Методическая разработка "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ"
методическая разработка по истории

Никитченко Анастасия Юрьевна

СНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

СНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

1. Виды работы с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;

-  найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;

- по ходу чтения выполнить тестовые задания;

б) задания, связанные с развитием устной речи:

  • прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- «сжать» и «развернуть» информацию;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;

в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;

- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;

- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;

- придумать к данному тексту вопросы;

- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);

- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;

- составить схему.

2. Виды работы с документами:

  • объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
  • сравнить текст документа с содержанием учебника;
  • пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
  • используя документ, доказать тезис;
  • выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
  • ответьте на вопросы к документу.

3. Виды работы с картой.

  • показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
  • описать геополитическое положение государства;
  • сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
  • выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
  • найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
  • найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.

4. Виды работы с иллюстрациями:

  • провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
  • пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
  • составить описательный рассказ по картине;
  • используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
  • разместить в хронологической последовательности учебные картины;
  • подобрать иллюстрации по теме;
  • озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
  • рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе              

картины.

 

5. Виды работы с видеофильмами:

  • сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника;
  • выделить причинно-следственные связи;
  • отобрать факты, доказывающие тезис;
  • просмотрев фильм, рассказать о своих впечатлениях.

6. Виды работы со статистическими данными:

  • словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
  • найти статистические данные в тексте, построить графики;
  • сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.

7. Виды работы с дополнительной литературой:

  • подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;
  • составить рассказ, используя несколько источников;
  • подготовить сообщение,  «цитатник», реферат;
  • выполнить творческую работу.

8. Другие виды работы:

  • подготовить монологический рассказ;
  • решить познавательные задачи;
  • проанализировать ответ товарища;
  • письменно оформить выводы по теме;
  • составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
  • написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
  • составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
  • составить характеристику исторической личности, события;
  • составить мини-рассуждение по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы мыслительной деятельности учащихся при изучении истории

Данный материал поможет систематизировать знания учащихся по истории...

Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...

Доклад "Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории"

В данном докладе рассматривается самостоятельная работа на уроках истории как эффективный способ организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности учащихся....

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории.

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания....

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания....

Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....