Рабочая программа по истории Горного Алтая
рабочая программа по краеведению

Екчебеева Мергеш Аухатовна

Рабочая прграмма по истории Горно Алтая для 6-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fgos_iga_6-9_klassy.docx86.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории и культуре Горного Алтая» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной общеобразовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Боочинская средняя общеобразовательная школа»и авторской программы А.А.Иркитовой,рабочей программы учебного предмета «История и культура Горного Алтая», 6-9 кл».

Программа курса «История и культура Горного Алтая» реализуется по линии учебниковЯмаевой Е.Е., Трифановой, С.В., Самаева Г.П.,Аксеновой Л.Н., Иркитовой А.А., Мукаевой Л.Н. и др.5-9 классы,рекомендованных (допущенных) БУ ДО «ИПКиППРОРА» к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

  1. Ямаева Е.Е., Трифанова С.В., Суховеркова С.Н. История и культура Горного Алтая: 5-6 классы. Учебное пособие. – Горно-Алтайск, 2015г.
  2. Самаев Г.П.  История и культура Горного Алтая. 7 класс. Учебное пособие. – Горно-Алтайск, 2017г.
  3. Аксенова Л.Н. История и культура Горного Алтая. 8 класс. Учебное пособие. – Горно-Алтайск, 2017г.
  4. Иркитова А.А., Мукаева Л.Н., Мишкина М.П.История и культура Горного Алтая. 9 класс. В 2-х ч. (1900-2010 гг.). Учебное пособие. – Горно-Алтайск, 2014г.

Распределение часов по классам:

Класс

Количество часов

1

6 (1час в неделю)

34

2

7 (1 час в неделю)

34

3

8 (1 час в неделю)

34

4

9 (1 час в неделю)

34

Итого: 10 ч.

136

Срок реализации рабочей программы  4 года.

Планируемые результаты

Содержание подготовки школьников по истории и культуре Горного Алтая на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Выпускник научится:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий региональной истории и культуры;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

• читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета

 «История и культура Горного Алтая (6-9 кл.)

6 класс. История Горного Алтая (Горный Алтай в древности)

Что изучает «История и культура Горного Алтая». История и культура Горного Алтая – часть культурно-исторического наследия России. Факторы самобытности региональной истории и культуры. Народы Алтая: вопросы этнокультурной преемственности.

Исторические источники по изучению истории и культуры Горного Алтая: вещественные и письменные. Данные этнографии и устного народного творчества.

Изучение истории и культуры Горного Алтая. Исследователи Горного Алтая. А.П. Окладников. Изучение эпохи палеолита новосибирскими, барнаульскими и горно-алтайскими археологами. Исследование раннего железного века. Раскопки В.В. Радлова. Экспедиции М.П. Грязнова и С.И. Руденко.

Материалы гунно-сарматского времени и их изучение. Раскопки К.Ф.Ледебура - начало изучения древнетюркской эпохи. Изучение в истории Горного Алтая монгольского периода. Современное состояние источников по проблеме.

Древнейший человек на территории Алтая.Заселение территории Алтая древнейшим человеком. Каменный век на Алтае: основные черты, особенности. Стоянки раннего палеолита в Горном Алтае. Улалинка. Малый Иконостас. Средний палеолит. Усть-Канская, Денисова и другие стоянки древнего человека на территории Алтая. Верхний палеолит. Границы расселения человека в верхнем палеолите. Памятники данного периода на территории Горного Алтая.

Мезолитические памятники Горного Алтая. Неолитические охотники. Верования древних людей.

Горный Алтай в эпоху бронзы.Начало освоения металла. Понятие «энеолит», его черты. Афанасьевская, Большемысская культуры. Понятие «бронзовый век», «бронза». Памятники развитой и поздней бронзы в Горном Алтае. Каракольская культура.

Горный Алтай в скифское время. Понятия «скифская эпоха», «скифское время», «скифо-сибирский мир». Начало получения железа и изготовление из него предметов вооружения и орудий труда. Майэмирская культура, два ее варианта. Оленные камни. Духовная жизнь.

Пазырыкская культура. Плато Укок. Обряд погребения. «Царские» курганы. Хозяйство. Военное дело. Общественный строй. Межэтнические контакты и взаимодействия. Культурные связи. Искусство.

Кара-кобинская группа памятников. Обитатели предгорий.

Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов. Периодизация эпохи. Понятия «хунны» и «гунны». Государство хуннов: политическая и военная история. Государственное и общественное устройство гуннов. Хозяйство. Военное дело. Горный Алтай в гунно-сарматское время. Булан-кобинская культура. Памятники Айрыдаш, Кок-Паш.

Горный Алтай в эпоху средневековья

Древнетюркское время. Периодизация. Происхождение тюрков. Легенда тюрков о тотеме. Племена конфедераций тугю и теле. Образование и история Первого Тюркского каганата. Восточный и Западный каганаты: военная и политическая история. Второй Тюркский каганат. Значение и последствия образования тюркских каганатов.

Хозяйство древних тюрков. Управление в каганатах. Военное дело. Образ жизни и быт. Верования. Памятники рунического письма. Древнетюркские археологические памятники на территории Горного Алтая.Могильник Кудергэ.

Горный Алтай в период уйгурского и кыргызского каганатов. Образование Уйгурского каганата. Военные походы. Социальный состав государства. Скотоводство. Земледелие. Торговля. Погребальный обряд. Религия уйгуров. Археологические памятники уйгурского периода на территории Горного Алтая. Причины гибели Уйгурского каганата.

Складывание государства кыргызов. Политическое и социальное устройство. Комплексный характер экономики. Ремесла. Торговля. Памятники кыргызского времени на Алтае.

Горный Алтай в Х - XII вв.Политическая и этнокультурная ситуация. Империя киданейЛяо. Государство чжурчженей, найманов. Памятники периода в Кош-Агачском, Усть-Канском. Чемальском районах. Погребение Бичикту-Бом. Изменения в культуре населения.

Горный Алтай в составе государств чингизидов.Империя монголов. Завоевательные походы монгольской армии. Покорение южной Сибири Джучи. Памятники монгольского времени. Влияние монгольской культуры на население Горного Алтая. Кыпчаки. Отношения с тюркским населением Сибирского ханства и Шейбанидского улуса. Значение монгольского времени в истории Горного Алтая.

7 класс. История Горного Алтая  (Горный Алтай в новое время)

Алтай в составе Джунгарского государства. Телеуты. Русско-телеутские отношения. Князь Абак и его преемники. Понятие «подданство». Присоединение Верхнего Приобья к России. Двоеданничество. Жизнь и быт северных алтайцев.

Образование Джунгарского ханства. Политическая история 17-начала 18 вв. Государственное и социальное устройство Джунгарии. Внешня политика. Взаимоотношения с Цинской империей.

Отношения России и Джунгарии. Телеутские князья и их политика во второй половине 17 в. Алтайские племена в составе Джунгарии: управление, подати.

Присоединение Горного Алтая к России. Международное положение. Междоусобицы в Джунгарии. Даваци (Дабачи). Амыр-Сана (Амырсана). Участие алтайских племен в усобицах. Причины и повод к войне Джунгарии и Китая. Ход войны. Причины поражения Джунгарии. Восстание Амыр-Саны.

Борьба алтайцев с цинско-монгольскими войсками и казахскими отрядами. Принятие алтайцами российского подданства. Переселение алтайцев в Нижнее Поволжье. Омбо, Буктуш, Номкы, Менко и другие алтайские зайсаны.

Прекращение системы двоеданничества северо-алтайских родов. Политический статус чуйскихтеленгитов. Пограничный вопрос на Алтае в российско-китайских отношениях второй половины XVIII - первой половине XIX в. Меры России для защиты населения Горного Алтая.

Пекинский договор 1860 г. и его значение в решении вопроса о границе на Алтае. Переговоры в Чугучаке. Демаркация российско-китайской границы на Алтае и решение вопроса о чуйскихтеленгитах. Акт принятия населения Чуйских волостей в российское подданство. Попытка изменить политический статус чуйских те-ленгитовцинским правительством. Историческое значение и последствия присоединения Горного Алтая к России.Административное устройство и система управления алтайцев. Роль зайсанов. Сбор ясака. Обычное право.

Социальное устройство алтайцев. Род в жизни алтайцев.

8 класс. История Горного Алтая

(Горный Алтай после присоединения к России)

Административная реформа М.М.Сперанского, ее значение.«Устав об инородцах» М.М. Сперанского и его значение.Административное переустройство. Изменения в сословно-правовой структуре населения. Начало межевания земель в Горном Алтае.

Переселение кузнецких телеутов на Алтай. Начало освоения русским населением территории Горного Алтая. Пути заселения Горного Алтая русскими. Понятия «вольно-крестьянская» и правительственная колонизация». Поселения старообрядцев в Уймонской долине. Занятия и промыслы. Старожилы и новоселы.

Основание Алтайской духовной миссии, ее деятельность в распространении православия и просвещения. Макарий Глухарев. Жизнь миссионеров. Отношение алтайцев к миссии и православию.

Горный Алтай во второй половине XIX в. Занятия населения Горного Алтая во второй половине XVIII-XIX вв. Скотоводство и охота. Земледелие. Промыслы и ремесла. Пчеловодство и мараловодство.

Реформа 1861 года и ее влияние на освоение Сибири и Горного Алтая. Кризис кабинетского хозяйства и изменение экономической политики Кабинета.

Переселенческое движение на Алтае в пореформенное время. Особенности переселенческой политики в Горном Алтае.Проекты заселения Горного Алтая и реальные результаты. Роль заимок в заселении Горного Алтая. Жизнь и быт переселенцев. Воспитание в крестьянских семьях.

Чуйский тракт и его роль в социально-экономическом развитии региона и торговли с Монголией и Китаем. Строительство и благоустройство тракта.

Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки, их роль в развитии экономики. Усиление торгово-экономических связей Горного Алтая с другими регионами России. АргымайКульджин.

Горный Алтай в конце XIX в.Изменение в жизни алтайцев. Оседлое и полукочевое население. Отношение к промысловым и земельным угодьям. Административное деление. Изменение в составе дючин. Управление волостями и дючинами. Повинности алтайцев и их распределение. Миссионерские и переселенческие поселения на территории Горного Алтая. Село Улала.

Появление казахов в Горном Алтае. Причины заселения казахами южной и центральной частей Горного Алтая. Хозяйственные занятия. Ремесла. Общественное устройство.

Статистико-экономическое обследование 1897 г. и его значение. Начало землеустройства русских крестьян.

Культура и быт населения Горного Алтая в XIX в.Годовой цикл жизни алтайцев. Поселения и жилища алтайцев. Особенности быта оседлого и полукочевого населения. Одежда и питание населения.

Традиционные верования алтайцев. Шаман-кам. Социокультурная характеристика алтайского социума.

Устное народное творчество. Кай. Сказитель Н. Улагашев. Литература. М.В. Чевалков, И.М. Штыгашев. Письменность. Народные знания.

Материальная и духовная культура русского населения. Воспитание в крестьянских семьях.

Образование в Горном Алтае. Школы миссии. Подготовка учительских кадров. Бийскоекатехизаторское училище.

Научное изучение территории и населения Горного Алтая. В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, С.П. Швецов, Г.Н. Потанин и другие исследователи.

9 класс. История Горного Алтая. Часть 1-2 (Горный Алтай в новейшее время)

Горный Алтай в начале XX века (1900—1917 годы). Особенности социальной структуры населения Горного Алтая, его демографическая характеристика. Оседлое и полукочевое население. Аграрный вопрос. Первый этап землеустройства (1899-1908 годы). Споры вокруг вопроса о землеустройстве полукочевого алтайского населения. Обследования Горного Алтая 1897, 1908 и 1910 гг. Указ 18 сентября 1910 г. Второй этап землеустройства (1911-1913 гг.). Итоги аграрных преобразований. Реформа местного управления алтайцев и русских крестьян. Судебнаяреформа.

Развитие скотоводства: поголовье и структура стада, улучшение породности и содержания скота. Развитие земледелия: рост посевных площадей и изменение их структуры, урожайность культур, сельскохозяйственные орудия.Применение сельскохозяйственной техники в сельском хозяйстве. Кустарно-ремесленные промыслы. Охота. Развитие путей сообщения и оживление торговли. Ярмарки и торжки.

Особенности социально-экономических отношений в дьурте и селе. Социальное и имущественное расслоение крестьянства. Аренда земли и наемный труд.

Развитие национального самоопределения и усиление национального движения алтайцев. Воздействие русско-японской войны на общественную и политическую жизнь страны и региона. События 1904-1905 годов. Трагедия в долине Теренг. Крестьянские выступления в годы первой русской революции и в период землеустройства. Волнения 1916 года.

Культура и быт населения Горного Алтая в начале XX в.Поселения и жилища алтайцев и русских крестьян. Особенности быта оседлого и полукочевого населения. Одежда и продукты питания населения. Семейно-брачные отношения.

Религиозный состав населения. Шаманизм, бурханизм и православие.

Народные знания и медицина. Фольклор и литература (Г.И. Чорос-Гуркин, И.М. Штыгашев). Сибирские писатели об Алтае. Г.Д. Гребенщиков. Музыкальное и прикладное народное искусство (изделия из дерева, кожи, войлока и металла). А.В.Анохин. Сказители-кайчы. Народное образование (миссионерские школы).

Научное изучение территории и населения Алтая (В. Радлов, Н. Ядринцев, С. Швецов, А. Верещагин, Г. Потанин, П. Семенов, В. Сапожников и другие). Роль Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества в изучении Горного Алтая. Познавательный и оздоровительный туризм и курорты Горного Алтая.

Горный Алтай в 1917-1918 годах.Февральская революция и национальный вопрос. Альтернативы развития региона после Февраля. Возникновение органов власти на местах. Горная дума: состав, политика, итоги деятельности.

Октябрьская революция и установление Советской власти в Торном Алтае. Декрет о земле и начало аграрных преобразований. Продовольственная политика Советов.

Первые преобразования Советской власти по созданию новой культуры. Формирование советской системы школьного образования, культурно-просветительная работа, мероприятия по ликвидации неграмотности населения.

Горный Алтай в годы гражданской войны (1918-1920 годы). Гражданская война в Горном Алтае. Колчаковщина. Красный террор. Каракорум-Алтайская управа: политическая и социально-экономическая деятельность. Вопрос о национально-территориальной автономии алтайского народа. Г.И. Чорос-Гуркин, Г.Н. Потанин.

Партизанское движение. Ф. Сухов, В.И. Плетнев, Разгром колчаковщины и восстановление Советской власти. Итоги и последствия Гражданской войны в Горном Алтае.

Особенности политики «военного коммунизма». Социальная ситуация в 1919-1920 годах. Массовые выступления крестьян.

Горный Алтай в годы нэпа (1921-1927 годы).Замена продразверстки продналогом. Трудности и противоречия нэпа. Обострение социальной ситуации в деревне, вооруженные выступления крестьян. Разгром повстанческих отрядов (А.П.Кайгородов, К. Чекураков и др.)

Споры вокруг вопроса о национально-территориальной автономии алтайцев. Альтернативные проекты. Образование Ойротской автономной области (1 июня 1922 г.). Первый съезд Советов Ойротии, создание органов власти. Национальная политика и межнациональные отношения.

Мероприятия государства по восстановлению сельского хозяйства Горного Алтая. Землеустройство. Налоговая политика. Социально-экономические отношения в деревне. Аренда земли и наемный труд. Кооперирование крестьянских хозяйств. Изменения в социальной структуре доколхозного села и дьурта.

Горный Алтай в годы первых пятилеток (1928-1940 годы). Коллективизация сельского хозяйства, формы, методы, экономические и социальные последствия. Съезды колхозников, Первые совхозы. Политика раскулачивания. Новый устав сельхозартели. Укрепление колхозов. Движение передовиков и новаторов производства. Подготовка сельских кадров.

Перевод полукочевых алтайских и казахских хозяйств на оседлость. Сущность, методы и последствия.

Репрессии зажиточной и средней части крестьянства. Ссылки и поселения.

Возникновение промышленных предприятий. Дорожное строительство. Транспорт и связь.

Ужесточение трудового законодательства. Ограничение административных и гражданских прав. Социальная дифференциация. Жизнь и быт алтайского, казахского и русского населения.

Общественно-политическая жизнь. Партийный диктат и ограничение власти Советов. Усиление карательной деятельности административных органов. Политические репрессии 1930-х годов.

Культурные преобразования в Горном Алтае в 20-30-х годах XX века.

Ликвидация неграмотности населения. Создание системы народного образования. Переход к всеобщему, обязательному начальному образованию. Подготовка учительских кадров.

Открытие средних специальных учебных заведений. Детские и молодежные движения.

Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Культурно-просветительская работа (библиотеки, избы-читальни, клубы, дома алтаек, красные уголки). Политика власти в отношении религии. Издание книг и учебных пособий. Формирование нового быта.

Становление алтайской советской литературы (П. Чагат-Строев, М. Мундус-Эдоков, П. Кучияк). Зарождение алтайского национального театра. Музыкальное искусство (А. Анохин, А. Ильин). Развитие профессионального изобразительного искусства (Г. Чорос-Гуркин, Н. Чевалков, А. Таныш). Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве.

Научные экспедиции АН СССР. Изучение алтайского языка и фольклора. Создание областного краеведческого музея. Исследователи Горного Алтая (Н. Дыренкова, А. Данилин, Л. Мамет, С. Токарев, Л. Потапов).

Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Первые дни войны. Перестройка народного хозяйства к условиям военного времени. Состояние экономики Горного Алтая. Промышленность. Вклад сельского хозяйства в обеспечение фронта. Патриотизм и героический труд в тылу. Жизнь и быт людей. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Участие воинов - горно-алтайцев на фронтах войны и в партизанском движении. Герои Советского Союза (С. Тартыков, И. Шуклин, Т. Паршуткин, С. Налимов и др.). История войны по свидетельствам очевидцев, воспоминаниям родных и близких, краеведческим материалам. Литература о войне (Книга Памяти и др.)

Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие. Перестройка народного хозяйства к условиям мирной жизни. Экономическое развитие Горного Алтая в 40-50-е годы XX в. Состояние промышленности. Сельское хозяйство: достижения и недостатки. Восстановление демократических принципов управления колхозами. Упорядочение оплаты труда колхозников. Реорганизация МТС. Административно-командная система управления народным хозяйством.

Материальное благополучие народа. Денежная реформа. Отмена карточной системы. Рост зарплаты трудящихся. Улучшение условий труда населения, жилищное строительство. Здравоохранение.

Общественно-политическая жизнь. «Демократический импульс» войны. Национальная политика. Идеологические кампании 1940-х гг. Переименование Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую автономную область. Критика "культа личности". Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизации в структуре областных партийных и государственных органов. Общественные организации (профсоюзы, комсомольские и пионерские организации).

Развитие культуры, образования и науки. Роль московских эвакуированных вузов в подготовке местных кадров. Н.А. Баскаков. Открытие Учительского института (1949 г.). Создание Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы (1952 г.). Рост сети библиотек. Кинофикация. Областной драмтеатр.

Горный Алтай в середине 50-х - первой половине 60-х годов XX в. Перемены в общественно-политической жизни. XX съезд КПСС. Ослабление идеологического прессинга. Активизация общественного мнения. Начало реабилитации жертв необоснованных репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

Противоречия и итоги экономических преобразований в Горном Алтае в 1953-1964 гг. Меры по подъему сельского хозяйства. Освоение целинных и залежных земель.

Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Условия жизни и быта населения Горного Алтая. Курс на свертывание личных подсобных хозяйств. Продовольственный кризис начала 1960-х годов. Поиски новых методов управления.

«Оттепель» в духовной жизни. Развитие культуры, образования, науки. Реформа образования 1958 г. и ее осуществление в Горном Алтае. Развитие сети научных учреждений. Литература и искусство.

Горный Алтай во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов XX в. Экономическое и политическое развитие Горно-Алтайской автономной области. Развитие промышленности (ткацкая фабрика, гардинно-тюлевая фабрика, обозостроительный завод и др.). Сельскохозяйственное производство. Социальная жизнь села. Осуществление хозяйственной реформы середины 1960-х годов в регионе. Система государственного управления.

Жизнь народа: характерные черты. Рост заработной платы. Улучшение условий труда и быта, жилищное строительство. Здравоохранение. Успехи в развитии народного образования.

Общественно-политическая жизнь. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Роль общественных организаций.

Наука. Деятельность ГАНИИИЯЛ. Горно-Алтайская сельскохозяйственная станция СО ВАСХНИЛ ОПХ «Горно-Алтайское», НИИ садоводства Сибири имени Н. Лисавенко. Экспериментальное хозяйство Института цитологии и генетики СО АН СССР. Достижения в сельскохозяйственной науке.

Литература и искусство. Деятельность творческих объединений писателей, художников, журналистов. Творчество писателей Горного Алтая (Л. Кокышев, А. Адаров, Э. Палкин, Б. Укачин, П. Самык, Г. Кондаков и др.). Художники (И. Ортонулов, В. Чукуев и др.).

Развитие культуры народов Горного Алтая, ее виднейшие представители. Противоречивость духовной жизни общества в 60-80-е годы XX века.

Горный Алтай в годы перестройки (1985-1990 гг.).Противоречия экономической жизни. Новые формы организации трудовой деятельности. Итоги социально-экономического развития Горного Алтая. Сложности перехода к рыночным отношениям.

Реорганизация власти и модернизация управленческого аппарата. Повышение роли Советов, выборы народных депутатов. Возрождение российской многопартийности, развитие гласности, политического плюрализма. Формирование и деятельность новых общественных движений и организаций. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Признание приоритета национальных и общечеловеческих ценностей в общественном развитии. Национальная политика и межнациональные отношения.

Культура, наука, и образование: обретения и потери. Новые процессы и явления в литературе и искусстве Горного Алтая. Отказ от монополии социалистического реализма.

Образование и развитие Республики Алтай в составе Российской Федерации. Начало нового этапа истории Горного Алтая. Декларация о суверенитете Горно-Алтайской АССР. Закон РСФСР о преобразовании автономных областей в республики в составе России. Выборы 12 декабря 1993 г. и формирование новых органов государственной власти в Республике Алтай (РА). Разработка и принятие Конституции РА (июнь 1997 г.). Государственная символика РА (герб, флаг и гимн). Формирование новых органов государственной власти в РА: законодательной (Госсобрание - Эл Курултай) и исполнительной. Реорганизация Правительства РА. Создание министерств.

Изменения общественного сознания населения. Политические партии, общественные движения и организации.

Социально-экономические последствия перехода к рыночной экономике. Реформы в аграрном секторе экономики РА: аренда, фермерство, кооперация, акционерные общества. Итоги приватизации. Падение темпов производства, инфляция. Изменения в социальном и имущественном положении населения РА. Экономическая политика Правительства РА на современном этапе (создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, инвестиционная политика, газопровод, Алтайская ГЭС и др.).

Национальная политика и межнациональные отношения. Нарастание противоречий между Центром и регионами.

Государственная политика в сферах образования, культуры и науки РА в новых условиях. Концепция национальных школ РА. Законы о языках, об образовании в РА. Преобразование Горно-Алтайского пединститута в государственный университет. Появление новых типов учебных заведений (колледж, гимназия, лицей). Противоречия культурного процесса: свобода творчества и снижение культурно-образовательного уровня молодых поколений. Либерализация нравов, ее последствия. Массовая и традиционная культура. Традиционные религии.

Календарно – тематическое планирование

7 класс

№ п|п

Тема

Кол-во

Часов

Дата проведения

По

плану

Факти-

чески

Темы за курс 6 класса

1

Кимако- кыпчакское объединение  в степном Алтае в X –XIV вв.

1

2

Горный Алтай и прилегающие территории в XII – XIV вв.

1

3

Урок-обобщения по теме «История и культура Горного Алтая с древнейших времен до XIV в.»

1

7 класс

4

Введение. Хронология и сущность нового этапа истории Горного Алтая.

1

Алтайцы в XVII – середине XVIII в.

5

Этнический состав,  расселение и численность алтайцев в первой половине XVII века

1

6

Телеутский улус

1

7-8

Формирование двоеданничества

2

9

Образование Джунгаского ханства

1

10

Джунгарское ханство во второй половине XVIII века

1

11

Джунгарское ханство в период наибольшего могущества

1

12

Положение алтайцев во второй половине XVII- середине XVIII веков

1

13-14

Урок – обобщения по теме «Алтайцы в XVII – середине XVIII веков»

2

Присоединение Горного Алтая к России

15

Падение Джунгарского ханстваю  Восстание Амырсаны

1

16-17

Принятие алтайцами подданства России

2

18

Принятие Чуйских волостей в состав России

1

19

Характер, историческое значение и последствия присоединения Горного Алтая к России

1

20

Урок – обобщения по теме «Присоединение Горного Алтая к России»

1

Культура населения Горного Алтая в XVII – XVIII вв.

 21-22

Поселения и жилища. Средства передвижения и перевозки. Защита проектов

2

23-24

Одежда и пища. Защита проектов

2

25

Основные хозяйственные занятия

1

26 -27

Устройство общества, род, семья

2

28 -29

Представления об устройстве мира и традиционные верования алтайцев

2

30

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1

31-32

Фольклор, музыка  и игры. Защита проектов

2

33

Народные естественнонаучные знания

1

34

Урок обобщения по теме  «История Горного Алтая в XVII – середине XVIII веков»

2

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа

по курсу «История и культура Горного Алтая»

Вариант 1. Часть 1 (1 балл за правильный ответ, всего 5 баллов)

1. Бикатунская крепость была построена по указу

а) Елизаветы Петровны                      б) Екатерины  II                    в) Петра I

2. Ясак – это

а) племена Центральной части Алтая        б) подать пушниной  с нерусского населения Сибири      в) сборщики налогов

3. Административная единица Горного Алтая в XVIII – XIX вв., объединявшая коренное население не по территориальному, а по родовому принципу – это

а) округ                                          б) дючина                          в) вотчина

4. Вдоль берегов какой реки не проходит Чуйский тракт?

а) Урсула                         б) Семы                                         в) Иши

5. Знаменитый археологический памятник, насчитывающий несколько тысяч петроглифов, располагается рядом с Чуйским трактом – это

а) Курайский кезер                   б)  Тархатинский комплекс             в) Калбак-Таш

2. Понятия (1 балл за правильный ответ, всего 3 балла)

1.  Демичи – это …

2. Оток  – это …

3. Улус – это …

3. Личности. О ком идёт речь? ( всего 1 балл)

1. В 1697 году он перенёс ханскую ставку с реки Эмел на реку Или. Восстановил численность жителей Джунгарского ханства после первой Джунгаро-Цинской войны. При нём впервые в Джунгарии начали чеканить монеты. Он в 1709 году построил Бикатунский острог на Алтае. Ответ: ________________________.

4. Вхождение Горного Алтая в состав России. О ком идёт речь? (1 балл  за правильный ответ, всего 2 балла)

1. Видный алтайский зайсан, один из инициаторов и убежденный сторонник вхождения алтайского народа в состав России. Его владения в Центральном Алтае западносибирская администрация назвала «Кан-Каракольской землицей».

Ответ: ______________________________.

2. Российская императрица, при которой алтайцы вошли в состав Российской империи. Кто это? Ответ: __________________________________.

5. Написать сочинение-эссе на тему «Вхождение алтайцев в состав России» (5 баллов).

Критерии оценивания:

«5» - 15-16 баллов;

«4» - 13-14 баллов;

«3» - 11-12 баллов;

«2» - 9-10 баллов.

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа

по курсу «История и культура Горного Алтая»

Вариант 2. Часть 1 (1 балл за правильный ответ, всего 5 баллов)

1. Год образования Джунгарского ханства:

А) 1609 г.      Б) 1635 г.    В) 1648 г.

2. Сколько всего было военных столкновений с Цинской империей?

а) 3                  б)  2                       в) 1

3. Как называли алтайцев, которые вошли в состав Российского подданства:

а) ойраты               б)  джунгары                   в) зенгорцы

4. Какое озеро называли монголы Алтан Нор:

а) Озеро Ар-Кем              б)  Озеро Ая               в) Телецкое озеро

5. В каком месте состоялся курултай в 1756 году в Горном Алтае:

а) Jоло                 б)  Усть-Кокса                   в) Кайырлык.

2. Понятия (1 балл за правильный ответ, всего 3 балла)

  1. Дючина – это …
  2. Зайсан – это …
  3.  Соёк – это …

3.Личности. (1 балл)

Кто это? Имел знатное происхождение, родился от дочериГалдан-Церена. Он не был чоросом и не мог претендовать на чоросский престол. Соратник Дабачи. Его отец был из рода чагандык (цагантук-племя хойт). Потерпел поражение при сражении с Дабачи, и вынужден был бежать на юг Горного Алтая.А затем и в Цинскую империю.

4. Вхождение Горного Алтая в состав России (1 балл  за правильный ответ, всего 2 балла)

  1. Где находится памятник монументального искусства, возведенный в честь присоединения Горного Алтая к России?

Ответ: ___________________________________________________.

  1. Как стали именоваться алтайцы Центрального Алтая, принявшие российское подданство в 1756 г.?

Ответ: ________________________________________________.

5. Написать сочинение-эссе на тему «Вхождение алтайцев в состав России» (5 баллов).

Критерии оценивания:

«5» - 15-16 баллов;

«4» - 13-14 баллов;

«3» - 11-12 баллов;

«2» - 9-10 баллов.

Календарно – тематическое планирование

8класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

По плану

Фактически

Темы за курс 7 класса

1

Народные естественнонаучные знания

1

2

Урок обобщения по теме  «История Горного Алтая в XVII – середине XVIII веков»

1

8 класс

3

Особенности культурно-исторического развития Горного Алтая в XIX веке. Источники по изучению данного периода

1

4

Реформа М. М. Сперанского в Сибири

1

5-6

Административно-территориальное деление Горного Алтая в первой половине XIX века.

2

7

Социальный состав алтайского населения

1

8

Начало освоения русским населением территории Горного Алтая

1

9

Земельные отношения: причины конфликтов

1

10

Основание алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае в первой половине XIX века

1

11

Миссионерские селения

1

12

Урок обобщения по теме  «Горный Алтай в первой половине XIX века»

1

13

Решение вопроса о чуйских двоеданцах между Россией и Китаем

1

14

Занятия населения Горного Алтая в XIX веке

1

15

Вольно- крестьянская и правительственная колонизация территории Горного Алтая

1

16

Алтайская духовная миссия во второй половине XIX в.

1

17

Миссионерские селения во второй половине XIX века

1

18

Развитие путей сообщения и транспортных средств

1

19

Торговля в Горном Алтае

1

20

Изменения в жизни алтайцев во второй половине XIX века

1

21

Земля  - кормилица, земля – источник конфликтов

1

22

Общественно-административное устройство

1

23

Поселение казахов в Южном Алтае. Презентация «Жилище казахов»

1

24

Новые возможности – новые личности

1

25

Жизнь и быт алтайцев

1

26

Семья и брак  у алтайцев

1

27

Жизнь и быт старожилов и переселенцев. Презентация «Жилище староверов»

1

28

Верования алтайцев

1

29

Образование в Горном Алтае

1

30

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

31

Устное народное творчество.  Литература. Сообщения  про устное народное творчество и литературу

1

32-33

Научное изучение территории и населения Горного Алтая. Организация изучения Горного Алтая. Сообщения про ученых, изучавших Горный Алтай

2

34

Урок обобщения по теме «История и культура Горного Алтая во второй половине XIX века»

1

.

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа

по курсу «История и культура Горного Алтая»

Вариант 1. Часть 1

1. В каком году был разработан законодательный акт «Устав об управлении инородцев» в

а) 1819 г.                      б) 1822 г.                    в) 1832 г.

2. Кабинетские земли – это

а) собственность императорской фамилии, сдавались в аренду      

б) административное и финансово-хозяйственное учреждение

в) новое временное поселение

3. Административная единица Горного Алтая в XVIII – XIX вв., объединявшая коренное население не по территориальному, а по родовому принципу – это

а) округ                                          б) дючина                          в) вотчина

4. Вдоль берегов какой реки не проходит Чуйский тракт?

а) Урсула                         б) Семы                                         в) Иши

5.Он был назначен главой духовной миссии на Алтае и прибыл в 1830 г.:

а)  С.П. Швецов             б) М. Я. Глухарев              в) С. Ландышев

Часть 2.

1. Понятия (1 балл за правильный ответ, всего 3 балла)

1.  Дючина– это …

2.  Колонизация  – это …

3. Инородная управа – это …

2. Личности. О ком идёт речь? ( всего 1 балл)

 1. Протоиерей, первый православный священнослужитель и миссионер из алтайцев (телеут), переводчик, участник создания алтайской письменности и первый алтайский писатель, дипломат. В 1844 году был зачислен в штат Алтайской духовной миссии. Оказал неоценимую помощь таким именитым исследователям, как В.В. Радлов, Г.Н. Потанин. Похоронен в храме возле алтаря в с. Онгудай.  Ответ: ______________________.

3.  Реформа управления Сибирью. О ком идёт речь? (1 балл  за правильный ответ, всего 2 балла)

1. Он был назначен в 1819 г. Генерал-губернатором Сибири. 3 года ездил по краю. Должен был провести по приказу императора реформу государственного и местного управления. Результатом его деятельности стали громкие расследования, судебные процессы на чиновниками, а также изменение управления Сибирью. 

Ответ: _____________________________.

2.Будущий декабрист, участвовавший в разработке законодательных актов, утверждал, что всякое законодательство должно базироваться на народных нравах, учитывать истории. климат, так как местные различия имеют большое значение в обширном государстве, как Россия.  Ответ: ___________________________________.

4. Написать сочинение-эссе на тему «Устав об управлении инородцев: значение и последствия» (5 баллов).

Критерии оценивания: «5» - 15-16 баллов;«4» - 13-14 баллов;«3» - 11-12 баллов;«2» - 9-10 баллов.

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа

по курсу «История и культура Горного Алтая»

Вариант 2. Часть 1

1. Хронологические рамки переговоров в Чугучаке:

А) 1820-1822 гг.      Б) 1862-1864 гг.    В) 1864-1865 гг.

2. Сколько по времени шёл процесс вхождения алтайцев в состав России:

а) 1 год                  б)  50 лет                     в) 100 лет

3. Вольно-крестьянская и правительственная колонизация территории Горного Алтая началось после:

а) 1822 г.            б)  1864 г.                   в) 1861 г.

4. Сколько дорог существовало в XIX в. в Горном Алтае:

а) 2            б)  6-7               в) 5

5. В декабре 1909 г. Бийск был взбудоражен следующим событием, туда прибыли 4 арабских жеребца, которых купил в России эта личность. Это:

а) М. В. Чевалков             б)  Аргымай Кульджин         в) С. П. Швецов

Часть 2.

1. Понятия. Дайте определения (1 балл за правильный ответ, всего 3 балла)

  1. Инородцы – это …
  2. Зайсан – это …
  3. Тебеневка – это …

2.Личности. О ком идёт речь? (1 балл)

1.Жена С.П. Швецова, Мария, писала о нём: «Ему 26 лет, богач, имеет несколько тысяч голов скота и не менее 60 тысяч капитала. Быстро всё понимает, построил школу в Усть-Кенге и думает построить ещё одну. Мечтает о том, когда «будет наш народ учёный, как русские». Благодаря ему были налажены прочные связи с учёным миром Томска и Петербурга. Являлся одним из создателей Музея Императора Александра III (Государственный Русский музей) и Музея антропологии.

Ответ: _____________________.

  1. Основание и деятельность Алтайской духовной деятельности в Горном Алтае. О ком идёт речь?  (1 балл  за правильный ответ, всего 2 балла)

  1. После прибытия в 1830 г. Основал стан в  Улале. Разработал свою методику ведения миссионерской работы на Алтае. По его программе предполагалось не только крестить «инородцев», но и приобщать их к оседлости и грамотности. Назовите имя этого священнослужителя? Ответ: ______________________________.
  2. 2. Он посвятил около 37 лет своей жизни на миссионерскую работу на Алтае. Из воспоминаний: «Во время поездок, и обед, и ужин, утренний и вечерний чай составляет одно кушанье: чай с сухарями и – сухари с чаем». Кто этот человек?

Ответ: ____________________________.

4. Написать эссе на тему «Деятельность Алтайской духовной миссии на Алтае» (5 баллов).

Критерии оценивания: «5» - 15-16 баллов;«4» - 13-14 баллов;«3» - 11-12 баллов;«2» - 9-10 баллов.

Календарно – тематическое планирование

9 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Фак-ки

Темы за курс 8 класса

1

Образование в Горном Алтае

1

2

Научное изучение территории и населения Горного Алтая. Организация изучения Горного Алтая. Сообщения про ученых, изучавших Горный Алтай

1

9 класс

Часть I. Глава 1. Горный Алтай в начале XXвека (1900 – 1917 годы)

3

Особенности социально-экономического развития Горного Алтая в начале XX века

1

4-5

Общественно-политическая жизнь в Горном Алтае в начале XX века

2

Глава 2. Культура и быт населения Горного Алтая в начале XX века

6

Культура и быт населения Горного Алтая в начале XX века

1

7

Научное изучение территории и населения Алтая

1

Глава 3. Горный Алтай в 1917 – 1918 годах

8-9

Революционные события в горном Алтае в 1917 -1918 годах

2

Глава 4. Горный Алтай в годы гражданской войны (1918 – 1921 годы)

10-11

Гражданская война в Горном Алтае

2

Глава 5. Горный Алтай в годы НЭПа (1921 – 1928 годы)

12

Горный Алтай в годы НЭПа (1921 – 1928 годы)

1

13

Образование Ойротской автономной области (1 июня 1922 года)

1

Глава 6. Горный Алтай в годы первых пятилеток (1928 – 1940 годы)

14

Коллективизация сельского хозяйства, формы, методы, экономические и социальные последствия

1

15-16

Общественно-политическая жизнь населения Горного Алтая в 1930-1940 годы

2

Глава 7. Культурные преобразования в Горном Алтае в 20-30-х годах XX века

17

Культурные преобразования в Горном Алтае в 20-30-х годах XX века

1

Глава 8. Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годы)

18-19

Экономика и население Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годы)

2

20-21

Горно – алтайцы на фронтах  Великой Отечественной войны

2

Часть II. Глава 1. Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие

22

Горный Алтай в первое послевоенное десятилетие

1

Глава 2. Горный Алтай в середине 50-х – первой половине 60-х годов XX века

23-24

Социальные и политические перемены в Горном Алтае в середине 50-х – первой половине 60-х годов XX века

2

Глава 3. Горный Алтай во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов XX века

25-26

Экономическое и политическое развитие Горно – Алтайской автономной области

2

27

Развитие литературы и искусства

1

Глава 4. Горный Алтай в годы перестройки (1985 – 1990)

28

Горный Алтай в годы перестройки (1985-1990 годы)

1

29

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1

Глава 5. Образование и развитие Республики Алтай в составе Российской Федерации

30-31

Образование и развитие Республики Алтай в составе Российской Федерации

2

32-33

Государственная политика в сферах образования, культуры и науки РА в новых условиях

2

34

Урок обобщения по теме  «История Горного Алтая в XX веке»

1

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа

по курсу «История и культура Горного Алтая»

Вариант 2. Часть 1

1. Съезд представителей инородческих волостей Алтая проходил:

а) 1-6 июля 1916 г.        б) 1-6 августа 1918 г      в) 1-6 июля 1917 г.       Г) 1-10 июля 1922 г.

2. В марте 1922 года председателем Ойротского областного революционного комитета  утверждён:

а)  Н.Ф. Иванов;       б) Л.А. Сарысеп-Конзычаков;

в) Л.А. Папардэ;       г) П.А. Строев.

3. Особенности коллективизации в Горном Алтае заключалась в:

а) разложении патриархальных форм хозяйствования;

б) создании крупных коллективных хозяйств;

в) добровольческом переходе бийских хозяйств на новые формы;

г) переходе кочевого и полукочевого населения на оседлость.

4.Поэты и писатели Горного Алтая 1920-1930 гг.:

а) И. Штыгашев, М. Чевалков, Г. Гуркин;

б) П. Чагат-Строев, М. Чевалков, И. Штыгашев;

в) Д. Торобоков, П. Кучияк, М. Мундус-Эдоков;

г) П. Чагат-Строев, П. Кучияк, М. Мундус-Эдоков.

  1. Прочитайте отрывок из отчёта секретаря обкома партии Папардэ от 10 марта 1925 г. Вспомните, как называется этот исторический процесс в истории страны?

«Неграмотность алтайского населения достигает 94%, русского – 80%. В области

сейчас имеется 20 изб-читален».

Ответ: _________________________________________.

  1. Председатель Горно-Алтайского областного исполнительного комитета с 1971 по 1988 гг.:

а)  Ч. К. Кыдрашев;       б) М.В. Карамаев;

в)  В.И. Чаптынов;         г) В.И. Петров.

2. Понятия. Допишите определения (1 балл за правильный ответ, всего 3 балла)

1.  Саботаж– это …

2.  Национализм  – это …

3. Областничество – это …

3. Личности. О ком идёт речь? ( всего 1 балл)

 1. Известный политический деятель Горного Алтая. Участник Гражданской войны. Один из первых организаторов советской власти в Горном Алтае и Ойротской автономной области. Неоднократно являлся первым секретарем Ойротского обкома партии. Автор книги «Ойротия». Ответ: _________________________________.

2.Известный партизан, убежденный сторонник территориальной самостоятельности Горного Алтая, председатель Горно-Алтайского уездного ревкома. Именно он подписал приказ о выделении Горного Алтая в самостоятельный уезд. Ответ: ___________________.

4. Развитие образования, науки и культуры в первое послевоенное десятилетие (1 балл  за правильный ответ, всего 2 балла)

  1. В послевоенное время началось строительство новых школ.  Знаковым событием в истории народного образования области стало создание в августе 1949 г. На базе Горно-Алтайского национального рабфака областной национальной школы для подготовки кадров из представителей коренного населения. В эту школу принимали детей из сёл области. Назовите директора ОНСШ с 1950-1964 гг.

Ответ: ____________________________

  1. Ярким событием в истории областного кино стал приезд в 1950 г. В Горно-Алтайск киносъёмочной группы киностудии «Мосфильм». Зачем они приезжали?

Ответ: ________________________________________________________

5. Написать сочинение-эссе на тему: «Г.И. Гуркин – патриот своей родины» (5 баллов).

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа

по курсу «История и культура Горного Алтая»

Вариант 2. Часть 1

  1. Председатель Алтайской Горной Думы:

А) Аргымай Кульджин               б) Манди Кульджин

В) Барабош Казагачев                г) Г.И. Гуркин

  1. Ойротская автономная область образовалась в:

А) 1922 г.     Б) 1948 г.    В) 1928 г.     Г) 1917 г.

  1. Сколько горноалтайцев-участников ВОВ удостоены звания «Герой Советского Союза»:

А) 34            б) 38              в) 25              г) 23

  1. Расположите в хронологической последовательности события:

А) открытие Улалинской стоянки;

Б) образование Ойротской автономной области;

В) создание общества «Долой неграмотность»;

Г) с. Улала переименована в Ойрот-Тура.

  1. Установите соответствие между названиями произведений и именами авторов:

Произведения

Авторы

А. «Трудные годы»

Б. «Алан»

В. «Арина»

Г. «Дети кедра»

1. Л. Кокышев

2. Э. Палкин

3. J. Каинчин

4. И. Шодоев

А

Б

В

Г

  1. Соотнесите имена и статусы:

Имена

Статусы

А. Г.И. Чоро-Гуркин

Б. Д.И. Белеков

В. Ж. Елеусов

Г. В. Хохолков

1. председатель Алтайской Горной Думы;

2. композитор;

3.председатель Государственного Собрания;

4. Герой Советского Союза

А

Б

В

Г

  1. Понятия. Дайте определения (1 балл за правильный ответ, всего 3 балла)
  1. Валюнтаризм – это …
  2. Коллективизация – это …
  3. Номенклатура – это …

3.Личности. О ком идёт речь (2 балла)

 1. Жена С.П. Швецова, Мария, писала о нём: «Ему 26 лет, богач, имеет несколько тысяч голов скота и не менее 60 тысяч капитала. Быстро всё понимает, построил школу в Усть-Кенге и думает построить ещё одну. Мечтает о том, когда «будет наш народ учёный, как русские». Благодаря ему были налажены прочные связи с учёным миром Томска и Петербурга. Являлся одним из создателей Музея Императора Александра III (Государственный Русский музей) и Музея антропологии.

Ответ: _____________________.

2.Родился в селе Балыктуюль Улаганского района Горно-Алтайской автономной области. Закончил Алма-Атинское художественное училище.

Работал учителем рисования в Улаганской средней школе. Участник Всероссийских, зарубежных, региональных, краевых, республиканских выставок. Член Союза художников России, «Заслуженный художник РСФСР».

Ответ: _____________________.

  1. Революционные события в Горном Алтае 1917-1918 гг.  (1 балл  за правильный ответ, всего 2 балла)

1. Напишите дату и событие. После какого события и когда в России активизировалось национальное движение на окраинах?

Ответ: _____________________________________________________________________

2. Съезд представителей инородческих волостей Алтая состоялся 1-6 июля 1917 г. В г. Бийске. Главным вопросом съезда был вопрос «об организации алтайского местного самоуправления».  Центральный орган местного самоуправления был определён. Его возглавил Г.И. Гуркин. Почётным членом стал Г.Н. Потанин. Как назывался орган местного самоуправления в Горном Алтае? Ответ: _________________________________.

 5. Написать сочинение-эссе на тему: «С.С. Суразаков – первый доктор филологических наук в Горном Алтае» (5 баллов).

Критерии оценивания: 

«5» - 20-18 баллов;

«4» - 17-15 баллов;

«3» - 14-12 баллов;

«2» - 11 и менее баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Горного Алтая по теме "Грани творчества народного художника Г.И. Чорос-Гуркина"

Потомков  неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. К числу таких людей относятся многие знаменитые русские и выдающиеся представители других национальностей. Наша задача – в...

Уроки по истории Горного Алтая

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Пазырыкская культура" 6 класс....

тестовые задания по истории Горного Алтая

тестовые задания по теме "Палеолит"...

программа и тематическое планирование по истории Горного Алтая 6 класс

Программа и тематическое планирование по региональному компоненту история Горного Алтая 6 класс по учебнику В.Н. Елина.«История Горного Алтая» 6 класс. Г-А., 2005...

Образцы карточек по истории Горного Алтая

Карточки разработаны по курсуу 6 класса: исследователи культуры, исследователи природы, археолигические памятники каменного века. Можно разработать и по другим темам....

Рабочая программа "История Горного Алтая"

Рабочая программа по учебному курсу «История Горного Алтая» с 5 по 9 классы разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальных нормативных актов КОУ...

Программа внеурочной деятельности по " Истории Горного Алтая"

Программа внеурочной деятельности для 6 классов по "Истории Горного Алтая"...