпохи среднего палеолита.

1

12.10

13

Занятия населения эпохи среднего палеолита.

1

14.10

14

Верхний палеолит.

1

19.10

15

Памятники эпохи верхнего палеолита Горного Алтая.

1

21.10

IIчетверть (16 ч.)

16

Занятия населения.

1

02.11

17

Занятия населения.

1

04.11

18

Средний каменный век – мезолит.

1

09.11

19

Мезолитические памятники Горного Алтая.

1

11.11

20

Занятия населения.

1

16.11

21

Занятия населения.

1

18.11

22

Неолит – новый каменный век.

1

23.11

23

Неолитические памятники Горного Алтая.

1

25.11

24

Занятия населения.

1

30.11

25

Занятия населения.

1

02.12

26

Зарождение металлургии.

1

07.12

27

Изменения в обществе в эпоху раннего металла.

1

09.12

28

Археологические культуры Горного Алтая эпохи бронзы.

1

14.12

29

Памятники большемысской культуры.

1

16.12

30

Занятия большемыссцев.

1

21.12

31

Погребальный обряд, мировоззрение большемыссцев.

1

23.12

III четверть (20 ч.)

32

Памятники алтайского варианта афанасьевской культуры.

1

11.01

33

Занятия афанасьевцев.

1

13.01

34

Погребальный обряд афанасьевцев.

1

18.01

35

Мировоззрение носителей афанасьевской культуры.

1

20.01

36

Происхождение алтайского варианта афанасьевской культуры.

1

25.01

37

Памятники каракольской культуры.

1

27.01

38

Погребальный обряд каракольцев.

1

01.02

39

Мировоззрение каракольцев.

1

03.02

40

Происхождение каракольской культуры Горного Алтая.

1

08.02

41

Эпоха раннего железа.

1

10.02

42

Начало производства железа.

1

15.02

43

Культуры начала раннескифского времени Горного Алтая.

1

17.02

44

Бийкенская культура.

1

22.02

45

Погребальный обряд.

1

24.02

46

Мировоззрение бийкенцев.

1

01.03

47

«Скифо-сибирский мир».

1

03.03

48

Памятники Горного Алтая скифского периода.

1

08.03

49

Погребальный обряд пазырыкцев.

1

10.03

50

Занятия пазырыкцев.

1

15.03

51

Военное дело пазырыкцев.

1

17.03

IV четверть (19 ч.)

52

Международные связи, структура общества и мировоззрение пазырыкцев.

1

29.03

53

Гунно-сарматский период истории.

1

31.03

54

Древние народы Центральной Азии и Китая.

1

05.04

55

Китай – могущественный сосед хунну.

1

07.04

56

Политика Китая по отношению к кочевникам.

1

12.04

57

Исторические события.

1

14.04

58

Социальное устройство хунну.

1

19.04

59

Памятники культуры хунну. Письменность. Календарь. Петроглифы.

1

21.04

60

Булан–кобинская культура.

1

26.04

61

Погребальный обряд.

1

28.04

62

Поздний этап булан-кобинской культуры.

1

03.05

63

Основные занятия хунну.

1

05.05

64

Быт хунну.

1

10.05

65

Церемонии и обряды, посвященные культу Неба.

1

12.05

66

Церемонии и обряды, посвященные культу Неба.

1

17.05

67

Культ предков у хунну.

1

19.05

68

Предтюркское время.

1

24.05

69

Северные и южные хунны – теле и тюрки.

1

26.05

70

Памятники предтюркского времени. Кудыря.

1

31.05

Лист корректировки

календарно - тематического планирования

5 класс

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата проведения

Подпись лица внесшего запись

Календарно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во  часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть (16 ч.)

Раздел I. Введение

1

Изучение истории и культуры Горного Алтая.

1

2

Изучение истории и культуры Горного Алтая.

1

Раздел II. Горный Алтай в эпоху Средневековья

3

Создание Первого Тюркского каганата.

1

4

Завоевание восточных земель. Война с Ираном.

1

5

Междоусобная война.

1

6

Разделение каганата.

1

7

Восстание племен теле.

1

8

Война Восточнотюркского каганата с Китаем.

1

9

Завоевание Китаем Западнотюркского каганата.

1

10

Княжество Чеби-хана на Алтае.

1

11

Первый этап восстание тюрков за освобождение из Китайского плена.

1

12

Второй этап восстания под руководством Кутлук Ильтерес – кагана.

1

13

Сражение с уйгурами за Отюкен. Уход уйгуров в Туркестан.

1

14

Правление Капагана.

1

15

Внешняя политика Капаган-кагана.

1

16

Внутренняя политика Капагана.

1

IIчетверть (16 ч.)

17

Восстание уйгуров (тогуз-огузов). 

1

18

Смерть Капагана.

1

19

Правление и внутренняя политика Бильге-кагана.

1

20

Устрашение непокорных племен путем демонстрации силы.

1

21

Убийство Бильге-кагана и борьба за престол.

1

22

Социальная организация тюрков.

1

23

Социальная организация тюрков.

1

24

Грамота и образование в тюркских каганатах.

1

25

Грамота и образование в тюркских каганатах.

1

26

Погребальный обряд тюрков.

1

27

Погребальный обряд племен Алтая.

1

28

Погребальный обряд племен Алтая.

1

29

Занятия тюрков.

1

30

Развитие металлургии у тюрков.

1

31

Появление городищ.

1

32

Быт тюрков.

1

III четверть (20 ч.)

33

Быт тюрков.

1

34

Тенгрианство.

1

35

Культ предков. Моления на родовых горах.

1

36

Попытка распространения буддизма.

1

37

Календарь тюрков, знания.

1

38

Нравы, обычаи, обряды. Гадание, ворожба.

1

39

Значение Тюркского каганата.

1

40

Основные уйгурские памятники.

1

41

Исторические события.

1

42

Исторические события.

1

43

Социальная организация уйгуров.

1

44

Памятники письменности уйгуров.

1

45

Погребальный обряд тогуз-огузов (уйгуров).

1

46

Обряд вступления в должность верховного правителя у уйгуров.

1

47

Занятия уйгуров.

1

48

Занятия уйгуров.

1

49

Мировоззрение уйгуров.

1

50

Кыргызский каганат. Исторические события.

1

51

Памятники культуры.

1

52

Погребальный обряд кыргызов.

1

IV четверть (18 ч.)

53

Погребальные обряды населения Горного Алтая.

1

54

Занятия населения в кыргызское время.

1

55

Занятия населения в кыргызское время.

1

56

Кимако-кыпчакское объединение в степном Алтае.

1

57

Погребальный обряд кимаков.

1

58

Погребальный обряд кыпчаков.

1

59

Памятники культуры.

1

60

Памятники культуры.

1

61

Империя киданей Ляо.

1

62

Кидани и тюркские племена.

1

63

Культура и занятия.

1

64

Завоевание монголами Горного Алтая.

1

65

Завоевание монголами Горного Алтая.

1

66

Найманское государство.

1

67

«Лесные плшемена» Горного Алтая в 1207-1300 гг. Телесская земля.

1

68

Ойраты на Монгольском Алтае и Прииртышье.

1

69

Место погребения Чингис-хана. Монгольские погребения на Алтае.

1

70

Законы «Великой Яссы».

1

Лист корректировки

календарно - тематического планирования

6 класс

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата проведения

Подпись лица внесшего запись

Календарно-тематическое планирование

7 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во  часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть (16 ч.)

Раздел I. Алтайцы в XVII- середине XVIII веков

1

Хронология и сущность нового этапа истории Горного Алтая.

1

2

Этнический состав алтайцев в первой половине XVII века.

1

3

Расселение алтайцев в первой половине XVII века.

1

4

Численность алтайцев в первой половине XVII века.

1

5

Телеутский улус.

1

6

Попытки Абака освободиться от протектората России.

1

7

Формирование двоеданничества. Ясак, поминки и аманатство.

1

8

Объясачивание оседлых телеутов и северных алтайцев.

1

9

Объясачивание Керсагальской, Тау-Телеутской и Телесской волостей.

1

10

Дань Телеутским улусам, джунгарам и Алтын-ханам.

1

11

Образование Джунгарского ханства.

1

12

Административное устройство ханства.

1

13

Джунгарское ханство во второй половине XVII века.

1

14

Начало правления Галдана.

1

15

Поход Галдана Бошокту-хана в Северную Монголию.

1

16

Первая джунгаро-цинская война.

1

II четверть (16 ч.)

17

Джунгарское ханство в период наибольшего могущества.

1

18

Отношения Цэван-Рабдана с соседними государствами.

1

19

Начало правления Галдан-Церена.

1

20

Отношение с Россией, казахами и Кокандским ханством.

1

21

Положение алтайцев во второй половине XVII-середине XVIII веков.

1

22

Российско-джунгарские двоеданцы.

1

23

Положение алтайцев, состоявших в подданстве Джунгарии.

1

Раздел II. Присоединение Горного Алтая к России

24

Падение Джунгарского ханства.

1

25

Вторжение цинских войск в верховье Кобдо и Чуйскую котловину.

1

26

Борьба Дабачи и Амырсаны.

1

27

Покорение Цинской империей Джунгарии.

1

28

Восстание Амырсаны. Вторжение цинских войск в Горный Алтай.

1

29

Раздробление Джунгарии.

1

30

Начало восстание Амырсаны.

1

31

Положение алтайцев.

1

32

Принятия алтайцами подданства России.

1

III четверть (20 ч.)

33

Второй поход цинской армии в Джунгарию.

1

34

Принятие алтайцами подданства России.

1

35

Бегство Амырсаны в Россию.

1

36

Переселение алтайцев в Нижнее Поволжье.

1

37

Положение не переселенных алтайцев.

1

38

Принятие Чуйских волостей в состав России.

1

39

Отношение чуйских двоеданцев с цинским Китаем.

1

40

Принятие чуйских двоеданцев в состав России.

1

41

Характер присоединения регионов Сибири к России.

1

42

Значение присоединения к России для алтайцев.

1

Раздел III. Культура населения Горного Алтая в XVII-XVIII веках

43

Поселение алтайцев.

1

44

Жилища алтайцев.

1

45

Средства передвижения и перевозки алтайцев.

1

46

Одежда алтайцев.

1

47

Пища алтайцев.

1

48

Основные хозяйственные занятия. Скотоводство.

1

49

Основные хозяйственные занятия. Охота. Рыболовство.

1

50

Основные хозяйственные занятия. Земледелие.

1

51

Основные хозяйственные занятия. Собирательство.

1

52

1

IV четверть (18 ч.)

53

Основные хозяйственные занятия. Ремесло.

1

54

Устройство общества, род и семья.

1

55

Устройство общества, род и семья.

1

56

Представления об устройстве мира и традиционные верования алтайцев.

1

57

Представления о верхней, средней и нижней сферах мира.

1

58

Богиня Умай.

1

59

Сверхъестественные свойства вещей.

1

60

Божество Jep Cyy.

1

61

Почитание огня.

1

62

Шаманы.

1

63

Фольклор. Героическое сказание.

1

64

Музыка.

1

65

Танцы.

1

66

Игры.

1

67

Спортивные игры.

1

68

Народные естественнонаучные знания. Календарь.

1

69

Народные естественнонаучные знания. Календарные праздники.

1

70

Народные естественнонаучные знания. Народная медицина.

1

Лист корректировки

календарно - тематического планирования

7 класс

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата проведения

Подпись лица внесшего запись

Календарно-тематическое планирование

8 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во  часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть (16 ч.)

Раздел I. Горный Алтай в первой половине XIX века.

1

Реформа М.М. Сперанского в Сибири.

1

2

Реформа М.М. Сперанского в Сибири.

1

3

Административно-территориальное деление Горного Алтая в первой половине XIX века.

1

4

Роль зайсанов.

1

5

Порядок управления населением северных районов Горного Алтая.

1

6

Чуйские волости.

1

7

Управление «оседлыми инородцами».

1

8

Социальное устройство алтайцев. Род в жизни алтайцев.

1

9

Социальное устройство алтайцев. Богатые.

1

10

Социальное устройство алтайцев. Свободные скотоводы.

1

11

Социальное устройство алтайцев. Зависимое население.

1

12

Начало освоения русским населением территории Горного Алтая.

1

13

Заселение правобережья Катуни.

1

14

Переселение телеутов.

1

15

Земельные отношения: причины конфликтов.

1

16

Земельные отношения: причины конфликтов.

1

II четверть (16 ч.)

17

Основание Алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае в первой половине XIX века.

1

18

Деятельность миссии при архимандрите Макарии.

1

19

Миссия при Стефане Ландышеве.

1

20

Отношение алтайцев к миссии и православию.

1

21

Миссионерские селения. Пути перехода к оседлости новокрещенных.

1

22

Мыюта. Отношение к крещеным алтайцам.

1

23

Онгудай.

1

24

Селения западной части Горного Алтая.

1

25

Чемал.

1

Раздел II. Горный Алтай во второй половине XIX века.

26

Двоеданцы Алтая.

1

27

Соотношение сил на юге Алтая в середине XIX века.

1

28

Переговоры в Чугучаке.

1

29

Занятия жителей Горного Алтая в XIX веке. Скотоводство.

1

30

Занятия жителей Горного Алтая в XIX веке. Охота.

1

31

Занятия жителей Горного Алтая в XIX веке. Земледелие.

1

32

Занятия жителей Горного Алтая в XIX веке. Промыслы и ремесла.

1

III четверть (20 ч.)

33

Занятия жителей Горного Алтая в XIX веке. Пчеловодство.

1

34

Занятия жителей Горного Алтая в XIX веке. Мараловодство.

1

35

Вольно-крестьянская и правительственная колонизация территории Горного Алтая.

1

36

Законодательство о переселенцах и их категории.

1

37

Условия переселения.

1

38

Заселение Горного Алтая.

1

39

Роль заимок в заселении Горного Алтая.

1

40

Алтайская духовная миссия во второй половине XIX века.

1

41

Алтайская духовная миссия во второй половине XIX века.

1

42

Миссионерские селения во второй половине XIX века.

1

43

Развитие путей сообщения и транспортных средств. Торговый путь в Монголию и Китай.

1

44

Начало строительства и благоустройства Чуйского тракта.

1

45

Работы на тракте в 1890-е годы.

1

46

Поселения вдоль тракта.

1

47

Дороги Горного Алтая.

1

48

Торговля в Горном Алтае. Меновая торговля.

1

49

Ярмарочная торговля.

1

50

Торговля с Китаем и Монголией.

1

51

Изменения в жизни алтайцев во второй половине XIX века.

1

52

Изменения в жизни алтайцев во второй половине XIX века.

1

IV четверть (18 ч.)

53

Земля – кормилица, земля – источник конфликтов.

1

54

Общественно-административное устройство.

1

55

Общественно-административное устройство.

1

56

Общественно-административное устройство.

1

57

Поселение казахов в Южном Алтае.

1

58

Занятия казахов в Чуйской долине.

1

59

Формирование локальных групп казахов.

1

60

Новые возможности – новые личности.

1

61

Жизнь и быт алтайцев.

1

62

Жизнь и быт алтайцев.

1

63

Жизнь и быт алтайцев.

1

64

Семья и брак у алтайцев.

1

65

Жизнь и быт старожилов и переселенцев.

1

66

Жизнь и быт старожилов и переселенцев.

1

67

Верование алтайцев.

1

68

Устное народное творчество. Литература.

1

69

Образование в Горном Алтае.

1

70

Научное изучение территории и населения Горного Алтая.

1

Лист корректировки

календарно - тематического планирования

8 класс

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата проведения

Подпись лица внесшего запись

Календарно-тематическое планирование

9 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во  часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть (16 ч.)

Раздел I. Горный Алтай в первой половине XX века.

1

Социальная структура населения, его демографическая характеристика.

1

2

Землеустройство.

1

3

Особенности экономического развития Горного Алтая. Животноводство.

1

4

Особенности экономического развития Горного Алтая. Земледелие.

1

5

Особенности экономического развития Горного Алтая. Другие виды занятий.

1

6

Особенности экономического развития Горного Алтая. Торговля.

1

7

Предпосылки национально-религиозного движения алтайцев.

1

8

События 1904-1905 гг.

1

9

Особенности развития культуры народов Горного Алтая.

1

10

Поселения и жилища.

1

11

Система питания.

1

12

Одежда.

1

13

Религиозный состав населения.

1

14

Фольклор и литература.

1

15

Изобразительное искусство.

1

16

Школьное дело.

1

II четверть (16 ч.)

17

Научное изучение территории и населения Алтая.

1

18

Научное изучение территории и населения Алтая.

1

19

Гуманитарные исследования.

1

20

Познавательный и оздоровительный туризм.

1

21

События февраля-октября 1917 г.

1

22

События ноября 1917 – июня 1918 гг.

1

23

Гражданская война.

1

24

Особенности политики «военного коммунизма» в Горном Алтае.

1

25

Выступление крестьян против советской власти.

1

26

Итоги и последствия Гражданской войны.

1

27

Новая экономическая политика в Горном Алтае: трудности и противоречия.

1

28

Новая экономическая политика в Горном Алтае: трудности и противоречия.

1

29

Образование Ойротской автономной области. Подготовительные работы.

1

30

Первые годы развития автономии.

1

31

Восстановление хозяйства.

1

32

Коллективизация сельского хозяйства. Методы и формы коллективизации.

1

III четверть (20 ч.)

33

Коллективизация сельского хозяйства. Методы и формы коллективизации.

1

34

Итоги и последствия коллективизации. Укрепление колхозов.

1

35

Материальное положение колхозников в конце 1930-х гг.

1

36

Общественно-политическая жизнь населения в 1930-1940 гг.

1

37

Общественно-политическая жизнь населения в 1930-1940 гг.

1

38

Культурные преобразования в 1920-1930-х гг.

1

39

Культурные преобразования в 1920-1930-х гг.

1

40

Народное образование.

1

41

Становление алтайской советской литературы.

1

42

Художники в советский период.

1

43

Научные экспедиции АН СССР.

1

44

Гуманитарные исследования в Горном Алтае.

1

45

Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

1

46

Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

1

47

Экономика и население Горного Алтая в годы войны.

1

48

Промышленные области в годы войны.

1

49

Горноалтайское село в годы войны.

1

50

Горноалтайское село в годы войны.

1

51

Горноалтайское село в годы войны.

1

52

Горноалтайское село в годы войны.

1

IV четверть (16 ч.)

Раздел II. Горный Алтай в второй половине XX- начало XXI века.

53

Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие. Промышленность и сельское хозяйство.

1

54

Материальное благополучие народа.

1

55

Развитие культуры, образования и науки.

1

56

Социальные и политические перемены в Горном Алтае в середине 50-х-первой половине 60-х годов XX века.

1

57

Экономические преобразования в Горном Алтае.

1

58

«Оттепель» в духовной жизни горноалтайцев.

1

59

Развитие культуры, образования, науки.

1

60

Развитие культуры, образования, науки.

1

61

Экономическое и политическое развитие Горно-Алтайской автономной области.

1

62

Экономическое и политическое развитие Горно-Алтайской автономной области.

1

63

Развитие литературы и искусства.

1

64

Горный Алтай в годы перестройки (1985-1990 гг.)

1

65

Образование и развитие Республики Алтай в составе Российской Федерации.

1

66

Образование и развитие Республики Алтай в составе Российской Федерации.

1

67

Государственная политика в сферах образования, культуры и науки РА в новых условиях.

1

68

Государственная политика в сферах образования, культуры и науки РА в новых условиях.

1

Лист корректировки

календарно - тематического планирования

9 класс

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата проведения

Подпись лица внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Горного Алтая по теме "Грани творчества народного художника Г.И. Чорос-Гуркина"

Потомков  неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. К числу таких людей относятся многие знаменитые русские и выдающиеся представители других национальностей. Наша задача – в...

Уроки по истории Горного Алтая

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Пазырыкская культура" 6 класс....

тестовые задания по истории Горного Алтая

тестовые задания по теме "Палеолит"...

программа и тематическое планирование по истории Горного Алтая 6 класс

Программа и тематическое планирование по региональному компоненту история Горного Алтая 6 класс по учебнику В.Н. Елина.«История Горного Алтая» 6 класс. Г-А., 2005...

Образцы карточек по истории Горного Алтая

Карточки разработаны по курсуу 6 класса: исследователи культуры, исследователи природы, археолигические памятники каменного века. Можно разработать и по другим темам....

Методическая разработка "Методики и результаты исследовательской работы на примере прохождения горной не категорированной маршрутной экспедиции в районе Горного Алтая".

Совершение маршрутной туристско-краеведческой экспедиции в Горный Алтай (природный парк «Белуха»), изучение истории развития и освоения района, особенностей рельефа, растительного и животн...

Рабочая программа по истории Горного Алтая

Рабочая прграмма по истории Горно Алтая для 6-9 классов...