Программа
методическая разработка по истории (7 класс)

Программа по музейному практикуму история в лицах 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Zombi\Desktop\отскан титульные\история в лицах.jpeg

Пояснительная записка 

Рабочая программа  курса « Музейный практикум: История  в лицах» для 7 класса  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе:

        Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2016 года № 273-ФЗ; Историко-культурный  стандарт,  разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина  от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334; учебного плана МАОУ СОШ № 43  на 2020-2021учебный год.

Основная цель курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.

Основные ценностные ориентиры:

- осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

- осознание роли личности в истории;

- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию.

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания их мотивов и сущности деятельности.  В связи с этим бывает сложно учащимся составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный   курс внеурочной деятельности и одновременно обосновывает актуальность преподавания данной дисциплины.

Курс « Музейный практикум: История   в   лицах» для 7 класса  рассчитан на 35 часов. Данный курс призван решать следующие задачи:

- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Основные принципы организации деятельности:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год – 35 часов.

Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о роли личности в истории обучающихся 7 класса  предложен  курс «История в лицах» . Программа  рассчитана на 35 часов в год: по 1 часу в неделю.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «История России в лицах» 7 класс

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

В процессе изучения курса происходит формирование  умений:
Анализ и сопоставление фактов.

  • Анализ документов.
  • Работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой.
    представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность
  • исторических личностей, формулирование собственной позиции;
  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
  • Оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников.
  • Умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.
  • Умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.
  • Умение систематизировать материал.
  • Умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.
  • Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
  • Умение оценивать свою и чужую деятельность, обсуждать результаты исследований, участвовать в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся  предметные умения и навыки:

  • Определять достоверность исторических фактов.
  • Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.
  • Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,
  • анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.
  • Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
    Основные методы работы:
  • анализ исторической литературы и исторических источников,
  • эвристическая беседа,
  • лекция,
  • дискуссия (дебаты), практические работы, викторины.
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся

Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет.

Условия успешного освоения содержания  курса «История в лицах) 7 класс: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; Интернет-ресурсам, электронным пособиям «Моя история России», «История России в лицах», и др.,  возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала и т.д.

По окончании изучения курса «История  в лицах» 7 класс учащиеся должны:

  • Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.
  • Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.
  • Сравнивать исторические события и исторических деятелей.
  • Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
  • Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.
  • Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и             личностям в истории, их оценку.
  • Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и    личностей

Содержание программы внеурочной деятельности «История  в лицах»» (с указанием форм организации и видов деятельности)

Введение (1ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям.

Соотношение целей и средств их достижения.

 Древняя Русь (7).  Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба,   Феодосия Печерского. ПВЛ. «Откуда есть и пошла земля русская»  Политические    

взгляды Нестора. А был ли Рюрик?

Сказание о первых князьях: Кие, Щеке, Хориве.    

Сказание о призвании варягов. «Норманнская теория».Легендарное и реальное в          “признании  варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.    Легендарный    Рюрик. Кем были  Асколдь и Дир.

Первые русские князья.

 Вещий Олег: князь или воевода? Олег: правление и внешнеполитическая  деятельность. Правление Игоря.  Восстание   древлян.

Княгиня Ольга : «хитрая, мудра, святая ». Первая налоговая реформа. Легендарная     Ольга. Крещение Ольги.   «Защитники Отечества». Святослав Игоревич (964-972). Князь-воин. «Мертвые  сраму не имут».   Жизненный путь   Святослав. Первые «просветители» Кирилл и   Мефодий. Как создавалась азбука.

Владимир Святославович (980-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Детство и юность. Влияние образование и   воспитания . Отношение с бабкой и  отцом. Новгородский князь. Братоубийство. Патриотизм. Владимир Святославович Защитник от печенегов:      оборонительные линии, идея защиты Руси. Выбор веры. Языческая реформа 980 г. Как крестили Русь. Значение принятия христианства.

Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая  смерть. Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в     Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1113-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Любеческий съезд 1097

Русь удельная и ее герои (5ч).

«Защитники Отечества». Александр Невский (1220-1263). Князь Новгородский:  Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайскаяепископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени        А.Невского.

Герои борьбы с ордынским нашествием. ЕвпатийКоловрат.  «Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600    лет после Куликовской битвы. Дмитрий Донской  (1350-1389). Детство.  Вступление на великокняжеский престол. Женитьба.  Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская    битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.

Пересвет и Ослябя: навеки вместе. Даст Бог, Орда переменится! Русские святители в годы тяжелых испытаний.(митрополит Петр, Сергий Радонежский). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен.    

Объединение Руси вокруг Москвы

Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

Россия XVI века (4ч.)

Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы     Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Семейная трагедия.   Тиран, деспот.  «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Курбский (1528-1583).

Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии.  А. Ф. Адашев Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг.  

«Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкойи ее сыновей. Митрополит Макарий и митрополит Колычев. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

Митрополит Макарий и митрополит Колычев. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

Россия в XVIIвеке(4ч)

Лекция «Первые Романовы на Российском престоле». Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

«Одна голова хорошо, а две… много!». Взлет и падение патриарха Никона.    «Церковный раскол» Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители     благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона.

 Аввакум Петров: смерть за идею. Аввакум (1620-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь.

Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь.    Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере.  Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова. Отношение к церковному расколу.

Россия в XVIIIвеке(10ч.)

«Птенцы гнезда Петрова».   Петр и его время.  Воспитание Петра I, формирование круга его соратников.      Начало правления и    реформы Петра I. Борис Петрович Шереметьев. Петр Андреевич Толстой. Александр Данилович Меншиков.Ф.М. Апраксин.  Из немецкой слободы (Гордон Лефорт)

Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых   переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I    (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика.     Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников).    Женщины на престоле.Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства.Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты.  

  Зарождение отечественной науки. Первый академик РАН М.В.Ломоносов.

 «Железная маска» русской истории. Судьба Ивана Антоновича и Брауншвейгского   семейства.  Внутренняя политика Елизаветы Петровны.Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу.Екатерина II и  просветители.

Что сделал Г.Потемкин кроме «потемкинских деревень?» Приближенные Екатерины II. «Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему убили ПавлаI.

Генералиссимусы России. Самый знаменитый генералиссимус А.В. Суворов.

Итоговое занятие. (2ч)

Формы организации – групповые и индивидуальные

  • Основные методы работы:
  • анализ исторической литературы и исторических источников,
  • эвристическая беседа,
  • лекция,
  • дискуссия (дебаты), практические работы, викторины.
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся
    Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет.

Тематическое планирование 7 класс (35 часов)

        

Тема занятия

Всего часов

Русь  IX-XI вв.

10

Вводное занятие.

1

1

Нестор – первый русский летописец.

2

1

А был ли Рюрик?

3

1

Вещий Олег: князь или воевода?

4

1

Княгиня Ольга «хитрая, мудрая, святая».

5

1

«Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослава.

6

1

Кирилл и Мефодий.

7

1

Кирилл и кириллица.

8

1

Первые русские князья.

Владимир Святой.

9

1

Ярослав Мудрый.

10

1

Русь удельная  и ее герои.

5

ЕвпатийКоловрат: и один в поле воин.

11

1

Александр Невский: имя твое Россия

12

1

«Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы.

13

1

Пересвет и Ослябя: навеки вместе.С.Радонежский

14

1

Иван III  (1440-1505). Собиратель русских земель. «Государь Всея Руси.»

15

1

Россия XVI века

4

Лихие времена Ивана Грозного .Опричники и жертвы.

16

1

«Основатели Соловецкого монастыря». Зосима и Савватий

17

1

«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей.

18

Митрополит Макарий и митрополит Филипп Колычев.

19

1

Россия в XVIIвеке.

4

«Первые Романовы на Российском престоле». Три невесты Михаила Романова

20

1

Алексей Михайлович –Тишайший ли?

21

Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги.

22

1

Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова.

23

1

Россия в XVIIIвеке.

11

«Птенцы гнезда Петрова». Лепшие друзья

24

1

Первый матрос  российского флота – Иван Седунов /Рябов/

25

1

Женщины на престоле

26

1

Елизавета Петровна

27

1

Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов…

28

1

Екатерина Великая.

29

1

Эпоха дворцовых переворотов. Трудная судьба Екатерины Дашковой.

30

1

«Железная маска» русской истории.

31

1

Что сделал Г.Потемкин кроме «потемкинских деревень?»

32

1

«Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему убили ПавлаI.

33

1

Генералиссимусы России. Самый знаменитый генералиссимус А.В. Суворов.

34-35

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...