Рабочая программа "Всеобщая история"
рабочая программа по истории (6 класс)

Маргарита Игоревна Милиневич

Рабочая программа "Всеобщая история"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobshchaya_istoriya_programma.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения учебного предмета « Всеобщая история».

5 класс

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:

- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.);

- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в религиозных верований людей в древности;

- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

6 класс

- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья;

- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

- объяснять причины и следствия ключевых событий  всеобщей истории Средних веков;

- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

- давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.

7 класс

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени;

- использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

- анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени;

- рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

- давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.

8 класс

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений, отчетов об экскурсиях, рефератов)

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;  

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории;

9 класс

- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении исторических учебных задач;

- показывать на  исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; использовать приобретённые знания при написании творческих работ;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета «Всеобщая история».

5 класс

История Древнего мира.

Введение.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований

Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати

Счет лет в истории

 ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Древний Египет

Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян.        Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.

Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».

Индия и Китай в древности

Природа и люди Древней Индии.        Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Первый властелин единого Китая.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древнейшая Греция

Греки и критяне. Микены и Троя.        Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.        Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.

Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии).

В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле.

Македонские завоевания в IV веке до н.э.

Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.

 ДРЕВНИЙ РИМ

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

Вторая война Рима с Карфагеном.        Установление господства Рима во всем восточном Средиземноморье. Рабство в древнем Риме.

Гражданские войны в Риме

Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи в Риме.

Римская империя в первые века нашей эры

Соседи Римской империи.        Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет римской империи во II веке. Вечный город и его жители.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империи при Константине. Взятие Рима варварами.

Итоговое повторение

6 класс

Введение.

Раздел I. Раннее средневековье

Образование варварских государств. Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь в раннее Средневековье. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в  IX – XI вв. Западная Европа  в IX – XI вв. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Византия при Юстиниане. Культура Византии. Образование славянских государств. Возникновение ислама.  Арабский халифат и его распад.

Раздел II. Зрелое Средневековье.

Крестьяне и феодалы. Формирование средневековых городов. Торговля в средние века. Могущество папской власти. Крестовые походы. Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания. Усиление королевской власти во Франции и Англии. Реконкиста. Феодальная раздробленность в Германии и Италии. Гуситское движение в Чехии. Культура в Средние века. Культура раннего Возрождения в Италии.

Раздел III. Страны Востока в Средние века

Османская империя в XIV-XVI вв. Средневековая Азия;  Китай, Индия, Япония.

Раздел IV. Государства доколумбовой Америки

Государства и народы  Африки и доколумбовой Америки. Историческое и культурное наследие Средневековья.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

Встреча миров. Великие географические открытия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства  преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Первые революции нового времени. Международные отношения.

Освободительная война в Нидерландах. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI-XVII вв.

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

Великие Просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Английские колонии в Северной Америке. Создание США. Франция в XVII в. Причины и начало Французской революции. Французская революция. От монархии к республике. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Государства Востока Начало европейской колонизации.

8 класс

Становление индустриального общества

Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство  в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

Строительство новой Европы

Консульство и образование наполеоновской  империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция  Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г.  к политическому кризису. Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы.

Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX века

Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

Две Америки

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX веке: время перемен.

Традиционные общества в XIX веке. Новый этап колониализма

Япония на пути модернизации. Китай: традиции против модернизации. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка в эпоху перемен.

Международные отношения

Международные отношения: дипломатия или войны?

9 класс

Мир в 1920-1930-е гг.

Версальско-Вашингтонская система. Революционное движение в Европе и Азии после  Первой мировой войны. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф. Рузвельта. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.

Вторая мировая война.

Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе. Антигитлеровская коалиция. Трудный путь к победе.  Итоги и уроки  Второй мировой войны

Мировое развитие во второй половине XX в.

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Партнерство и соперничество сверхдержав. Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США. Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг.

Мир на рубеже XX –XXI вв.

Возникновение информационного общества. Интеграционные процессы в Западной Европе и в Северной Америке. Япония и Китай на пути модернизации. Индия. Исламский мир: единство и многообразие. Африка. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. Наука и культура в XX-XXI вв. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

5 класс

Жизнь первобытных людей (7 часов)

Древний Восток (21 час)

Древняя Греция (21 час)

Древний Рим (19 часов)

6 класс

Раннее Средневековье (11 часов)

Зрелое Средневековье (12 часов)

Страны Востока в Средние века (2 часа)

Государства доколумбовой Америки (2 часа)

Повторение (1 час)

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.

 Реформация (11 часов)

Первые революции нового времени. Международные отношения (5 часов)

Эпоха Просвещения.  Время преобразований (8 часов)

Традиционные общества Востока. Начало европейской цивилизации (3 часа)

Повторение (1 час)

8 класс

Становление индустриального общества (7 часов)

Строительство новой Европы (9 часов)

Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX века (5 часов)

Две Америки (3 часа)

Традиционные общества в XIX веке. Новый этап колониализма (2 часа)

Международные отношения (2 часа)

9 класс

Мир в 1920-1930-е гг. (7 часов)

Вторая мировая война.(4 часа)

Мировое развитие во второй половине XX в.(5 часов)

Мир на рубеже XX –XXI вв.(8 часов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа история 5 класс

Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...

Рабочая программа "История" 6 класс

Рабочая программа "История" 6 класс...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...