6 класс История Нижегородские земли в период монгольского нашествия
план-конспект занятия по истории (6 класс)

Сорокина  Елена Валерьевна

Урок истории в 6 классе по материалам учебника "История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века: учебное пособие для учащихся. 6 класса/ авт.: Ф.А.Селезнев – Н.Новгород.: Нижегородский институт развития образования, 2016".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Нижегородские земли в период монгольского нашествия

ФИО учителя: Сорокина Елена Валерьевна

  1. Место работы: МБОУ Ульяновская СШ
  2. Должность: учитель
  3. Предмет: история
  4. Класс: 6
  5. Цель  урока:
  • Формирование представлений учащихся о Нижегородском крае в период монгольского нашествия с опорой на ранее полученные знания.
  1. Задачи:
  • Развивать навыки работы с исторической картой и источниками
  • Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами             
  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Основные вопросы изучения материала

  • Юрий Всеволодович и монгольское нашествие;
  • Монголы на территории современной Нижегородской области в 1239 году.
  • Александр Невский в истории Нижегородского края.

Тип урока

урок повторения и обобщения с элементами «открытия новых знаний»

Ресурсы урока

мультимедийный проектор, мультимедийная  презентация, исторические источники, карта «Русь в 12-13 веках», учебники, атласы.

Основные понятия и термины

Пороки, ярлык, постриг, схима

Основные даты

17 февраля – день памяти Юрия Всеволодовича; 1263 г. – дата смерти Александра Невского в Городце

Персоналии

Юрий Всеволодович, Александр Ярославич Невский

Домашнее задание

§15 – 22 – повторять, готовиться к проверочной работе.

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Предварительно делит детей на группы. Приветствует  учащихся.

Мотивирует на учебную деятельность на основе работы «Минутка календаря».

Приветствуют учителя. Выражают свои мысли по поводу исторической сущности каждого дня на основе календарных событий 24 апреля в разные исторические эпохи.

Диалог

Ориентационный (актуализации/повторения)

Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению  задания

  • Какие темы уже изучены?
  • Что нам предстоит сделать по окончанию изучения всех тем раздела?
  • Что нам неизвестно о землях нашего края в этот период?
  • Попробуйте обобщить ответы и сформулировать тему урока.
  • Поставить цель и задачи на урок.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формируют тему урока, цели урока

Фронтальная работа, работа в группах

Содержательно-операционный

Работа в группах. Работа с картой атласа, с учебником. Повторение  и ситематизация ранее полученных знаний.

1)Вспомните что вы знаете о нашествии Батыя на Русь. Составьте план-схему нашествия Батыя по годам: 1237 - ….
1238 г. - ….

1239 г. -
отметьте эти даты на карте.

2)Работа с историческим документом. О ком речь?
Кто такой Юрий Всеволодович. Дайте краткую историческую справку. Битва на реке Сить.

(просмотр сюжета)
3) Игра: Слова-ассоциации «Александр Невский» - слова, даты, имена, названия мест (если слово непонятно, пояснить).
Новые слова записать в словарик.

Пороки – камнеметательные орудия монголов.
Постриг – обряд вступления в монашество.

Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. 
4) Рассказ учителя «А.Я.Невский а Нижегородском крае». Видеосюжет жизнь и смерть Александра Невского.

Строят цепочку получения необходимых знаний: когда? Кто они? Зачем? Ход  действий, почему?...

Самостоятельно планировать (с использованием различных источников информации), контролировать процесс подготовки и презентации проектов.

Оказывать взаимопомощь в процессе подготовки ответов.

Работа в группах.

Контрольно-оценочный (в том числе, рефлексивный)

Сделать выводы по уроку.

Проследить процесс выполнения целей урока.
Выполнить тест со взаимопроверкой в группе.

Оценить работу своей группы.

Выполняют работу индивидуальную.
Выполняют взаимопроверку.
Выставляют оценки в группе.

Выполнение работ на закрепление материала

Инструктаж Д/З

Задание на дом параграфы 15 – 22 повторять, готовиться к проверочной работе.

Записывают ДЗ в дневник.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!

…И в те дни обрушилась беда на христиан.

…Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Когда на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие, Владимирский князь Юрий Всеволодович не откликнулся на просьбу рязанских князей о помощи. Он хотел сам сразиться с врагом. Но используя численное превосходство, монголо-татары окружили сторожевой нижегородский полк под Коломной и разгромили его в неравном бою. Н.Новгород, лишенный защитников, был взят без боя. В феврале 1238 после упорного сопротивления был взят и сожжен Городец.

Во время монголо-татарского ига, несмотря на тяжелый гнет татарских ханов и непомерные оброки, Н.Новгород постепенно оправляется и крепнет. К концу XIII столетия он упоминается в летописях как третий город во Владимирском княжестве вслед за Владимиром и Суздалью, а в 1341 году становится столицей самостоятельного Нижегородского княжества, которое занимало обширную территорию. На востоке его граница проходила по реке Суре, на юго-востоке и юге – по рекам Пьяна и Сережа. На западе граница шла по правобережью Оки до Мурома, далее через низовья Клязьмы, включая в себя Суздаль и Шую. На севере границы княжества пересекали нижние течения рек Унжи, Ветлуги и Керженца. Основным опорным пунктом на востоке была крепость Курмыш, основанная в 1372 году. Вдоль границы стояли небольшие крепости-острожки, в которых жили пограничники. Остатки таких крепостей обнаружены по реке Пьяна в Бутурлинском и Сергачском районах.

Русь не раз восставала против ига монголо-татар. Не оставались в стороне и нижегородцы. В 1374 году на подступах к Нижнему Новгороду они разгромили крупный татарский отряд, а ханского посла Сарайку и его приближенных посадили в тюрьму. Потом, при попытке к бегству, те были убиты. Татары отомстили за это налетом большого отряда по Запьянью. В 1377 году около Н.Новгорода появился царевич Арапша с войском. Навстречу выступило объединенное нижегородско-московское войско. Русская рать дошла до реки Пьяна, но врага не встретила. День шел за днем, а монголо-татары все не появлялись. Воины успокоились, поснимали оружие. Плохо несла свою службу разведка. За такую потерю бдительности русское войско жестоко поплатилось. Тайно подкравшиеся отряды Арапши разгромили русских. Эта битва получила название Пьянское побоище. Победа на Пьяне дала возможность Арапше захватить и разграбить Н.Новгород.

Постоянная угроза вражеских нашествий, тесные экономические связи ускорили присоединение Нижнего Новгорода к Москве. В 1392 году он вошел в состав Московского княжества, стал опорным пунктом Москвы на Волге.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 «Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань…»В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Ингваревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись пушки и огнеметы (стенобитные орудия и камнеметные машины). Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Софийском (Успенском) соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 http://lubovbezusl.ucoz.ru/_pu/13/17803542.jpg

image004_52.jpg

http://lubovbezusl.ucoz.ru/_pu/13/00237581.jpg

Мини-тест

A. Когда произошла первая встреча монголов с рус
скими?

1) в 1220 г.;

2) в 1330 г.;

3) в 1223 г.;

4) в 1233 г.

Б. Какой хан совершил разгромный, поход на русские княжества в 1237 г.?

1) Чингисхан;

2) Батый;

3) Узбек;

4) Берке.

B. Основная форма владения землей:

1) поместье;

2) посад;

3) вотчина;

4) надел.

Г. Князь, давший отпор шведам и немцам:

1) Юрий Всеволодович;

2) Даниила Галицкий;

3) Дмитрий Донской;

4) Александр Невский.

Д. Посадские люди — это:

1) купцы и ремесленники;

2) крестьяне;

3) зависимые общинники;

4) феодалы.

А. 3. Б.2. В. 3. Г. 4. Д. 1.

Баскак— ____________________________________________________________________________

Улус — __________________________________________________________________________

Ярлык— ____________________________________________________________________________

Иго- __________________________________________________________________________________

Ответы на мини-тест 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Светофор Настроение плохое, мне грустно, я ничему не рад. Настроение хорошее, надеюсь получить позитив на уроке и много много знаний Отличное настроение. От урока жду знаний и хороших отметок 1

Слайд 2

24.04.2020 Минутка календаря 2

Слайд 3

24.04.2020 Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия. 3

Слайд 4

Цели и задачи урока: Повторить и обобщить знания о нашествии ордынцев на Русь Вспомнить личности Юрия Всеволодовича и Александра Ярославича Невского. Узнать о Нижегородских землях в период монгольского (ордынского) ига. 4

Слайд 5

План урока: Юрий Всеволодович и монгольское нашествие (битва на р. Сити) Монголы на территории современной Нижегородской области в 1239 году. Александр Невский в истории Нижегородского края. 5

Слайд 6

Задания для работы в группах: 1. Вспомните, что вы знаете о нашествии Батыя. Составьте план-схему нашествия по годам. Отметьте эти даты на карте. 6

Слайд 7

Задания для работы в группах: 2. Работа с документом. Прочтите документ и определите о ком идет речь 7

Слайд 8

Монголы вскоре покинули русские земли, но через год вернулись вновь. Один из монгольских отрядов в конце 1239 года обрушился на юг современной Нижегородской области. 8

Слайд 9

9

Слайд 10

Минутка отдыха 10

Слайд 11

Задания для работы в группах: 3. Игра: Слова-ассоциации . Тема «Александр Невский» 11

Слайд 12

Новые слова: Пороки – камнеметательные орудия монголов. Постриг – обряд вступления в монашество. Схи́ма (от др.-греч . σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. 12

Слайд 13

Александр Невский в Нижегородском крае 13

Слайд 14

А. 3. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. 1. Ответы на тест: Ответы на терминологический диктант: Баскак — ордынец — сборщик дани на Руси. Улус — район государства Золотая Орда. Ярлык — грамота, вручаемая русским князьям в ор­дынской ставке на княжение. Иго - угнетающая, порабощающая сила; форма зависимости Руси от Золотой Орды. 14

Слайд 15

1.Готовиться к проверочной работе по пар.15 – 22; 2.Сделать презентацию или написать мини-сочинение по теме «Годы лихолетья» (о зависимости Руси от Золотой Орды) Д/З: 15

Слайд 16

Светофор Настроение плохое, мне грустно, я ничему не рад, уроком не удовлетворён Настроение хорошее, урок мне понравился Отличное настроение. Я узнал много нового и / или получил хорошую оценку 16

Слайд 17

1184 г. до н.э. — По преданию, в этот день древние греки смогли проникнуть в Трою при помощи троянского коня. 1147 г. — Первое летописное упоминание Москвы. 1585 г. — После смерти Никиты Захарьина, дяди Федора Ивановича, страной фактически управлял боярин Борис Годунов. 1671 г. — Степан Разин в результате предательства захвачен казачьим старшиной и выдан царским властям. 1800 г. — Основана самая крупная библиотека в мире — Библиотека Конгресса США. 1826 г. — В России запрещается деятельность Русского Библейского общества. 1833 г. — В США запатентована газированная вода 1877 г. — Россия объявляет войну Турции. 1946 г. — Первые полёты реактивных самолётов МИГ-9 и Як-15 1949 г. — В Англии отменяются ограничения на продажу конфет, введённые во время войны. 1953 г. — Английская королева Елизавета II присвоила рыцарское звание Уинстону Черчиллю по некоторым данным за успешную организацию и осуществление операции по отравлению И.В.Сталина. 1965 г. — В Советской Армении впервые был отмечен День памяти жертв геноцида армян в Османской империи 1915—1923 гг. 1967 г. — При завершении программы полета на корабле «Союз-1» погиб космонавт Владимир Комаров. 1981 г. — Представлен первый персональный компьютер IBM. 1998 г. — Сергей Кириенко назначен председателем правительства РФ. 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России "Монгольское нашествие на Русь", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь

Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь   и  получают зада­ния на следующий, ...

урок по проблемной технологии и развитию критического мышления" Монгольское нашествие", 10 класс

Краткий конспект урока в 10 классе по повторительно-обобщающей теме с использованием методики проблемной технологии, критического мышления и работы в группах...

Русь в период монгольского нашествия и вторжения крестоносцев в XIIIв.

Презентация предназначена для обзорного повторения  темы "Русь в период монгольского нашествия и вторжения крестоносцев в XIIIв." в 10-11 классах. Содержит много иллюстративного материала, в том ...

Урок истории в 6 классе по теме «Монгольское нашествие на Русь»

Тема урока: «Монгольское нашествие на                            Русь»...

Тест к уроку истории России 6 класс "Монгольское нашествие на Русь"

Тест "Монгольское нашествие на Русь" позволяет проконтролировать знания содержания параграфа. Может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности...

Монгольское нашествие на Русские земли.

В презентации говорится об общественном строе монгольских племен, первых завоеваниях монголов, битве на Калке, завоевании Русских земель....