Организация мотивационно-целевого компонента урока истории и обществознания(ФГОС)
методическая разработка

Михайлова Елена Павловна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мотивационно-целевого  компонента  урока истории и обществознания(ФГОС)

Современный урок – это урок, на котором ученик выступает в роли не пассивного слушателя, а активного участника процесса. Основой такого урока должна стать самостоятельная деятельность ученика на всех этапах, его осмысленный выбор и осознанная ответственность за этот выбор. Структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;

рефлексивно-оценочный

Я остановлюсь на первом этапе..

Мотивационно-целевой этап – первый этап в структуре любого урока, и потому – смыслообразующий. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной, целенаправленной, результативной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельную позицию, возникают побуждения: узнать, понять, найти, доказать и т.д..

На языке универсальных учебных действий целеполагание относится к регулятивным УУД и означает постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Целеполагание включает такие структурные компоненты, как формулирование темы урока, его целей и/или задач, планирование деятельности по их достижению.

 1.Целевой компонент урока

 

Соответствует ФГОС

(развивающее обучение)

Не соответствует ФГОС

(традиционное обучение)

учитель подводит учащихся к осознанию

темы и целей урока, а учащиеся сами их формулируют, определив границы своего знания и незнания, сами определяют способы достижения намеченной цели.

Перед учащимися ставятся конкретно-практические задачи

Учащиеся не осознают цели своей деятельности, не понимают способов действий, с помощью которых выполняются задания

Цели ставятся учителем или не ставятся вообще

Приёмы, которые учитель может использовать на уроках истории и обществознания на первом этапе.

Прием «Что лишнее?» или «Чистая доска» Этот приём помогает закрепить пройденный материал, актуализировать знания. Детям он очень нравится, потому что они сами выбирают понятие и раскрывают его. Например тема «Религия древних египтян» на доске учитель прикрепляет следующие понятия: колесница, Нубия, Тутмос, ливийцы, гробница, вельможа, храмы, Осирис, Амон-Ра, жрецы. Большинство из этих понятий известны учащимся из прошлых тем. Они их раскрывают, остаётся 2-3 понятия, которые вызывают затруднения. Учащиеся пытаются сами определить тему урока и записывают в тетрадь.

      Прием «Проблемная ситуация». 

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспринимается как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

При изучении темы «Финикийские мореплаватели» в 5 классе: «Сегодня мы познакомимся с народом, отношение к которому было двойственным. Одни хвалили и прославляли этот народ, а другие проклинали. Как вы думаете, за что можно было заслужить такую славу?». Затем использование карты, по которой необходимо найти государства Восточного Средиземноморья. Затем ученики сами могут сформулировать тему.

При изучении темы «Появление неравенства и знати» в 5 классеучитель сообщает такие сведения «Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У станы могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? Предположите, о чём пойдёт речь у нас на уроке».

       Прием «Ассоциации». Учащимся предлагается просмотреть специальным образом подобранные изображения и назвать слова-ассоциации, связанные с данными изображениями. Можно использовать также ассоциации со словами.

На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашивают детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас.

Например на первом же уроке в пятом классе ассоциации к слову история: «наука, ученые, археологи, прошлое, древность, раскопки, наскальные рисунки, иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений. Кроме того такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций.

Прием «Эпиграф». Учащимся предлагают осмыслить текст или фразу, подумать над тем, как она может быть связана с темой урока.

Урок обществознания в 5 классе . Тема «Образование в жизни человека» учитель приводит цитату греческого философа Эпиктета «Только знающий человек истинно свободен» Учащиеся объясняют смысл высказывания и формулируют название темы.

Урок истории в 6 классе.

  • «Ты прими- де Грозный царь, ты поклон от Ермака,

Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну,

Всю Сибирскую страну, дай прощенья Ермаку!»

Мотивация: 

 1) Кто такой царь и о каком царе идёт речь?

2) Что имеется ввиду под словами «Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну»?

3) За что Ермак просит прощения?

- Сформулируйте тему урока? На доске («завоевание?» или «присоединение?» Сибири  - спорный вопрос).

Прием «Отсроченная догадка». Учащимся предлагается интересный эпизод, содержащий интригу. При изучении темы «Законы царя Хаммурапи» учитель сообщает: «В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в городе Сузы на территории Междуречья чёрный базальтовый столб. (показ изображения столба). Как вы думаете, чем уникален этот столб? (записи, которые на нём сделаны). Интересно ли вам узнать, о чём этот текст и кому он посвящён?

Работа с исторической картой Так как в 5 классе изучается история многих стран, я часто использую в начале урока историческую карту в целях мотивации и формулирования темы урока.

          Тема «Пунические войны». Учитель сообщает информацию «Карфаген был самым богатым государством на Средиземном море. Он контролировал огромные территории. У него был лучший флот и большая наёмная армия. К 264 году до.н.э. Рим завершил объединение Италии, разгромил опаснейших врагов. Как вы думаете, возможен ли конфликт между этими двумя государствами? Из-за чего может возникнуть конфликт?» Учащиеся, используя карту, отвечают на вопрос и пытаются сформулировать тему урока.

При изучении темы «Внешняя политика России при Иване Грозном» использование двух карт. Учащиеся сравнивают карты, выделяют различия и формулируют тему урока.

Прием «На страницах литературных произведений». 

В  начале урока часто рассказываю какую-нибудь притчу или отрывок из литературного произведения.

Стихотворение М.Цветаевой.

Все рядком лежат –

Не развесть межой

Поглядеть: солдат!

Где свой, где чужой?

Белым был – красным стал

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал:

Смерть побелила.

- Почему не публиковалось 72 года? На основе стихотворения определите тему урока? Сформулируйте проблему, существующую в обществе? Готово ли наше общество к такому пониманию гражданской войны? Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли вы с автором? 

Апелляция к жизненному опыту детей. 

Пример  Древние греки изобрели театр.
           Вы были в театре? Где он находится? Опишите его: кто там играет, когда идут спектакли, кто исполняет мужские и женские роли, какие пьесы могут идти.  
Постановка учебной задачи,  мотивация:
- Определите тему урока.
Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя уже прошло две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, и пали многие империи, а театр есть. Значит - это изобретение эллинов пришлось человечеству по душе.
                Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Но
празднества в честь богов устраивались во всех древних странах, а театр почему-то возник именно в Древней Греции.
        - Почему не Вавилония или Египет стали его родиной, ведь там тоже была высоко развитая  культура?

          Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.  Например: вопрос ребенка : «Ну зачем мне нужно изучать рыночные отношения?». Привожу пример, «А ты знаешь, что  на рынке существует 101 способ обвешивания покупателя?»

В старших классах иногда рассказываю какой-нибудь исторический анекдот в начале урока

Воробей идет по полю и ищет хлебные зёрнышки, но их попадается мало…   Другой у него спрашивает: «Ты что не местный?»  

«Да, я из СССР прилетел».  

«Что, у вас совсем есть нечего?»

«Что ты, зернышек у нас много,  хоть объешься, да вот только почирикать захотелось…»

 - Мотивация: Охарактеризуйте продовольственную и политическую ситуацию в СССР?

Составление кластера

Тема «Родовые общины охотников и собирателей»

Учитель сообщает: «Около 100 тыс. лет назад на земном шаре началось общее похолодание, вследствие чего с севера начал наступление ледник. Медленно сползая с севера на юг, ледник покрыл даже те земли, на которых сейчас расположены Киев и Волгоград.Смогут ли люди выжить в этих условиях? Что могло их спасти?». Учащиеся работают в группах и составляют схему «Что делать древнейшим людям?

----------- изобрести новые орудия труда

----------изменить форму коллектива

---- научиться пользоваться огнём

---- изобрести новые способы ведения охоты

----- сшить одежду

---- построить жилища

Затем учитель сообщает о том, что коллективы людей изменились и стали называться родовыми общинами. Записывается тема и идёт работа над понятием.

 Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

Занимая на уроке достаточно большое количество времени, тем не менее, он является

эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу

учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся

у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или

думают ученики по обсуждаемой теме урока или занятия. На доске можно

нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все

ученики вместе знают об изучаемой теме. Далее обмен информацией

проводится по следующей схеме:

1.Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть

организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали

имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

Можно использовать и такие приёмы, как

 Прием «Практическая значимость теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.

Прием «Удивляй». Всем хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такое задание, при котором даже очевидные вещи становятся удивительными или абсурдными.

 Отгадывание кроссворда. Можно использовать в начале урока как подведение к теме.

Как известно, цели являются наиболее сильным мотиватором деятельности человека. Именно поэтому в контексте новых подходов к уроку его мотивационно-целевой этап становится идеологически важным. Фиксация учебных целей позволит учителю обращаться к ним в течение урока, а по его завершении проанализировать вместе с учащимися, достигнуты ли данные цели, и сформулировать домашнее задание в зависимости от полученных результатов.

Источники:

  1. Хуторской А. В Проблемы и технологии образовательного целеполагания. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт. (http://standart.edu.ru/).
  3. Модульная технология планирования учебной темы. Введение ФГОС основного общего образования.(http://menobr.ru).
  4. Пашкевич А.В. Компетентностно – ориентированный урок. – Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
  5. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.– СПб.: КАРО, 2013.
  6. http://www.fgos-spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию ФГОС Боголюбов

Программа составлена к УМК Боголюбов на основе программы под его же редакцией....

Рабочая программа для 5 класса по обществознанию (ФГОС)

Программа отвечает всем требованиям ФГОС, вместе с календарно-тематическим планированием. УМК Боголюбова...

Рабочая программа по обществознанию ФГОС 6 класс

Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематически планированием....

КТП обществознание ФГОС 5 класс по Баласс

КТП обществознание ФГОС 5 класс по Баласс...

Рабочии программы по истории и обществознанию фгос 5-9 класс

Рабочии программы составлены из материалов с сайтов и основной образовательной программы ФГОС с 5-9 класс с характеристиками УУД...

Рабочии программы по истории и обществознанию фгос 5-9 класс

Рабочии программы составлены из материалов с сайтов и основной образовательной программы ФГОС с 5-9 класс с характеристиками УУД...

Тематическое планирование по обществознанию. ФГОС. 5 класс

Тематическое планирование по обществознанию. ФГОС. 5 класс...