КИМы по истории России 6- 8 класс
тест по истории (6, 7, 8 класс)

Черкасова Ангелина Витальевна

КИМы предназначены для проведения промежуточной аттестации по истории России.Кимы содержат задания  разного типа и  уровня сложности и позволяют проверить широкий спектр предметных умений и навыков обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по истории России 7 класс

Вариант I

1. Какое из перечисленных событий относится к периоду правления Ивана IV?

  1. введение заповедных лет;
  2. заключение «Вечного мира» между Россией и Речью Посполитой;
  3. заключение Деулинского перемирия между Россией и Речью Посполитой;
  4. Соляной бунт в Москве.

2. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

A) смерть царевича Дмитрия в Угличе

Б) Стоглавый собор

В) заключение Столбовского мирного договора между Россией и Швецией

ГОДЫ

  1. 1551 г.
  2. 1591 г.
  3. 1617 г.
  4. 1667 г. 

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам), происходившим в России в XVI в. Укажите номер термина, выпадающего из данного ряда.

1) ясак;     2) засечные черты;     3) Соборное уложение;     4) волость;    5) Боярская дума

4. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название явления (события, процесса), пропущенного в тексте.

...Она была вызвана двумя поводами: насильственным и таинственным пресечением старой династии и потом искусственным её воскрешением в лице первого самозванца. Насильственное и таинственное пресечение династии было первым толчком к ___________        . Пресечение династии есть, конечно, несчастье в истории монархического государства; нигде, однако, оно не сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

1) Опричнина;

2) Смоленская война;

3) Смута;

4) Церковная реформа.

5. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1)  Избрание на престол Михаила Романова 

2)  Созыв первого Земского собора

3)  Издание Новоторгового устава

6. Что стало одним из результатов проведения Избранной радой военной реформы?

1) создание стрелецкого войска

2) раздача поместий

3) появление артиллерии

4) создание морского флота

Вариант II

1. Какое из перечисленных событий относится к периоду правления Алексея Михайловича?

1)   начало Ливонской войны

2)   присоединение Рязанского княжества к Российскому государству

3)   Медный бунт

4)   учреждение в России патриаршества

2. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

А) начало похода отряда Ермака Тимофеевича в Сибирь

Б) взятие русскими войсками Казани

В) заключение Плюсского перемирия между Россией и Швецией.

ГОДЫ

  1. 1552 г.
  2. 1556 г.
  3. 1581 г.

4)  1583 г.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам), происходившим в России в XVI в. Укажите номер термина, выпадающего из данного ряда.

1) Уложение о службе;   2) стрельцы;  3) дворяне;  4) полки нового строя;  5) губные старосты.

4. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите название явления (события, процесса), пропущенное в тексте.

Вот главнейшие эпизоды____________: 1) свержение и, быть может, удушение московского митрополита Филиппа, виновного в том, что печаловался за осуждённых и ненавидел______; 2) казнь Александры, вдовы Юрия и невестки Ивана, смерть князя Владимира и его матери, честолюбивой Евфросинии, которые таким образом поплатились за свои интриги; 3) наказание Новгорода, в котором аристократическая партия, видимо, решила отдать город польскому королю и в котором царь, по собственному его свидетельству, истребил 1505 человек...

1) Смута;

2) Ливонская война;

3) Медный бунт;

4) Опричнина

        

5. Расположите события в хронологической последовательности.

  1. Заключение «Вечного мира» между Россией и Польшей
  2. Образование Речи Посполитой
  3. Избрание на царство Бориса Годунова

        

6. Что из перечисленного было одним из следствий проведения политики опричнины?

  1. создание Избранной рады
  2. начало Ливонской войны
  3. усиление личной власти царя
  4. издание Уложения о службе

Вариант III

1. Что из перечисленного относится к результатам внешней политики Ивана IV?

1)  вхождение в состав России Левобережной Украины

2)  присоединение Пскова к Российскому государству

3)  присоединение Смоленска к Российскому государству

4)  присоединение к России Среднего и Нижнего Поволжья

2. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

A) начало Смоленской войны

Б) отмена кормлений

B) окончательное подавление восстания под предводительством С.Т. Разина

ГОДЫ

1) 1556 г.

2) 1671         г.

3) 1632 г.

4) 1667         г. 

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с системой управления в России в XVII в. Укажите порядковый номер термина, выпадающего из данного ряда.

1) приказы        2) воеводы      3) Боярская дума     4) местничество    5) Избранная рада

4. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите событие, о котором идёт речь.

Долготерпение общества, наконец, истощилось, и... разразился мятеж. Восстала не только чернь, но и служилые люди. Мятеж был направлен против Морозова, Плещеева и Траханиотова. Но, конечно, эти лица были только теми каплями, которые переполнили народное терпение, — их деятельность была только искрой, которая зажгла готовый горючий материал... Одной из главных причин народного раздражения была «московская волокита» и злоупотребления приказных людей, чиновников центрального и областного управления. Эта причина коренилась не только в злой воле, не в одной деморализации московской администрации, а преимущественно в несовершенстве самого московского законодательства.

1) Медный бунт;

2) Псковское восстание 1650 г.;

3) Соляной бунт;

4) восстание под предводительством С.Т. Разина.

5. Расположите события в хронологической последовательности.

1)  Принятие Соборного Уложения

2)  Учреждение патриаршества в России

3)  Введение урочных лет  

6. Что из перечисленного стало одним из результатов Смуты?

1)  начало созыва Земских соборов;

2)  введение урочных лет;

3)  Ливонская война;        

4)  воцарение династии Романовых.

Вариант IV

1.Что из перечисленного было одной из причин начала Ливонской войны?

  1. стремление России разгромить Речь Посполитую;
  2. стремление России получить надёжный выход к Балтийскому морю;
  3. стремление России вернуть Ивангород, Ям и Копорье, захваченные Швецией;
  4. захват Ливонским орденом Пскова.

2. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

А) освобождение Москвы от польско-литовских интервентов

Б) вступление на престол Алексея Михайловича

В) принятие Судебника Ивана IV

ГОДЫ

1) 1550 г.

2) 1612 г.

3) 1645 г.

4) 1610 г.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с развитием культуры России в первой половине XVII в. Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадающего из данного ряда.

1) парсуна;      2) житие;     3) «дивное узорочье»;    4) московское барокко;   5) печатная книга

4. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите событие, о котором идёт речь.

И в ту пору стало на Москве волнение великое в боярах и в дворянах, и в гостях, и вся чернь восстала, а больше всех Захарий Ляпунов всех людей возмутил на царя: "Царь де у нас несчастлив, и кровь де от него вся льётся!" И с царства его согнали и посох отняли, и постригли и с царицей, и в Чудов монастырь сослали, а был на царстве полпята (4,5) года, а того вора калужского литва от Москвы отогнала, и он побежал опять в Калугу, и в Калуге был немного, и убил его князь Пётр Урусов. И московские люди начали бить челом королю да сыну его королевичу, чтоб король пожаловал, дал на Московское государство сына своего королевича и креститься б ему велел

  1. Ливонская война
  2. Восстание И.И. Болотникова
  3. Смоленская война
  4. Смута 

5. Расположите события в хронологической последовательности.

1) Издание первой печатной книги в России;

2) Медный бунт;

3) Присоединение Астраханского ханства к России.

6. Реформы, проведённые Избранной радой, привели к:

1) отмене кормлений;

2) упразднению приказной системы управления;

3) созданию Боярской думы;

4) появлению местничества.

        

        

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1)   1

1)  3  

1)     4

1)      2

2)  А2Б1В3  

2)  А3Б1В4  

2)     А3Б1В2

2)      А2Б3В1

3)    3

3) 4    

3)    5

3)      2

4)    Смута

4) Опричнина  

4)    3

4)      4

5)    213

5)  231  

5)    321

5)      132

6)     1

6)  3  

6)    4  

6)      1

7)     4

7)   2

7)    3  

7)      3    

8) 1-В; 2) 3; 3) Ермак

8)   1) 2; 2) 3;

 3) Псков

8)  1) 3; 2) 3;

3) Речь Посполитая  

8)  1) 4; 2) 3;

3) Швеция    



Предварительный просмотр:

           C:\Users\User\Pictures\Иван Грозный.jpg 1                          C:\Users\User\Pictures\Борис Годунов.jpg 2

           C:\Users\User\Pictures\Федор Иоаннович.jpg  3                                   C:\Users\User\Pictures\Михаил Федорович.jpg4

7. Кто из представленных царей был последним из династии Рюриковичей (укажите номер портрета)?



Предварительный просмотр:

7. Укажите произведение искусства, автором которого является Симон Ушаков.



Предварительный просмотр:

Р

7. Какой из представленных памятников архитектуры был  построен в XVII веке.

  1.                                  2)                                              3)                                                4)

                                         



Предварительный просмотр:

Р

7. Какой из представленных памятников архитектуры был  построен в XVI веке.

  1.                                  2)                                              3)                                                4)

                                         



Предварительный просмотр:

8. Рассмотрите карту и выполните задания

  1. Штриховкой на карте обозначены земли:
  1. отошедшие от России в результате Ливонской войны
  2. вошедшие в состав России во второй половине XVI в.
  3. выделенные в опричнину
  4. наиболее часто подвергавшиеся нападению со стороны Крымского ханства

  1. Какой цифрой обозначен город, присоединённый к России в 1556 г.?

  1. Укажите руководителя похода, обозначенного на карте стрелками.


Предварительный просмотр:

8. Рассмотрите карту и выполните задания

1.Что обозначено на карте стрелками?

  1. походы Стефана Батория и его войск в 1579-1582 гг.
  2. походы русских войск в 1558-1560 гг.
  3. походы русских войск в 1560-1564 гг.
  4. походы русских войск в 1571-1582 гг.

2. Какой цифрой обозначен город, потерянный Россией в результате Ливонской войны.

3. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1.



Предварительный просмотр:

8. Рассмотрите карту и выполните задание

1. Какой город обозначен на карте цифрой 5?

  1. Нижний Новгород
  2. Рязань
  3. Ярославль
  4. Смоленск

2. Какой цифрой показан поход Лжедмитрия II на Москву?

3. Укажите название государства, территория которого выделена штриховкой.



Предварительный просмотр:

8. Рассмотрите карту и выполните задания

1. Какой город обозначен на карте цифрой 5?

       1) Тула                2) Ярославль       3) Псков        4) Смоленск

    2. Какой цифрой показан поход восставших под предводительством И.И. Болотникова?

3. Укажите название государства, к которому от России отошли земли, обозначенные штриховкой.



Предварительный просмотр:

Спецификация

Контрольных измерительных материалов по Истории России для проведения промежуточной аттестации на уровне основного общего образования

7 класс

1. Назначение КИМ

Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Контрольные измерительные материалы (далее КИМ) позволяют установить уровень освоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по истории, уровень усвоения  предметного содержания курса история России по программе основной школы,  выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднения у обучающихся и динамику результативности обучения. 

2. Документы, определяющие содержание и структуру КИМ

Содержание и основные характеристики КИМ определяются на основе следующих документов:

– Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (Приказ № 1897 Минобрнауки России от 17.12.2010 г., зарегистрированный Минюстом России 01.02.2011 г., рег. № 19644).

- Примерной программы основного общего образования по истории

-Требований Историко-культурного стандарта (ИКС)

- учебного плана МБОУ «Средняя школа №35» на 2018/19 учебный год;

- рабочей программы основного общего образования по истории России на 2018/2019 учебный год.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к построению моделей промежуточной аттестации определяются исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения. Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанного выше нормативного документа, Историко-культурного стандарта, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

– целей исторического образования в основной школе;

– специфики курса истории основной школы;

– ориентации не только на знание, но и в первую очередь на системно-деятельностный компонент исторического образования.

4. Содержание и структура КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из 8 заданий. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности. Каждый из вариантов состоит из двух частей:

часть 1 содержит:

4 заданий с выбором одного верного ответа (задания базового уровня сложности);

3 задания с кратким ответом (задания базового уровня повышенной сложности);

часть 2 состоит из 1-го задания - работа с картой  (задание повышенного уровня сложности).

Содержание КИМ охватывает учебный материал по истории России, изученный в 7 классе.

5. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33 баллам

Базовый

4

4

32

Повышенный

4

10

68

Итого

8

14

100

Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта (ИКС)

Требования ИКС

Задания

(указано количество заданий данного типа

в варианте)

Знание основных событий, явлений, процессов

1. Задания на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (понятиями) – 1;

2. Задание на заполнение таблицы элементами из предложенного списка – 1;

3. Задание на определение исторического термина– 1;

Знание основных дат

Задание на установление хронологической последовательности – 1;

Знание исторических деятелей (персоналий)

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями – 1;

Работа с историческими источниками

Задания на анализ исторического текста (фрагмент) – 1;

Задание на умение работать с картой– 1.

Знание фактов истории культуры

Задания на работу с иллюстративным материалом – 1

6. Продолжительность проведения промежуточной аттестации

На выполнение всей работы отводится 45 минут. Среднее время выполнения одного задания 1-5 минуты.

7. Типы заданий, система оценивания выполнения промежуточной аттестации.

КИМ содержат 2 типа заданий:

1) с выбором ответа - это задания №№1;3;6 ; 7

2) с открытым кратким ответом-это задания №№2;4;5;8

Задания первого типа предполагают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Они позволяют проверить знание терминов и понятий, основных характерных черт социальных явлений, причин и следствий событий и др.

Задания второго типа с открытым кратким ответом являются более сложными, информационно насыщенными. При их выполнении проверяются умения систематизировать и классифицировать явления, события и их характерные черты, соотносить единичные факты и общие процессы, определять термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту. Ответ даётся в виде сочетания цифр, слова.

Часть 1

Задание считается выполненным верно, если правильно указана цифра или последовательность цифр.  Задания: 1;3; 4;6;7 выполненные верно оцениваются в 1 балл. 

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. 

Задания: 2; 5  оцениваются по следующему принципу:

Нет ошибок- 2 балла;

Допущена 1 ошибка- 1 балл;

Допущено 2 и более ошибок- 0 баллов.

Часть 2

Задание данной части (задание №8) оценивается в зависимости от полноты и правильности выполнения:

За полное выполнение задания – 4 балла

За выполнение задания  с 1-ой ошибкой– 3 балла.

За выполнение задания  с 2-мя ошибками– 2 балла

За выполнение 1/2 задания и менее - 0 баллов

Для оценивания выполнения работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного отметку по пятибалльной шкале:

4-0 балл. – «2»  (неудовлетворительно)    

8-5 балл.- «3» (удовлетворительно)    

12-9 балл. – «4» (хорошо)      

14-13 балл.- «5» (отлично)

8. Обобщенный план работы

Проверяемые элементы

содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности

Макс.

балл

Прим.

время вып-ния (мин)

Иван IV Грозный. Установление царской власти

Умение выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

повышенный

2

3-5

Группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

повышенный

2

3-5

Реформы середины XVI в.

Земские соборы

Умение определять причины и следствия исторических событий.

повышенный

2

3-5

Умение работать с картой

повышенный

2

3-5

Опричнина

Умение выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

базовый

1

1-3

Смута в конце XVI – начале XVII вв. Борьба против внешней экспансии.

К. Минин и Д. Пожарский

Умение проводить поиск и отбор необходимой информации в источнике (фрагмент текста).

повышенный

2

3-5

Смута в конце XVI – начале XVII вв.

Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский

Называть выдающихся деятелей отечественной истории.

базовый

1

1-3

Умение работать с картой.

повышенный

2

3-5

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

Указывать (называть) основные даты, этапы и ключевые события истории России.

базовый

1

1-3

Россия при первых Романовых

Указывать (называть) основные даты, этапы и ключевые события истории России

базовый

1

1-3

Экономика России в XVII веке

Умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

повышенный

2

3-5

Церковный раскол. Никон и Аввакум

Указывать (называть) основные даты, этапы и ключевые события истории России.

базовый

1

1-3

Культура России в XVI- XVII вв.

Умение определять памятники

культуры на основе иллюстративного материала

повышенный

1

3-5

Хронология исторических событий.

Умение установить хронологическую последовательность событий отечественной истории

повышенный

2

3-5



Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. Веча существовали на Руси

   1) до X в.;    2) до XIII в.;    3) до XV в.;   4) до XVI в.

2. Уроки и погосты были введены

            1) княгиней Ольгой

            2) князем Ярославом

            3) князем Дмитрием Донским

            4) царицей Еленой Глинской

3. Дайте определение понятия «полюдье».

            1) дань, которую выплачивали русские князья золотоордынским ханам

            2) занятие мест в Боярской думе в соответствии с заслугами своих предков

            3) объезд князем с дружиной подвластных ему земель, плативших дань

            4) плата наместникам и волостелям за государственную службу

4. Кто из названных князей передал право на великое княжение своему сыну без разрешения золотоордынского хана?

1) Иван Калита

2) Дмитрий Донской

3) Василий II

4) Александр Невский

5. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о котором рассказывает летопись.

«Когда пришел, повелел ниспровергнуть кумиры, — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... После этого... послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».

6. Какие из названных мероприятий относились к преобразованиям князя Ярослава Мудрого? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

       1) создание свода законов Русская Правда

       2) введение уроков и погостов

       3) разгром Хазарского каганата

       4) окончательная ликвидация угрозы со стороны печенегов

7. Совещательный орган XV-XVII вв., в работе которого принимали участие бояре и окольничие.    

         1) вече

         2) Земский собор

         3) Боярская дума

         4) Избранная рада

8. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) Невская битва;              Б) Куликовская битва

В) стояние на реке Угре;   Г) введение Юрьева дня

9. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы, используйте в ответах информацию источника

«Однако ни отсутствие прочных экономических связей, ни племенная рознь не воспрепятствовали в IX веке объединению восточнославянских племенных союзов  в единое государство и на протяжении почти трех веков не приводили к его распаду. Причины перехода к раздробленности следует искать в появлении и распространении землевладения не только княжеского, но и частного, возникновении боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса становится теперь не дань, а эксплуатация зависимых людей внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол...».

1) Укажите имя киевского князя, сына Владимира Мономаха, после смерти которого, начался период, о котором  идет речь в отрывке?

2) Какие причины и предпосылки наступления этого периода называет автор? Укажите три причины (предпосылки).

10. Герой битвы у Долгомостья:

1) Ростислав  Мстиславович;     2) Меркурий Смоленский;    3) Владимир Мономах.

Вариант 2

1. По приказу Владимира Красное Солнышко был(а) построена

          1) Софийский собор в Киеве

          2) Софийский собор в Новгороде

          3)  Храм Пресвятой Богородицы или Десятинная церковь

          4)  церковь Киево-Печерского монастыря

2. Новгородская республика перестала существовать

            1) в IX в.; 2) в XIII в.; 3) в XV в.; 4) в XVI в. 

3. Прекращение ордынского владычества на Руси произошло после

           1) Куликовской битвы

           2) Невской битвы

           3) стояния на реке Угре

            4) взятия Казани

4.Система земледелия, при которой землю обрабатывали в течение нескольких лет, а затем, когда она истощалась, оставляли на 8-10 лет и переходили на новый участок, называется

            1) переложной

            2) двупольем

            3) трехпольем

            4) кормлением

5. Первым русским митрополитом на Руси был

             1)  Иларион;   2) Иона;    3) Алексий;   4) Макарий

6. Укажите название города, в котором особо почиталась Богородица, а в XII в. были созданы монументальные Золотые ворота по примеру Киевских, выстроены собор Успения Богоматери (Успенский собор) и Дмитриевский собор.

              1) Москва

              2) Киев

              3) Владимир-на-Клязьме

              4) Новгород

7. Какие из названных событий относятся к периоду государственной раздробленности? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

             1) принятие христианства

             2) Куликовская битва

             3) венчание Ивана IV на царство

             4) Невская битва

8. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о котором идет речь.

«Киевляне говорили: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми»... [князь] же говорил: «Хочу жити в Переяславце на Дунае... яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь».

9. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и ответьте на вопросы.

«Во-первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо и решительно стал на такую точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т.е. наследственную собственность московских князей... Во-вторых, в отношении прочих князей Владимиро-Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода [...] держался властно и повелительно... В третьих,.. Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами... оставил после себя несколько сыновей ... При этом в своем завещании он выразился так: «а по грехом отымет Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов второй сын [...], Юрий, считал себя наследником своего брата, как в московских землях, так и в великом княжении».

1) Укажите имя князя и имя митрополита, руководившего делами княжества «по малолетству князя».

2) Используя текст и знания из курса истории, укажите, где и когда произошло крупное сражение объединенного русского войска под руководством этого князя против ордынцев.

  1. Первое упоминание о Смоленске в летописи относится к:
  1.  862 г.    2)   863 г.   3) 882 г

Вариант 3

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

        1) введение Юрьева дня

        2) создание Русской Правды

        3) установление ордынского ига

        4) появления местничества

2. Какое из названных имен связано с Куликовской битвой?

        1) Иван Пересвет

        2) Сафоний Рязанец

        3) Евпатий Коловрат

        4) Афанасий Никитин

3. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком князе идет речь.

«После взятия Владимира татары рассеялись по Суздальской земле и разорили в ней до 14 городов. Между тем великий князь встретил Батыя на реке Сити, был побежден и сам пал в битве».

        1) Александр Ярославич

        2) Мстислав Удалой

        3) Даниил Романович

        4) Юрий Всеволодович

4. Один из результатов внутренней политики Ивана III

        1) формирование слоя служилых людей — социальной опоры великого князя

        2) создание центрального сословно-представительного органа власти

        3) принятие нового свода законов Русская Правда

        4) присоединение новых территорий в Сибири

5. Отметьте современников.

    А) Ярослав Мудрый;   Б) Иларион;  А) Никон;  Г) Макарий

6. Какие из названных мероприятий относятся к преобразованиям князя Владимира Святославича? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

       1) утверждение государственного герба — двуглавого орла

       2) строительство Десятинной церкви

       3) создание стрелецких полков

       4) создание сигнальных башен на границах

7. Расположите в хронологической последовательности появление следующих историко-литературных произведений

       А) «Задонщина»

       Б) «Слово о Законе и Благодати»

       В) «Сказание о князьях владимирских»

       Г) «Повесть временных лет»

8. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и напишите имя князя, о правлении    которого рассказывает писатель.

«Летописцы говорят, что с восшествием [князя] на престол великого княжения мир и тишина воцарились в Северной России; что монголы перестали наконец опустошать ее страны... Узбек и преемники его, довольствуясь обыкновенною данию, уже не посылали воевод своих грабить великое княжение... Головы князей все еще падали в Орде по единому мановению ханов: но земледельцы могли спокойно трудиться на полях, купцы ездить из города в город с товарами, бояре наслаждаться избытком ... Первое добро государственное есть безопасность и покой».

9. Прочтите отрывок из Симеоновской летописи и кратко ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории

«В лето 1325 пошел в Орду князь великий Дмитрий Михайлович. В ту же зиму, месяца ноября в 21, на память честного Введения святой Богородицы, князь Дмитрий Михайлович Тверской убил в Орде великого князя Юрия Даниловича, и привезли тело его в Москву и положили его в церкви святого Михаила ... В лето 1328 сел князь великий [...] на великом княжений всея Руси, и была с того времени тишина великая в течение 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули и успокоились христиане от великой истомы и от многой тягости, от насилья татарского, и была с того времени тишина великая во всей земле ... В лето 1339 князь великий [...] пошел в Орду, а с ним сыновья его, Семен и Иван, а князя Андрея, сына своего послал в Новгород Великий. В том же году и в Русь пришел князь великий [...] а в свою отчину пожалован богом и царем. В ту же зиму, месяца ноября в 25 замыслили строить город Москву, а окончили его той же зимой к весне в великий пост. В лето 1340 умер князь великий московский ... внук великого Александра, правнук великого Ярослава, в чернецах и в схиме ... и оплакивали его князья и бояре, вельможи, и все люди москвичи ... Сына же его князя Семена на погребеньи отца своего не было, был он в то время в Нижнем Новгороде. В ту же осень пришел из Орды князь Семен Иванович на великое княжение, с ним братья его, князь Андрей и Иван ...».

  1. Укажите имя великого князя и хронологические рамки его правления в Московском княжестве.
  2. Используя текст и знания из курса истории, укажите основные итоги его княжения.

10. Родоначальником династии смоленских князей был:

  1. Ростислав;      2) Мстислав;     3) Ярослав

Вариант 4

      1) 1. Отметьте хронологические рамки периода государственной раздробленности:

1) конец XI- середина XIII в;.  2) конец XI – начало XII в.;  3) начало XIII-40-е гг.XVI в.;  4) 30-е гг. XII-XV в.

2. Что из названного является последствием ордынского владычества?

       1) расширение культурных контактов между русскими княжествами

       2) прекращение созывов вече

       3) расширение торговых отношений с западными государствами

       4) распространение православия на территории Золотой Орды

3. В каком году была битва на реке Воже?

        1) в 1382 г.

        2) в 1480 г.

        3) в 1378 г.

        4) в 1380 г.

4. Как называлась плата крестьян за проживание на земле при уходе от землевладельца в Юрьев день?

        1) местничество

        2) кормление

        3) пожилое

        4) выход

5. Первые русские князья,  причисленные к лику святых

1) Владимир и Ярослав     3) Святополк и Мстислав

2) Борис и Глеб                   4) Олег и Игорь

6. Какие из названных событий относятся к внутренней политике Ивана III? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

         1) создание губных округов

         2) присоединение к Московскому государству Пскова

         3) введение ограничений на переходы крестьян от одного землевладельца к другому

         4) вывоз вечевого колокола из Новгорода в Москву

7. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

         А) стояние на реке Угре

         Б) сражение на реке Сити

         В) Невская битва

         Г) сражение на реке Шелони

8. Прочтите отрывок из летописи и напишите год, в котором произошло описываемое событие. 

«Когда пришел, повелел ниспровергнуть кумиры, — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».

9. Прочтите отрывок из работы современного искусствоведа Л. Любимова и кратко ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«Он при жизни почитался выдающимся мастером, но подлинная слава пришла к нему уже после смерти, причем далеко не сразу. Зато слава оказалась непреходящей ... И вот наступают времена, когда не только перед именем [...], но и рядом с ним ничье другое уже не упоминается, очевидно, как недостойное такой близости. Так летописец в рассказе о пожаре Благовещенского собора, вовсе не называя старших, вероятно уже забытых мастеров (а ведь одним из них был великий Феофан), сообщает, что «Деисус Андреева письма» попортился в жару и в дыму. А в середине XVI века Стоглавый собор повелевает «писать живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал [...]... Он еще застал в живых Сергия Радонежского, любимый ученик которого Никон заказал ему [икону]... Скажем о ней вкратце. К библейскому патриарху Аврааму явилось трое юношей, и он заклал тельца и пышно угостил их, угадав в дивных странниках воплощение извечного во многих религиях троичного начала Божества... Византийские художники передавали легенду во всех подробностях — со сценой заклания и со столом, уставленным явствами. [Художник] все сосредоточил на главном. В чаше ... — голова евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. [Художник] выявил то, что вечно: добро, жертвенность и любовь...».

1) В каком веке жил мастер? Как звали знаменитого иконописца?

2) Используя текст и знания из курса истории, укажите его учителя и название самой знаменитой иконы.

10. Смоленское княжество образовалось в:

1) 990 г.;      2) 1054 г.;       3) 1101 г.

                                 

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1)    2

1)     3

1)     2

1)      4

2)    1

2)     3

2)     1

2)      2

3)    3 

3)     3

3)     4

3)      3

4)    2

4)     1

4)     1

4)      3

5)    Владимир

5)     1

5)     АБ

5)      2

6)     14

6)     3

6)      24

6)      34

7)     3

7)    24

7)      ГБАВ

7)      БВГА

8)    АБВГ

8)    Святослав

8)     Иван Калита

8)      988 г.

10)    2

10)   2

10)   1

10)    2

Вариант 1, задание № 9

1.Укажите имя киевского князя, сына Владимира Мономаха, после смерти которого, начался период, о котором  идет речь в отрывке

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

  1. Мстислав Великий

Названо правильно имя князя ответа

1

Элемент ответа не назван или назван неверно

0

Максимальный балл

1

2) Какие причины и предпосылки наступления этого периода называет автор? Укажите три причины (предпосылки).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

  1. Появление и распространение  частного землевладения.
  2. Основой экономической мощи становится теперь не дань, а эксплуатация зависимых людей внутри вотчин.
  3. Князь стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

Названы все элементы ответа

2

Назван один (любой) элемент ответа

1

Элементы ответа не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

Вариант 2, задание № 9

1) Укажите имя князя и имя митрополита, руководившего делами княжества

 «по малолетству князя».

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

  1. Дмитрий Иванович (Донской)
  2. Алексий

Названы все элементы ответа

2

Назван один (любой) элемент ответа

1

Элементы ответа не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

2)Используя текст и знания из курса истории, укажите, где и когда произошло крупное

 сражение объединенного русского войска под руководством этого князя против ордынцев.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Куликово поле

2. 1380 г.

Названы все элементы ответа

2

Назван один (любой) элемент ответа

1

Элементы ответа не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

Вариант 3, задание № 9

1) Укажите имя великого князя и хронологические рамки его правления в Московском княжестве.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

  1. Иван Калита
  2. 1328 — 1340 гг.

Названы все элементы ответа

1

Назван один или все элементы ответа не названы или названы неверно

0

Максимальный балл

1

2) Используя текст и знания из курса истории, укажите основные итоги его княжения.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

  1. Получил право собирать дань с русских земель
  2. Превратил Москву в религиозный центр
  3. Расширил территорию Московского княжества

Названы все элементы ответа

2

Назван один (любой) элемент ответа

1

Элементы ответа не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

Вариант 4, задание № 9

1) В каком веке жил мастер? Как звали знаменитого иконописца?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

  1. Рубеж XIV-XV вв. (между 1360-1370 гг.-1430 г.) Допускается ответ: XV в.
  2. Андрей Рублев

Названы все элементы ответа

2

Назван один (любой) элемент ответа

1

Элементы ответа не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

2) Используя текст и знания из курса истории, укажите его учителя и название самой знаменитой иконы

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Феофан Грек

2. «Троица»

Названы все элементы ответа

2

Назван один (любой) элемент ответа

1

Элементы ответа не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

Критерии оценивания заданий

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

•   выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

•   допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

•  выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

•  если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

•  работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

•  работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.



Предварительный просмотр:

Спецификация

Контрольных измерительных материалов по Истории России для проведения промежуточной аттестации на уровне основного общего образования

6 класс

1. Назначение КИМ

Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Контрольные измерительные материалы (далее КИМ) позволяют установить уровень освоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по истории, уровень усвоения  предметного содержания курса истории России по программе основной школы,  выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднения у обучающихся и динамику результативности обучения. 

2. Документы, определяющие содержание и структуру КИМ

Содержание и основные характеристики КИМ определяются на основе следующих документов:

– Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (Приказ № 1897 Минобрнауки России от 17.12.2010 г., зарегистрированный Минюстом России 01.02.2011 г., рег. № 19644).

- Примерной программы основного общего образования по истории

-Требований Историко-культурного стандарта (ИКС)

- учебного плана МБОУ «Средняя школа №35» на 2017/18 учебный год;

- рабочей программы основного общего образования по истории России на 2017/2018 учебный год.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к построению моделей промежуточной аттестации определяются исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения. Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанного выше нормативного документа, Историко-культурного стандарта, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

– целей исторического образования в основной школе;

– специфики курса истории основной школы;

– ориентации не только на знание, но и в первую очередь на системно-деятельностный компонент исторического образования.

4. Содержание и структура КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из 9 заданий. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности. Каждый из вариантов состоит из двух частей:

часть 1 содержит:

4 заданий с выбором одного верного ответа (задания базового уровня сложности);

4 задания с кратким ответом (задания базового уровня повышенной сложности);

часть 2 состоит из 1-го задания - работа с текстом  (задание повышенного уровня сложности).

Содержание КИМ охватывает учебный материал по истории России, изученный в 6 классе.

5. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33 баллам

Базовый

4

4

32

Повышенный

5

10

68

Итого

9

14

100

Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта (ИКС)

Требования ИКС

Задания

(указано количество заданий данного типа

в варианте)

Знание основных событий, явлений, процессов

1. Задания на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (понятиями) – 1;

2. Задание на заполнение таблицы элементами из предложенного списка – 1;

3. Задание на определение исторического термина– 1;

Знание основных дат

Задание на установление хронологической последовательности – 1;

Знание исторических деятелей (персоналий)

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями – 1;

Работа с историческими источниками

Задания на анализ исторического текста (фрагмент) – 1;

Задание на умение работать с картой– 1.

Знание фактов истории культуры

Задания на работу с иллюстративным материалом – 1

6. Продолжительность проведения промежуточной аттестации

На выполнение всей работы отводится 45 минут. Среднее время выполнения одного задания 1-5 минуты.

7. Типы заданий, система оценивания выполнения промежуточной аттестации.

КИМ содержат 2 типа заданий:

1) с выбором ответа - это задания №№1;2;4;7

2) с открытым кратким ответом - это задания №№3;5;6;8

Задания первого типа предполагают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Они позволяют проверить знание терминов и понятий, основных характерных черт социальных явлений, причин и следствий событий и др.

Задания второго типа с открытым кратким ответом являются более сложными, информационно насыщенными. При их выполнении проверяются умения систематизировать и классифицировать явления, события и их характерные черты, соотносить единичные факты и общие процессы, определять термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту. Ответ даётся в виде сочетания цифр, слова.

Часть 1

Задание считается выполненным верно, если правильно указана цифра или последовательность цифр.  Задания: 1;2; 4; 7 выполненные верно оцениваются в 1 балл. 

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. 

Задания: 6; 8  оцениваются по следующему принципу:

Нет ошибок- 2 балла;

Допущена 1 ошибка- 1 балл;

Допущено 2 и более ошибок- 0 баллов.

Часть 2

Задание данной части (задание №9) оценивается в зависимости от полноты и правильности выполнения:

За полное выполнение задания – 3 балла

За выполнение задания  с 1-ой ошибкой– 2 балла.

За выполнение задания  с 2-мя ошибками– 0 балла

Для оценивания выполнения работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного отметку по пятибалльной шкале:

4-0 балл. – «2»  (неудовлетворительно)    

8-5 балл.- «3» (удовлетворительно)    

12-9 балл. – «4» (хорошо)      

14-13 балл.- «5» (отлично)

8. Обобщенный план работы

Проверяемые элементы

содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности

Макс

балл

Прим.

время вып-ния (мин)

Владимир I. Крещение Руси

Умение выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

повышенный

1

3-5

Ярослав Мудрый. Русская  Правда. Владимир Мономах

Умение выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

повышенный

2

3-5

Называть выдающихся деятелей отечественной истории

базовый

1

1-3

Экспансия с запада. Александр Невский.

Указывать (называть) основные даты, этапы и ключевые события истории России.

базовый

1

1-3

Завершение объединения русских земель. Свержение золотоордынского ига.

Иван III

Умение называть исторических деятелей и события на основе текста

повышенный

1

3-5

Становление органов власти Российского государства.

Умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

повышенный

2

3-5

Хронологическая последовательность исторических событий.

Умение устанавливать хронологическую последовательность событий отечественной истории.

повышенный

2

3-5



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ I

1. Какие из перечисленных реформ государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созыв первого Земского собора.

2) создание коллегий.

3) учреждение Государственного совета.

4) учреждение Сената.

5) отделение церкви от государства.

2. Расположите исторические события в хронологическом порядке.

1) начало Северной войны.

2) битва при Нови.

3) сражение у мыса Гангут.

4) выход России из Семилетней войны.

3. Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам), происходившим в России в период правления Екатерины II

1) Жалованная грамота дворянству; 2) Наказ;  3) рекрутская повинность; 4) «Просвещенный абсолютизм»

4. Что из перечисленного было следствием присоединения к Российской империи территории Крымского ханства в XVIII в.?

1) распад Османской империи.

2) обострение отношений между Россией и Османской империей.

3) второй и третий разделы Речи Посполитой.

4) установление дипломатических отношений между Россией и Болгарией.

5. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

В ходе войны русские войска захватили столицу Пруссии — город Берлин. Однако вскоре Россия заключила Петербургский мирный договор с Пруссией и начала подготовку к войне на стороне Пруссии против своих недавних союзников.

1) Укажите название войны, о которой идёт речь.

2) Укажите десятилетие, когда был заключён указанный мирный договор.

3) Почему произошёл указанный разворот во внешней политике России?

6. Укажите термин, о котором идёт речь.

Название политического режима в России в 30-е гг. XVIII в., характеризовавшегося засильем иностранцев, главным образом немцев, на важнейших государственных постах.

7. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)        УЧАСТНИКИ

А) Полтавская битва        1)            П.С. Салтыков

Б) Чесменское сражение        2)        Ф.Ф. Ушаков

В) сражение при Кунерсдорфе        3)            Г.А. Спиридов

        4)   А.Д. Меншиков

8. Какие из перечисленных дат связаны с разделами Речи Посполитой?

1) 1700 г.,   1709 г.,    1721 г.

2) 1768 г.,    1774 г.,   1791 г.

3) 1772 г.,   1793 г.,    1795 г.

4) 1725 г.,   1730 г.,    1741 г.

        

        

ВАРИАНТ II

1. Какие из перечисленных событий относятся к периоду правления Елизаветы Петровны? Выберите два правильных ответа

  1. учреждение Сената
  2. отмена внутренних таможенных пошлин
  3. упразднение патриаршества, создание Святейшего синода
  4. основание Московского университета
  5. ограничение службы дворян 25 годами

2. Расположите события в хронологическом порядке.

1) начало губернской реформы Екатерины II

2) открытие Академии наук

3) издание Жалованной грамоты городам

4) убийство Павла I

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к экономике Российского государства в первой четверти XVIII в. Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

1) гильдия; 2) меркантилизм; 3) ассигнации; 4) подушная подать; 5) биржа.

4. Что из перечисленного было основной целью Великого посольства?

1) создание коалиции государств против Турции.

2) поиск союзников в борьбе со Швецией.

3) заключение мирного договора с Пруссией.

4) знакомство с культурой и традициями восточных стран.

5. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

В 1722 г. Пётр I издал Указ о престолонаследии, который считают одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

1) Укажите год, к которому относят начало эпохи дворцовых переворотов.

2) Назовите императора, свергнутого в ходе последнего дворцового переворота в XVIII в.

3) Почему издание Указа о престолонаследии считается одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов?

6. Укажите термин, о котором идёт речь

Политика правителей в ряде европейских стран второй половины XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора.

7. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и их произведениями.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А)   Д.Г. Левицкий

Б)   А.Н. Радищев

В)   В.Н. Татищев

Г)   В.И. Баженов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    1)    «История Российская»

    2)    Дом Пашкова

    3)    «Путешествие из Петербурга в Москву»

    4)    комедия «Недоросль»

    5)    картина «Екатерина - законодательница» 

8. Когда в России было упразднено патриаршество?

1) в 1714 г.     2) 1726 г.     3) 1721       4) 1722 г.

ВАРИАНТ III

1. Какие три из перечисленных событий относятся к эпохе дворцовых переворотов?

1) Щвейцарский поход  А.В.Суворова

2) подписание Белградского мирного договора

3) Разделы Речи Посполитой

4) Губернская реформа

5) Петр III  принял «Манифест о вольности дворянской»

6)  создан Верховный тайный совет

2. Расположите события в хронологическом порядке.

1) Семилетняя война

2) смерть Петра III

3) битва при Нови

4) заключение Георгиевского трактата между Россией и Восточной Грузией

3. Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам), происходившим в России в период правления Петра I. Укажите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.

1) губерния; 2) верховники; 3) Святейший синод; 4) рекрут; 5) коллегии.

4. Что из перечисленного стало одним из результатов русско-турецкой воины 1768-1774 гг.?

1) формирование антитурецкой коалиции — Священной лиги

2) признание Османской империей независимости Крымского ханства

3) признание Османской империей вхождения Крыма в состав Российской империи

4) потеря Россией Азова

5. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

В начале Северной войны русская армия  осадила вражескую крепость. Внезапно появившаяся неприятельская армия во главе с королём разгромила русские войска и заставила их отступить. Во время сражения противнику сдались иностранные офицеры, служившие в русской армии.

1) Укажите год, когда состоялось это сражение.

2) Укажите название города, у которого оно произошло.

3) Укажите одно любое действие Петра I, предпринятое для повышения боеспособности русской армии после этого поражения.

6. Укажите термин, о котором идёт речь.

Условия вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом с целью ограничения самодержавной власти монарха.

7. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

А) взятие русскими войсками Бахчисарая в 1736 г.

Б) создание  первого профессионального театра.    

В) социальные движения в период правления Петра I. 

УЧАСТНИКИ

1)   Ф.Г. Волков

   2)   К.А. Булавин

3)   П.А. Пален

 4)   Б.К. Миних

  8.  Чем  знаменателен  в истории  России 1755 г?

1) победой России в Семилетней войне

2) провозглашением в России империи

3) открытием Московского университета

4) открытием Российской академии наук

ВАРИАНТ IV

1. Какие из перечисленных событий относятся к периоду правления Екатерины II?

1) ограничение срока службы дворян 25 годами

2) заключение Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей

3) создание Верховного тайного совета

4) издание Манифеста о свободе предпринимательства

5) вступление России в Семилетнюю войну

2. Расположите события в хронологическом порядке.

1) упразднение Запорожской Сечи

2) введение в России рекрутской повинности

3) учреждение Верховного тайного совета

4) открытие Академии наук

3. Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям, процессам), происходившим в России в период правления Петра I. Укажите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.

1) фискал; 2) посессионные крестьяне; 3) меркантилизм; 4) ассигнации; 5) ратуша.

4. Что из перечисленного было следствием преобразований Петра I?

1) отмена местничества.

2) окончательное подчинение церкви государству.

3) юридическое оформление крепостного права.

4) формирование сословно-представительной монархии.

5. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Императора Павла I иногда называют «крестьянским царём». В то же время Павел I своими действиями вызвал недовольство дворянства.

1) Укажите год вступления на престол Павла I.

2) Укажите одну любую меру Павла I, которая дала основания называть его «крестьянским царём».

3) Укажите одну любую меру Павла I, которая вызвала недовольство широких кругов дворянства.

6. Укажите термин, о котором идёт речь.

Основной прямой налог в России в XVIII в., взимаемый с мужского населения податных сословий.

7. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и их достижениями.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А)  Б.Ф. Растрелли

Б)  В.И. Баженов

В)  Э. Фальконе

Г)  И.Е. Старов

ДОСТИЖЕНИЯ

1)     памятник Петру I в Петербурге

2)     Таврический дворец в Петербурге

3)     Зимний дворец

4)     Дом Пашкова в Москве

5)     памятник Минину и Пожарскому в Москве

8. В каком году были изданы Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам?

1) 1785 г.          2) 1762 г.           3) 1764 г.      4) 1778 г.

 

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1)  2; 4

1)  2; 4

1)  2; 5; 6

1)  2; 4

2)  1; 3; 4; 2

2)  2; 1; 3; 4

2)  1; 2; 4; 3

2)  2; 4; 3; 1

3)   3

3)  5

3)  2

3)  4

4)   2

4)   1

4)  2

4)   2

5) 1.Семилетняя война;

2. 60-е годы XVIII в.

3.  Смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III, для которого Фридрих был кумиром.

5) 1. 1725 г.

2. Петр III.

3. Петр I изменил традиционный порядок наследования престола «Указом о наследовании престола». 

5) 1. 1700 г.

2.  г. Нарва

3. Проведение военной реформы.

5)  1.1796 г.

2. «Указ о трехдневной барщине» 1797 г.

3. Лишение сословных привилегий за уголовное или военное преступление.

6)  «бироновщина»

6)  «просвещенный абсолютизм»

6)  «кондиции»

6)  «подушная подать»

7)  А4; Б3; В1

7) А5; Б3; В1; Г2

7)  А4;  Б1;  В2

7)  А3;  Б4;  В1;  Г2

8)   3

8)  3

8)   3

8)   1

9)   1. А; Г      2. А; Б

9)  1.Б; Д       2. Г; Б

9)  1. А; В   2. А; Б

9)  1.А; Г      2. А; В

10)  1) 4;   2) 2;

3)  Кунерсдорф

10)  1) 1;   2) 4;

3)  Крымское ханство

10) 1) 2;    2) 5;

 3)  Речь Посполитая

10)  1) 4;    2) 3  

3)  А.В. Суворов



Предварительный просмотр:

                 C:\Users\User\Documents\Дидакт. материал\media\image24.jpeg

9. Рассмотрите  данные изображения и ответьте на вопросы.

9.1. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

А)  С именем императора, изображённого на картине, связана Северная война, в итоге которой Россия получила выход в Балтийское море.

Б)  В правление императора, изображённого на картине, произошло восстание Пугачёва.

В)  С именем императора, изображённого на картине, связаны русско-турецкие войны, в итоге которых Россия получила выход в Чёрное море.

Г) Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы России — города Санкт-Петербурга.

Д) В правление императора, изображённого на картине, были осуществлены разделы Речи Посполитой.

9. 2. Кто из представленных ниже российских правителей занял престол в результате дворцового переворота? В ответе запишите две буквы, под которыми указаны эти правители.

 А) Екатерина I                                    Б) Елизавета Петровна

image25image26C:\Users\User\Documents\Дидакт. материал\media\image27.jpeg

image28

    В)  Петр II                                                 Г)  Анна Иоанновна                         



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\Дидакт. материал\media\image68.jpeg

9. Рассмотрите  данные изображения и ответьте на вопросы.

9.1. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

А) На картине изображена императрица Елизавета Петровна.

Б) На картине изображена императрица Екатерина Великая.

В) В правление императрицы, изображённой на картине, был открыт Московский университет.

Г) В правление императрицы, изображённой на картине, произошла Северная война.

Д) С именем императрицы, изображённой на картине, связано присоединение к России Крыма и Причерноморья.

9.2. Кто из представленных ниже российских императоров занимал трон до императрицы, изображённой на картине, и кто наследовал трон после неё? В ответе запишите две буквы, под которыми они указаны.

C:\Users\User\Documents\Дидакт. материал\media\image69.jpeg

Император Петр II                                                   Император Петр III


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Спецификация

Контрольных измерительных материалов по Истории России для проведения промежуточной аттестации на уровне основного общего образования

8 класс

1. Назначение КИМ

Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Контрольные измерительные материалы (далее КИМ) позволяют установить уровень освоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по истории, уровень усвоения  предметного содержания курса история России по программе основной школы,  выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднения у обучающихся и динамику результативности обучения. 

2. Документы, определяющие содержание и структуру КИМ

Содержание и основные характеристики КИМ определяются на основе следующих документов:

– Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (Приказ № 1897 Минобрнауки России от 17.12.2010 г., зарегистрированный Минюстом России 01.02.2011 г., рег. № 19644).

- Примерной программы основного общего образования по истории

-Требований Историко-культурного стандарта (ИКС)

- учебного плана МБОУ «Средняя школа №35» на 2018/19 учебный год;

- рабочей программы основного общего образования по истории России на 2018/2019 учебный год.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к построению моделей промежуточной аттестации определяются исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения. Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанного выше нормативного документа, Историко-культурного стандарта, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

– целей исторического образования в основной школе;

– специфики курса истории основной школы;

– ориентации не только на знание, но и в первую очередь на системно-деятельностный компонент исторического образования.

4. Содержание и структура КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из 10 заданий. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности. Каждый из вариантов состоит из двух частей:

часть 1 содержит:

4 заданий с выбором одного верного ответа (задания базового уровня сложности);

4 задания с кратким ответом (задания базового уровня повышенной сложности);

часть 2 состоит из 2-х заданий - работа с картой  (задание повышенного уровня сложности) и работа с иллюстрациями.

Содержание КИМ охватывает учебный материал по истории России, изученный в 8 классе.

5. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33 баллам

Базовый

5

5

32

Повышенный

5

12

68

Итого

10

17

100

Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта (ИКС)

Требования ИКС

Задания

(указано количество заданий данного типа

в варианте)

Знание основных событий, явлений, процессов

1. Задания на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (понятиями) – 1;

2. Задание на заполнение таблицы элементами из предложенного списка – 1;

3. Задание на определение исторического термина– 1;

Знание основных дат

Задание на установление хронологической последовательности – 1;

Знание исторических деятелей (персоналий)

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями – 1;

Работа с историческими источниками

Задания на анализ исторического текста (фрагмент) – 1;

Задание на умение работать с картой– 1.

Знание фактов истории культуры

Задания на работу с иллюстративным материалом – 1

6. Продолжительность проведения промежуточной аттестации

На выполнение всей работы отводится 45 минут. Среднее время выполнения одного задания 1-5 минуты.

7. Типы заданий, система оценивания выполнения промежуточной аттестации.

КИМ содержат 2 типа заданий:

1) с выбором ответа - это задания №№1; 3; 4; 8

2) с открытым кратким ответом-это задания №№2; 5; 6; 7

Задания первого типа предполагают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Они позволяют проверить знание терминов и понятий, основных характерных черт социальных явлений, причин и следствий событий и др.

Задания второго типа с открытым кратким ответом являются более сложными, информационно насыщенными. При их выполнении проверяются умения систематизировать и классифицировать явления, события и их характерные черты, соотносить единичные факты и общие процессы, определять термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту. Ответ даётся в виде сочетания цифр, слова.

Часть 1

Задание считается выполненным верно, если правильно указана цифра или последовательность цифр.  Задания: 1;3; 4;6; 8 выполненные верно оцениваются в 1 балл. 

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. 

Задания: 2; 5; 7  оцениваются по следующему принципу:

Нет ошибок- 2 балла;

Допущена 1 ошибка- 1 балл;

Допущено 2 и более ошибок- 0 баллов.

Часть 2

Задание данной части (задание №№9; 10) оценивается в зависимости от полноты и правильности выполнения:

За полное выполнение задания – 3 балла

За выполнение задания  с 1-ой ошибкой– 2 балла.

За выполнение задания  с 2-мя ошибками– 1 балла

За выполнение 1/2 задания и менее - 0 баллов

Для оценивания выполнения работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного отметку по пятибалльной шкале:

 0 - 9 балл. – «2»  (неудовлетворительно)    

10 -12 балл.- «3» (удовлетворительно)    

13 - 15 балл. – «4» (хорошо)      

16 - 17 балл.- «5» (отлично)

8. Обобщенный план работы

Проверяемые элементы

содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности

Макс.

балл

Прим.

время вып-ния (мин)

Рождение Российской империи.

Умение выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

повышенный

2

3-5

Группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

повышенный

2

3-5

Правление Петра I. Северная война.

Умение определять причины и следствия исторических событий.

повышенный

2

3-5

Умение работать с картой

повышенный

2

3-5

Правление Елизаветы Петровны.

Умение выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

повышенный

1

3-5

Указывать (называть) основные даты, этапы и ключевые события истории России.

базовый

1

1-3

«Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II

Умение проводить поиск и отбор необходимой информации в источнике (фрагмент текста).

повышенный

2

3-5

Внешняя политика России в 1762-1796 годах

Называть выдающихся деятелей отечественной истории.

базовый

1

1-3

Умение работать с картой.

повышенный

2

3-5

Павловская Россия

Указывать (называть) основные даты, этапы и ключевые события истории России.

базовый

1

1-3

Экономика России в XVII веке

Умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

повышенный

2

3-5

Культура России в XVIII вв.

Умение определять деятелей

культуры и исторические личности на основе иллюстративного материала

повышенный

1

3-5

Хронология исторических событий.

Умение установить хронологическую последовательность событий отечественной истории

повышенный

2

3-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

Проверочная работа по истории России 9 класс по Разделу 1. «Россия на рубеже XIX-XX в».

Проверочная работа по истории России 9 класс по Разделу 1 "Россия на рубеже XIX-XX в"...

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

«Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке » , история России 8 класс

       Урок  проводится перед  уроком обобщения  знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению  более п...

КИМы по истории 5-10 классы.

Цель - проверить знание детьми фактического материала (персоналий, событий и дат, культурных достижений), причинно-следственных знаний, знание карты, умения сравнивать, анализировать, делать обобщающи...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...