Разработка урока "Господин Великий Новгород" (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Беленко Татьяна Владимировна

Разработка урока по истории России, 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gospodin_velikiy_novgorod.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу «Историия Отечества»

(6 класс)

Тема урока: Господин Великий Новгород.

Учитель: Беленко Татьяна Владимировна.

Задачи урока:

Образовательные: Рассмотреть приемы обособления Новгородской земли. Повести к осмыслению понятия «феодальное раздробление». Сформировать преставление о боярской республике, особенностях развития Новгорода. Формировать представления о демократии.

Развивающая: Развивать способность к воображению на основе выполнения творческих заданий. Закреплять навыки и умения работы с историческими источниками и образцами художественной литературы. Развивать умения сопоставлять исторические явления.

Воспитательная: Повести к пониманию того, что основой благополучия и процветания нации является трудовая деятельность народа.

 Пробудить понимание красоты произведений искусства русской земли, чувство движения к творцам. Оборудование:

  1. Карта «Киевская Русь ХII в.»
  2. Опорные сигналы
  3. Хрестоматия по истории СССР с древних времен о конца ХVIII в.
  4. Раздаточный материал «отчет об археологических находках»
  5. Тексты берестяных грамот
  6. Запись «Колокольный звон»
  7. Слайды с изображением Новгорода и схемами

Основные понятия и термины: боярская республика, вече, демократический строй, посадник, гильдии.

Тип и вид урока: урок – экскурсия, урок изучения нового материала. На доске девиз:                                                                       Горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще…

План:

  1. Беседа с обучающимися по теме «Феодальная раздробленность»
  2. Изучение нового материала.
  3. Местоположение Новгорода.
  4. Политическое управление.
  5. Экономическое развитие.
  6. Новгородская культура

Учитель:

Замечательный русский поэт С.З. Тютчев писал:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить».

Что же это за особенная стать у нашего государства? И почему нельзя мерить Россию общим аршином? А и есть ли основания для глубокой веры в будущее нашей Родины?

Кажется, наш урок сегодня поможет приоткрыть завесу непостижимой, на первый взгляд, тайны Руси.

(Учитель показывает валдайские колокольчики, раздается перезвон).

Учитель.

Эти колокольчики привезены из Великого Новгорода. Предание глубокой старины говорит о том, что русский царь Иван III повелел снять вечевой колокол Новгородцев и привезти в Москву. Но то ли дорога была тяжела, то ли таков был указ царский, но разбился на Валдае символ русской свободы. А новгородские мастера собирали частицы металла и отливали из них маленькие колокольца, льют их и поныне – так гласит легенда. Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в древний русский город Новгород.

«Старовечный и вечно новый

Над рекой поднимается город…

А по стенам ходят дозором

Больше сотни сильных и рослых.

Иноземец пытливым взором

Не сочтет их кафтанов пестрых.

Горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще».

(Раздается мелодия «Колокольный звон Новгородский»)

Прежде чем мы отправимся в седую старину, давайте вспомним, какова была ситуация данного периода.

Вопросы для беседы с классом:

  1. Что означает «феодальная раздробленность»?
  2. Какой процесс в развитии общества мы называем закономерным?
  3. А была ли феодальная раздробленность закономерным процессом?
  4. Только ли на Руси шел процесс раздробления?
  5. Определить причины раздробленности
  6. Определить положительные и отрицательные последствия  феодальной раздробленности.

Учитель:

Ну, а теперь, когда мы осознали, что феодальная раздробленность – процесс закономерный, шаг вперед в развитии хозяйственной и культурной жизни, можно отправляться в Новгород – людей посмотреть и себя показать, как говорили в древности.

Ваша задача – объяснить, почему современники называли Новгород – Господин Великий Новгород. Привести аргументы «за» и «против» такого названия.

И под радугой многоцветной

Прямо в небо крестами вколот,

Старовечный и вечно новый

Над рекой поднимается город.

Тяжко дышат в престольный праздник

Деревянные мостовые

Всех встречает – дельных и праздных

Белокаменная София.

Вот мы и встречены новгородцами. Взгляните на карту. Как вы думаете, с какими странами и русскими землями поддерживал Новгород связи? (Работа с картой и атласами).

Вследствие оригинальных особенностей своей жизни, которыми Новгород отличался от других русских земель, город обращает на себя особое внимание.

Местность, заселенная издревле новгородскими славянами, была болотистая, лесистая и малоплодородная. Энергичный, смелый, предприимчивый народ активно осваивал путь «из Варяг в греки», занимался ремеслом. Вопрос о времени происхождения Новгорода до конца не выяснен, «Повесть временных лет» сообщает, что город в IX веке уже «достиг больших сил». Новгород располагался по обеим сторонам  Войхова, недалеко от озера Ильмень. Река делила город на две части – восточная называлась «торговой, здесь располагался рынок, другая – «софийской» от храма во имя Святой Софии. Новгородская крепость называлась «детинцем», или кремлем.

(слайд - схема Новгорода – Неревский конец, Плотницкий конец, София, Людин конец, Торг Ярославо дворище, Славянский конец).

Стороны делились на пять концов.

Вокруг Новгорода простиралась обширная земля, которой владел город. Она называлась «землей Святой Софии». Земля делилась на пятины и области. Самое видное место занимала Заволочье и Двинская земля, лежавшие за водоразделом бассейнов Онеги, Западной Двины и Волги. Ученые объясняют название города тем, что этот населенный пункт являлся новым по отношению к Ладоге. Итак, пройдемся по Новгороду. На нашем пути белокаменный Софийский собор. От храма и расходятся концы города, где располагались жилища ремесленников, торгового люда. Здесь, у храма, новгородец ощущал себя в центре обширного государства, простиравшегося от Урала на восток о западной границы. Стоя в Софии, человек ощущал могущество своего государства. В храме находилась богатейшая казна, библиотека, константинопольские и корсуновские иконы. А в южной части кремля новгородского по преданию былинный герой-кузнец Садко построил величественную Борисоглебскую церковь. Представьте себе, какой неподдельной гордостью переполнялось сердце наших предков!

Ребята, взгляните, что за гости к нам пожаловали?  (Появляется группа обучающихся. Они пишут письмо в Константинополь).

Давайте послушаем, какие у них впечатления о русском городе?  («Византийские» путешественники читают письмо.  Задание выполнялось в качестве домашней работы.  Ученики задают им вопросы).

Вновь раздается колокольный звон.

Учитель.

Через Волохов был построен Великий мост, соединявший Кремль с Торгом и вечевой площадью.

Вече, так называлось собрание города. Политической формой новгородской жизни была республика, так как верховная власть принадлежала вечу, куда имел доступ любой свободный новгородский гражданин. Но не следует забывать, какое сильное влияние на развитие города оказывала аристократия.

Ребята, не зря мы заговорили о политике. Сегодня нам представится возможность побывать на знаменитом новгородском вече. А вот и новгородская администрация. (Входит группа «новгородцев». Появляется слайд «Органы управления Великого Новгорода. Учащиеся рассказывают о своих обязанностях и политическом устройстве Новгорода). Затем «Новгородцы» задают вопросы:

  1. Объяснить значение выражений:

А) созвать вече;

Б) указать путь князю;

В) вечный дьяк или вечная грамота;

2.     Прослушать Договорную грамоту Новгорода с великим князем Ярославом Тверским.

…..Целуй, князь крест ко всему Новгороду но тем, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород держать тебе по старине, по тому, как вошло искони.

Все волости Новгородские не держать тебе, князь, получать с тех волостей…

Без вины тебе, князь, не лишать мужа волости и грамот не отнять. Гнев твой, князь, на посадников и всех новгородцев отложить и никому от мала до велика не мстить ни судом, ни как – либо иначе: если кто начнет жаловаться тебе, тому не верить

Задание: Охарактеризовать права и положение князя в Великом Новгороде.

Учитель:

Мы с вами познакомились с местонахождением Новгорода, с системой управления, но ничего не знаем об экономике. А что входит в понятие экономика? (ответы учеников).

Экономика Новгорода базировалась на торговле. Купечество делилось на летнее и зимнее. Они приезжали только зимой, другие – летом по морю. Четко узаконивалось, какие товары в каком количестве можно было привозить в Новгород.

Бойко шла Новгородская торговля. Предприимчивые и ловкие купцы наживали себе огромные состояния, немало было и именитых бояр.

В церкви Иоанна Предтечи хранились образцы различных мер, которые должны были держать при торговле. В Новгороде были свои особые меры и деньги. Серебряные гривны, полугривны и куны.

Но что же выставляли новгородцы на продажу? Что умели изготовлять? Перед вами фрагмент отчета об археологических находках. Какие выводы сделали археологи на основании указанных находок? ( Выдается состаренный документ)

«В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в Средневековье  материалов. Ассортимент их был разнообразен. Так, обнаружены изделия из кожи и стали – 152 вида, из дерева – 215 видов, из кожи – 47 видов, и т.д.. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали: подшипники и т.д..» (Учащиеся работают в группах, анализируют, делают выводы).

Ни один из русских городов не сохранил такого количества памятников зодчества и монументальной живописи, как Новгород. Одного взгляда на коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять «идеал» новгородца – доброго воина, простоватого, но себе на уме. В его зодчестве такие же, как и он простые , но крепкие стены, могучие силуэты, энергичные массивы. В торжественной глади церковных стен, в простых величественных формах, в могучих сияниях глав – царит гордое сознание власти и силы. Это действительно храмы вольного города Господин Великий Новгород. Никакой суетливости и мелочности, напыщенности, творения мастеров пленяют своей скромностью.

 Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы многое узнали, немало повидали.

Давайте вернемся к нашему вопросу. Можете ли вы теперь объяснить, почему в ревности люди с почтением говорили: «Господин Великий Новгород»? Действительно ли он Велик?

 

Домашнее задание:

  1. Изучить материал параграфа.
  2. Составить рассказ от лица новгородца «Величие моей родины» или нарисовать один из памятников Новгорода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий Новгород

Интегрированный урок История- литература - информатика....

Исторический кружок «Достопримечательности Великого Новгорода»

содержание кружка расширяет кругозор учащихся коррекционной школы...

Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности

Комбинированный урок с применением ИКТ для учащихся 10 классов...

Урок истории 7 класс "Господин Великий Новгород"

Данный урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида...

"Русь православная. Добро пожаловать в Великий Новгород" презентация-проект

проектная работа к уроку МХК, истории. Путеводитель. Собор святой Софии в Новгороде....

Конспект урока и презентация по теме "Искусство Великого Новгорода" в 10 классе

Материал содержит конспект урока, презентацию по теме "Искусство Великого Новгорода" в 10 классе и приложение с репродукциями для самостоятельной работы (программа Г.И.Даниловой "Мировая художественна...

План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основные маршруты поездок: Царское Село-Великий Новгород-остров Валаам

План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основ...