Религия древних египтян
план-конспект урока по истории (5 класс)

Михайлова Елена Павловна

Урок открытия нового знания 5 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.86 МБ
Файл урок открытия нового знания20.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религия древних египтян

Слайд 2

Храмы древнего Египта Храм – это жилище богов

Слайд 3

Жрецы – это служители богов Жрец знал особые молитвы и входил в храм, где жил бог.

Слайд 4

Бог Солнца Амон - Ра Какое явление природы отражает этот миф? Какое явление природы отражает этот миф?

Слайд 5

Бог Земли – Геб и богиня Неба - Нут

Слайд 6

Бог мудрости - Тот Именно он научил египтян писать и читать

Слайд 7

Богиня Бастет – покровительница женщин и их красоты

Слайд 8

Миф об Осирисе и Исиде Какое явление природы отражает этот миф?

Слайд 9

Бог Сет – бог пустыни и песчаных бурь

Слайд 10

Подарок Сета

Слайд 11

Исида - богиня плодородия, воды и верности

Слайд 12

Исида и Гор

Слайд 13

Гор и Сет

Слайд 14

Воскресение Осириса

Слайд 15

Осирис, Исида и их сын Гор

Слайд 16

«Царство мертвых» в древнем Египте

Слайд 17

Суд Осириса

Слайд 19

Мумия в саркофаге

Слайд 20

Фараон – царь среди людей

Слайд 21

Загадочный Египет



Предварительный просмотр:

План урока по истории в 5 классе             Тема урока: Религия древних египтян

Цели: 

знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;

продолжение воспитания у детей интереса к религии Древнего Египта;

Основные понятия: религия, храм, статуи,   Боги Амон-Ра, Тот, Осирис, Сет, миф.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование:  презентация, учебник, контурные карты, тесты.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Цель этапа: психологический настрой.

  1. Проверка знаний и умений.

Цель этапа: актуализация знаний  о причинах, ходе и значение военных походов фараонов.

1. Исторический диктант.

Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

 У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

2.Устно:

      А) Что собой представляло войско фараона?

      Б)  Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

      В)  Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

3. Контурная карта: военные походы фараонов.

III. Изучение новой темы.

Цель этапа: знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена.

Работа с презентацией.

Слайд 1

1.  Боги и жрецы.

Рассказ учителя.

-  Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Стр. 51-52.

Слайд 2

Храмы – это жилища богов

Слайд 3

Жрецы – это служители богов

2.  Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

Работа с текстом учебника.

Стр. 52 п. Что рассказывали египтяне о своих богах.

Прочитав пункт, расскажите каким богам поклонялись древние египтяне? Перечислите их.

Работа с презентацией и запись новых понятий

Слайд 5

Б) Геб  - бог Земли

В) Нут – богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида – смена времен года.

Рассказ учителя.

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

 Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и  в  жестокой  схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

 Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Рассказ учителя.

Погребальные обряды Египта

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

Работа с текстом учебника.

Стр. 56

Вывод: так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов».

Работа с понятиями.

Жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей.

IV.Закрепление пройденного на уроке.

Цель этапа: выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы.

  1. Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?
  2. Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?
  3. «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

V. Итог урока.

Цель этапа: выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Цель этапа: разъяснение домашнего задания.

П. 10, нарисовать Богов Древнего Египта или сцену из какого-либо мифа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

религия древних египтян 5 класс

презентация к уроку...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Урок истории в 5 классе "Религия древних египтян"

Урок изучения новог оматериала по истории Древнего мира в 5 классе...

Религия древних египтян

Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараона....

УРОК В 5 КЛАССЕ."РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Цели урока:1.     Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.2.     Продолжить формирование умений анализировать исторические ф...

Религия древних египтян

Конспект урока...