Тема урока: Господин Великий Новгород
план-конспект урока по истории (6 класс)

Едешова Алла Васильевна

Урок по теме Великий Новгород, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnyy_plan_gospodin_velikiy_novgorod_-_kopiya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Господин Великий Новгород

Цель урока: Выделить особенности развития Новгорода.

Задачи:

Образовательные: 

  • Определить  политическое устройство Новгородской республики;
  •  рассмотреть причины обособления Новгородской земли;
  •  показать особенности социально-экономического, культурного развития этого края и особенности боярской республики

Развивающие:

  • формировать умение делать выводы, обобщать изучаемые факты;
  •  продолжить развитие умения работать с исторической картой и историческими документами

Воспитательные:

  • способствовать развитию информационной культуры обучающихся;
  • уважению к историческому прошлому своей страны.

Здоровьесберегающие:  

  • Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  • Создание ситуации успеха.

Оборудование:  карточки с заданиями (приложение 1), мультимедийная презентация  (приложение 2), проектор, таблички с понятиями (приложение 3), карта «Древняя Русь в XII-XIII в.», аудиозапись (приложение 4),  карточки с текстом исторических документов (приложение 5), Фрагмент фильма «Садко», 1952 год, режиссёр А. Птушко (приложение 6).

Тип урока: комбинированный  

Ход урока

Этапы урока Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент, мотивация урока.

Приветствие обучающихся

Психологический тренинг: возьмитесь за руки, пожелайте друг другу хорошего настроения.

Обучающиеся настраиваются

на позитивный лад.

Готовность обучающихся к дальнейшей совместной работе.

Проверка знаний и умений обучающихся

Работа с картой

Индивидуальные карточки с заданиями (приложение 1)

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Покажите на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.  

Какие особенности с самого начала отличали Северо-Восточную Русь от других территорий Древнерусского государства?

Тема прошлого урока: Владимиро – Суздальское княжество.

Показывают на карте.  

Примерный ответ:

В отличии от других территорий Древнерусского государства Северо-Восточная Русь отличается холодным дождливым климатом, чем на юге. Издревле жители выращивали рожь, пшеницу, овёс.  

Формирование умения анализировать историческую карту, формулировать правильный ответ.

Актуализация знаний обучающихся

Сегодня мы будем вести речь об одном из княжеств, которое образовалось после распада Киевской Руси. О каком княжестве, вы должны ответить сами (Слайд 1), после того как прослушаете стихотворение современного поэта Бориса Благодатного. Прочитает нам стихотворение … .

О каком же княжестве мы будем говорить?  

Действительно мы будем с вами изучать тему: «Господин Великий Новгород» (Слайд 2).

Великий Новгород, жемчужина Руси,
Культуры древней древняя столица,
Твой путь к свободе, вере и любви

Пускай в делах великих

воплотится!
Великий Новгород, жемчужина Руси!
                                                                                                                                                                                       

Россия до сих пор гордится
Той красотой душевной без прикрас.
Торговая, культурная столица,
Путь из варяг шёл в греки через нас.

Сегодня мы будем говорить о Новгородском княжестве

Формирование умения формулировать и высказывать свою точку зрения, свои мысли, умение публичного выступления.

Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Давайте с вами сформулируем  общую цель и задачи нашего урока.

Для того чтобы рассмотреть эту тему нам необходимо сформулировать проблему нашего урока. Ещё раз посмотрите на тему урока. Какой у вас возникает вопрос.

Этот вопрос и является нашей проблемой. На него мы должны ответить в конце урока. Но для этого нам необходимо наметить шаги исследования. Как вы думаете, что необходимо нам знать об этом княжестве, чтобы ответить на проблемный вопрос?

Из перечисленного вами мы составляем план урока.

Примерный ответ

Цель урока: выделить особенности развития Новгородской земли.  

Задачи: охарактеризовать географическое положение; систему управления; определить  достижения культуры.

Почему Новгород называли Господином, Великим.

Составляют план

1.Географическое положение.
Природные условия.
Развитие хозяйства.
2. Система управления.
3. Развитие культуры.

Формирование

умений логически

мыслить, планировать пути достижения целей.

Изучение нового материала

1.Географическое положение. 
Природные условия.
Развитие хозяйства.

Работа с исторической картой

 Задание классу

Работа в парах

З/к

Сжатое сообщение учителя

Аналитическая беседа

Работа с текстом учебника

Объяснение обучающихся

Работа в группах

Формулируют выводы

Сообщение обучающейся

Приступаем к первому пункту нашего плана.

Посмотрев на карту,  опишите географическое положение Новгородского княжества. Сравните его размеры с другими княжествами Руси.

Мы с вами уже определили, что Новгородское княжество – это самое северное княжество Руси.

Предположите, какие природные, климатические условия будут характерны.

Действительно. На лесных каменистых почвах раз 3-4 года случались неурожаи. В земле было много соли и железной руды, в реках рыбы, а в лесах – пушных зверей, чей мех ценился на европейских рынках.

Как вы считаете, какие хозяйственные занятия людей здесь будут основными?

Одним из занятий новгородцев была торговля. Прочитайте материал на стр. учебника истории № 127-128.

Задание для первой группы: назовите товары, которые вывозились из Новгорода.

Вторая группа: Назовите товары, которые ввозились.

Третья группа: что же предпринимали купцы для осуществления торговли?

Посмотрите на доску. Какой вывод можно сделать?

При расчете в Новгородском княжестве сначала использовали в качестве денежной единицы гривну (об этой денежной единице нам расскажет …) а начиная с 13в. использовали всеми известный нам рубль (Слайд 3).

Анализируют географическое положение.

Новгородские земли простирались от Варяжского моря (Балтийское море) на западе до Каменного пояса (Уральские горы) на востоке, от Студеного моря (Белого моря) на севере до озера в верховьях Волги на юге. Велики были владения Новгорода! Чудь и емь, карелы и другие финно-угорские народы подчинялись Новгороду. Главным городом княжества был Новгород. Занимало северные территории.

Исходя из географического положения определяют природно-климатические условия.

Северо-Запад Руси представлял короткое, холодное, дождливое лето и суровые зимы. Холода, суровый климат…..

Основные занятия: скотоводство, рыболовство, торговля, ремесло, земледелие.

На доске таблички с товарами (приложение 3), обучающиеся  будут их распределять по двум группам   «ввозимые», «вывозимые».  

Вывозимые – пушнину, воск, мед, кожу, глиняную посуду, оружие, золотые и серебряные украшения.

Ввозимое – хлеб, заморские ткани, вина, золото, серебро.

Купцы строили речные и морские суда.

Рассматривают таблицу: ввозимые и вывозимые товары, исходя из этого делают вывод:

Обучающиеся записывают выводы совместной работы в тетрадь.

Из Новгорода вывозилось больше разнообразных товаров, чем ввозилось, т.е Новгородское княжество было богатым.

Слушают сообщение обучающегося.

Формирование умения анализировать историческую карту, доказательно высказывать своё мнение.

Формирование умений определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи.

Совместно идёт проверка работ обучающихся 1-3 групп, обсуждение выводов, к которым пришли их участники.

Формирование навыков самооценки,  взаимоконтроля обучающихся, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, формулирования выводов.

2. Система управления.

Обучающимся предлагается прослушать аудиозапись

Пояснение учителя

Работа со схемой

Работа с текстом учебника

Аналитическая беседа

Логический переход

Послушайте следующую аудиозапись (приложение 4).

Какие ассоциации у вас возникли?

В Новгороде звон колокола обозначал очень важное событие – народ должен был собираться на вече – народное собрание Вечевой колокол был символом народовластия(Слайд 4).

Задание. Сравнить схемы управления Новгородом на стр. 129 и Древнерусским государством стр. 80 учебника истории. Какие вы можете определить отличия?

О роли каждого органа власти мы прочитаем в пункте №2 стр. 128-131

Новгород находился на реке Волхов, которая делила его на две части: правая сторона называлась Торговой, левая сторона называлась Софийской(Слайд 5).

Как вы думаете почему эти части так назывались?

После утверждения в Новгороде(Слайд 8)  вечевого управления. В новгородских летописях год за годом отмечались внутригородские события. Описывались борьба между боярами за место посадника

Прослушивают звон колокола.

Примерный ответ:

Христианская религия. Собрание верующих.

Слушают учителя

Запись в тетрадь понятие вече– народное собрание в Новгороде.

Примерный ответ:

Во главе Новгорода – посадник. Все органы власти выбираются на вече, в том числе и князь.

Чтение по цепочке.

Примерный ответ:

Правая сторона называлась Торговой(Слайд 6), потому что здесь находился главный городской рынок — торг, левая сторона называлась Софийской(Слайд 7), потому что здесь находился главный храм Новгорода — кафедральный Софийский собор.

Развитие творческих способностей обучающихся, логического мышления

При работе со схемой развивают умение выделять составляющие политического строя, сравнивать формы управления территориями, работать с историческим текстом

Формируют умение логически

мыслить.

Физкультминутка

Проводят упражнение в соответствии со словами.

Совместное  проведение физкультминутки(Слайд 9).

Совместное  проведение физкультминутки. 

Новгородский люд проснулся,

Встал, умылся, потянулся,

Осмотрел свои владенья,

Принял верное решенье:

Богатырским шагом дружно

Выйти в поле, если нужно,

Поклониться земле низко,

Предстоит нам путь неблизкий.

Маршируем строем в ногу,

Отправляемся в дорогу.

Здоровьесбережение.

 Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

3. Развитие культуры

Работа с историческим источником

Обучающимся предлагается поработать с раздаточным материалом, где даётся текст берестяных грамот (листы оформлены в виде бересты)

Сообщение обучающейся

Просмотр фрагмента фильма

(приложение 6)

У вас на партах лежат берестяные грамоты. Из года в год археологи находят в Новгороде новые  берестяные грамоты (приложение 5).

Давайте с вами попробуем ответить: для чего же использовали эти грамоты, в каких сферах жизни использовали(Слайд 10-13)?

Сохранились и передаваемые из уст в уста новгородские былины о знаменитом купце-госте, гусляре и певце Садко. Про него нам расскажет...

Какие черты народного характера воплощает в себе Садко?

Теперь посмотрим небольшой отрывок из фильма. Посмотрите  фильм и объясните смысл подобного финала фильма.

Читают содержание берестяных грамот.

Примерный ответ:

Это и отчеты о собранных запасах,  жалобы на неправый суд и личные письма.  

Слушают сообщение

Лучшие качества народного характера воплощает в себе образ Садко. Садко благороден, не скуп, щедр, добр, терпелив. Поэт и певец, отважный землепроходец, он устремляется в дальние страны, чтобы увидеть загадочный и манящий мир. Сердце его полно любви к родине.

Садко говорит, что  счастье - это родной дом, Родина. 

Развитие умения работать с историческими источниками

Подведение итогов работы.

Дача д/з

Почему же Новгород называли – «Господин Великий Новгород»?  

§12, стр.126 – 135,

ответить на один вопрос (на выбор) №1, №2, №3 на стр.134

Примерный ответ:

Новгород называли «Господин Великий Новгород» так как он отличался от других русских земель  особенностями хозяйства, культуры, вечевыми порядками.  

Записывают домашнее задание

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения.

Рефлексия.

Подведение итогов работы

Давайте с вами подумаем о том, как мы работали на уроке с помощью «Горы знаний» (Слайд14) .

Спасибо за работу на уроке.

Анализируют слабость и силу своей работы на уроке с помощью «Горы знаний».

Несколько обучающихся высказывают своё мнение, продолжив фразу:

Я узнал…

Я понял…

Я убедился…

 Формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, развитие самоанализа своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 7 класс "Господин Великий Новгород"

Данный урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида...

ТЕМА: Раздробленность на Руси . Господин Великий Новгород. Владимиро –Суздальская Русь

Тестирование по  теме "Раздробленность на Руси. Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальская Русь"...

программа элективного интегрированного курса "Господин Великий Новгород"

ПРОГРАММА элективного интегрированного курса.  Авторы:ЛЕДЕНЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,учитель историивысшей квалификационной категории;БАРАЛЮК НИНА ИВАНОВНА,учитель русского языка и литературывысшей к...

Разработка урока "Господин Великий Новгород" (6 класс)

Разработка урока по истории России, 6 класс....

Открытый урок по истории России: "Господин Великий Новгород".

Этот материал представляет собой набор разных видов взаимодействия с учащимися: презентация, тест, игра.Материал был собран на основе информации Интернета и моего личного опыта работы. Использовался н...

Господин Великий Новгород (технологическая карта)

Технологическая карта урока истории в 6 классе...

Господин Великий Новгород (презентация)

Презентация к уроку истории в 6 классе...