Подготовка к ГИА -11
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Каземирова Мария Александровна

Мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_kollegi.docx222.36 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее, и  поприветствуем друг друга  той фразой, которую посчитаете обращением именно к Вам.

Здравствуйте те, кто уже проснулся!

Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

Здравствуйте те, кто способен любить!

Здравствуйте те, кто желает творить!

Перед учителями стоит важная дилемма: как учить?  И как подготовить к ОГЭ и ЕгЭ

Учащийся не только должен освоить огромный объем учебного материала, но и досконально знать процедуру тестирования и уметь решать тесты быстро и правильно.

     Кроме того, введение ЕГЭ и ГИА сегодня повышает требования к  учителю истории, особенно в старших классах.  Учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность.

  Поэтому считаю актуальной проблему    подготовки  обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории начиная с 5 класса.

На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Эти приемы помогают мне для подготовки обучающихся к ОГЭ.  Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Сейчас я перечислю факты и события связанные с исторической личностью,  попытайтесь узнать в этом описание деятеля исторической действительности. (указ о вольных хлебопашцах, отмена крепостного права в Прибалтике, Отечественная война).

История помнит многих великих правителей России. И подготовка к огэ и егэ требует от учителей использование различных приемов для изучения известных исторических личностей .

Сейчас мы с вами попробуем применить прием ассоциации на практике:

 СОЛНЫШКИ  обратите внимание на раздаточный материал, возьмите пожалуйста солнышки и попробуем применить данный прием на практике. На лучах вы должны написать ассоциации, которые возникают у вас при изучение различных исторических деятелей, а мы в свою очередь попытаемся узнать в этом описание правителей или деятелей истории. Благодаря данному приему у детей складывается представление о известных личностях в истории .

Следующим приемом, является  игра «Верите ли Вы, что…?» (работа в парах)

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...?».

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1.Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром I? ( Да. Французский император в 1910 году сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр I отказал Наполеону).

2.Верите ли вы, что в то время, когда декабристы обещали после освобождения крестьян дать им не более двух десятин земли на двор, «реакционер» А.А. Аракчеев предлагал «дать» крестьянам гораздо больше земли?

(Да. Действительно, в то время в правительстве разрабатывался проект освобождения крестьян и председателем правительства был А.А. Аракчеев. По этому проекту крестьянам полагалось земли – по одной десятине на душу, что было гораздо больше, чем предлагали декабристы).

3.Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды? (Да. Так как при казни у Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц).

4.Верите ли вы, что во время русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов? (Да. 10 февраля 1828 года в д. Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязаний на Грузию, Азербайджан, Восточную Армению).

5.Верите ли вы, что Александр II был внуком Александра I? (Нет. На самом деле Александр II являлся племянником Александра I ).

6.Как правило, на монетах изображались портреты коронованных особ. Верите ли вы, что в России XIX века была выпущена монета с изображением человека, так и не пришедшего к власти? (Да. В 1825 году был выпущен рубль с изображением брата Александра I – Константина Павловича. Это произошло, когда еще не было формального отречения Константина от престола, на который он так и не взошел).

7.Верите ли вы, что Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, который в народе называют «Спасом на Крови» был построен в честь победы в русско-турецкой войне 1877-78 гг.? (Нет. Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге был построен на месте покушения на императора Александра II: 1 марта 1881 г. – один из террористов «Народной воли» Игнатий Гриневицкий смертельно ранил императора России).

8.Верите ли вы, что один из народников Айзек Арончек, чтобы изменить себе внешность, плеснул себе в лицо кислотой? (Да. Он сделал это, чтобы вернуться в Россию).

9.Верите ли вы, что Исаакиевский собор в Петербурге был самым большим зданием, возведенным в первой половине XIX века? (Да. Исаакиевский собор в Петербурге возведенный в 1818-1858гг. по проекту А.А. Монферана, был действительно самым большим в первой половине XIX века в России. Его высота достигала 101,52 м).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Этот приём я использую на стадии вызова, для того, чтобы актуализировать имеющиеся у учащихся знания  в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

2. «Инсерт» (индивидуальная работа)

А теперь я предлагаю перейти к следующему приёму. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Называется он «Инсерт». 

Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

V-известная

+- новые факты

-- у меня другое предстваление

?- в этом материале есть что-то  не знакомое.

Александр I: особенности характера.

             Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.

             Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, или так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.

             В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.

           Именно с этих пор он ощущал себя свободным только вне столицы, а еще лучше – вне России.

              Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же на протяжении всего царствования у Александра не обнаруживалось программы преобразований.

                    П.А. Строганов отмечал: “Император взошел на трон с наилучшими намерениями – утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…”

                 А. Чарторыйский, друг царя, писал: “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.

           Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: “Ты все хочешь учить, а я – самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе”

В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба.

После знакомства с предложенной характеристикой учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов - нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле – самодержец и т.д

Результаты работы с данным приёмом:

1.70% учащихся отметили знаком « V » предложение, где сообщалось, что Александр I сын Павла I и внук Екатерины II.

2. Почти все учащиеся, 100 %, отметили знаком « - « абзацы, где говорится о взаимоотношениях отца и сына и участие Александра I в заговоре против отца, Павла I.

3. 80 % учащихся поставили знак «+» у предложения “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.

4. 90 % учащихся поставили знак « ?» у предложения « Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба» - т.е. почти все учащиеся хотели бы узнать больше об Александре I

Следующим  приемом является кластер, который подразумевает работу в группах.

3. «Кластер» (работа в группах)

Более подробно рассмотрим приём «кластер» («гроздь»). 

Цель приёма: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

После неоднократного использования приёма  на уроках истории мной были выработаны следующие рекомендации: 

-Первый этап - составляем кластер – Александр I

-Второй этап – это работа аналитика, нам предстоит выделить определенные основания, которые помогут нам систематизировать информацию (по сферам жизни общества: политика, экономика, социальная, духовная сферы).

-Предлагаю работу организовать в парах.

Каждая пара получит часть текста и составит свою часть кластера.

2.Осмысление содержания.

-Работая с текстом, определите для себя роли:

-докладчик – рассказывает, отвечает на вопросы,

-корреспондент – составляет таблицу «Тонких и толстых вопросов», задает вопросы.

«Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)

Теперь, чтобы погрузиться в текст, давайте поработаем с тонкими и толстыми вопросами. Напомню, что тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы, а толстые требуют рассуждения. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

Задание группам: составить по 2 вопроса (одной группе – тонкие, другой – толстые

Затем вы поменяетесь ролями и подготовите свою часть кластера.

Аудитория:

.

(Этот прием наиболее эффективен в случае работы с текстами, в которых содержится большой объем информации).

Преимущества работы в парах:

1.Можно самим регулировать темп работы.

2.Пересказ способствует лучшему пониманию и запоминанию.

3.Проясняется большее количество вопросов, которые могут быть не замечены в процессе индивидуальной работы.

Составление кластера используется мной при изучении тем, насыщенных датами, терминами, событиями, названиями.

Когда учащиеся самостоятельно составляют кластер, прочность усвоения материала намного выше, чем при лекционном изложении. Это задание можно использовать не только на уроке, но и при подготовке домашнего задания.

Очень интересным  прием кубик блума

Кубик  состоит из 6 граней. Назови, Почему, Объясни, Предложи, Поделись, Придумай.

Рефлексия Пирамида по истории

1.Имя героя

2.Два слова опис. Героя

3. описан.место действ.

4.описан проблемы истории

5.опис. события

6 итог

А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о ТРКМ и нашем занятии, опираясь на фразы технологии ПОПС , при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных  действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

•        П-позицию        (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

•        О-обоснование   (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

•        П-пример         (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

•        С-следствие      (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

И в заключении мне хочется напомнить, что развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

И хотелось бы закончить 10-й заповедью гениального физика Энштейна:

Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.

Спасибо за внимание!!

Внутренняя политика Александра I в 1801–1806 гг. – это череда смелых государственных реформ, свежий взгляд на вещи и либеральная политика правительства. Путь Александра к власти был нелегок, ведь ему пришлось пережить убийство своего отца, к которому он косвенно был причастен. Император очень долго переживал по этому поводу, но в конце концов сказал себе, что будет править справедливо и либерально, и начал осуществлять реформы. Одной из главных реформ времени правления Александра I была реформа государственного устройства, приведшая к его упорядочению и рационализации. Кроме того, Александр активно развивал образование, так как хотел заручиться поддержкой интеллектуалов. Были у молодого императора и другие задумки изменений.

 «Привести народ от деспотического государства к государству, наслаждающемуся свободной Конституцией», – говорил Александр I .Императору принадлежало много других высказываний, суть которых выражалась в том, что он хотел сделать Российскую империю вольным, свободным от крепостного права, социально-экономически и политически развитым, республиканским государством.

Эпоха Александра I – один из самых знаменитых периодов российской истории, связанный с А.С. Пушкиным, Отечественной войной 1812 г. и другими примечательными событиями. Но, по сути, здесь есть над чем подумать. В это время возникали вопросы: имеет ли смысл проводить реформы; если да, то каким образом – быстро или постепенно и осторожно? Эти вопросы должен был решать молодой император Александр I.

В то же время правитель Российской империи перенес в молодости страшную психологическую травму: он знал о заговоре против своего отца Павла I и заговорщики получили косвенное разрешение Александра на государственный переворот.

В первые же дни своего царствования Александр I показал, что будет править либеральнее своего отца и больше защищать свободы российских граждан. Первые приказы Александра I были следующими:

1. Восстановление привилегии дворян и горожан, отнятых Павлом I; возврат Жалованных грамот.

2. Упразднение Тайной Экспедиции.

Кроме этого, Александр провел еще ряд других понравившихся всем изменений. После этого Александр I создал новые государственные органы, которые, по его задумке, должны были подготавливать и осуществлять новые реформы и управлять страной. Император создал 5 апреля 1801 г. Непременный совет – высший совещательный орган Российской империи. Кроме того, император создал тайный неофициальный совещательный орган – Негласный комитет (июнь 1801 – сентябрь 1803 гг.). В него входили молодые друзья Александра: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский.

Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка.

 Одной из основных реформ, разрабатываемой российским монархом и его Негласным комитетом, была реформа государственного устройства Мечты молодого правителя о республике и конституционном строе в России довольно быстро были им отодвинуты как неосуществимые. Решено было начать с того, чтобы упорядочить государственное устройство Российской империи, сделать более работоспособными государственные органы, более рационально их устроить, что было немаловажным.

1803- указ о «вольных хлебопашцах»

      Александр I восстановил права Правительствующего Сената – высшего государственного органа России, подчиненного государю. Теперь Сенат снова стал высшей судебной инстанцией. Более того, ему было дано право высказывать свое мнение о неудобствах существующих законов, то есть Сенату можно было заявлять возражения и замечания на существовавшие законы. Это было довольно серьезным новшеством для того времени. Сенат, получив вышеназванное право, вскоре им воспользовался. В Российской империи был закон, который разрешал унтер-офицерам выходить в отставку только после 12 лет службы. Сенаторы резонно заметили, что в российском законодательстве существовал Манифест о вольности дворянской, принятый еще в 1762 г., который позволял дворянам не служить. И служба унтер-офицера в течение 12 лет противоречила этому Манифесту. Император, получив данное возражение от Сената, несколько месяцев размышлял над этим, а потом отправил ответ сенаторам: право Сената высказывать свои возражения и замечания касается только уже изданных законов, а новые законы сюда не входят.

Другое важное изменение в сфере изменения государственного устройства было проведено в 1802 г. – учреждены министерства. Они вводились вместо коллегий, учрежденных еще Петром I. Министерства стали исполнительными органами власти, введенные «Манифестом об учреждении министерств». Это сделало работу государственных органов более четкой. В основном император назначал министром почтенного вельможу екатерининского времени, а товарищем (заместителем) министра ставил своего сподвижника, молодого реформатора из числа своих друзей и приятелей. В общем, всем было понятно, что реальная власть в министерствах находилась в руках молодых реформаторов. Через какое-то время некоторые из реформаторов получили даже посты министров.

Таким образом, реформы в сфере государственного устройства рационализировали государственный строй Российской империи, упростили государственный аппарат, более четко организовали систему государственных органов. Но о перемене государственного строя речь не шла.

Во время первых лет правления Александра I было очень много сделано в сфере образования.

В 1803 г. началась реформа образования. Российская империя была разделена на шесть округов, в каждом из которых были разные типы учебных заведений (приходские и уездные училища, гимназии, университеты). До Александра I в России существовал только Московский университет. В Эстляндии был старинный Дерптский университет, который пришел в упадок. Его Александр возродил и восстановил. На основе Виленской школе в Литве сформировался Виленский университет. Также были созданы совершенно новые университеты в Харькове и в Казани. Позже, в последующие годы, был создан Санкт-Петербургский университет. В Ярославле была создана юридическая школа, которая превратилась в Демидовский юридический лицей. Еще позже был создан Императорский Царскосельский лицей

Таким образом, император создал множество новых высших учебных заведений с широкими правами. У каждого университета было право руководить образованием в округе. Университеты по Университетскому уставу 1804 г. имели очень большую автономию: выбирали свое руководство, определяли учебную программу, контролировали гимназии в округе. С одной стороны, реформа образования была проведена потому, что Александр был просвещенным и высокообразованным человеком и хотел, чтобы образование в России развивалось. С другой стороны, здесь есть другой аспект реформы: создавая новые и реформируя старые учебные заведения, повышая качество образования, император считал, что все это поможет воспитать новое просвещенное, интеллектуальное поколение, на которое он сможет опереться. Но сложилось наоборот – многие, кто учился в данных учебных заведениях во время правления Александра I, в дальнейшем повернулись против него и упрекнули императора за то, что он не провел реформы в полную меру.

 Если взглянуть на первые годы правления Александра I, то видно, что молодой император активно пытался упорядочить и рационализировать государственную сферу, решить крестьянский вопрос, развить образование. Но в то же время он действовал осторожно и медленно, ему казалось, что впереди еще много времени. Постепенно распался Негласный комитет, ухудшились международные отношения России с Францией. Поэтому разговор о реформах на время был отложен.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/308498/f790b350_d70f_0133_0005_12313c0dade2.jpg