«История наука о прошлом»
презентация урока для интерактивной доски по истории (5, 7 класс)

Фазлиева Лейсан Тагировна

«История наука о прошлом»

 

История – свидетельница веков, факел истины,

душа памяти, наставница жизни.

Цицерон

 

Дорогие  друзья!

 

 В новом проекте я, надеюсь, на сотрудничество со всеми, кто только начинает изучение истории.

Вот и подходит к концу третья четверть, идем к итоговому завершению в страну знаний –  История. Вы многое узнали и многому научились.   Задания, которые я предлагаю, помогут вам узнать больше, чем изложено в учебнике по истории древнего мира, расширить свой кругозор, использовать различные источники, а, главное, использовать приобретённые на уроках исторические умения.

 

Цель проекта.

Способствовать развитию познавательного интереса к истории и  формированию ключевых исторических компетенций.   

 

 Задачи проекта:

· Развивать умение локализовать события в пространстве.

· Развивать умение локализовать события во времени.

· Развивать  умение работать с фактами.

·  Развивать умение работать с источниками.

· Развивать  коммуникативные умения.

· Развивать творческие способности детей.

·  Развивать умение работать с информационными источниками.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация телекоммуникационного проекта

«История наука о прошлом»

История – свидетельница веков, факел истины,

душа памяти, наставница жизни.

Цицерон

Дорогие  друзья!

 

 В новом проекте я, надеюсь, на сотрудничество со всеми, кто только начинает изучение истории.

Вот и подходит к концу третья четверть, идем к итоговому завершению в страну знаний –  История. Вы многое узнали и многому научились.   Задания, которые я предлагаю, помогут вам узнать больше, чем изложено в учебнике по истории древнего мира, расширить свой кругозор, использовать различные источники, а, главное, использовать приобретённые на уроках исторические умения.

Цель проекта.  

Способствовать развитию познавательного интереса к истории и  формированию ключевых исторических компетенций.  

 

 Задачи проекта:

  • Развивать умение локализовать события в пространстве.
  • Развивать умение локализовать события во времени.
  • Развивать  умение работать с фактами.
  •  Развивать умение работать с источниками.

  • Развивать  коммуникативные умения.
  • Развивать творческие способности детей.
  •  Развивать умение работать с информационными источниками.  

Организаторы:

Проект по истории подготовила Фазлиева Лейсан Тагировна, учитель истории.

Координатор проекта и создатель сайта – Абдуллина Гульназ Ринатовна, учитель информатики.

Сайт проекта:  https://yandexwebcache.net/

 

E-mail: lejsan.fazlieva@mail.ru

Проект предназначен для учащихся: 5 классов (3 - 7 человек).

 

Сроки проведения проекта: февраль – март 2011 года.

 

Предметы: история древнего мира,  информатика. 

Для участия в проекте необходимо зарегистрировать свою команду,

направив до 30 января 2021 года на сайте.

 Форма заявки:  

  1. Название населённого пункта, почтовый адрес (с указанием индекса).
  2. Полное наименование образовательного учреждения.
  3. Название, девиз, эмблема, представление команды, приветствие соперникам  и соответствие тематике проекта (презентация).  
  4. Фамилия, имя всех участников команды.
  5. Фамилия, имя, отчество руководителя команды.
  6. Фамилия, имя, отчество сетевого координатора.
  7. E-mail.
  8.  Телефон для связи.

 Продукт проекта:

Виртуальная выставка картин «Боги и люди, факты и мифы Древнего мира».

Календарный план проекта

Этапы проекта

Содержание этапа

Сроки проведения

   I  этап.

   Приём заявок.

Регистрация команд

1 этап. 

Приём заявок.

 Регистрация команд

(от 3-х  до 6-ти человек).

  1. Название населённого пункта. почтовый адрес (с указанием индекса).
  2. Полное наименование образовательного учреждения.
  3. Задание 1. Название, девиз, эмблема, представление команды, приветствие соперникам  и соответствие тематике проекта (презентация).  
  4. Фамилия, имя всех участников команды.
  5. Фамилия, имя, отчество руководителя команды.
  6. Фамилия, имя, отчество сетевого координатора.
  7. E-mail.
  8. Телефон для связи.

Задание 2.  Придумайте одно задание для других команд  по теме «Изобретения и открытия народов древнего мира». Лучшие задания будут предложены для выполнения другим командам.   

1 этап. Задание 1.

Название (1 б.), девиз(2 б.), эмблему(2 б.), представление команды (2 б.). приветствие соперникам (2 б.) и соответственно тематике проекта(1 б.).

Задание 2.  

До 5 баллов за задание и 2 балла за ответ к нему.

 Итого: 17 баллов.

15 – 20

февраля

2021 года

   II этап.

Мифы и боги древних народов мира.

 

 2 этап.

 Мифы и боги древних народов мира.

 (48 баллов).

Задание 1. Боги и богини Рима. (14 баллов).

Задание 2. Музы Греции. (11 баллов).

Задание 3. Верования египтян. (1 балл).

Задание 4. Крылатые выражения. (22 балла).

22 - 27 февраля

    2021 года

  III этап.

Знакомые названия

 и имена.

 3 этап. (50 баллов).

Задание 1.  Памятники культуры.   (26 баллов).

Задание 2. Знакомые имена.  (24 балла).

01 – 06 марта

 2021 года.

 IV этап.

Исторические факты.

4 этап. Исторические факты.  (52 балла).

Задание 1. Викторина. (15 баллов).

Задание 2. Составь исторический рассказ. (13 баллов).

Задание 3.Анализ исторического источника. (11 баллов). Задание 4.  Задания команд (до 10 баллов).

Задания будут представлены после получения их от команд.

     

  Рефлексия (до 3 баллов).

Вот и закончился наш «урок – повторение». Давайте подумаем о том, чем он был полезен для вас?  Продолжите предложения.

  1. Было интересно…

2. Было трудно…

3. Мы поняли, что…

4. Мы почувствовали, что…

5. Нас удивило…

6. Мы научились…

7. У нас получилось…

8. Нам захотелось…

Выскажите замечания по проекту.   

08 - 13 марта

2021 года. 

 

 Vэтап.

Подведение итогов.       Награждение участников.

Подведение итогов проекта. Предоставление результатов проекта в баллах, награждение победителей.

Общее количество баллов – 167.

  15 - 20 марта

2021 года. 

Технические требования к пересылаемым работам:

  • Соблюдать график проведения проекта.
  • Работы оформляются в виде текстовых файлов (расширения txt, doc).
  • В имени файла название проекта,  № этапа,  номер школы,  название команды 
  • В каждом файле в первой строке указывать название проекта,  № этапа,  номер школы,  название команды        
  • В теме письма указать:  название проекта,  № этапа,  номер школы,  название команды 

Например:   Первые шаги _1_43 _Мечтатели.

Опоздавшие   работы будут приниматься со штрафными санкциями: вычитание 1балла за  первый  день опоздания, 2 – за второй, 3 – за третий, но не более трёх дней (за три дня - 6 баллов).

 До встречи! Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

2 этап.  Мифы и боги древних народов мира. (47 баллов).

Задание 1. Боги и богини Рима. (14 баллов).

 Назови имена римских богов соответственно греческим богам.

Образец оформления.

Боги и богини Греции

Боги и богини Рима.

Зевс

Гера

И т.д.

                                                      

Задание 2. Музы Греции. (11 баллов).

Перечисли всех греческих муз и чему они покровительствовали.

Какая муза изображена на фотографии?  По каким признакам вы это установили?                

Задание 3. Верования египтян. (1 балл).

 В «Повести о Синухете» фараон убеждает своего вельможу, который бежал к азиатским племенам, вернуться назад. При этом в качестве аргумента он пишет ему: «Здесь ждут тебя погребальные пелены… Здесь проводит тебя похоронное шествие… Изготовят тебе саркофаг из золота… Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и колонны её воздвигнут из белого камня. Не умрёшь ты в чужой стране, не завернут тебя в баранью шкуру и не зароют, как варвара, за простой оградой».

Почему эти доводы должны были повлиять на решение вельможи вернуться домой?

Задание 4. Крылатые выражения. (21 балл).

А). (10 баллов).

 Внимательно посмотри на картинки. Каждая связана с крылатым выражением.

  1. Назови крылатое выражение? (1 балл).
  2. Что оно означает? (1 балл).

А.      Б.    В.  

Г.     Д.

 Б). (8 баллов).

Два знаменитых полководца древности во время своей борьбы за власть совершили поступки, память о которых сохранилась в крылатых выражениях.   Один  из полководцев был  царем, а другой — знатным патрицием.

  1. Кто они? (2 балла).
  2. Какие поступки изображены на рисунках? (2 балла).
  3. Какие крылатые выражения связаны с этими поступками? (2 балла).
  4. Что они означают? (2 балла).

        

   В). (3 балла).

Этот храм называют одним из семи чудес света.

  1. Какое крылатое выражение с ним связано? (1 балл).
  2. Почему? (1 балл).
  3. Что оно означает? (1 балл).

 



Предварительный просмотр:

3 этап. Знакомые названия и имена.  (50 баллов).

Задание 1.  Памятники культуры.   (24 балла).

А). Назовите памятники культуры. (12 баллов).

 Образец.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Б). Укажите на контурной карте местоположение исторического памятника (буквой или картинкой). (12 баллов). Образец .

  0.

А.    Б.    В.   Г.  

Д.   Е.     Ж.  З.    

  И.   К.    Л.     М.              .

В). Расположите  памятники А – Г - Д - И в  хронологическом порядке от самого раннего до самого позднего указав в таблице букву. (2 балла).

1

2

3

4

 

 Задание 2. Знакомые имена. (24 балла).

Назови имена исторических личностей и чем они знамениты в истории (кратко). (2 балла).

1.  2.  3.  4.

5.  6. 7.   8.

9. 10. 11.    12.

 



Предварительный просмотр:

4 этап. Исторические факты.  (50 баллов).

Задание 1. Викторина. (15 баллов).

1. Назовите сначала в Древней Греции, затем в Древнем Риме одного философа, одного оратора, одного поэта. «Почему одного? — спросите вы. — Ведь их было много». Много? Конечно. Но сами греки и римляне это понимали несколько иначе. Известно, что в сочинениях древнегреческих и древнеримских историков часто встречаются слова: «Философ, Оратор, Поэт» — с большой буквы. Это были как бы имена собственные, потому что греки и римляне знали, о ком идет речь: только один философ, только один оратор и только один поэт были удостоены у них такой чести.

Итак, кто они (Философ, Оратор, Поэт) в Древней Греции и кто они в Древнем Риме?

(6 баллов).

2. Древнегреческий  историк  и  географ  Страбон писал: «В Индии на некоторых деревьях появляется  шерсть».   Сохранились  даже  рисунки, на которых изображено дерево с «произраста
ющей» на нем овцой.
О каком растении греки имели такое странное представление?

(1 балл).

3. С каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения перстней на пальцах?

 (1 балл). 

4. Картографические рисунки известны  в рабовладельческих обществах древности — у народов Древнего Востока, обитавших в долинах рек Тигра и Евфрата. Известно,  что еще  3500 лет  назад  в Египте огромное развитие получила картография. Почему приходилось ежегодно обновлять карты? (1 балл).

5. Во время прогулки царя Кира погиб его священный белый верный конь. Грозный царь приказал подвергнуть смертной казни виновницу гибели – Диалу.

Что необычного было в исполнении этой казни? (1 балл).

6. В первый день каждого месяца в Древнем Риме полагалось платить проценты по долгам. Долги эти записывались в специальные долговые книжки.

Как эти книжки назывались?   (1 балл).

7. А.С.Пушкин.   «Сказка о царе Салтане»:

Делать  нечего:  бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой.

Объявили царску волю,

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.

Назовите имя одного из популярных персонажей древнегреческой мифологии и его красавицы матери, которых постигла та же участь. Имя этого героя было перенесено древними греками на небо, а предыстория его рождения отражена на картине великого художника XVII века. (2 балла).

 

 8. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Покорены Персия, Египет и Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания.  Полководец  вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода.  

Как  объясняют эту разницу? (1 балл).

9. Иранцы называли его Ашаена (Суровое море), турки – Карадениз (Мрачное море), греки – Понт Эвксинский (Гостеприимное море).

А мы как называем его? (1 балл).

Задание 2. Составь исторический рассказ. (13 баллов).

Напишите рассказ от  лица любого персонажа одной (на ваш выбор) из предложенных картин.

Условия оценивания:

  1. Рассказ должен быть от первого лица. (1 балл).
  2. Название рассказа должно соответствовать картине. (1 балл).
  3. Содержание (до 3 баллов).
  4. Историческая достоверность  вашего вымысла в деталях. (1 балл). 
  5. Художественное изложение (до 2 баллов).
  6. Объём текста не должен превышать 1 лист формата А4, 14,  одинарный интервал. (1 балл).   
  7. Сопровождение рассказа дополнительными иллюстрациями (до 3 баллов).   
  8. Оригинальность. (1 балл).

А.Б.

В.Г.

Задание 3.Анализ исторического источника. (11 баллов).

Прочтите фрагменты из сочинений древних историков об одном и том же историческом событии.

1. Укажите это событие (1 балл), а затем, используя отдельные места всех текстов в качестве аргументов, докажите свое предположение (до 3 баллов).   

2. Назовите дату события и имя вождя. (2 балла). 

4. Какой эпизод события изображён на картине под №3? Назовите этот факт. (1 балл).

3. Восстановите хронологию четырёх фактов представленных ниже. (4 балла). 

1. Плутарх: «…со всех остальных сторон были отвесные гладкие скалы, густо заросшие сверху диким виноградом. Нарезав подходящих для этого лоз, гладиаторы сплели из них прочные лестницы такой длины, чтобы те могли достать с верхнего края скал до подножия, и затем благополучно спустились все, кроме одного, оставшегося наверху с оружием. Когда прочие оказались внизу, он спустил к ним все оружие и, кончив это дело, благополучно спустился и сам. Римляне этого не заметили, и гладиаторы, обойдя их с тыла, обратили пораженных неожиданностью врагов в бегство и захватили их лагерь»

2. Аппиан: « Он был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его».

3.

4. Плутарх: «Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы. Попали эти люди в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно из-за жестокости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать. Замысел был обнаружен, но наиболее дальновидные, в числе семидесяти восьми, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, везших в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был   фракиец, происходивший из племени медов, – человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени» 

Образец:

1

2

3

4

Задание 4.  Задания команд

 ( 8 баллов).

Команды прислали интересные задания, предложить все мы не можем, но вы можете их посмотреть на сайте.

Задание  команды «Римляне» мы даём для выполнения.

      

  Рефлексия (до 3 баллов).

Вот и закончился наш «урок – повторение». Давайте подумаем о том, чем он был полезен для вас?  Продолжите предложения.

  1. Было интересно…

2. Было трудно…

3. Мы поняли, что…

4. Мы почувствовали, что…

5. Нас удивило…

6. Мы научились…

7. У нас получилось…

8. Нам захотелось…

Выскажите замечания по проекту.