Лэпбук на уроках истории как результат исследовательской деятельности учащихся.
творческая работа учащихся (7 класс)

Михайлова Елена Павловна

методическая разработка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лэпбук на уроках истории как результат исследовательской деятельности учащихся.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому».

  Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в реализации которого центральным компонентом становится деятельность ученика.

ФГОС требует создать условия, при которых учащиеся будут:

- самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;

- учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению);

- развивать исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать);

- развивать системное мышление.

Одним из способов достижения этих  целей является проектно-исследовательская деятельность.

      Формирование исследовательской культуры школьников на уроках и во внеурочное время происходит через использование исследовательского метода, разные дидактические приемы и действия:

- Составление плана

-Составление схем опор к тексту, таблиц, диаграмм

-Сравнение и анализ событий, явлений

-Составление вопросов, памяток, таблиц.

-Элементы игровых технологий –«Узнай героя» «Кроссворд», «найди ошибки» и другие…

- Использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации.

- Самостоятельная работа с документом.

- Решение исторических задач, проблемных ситуаций и вопросов.

-написание эссе и сочинений «Один день рыцаря», «Путешествие в какую-либо страну», « Моё отношение к какому-либо событию»

 -проекты, включая мини-проекты : создать модель современного политика, ученого, предпринимателя.

Например, на вводном уроке по истории Древнего мира учащиеся получают задание: используя дополнительный материал, помощь родителей, творческие способности, создают наглядный проект-рекламу, целью которого должна стать заинтересованность учащихся в изучении нового предмета.  Работают в мини-группах, на уроке презентуют и инсценируют  проект,

Очень важно, что при этом материал не представлен учащимся в готовом виде, а “добыт” и обработан им самостоятельно. 

Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме и чтобы проектная деятельность стала для учащегося увлекательной и посильной?

Я стала использовать такую интерактивный метод  систематизации знаний, как лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга, дословно «наколенная книга»). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта. Эта книга дает возможность продолжать работать с материалом без ограничения времени. Находить новое по данной теме возвращаться и пополнять интересными фатами, материалами.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравится). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?

 Работа проходит в несколько этапов:

- выбор темы (Что я знаю о …..)

- обсуждение плана;

- создание макета; (дети работают с материалом учебника или заранее найденными ресурсами при получении опережающего задания)

- изготовление лэпбука (можно дополнить на следующем уроке разными интересным дополнительным  материалом  по изученной теме или придумать интересное задание (ребусы, кроссворды, загадки).

- презентация и использование на уроке

Я хочу показать, как учащиеся 8 классов создавали лэпбуки. Было предложено несколько тем по истории России 18 века, но учащиеся могли взять и свою более узкую тему. Это было домашнее задание, которое они выполняли в мини-группах (2-3 человека). Потом презентовали на уроке в течение 3-4 минут. В конце презентации представляли задания классу по теме (задания были в отдельных кармашках книги). Оценивали работу друг друга сами учащиеся. В эту работу активно включались слабые дети, им в такой форме было намного легче запомнить учебный материал. Решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. В зависимости от уровня способностей учащихся получаются различные виды проектов/ Более подготовленные дети могут создать интегрированный лэпбук, содержащий информацию по двум и более предметам.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, учащиеся из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем.

Необходимо отметить, что, работая над творческими заданиями лэпбука, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований.

Такая работа не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость учащихся моего класса.

Повысилась самооценка учащихся и мотивация к проектной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Лэпбук на уроках истории как результат исследовательской деятельности учащихся» Михайлова Е.П СОШ №174

Слайд 2

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ФГОС повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ»

Слайд 3

ФГОС требует создать условия, при которых учащиеся будут : - самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников; - учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению); - развивать исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать); - развивать системное мышление.

Слайд 4

ЛЭПБУК ( lap – колени, book – книга) – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация на заданную тему.

Слайд 6

ЛЭПБУК обеспечивает возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); разнообразие игровых заданий; интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); возможность структурировать сложную информацию;

Слайд 7

ЛЭПБУК обеспечивает возможность разнообразить самую скучную тему; научить простому способу запоминания компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке); вариативность использования заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Слайд 8

ФОРМЫ РАБОТЫ

Слайд 9

Создание лэпбука содержит все этапы проекта: выбор темы; обсуждение плана; создание макета; изготовление лэпбука ; презентация и использование на уроке

Слайд 10

II . СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результат проектно-исследовательской деятельности учащихся по теме: «Как рубашка в поле выросла»

Учащиеся изучили и исследовали тему, разработали сценарий, подготовили реквизиты спектакля  и показали процесс изготовления рубашки в старину.  В прошлые века русские и удмурты шили одежду ...

Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности

эта работа является итовой работой в рамках именного образовательного чека в курсе: Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования...

Использование информационных технологий на уроках истории для активизации познавательной деятельности учащихся.

   21 век - век информационных технологий. Компьютеризация охватила все стороны нашей жизни. Образование также на путь модернизации.Перед учащимися и учителем ставятся новые задачи. Д...

Инновационный проект: "Формирование патриотического самосознания учащихся на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности"

Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую ...

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...