Лекция Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации
план-конспект занятия по истории (11 класс)

Гуляев Илья Сергеевич

Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 3.1 Средневековая Европа.

Лекция

Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации

Цель лекции: формирование знаний по теме Средневековая Европа.

Задание: 1. Законспектировать основной материал

Средние века получили свое название т.к. хронологически этот период находится между Древней и Древнейшей историей с одной стороны и Новой и Новейшей историей с другой.

Хронологические рамки средневековья

Началом средних веков считается падение Западной Римской империи. В 476 году варварский военоначальник Одоакр низверг последнего римского императора — малолетнего Ромула Августула. Одоакр отсылает императорские регалии в Константинополь. Так Западная Римская империя перестала существовать. Относительно окончания Средних веков единого мнения нет. Многое зависит от того, что считать главным признаком средневековья и нового времени. Наиболее распространены следующие версии:

- написание "Комедии« Данте Алигьери (1321) – если считать окончанием Средних веков светский характер культуры,

- падение Константинополя (1453). Византия – последнее Античное государство, пережившее Великое переселение народов. С ее гибелью уже не остается государств, сложившихся в Древний период.

- изобретение книгопечатания (сер.XV века) дало возможность производств большего количества книг, а следовательно повысило и уровень культуры.

- открытие Америки (1492) начинает эпоху Великих географических открытий, когда рамки привычного мира людей существенно расширяются, т.е. Новый мир – это, прежде всего новые территории.

- начало Реформации (1517) символизирует ослабление власти церкви.

- начало Английской революции (1640) обозначает складывание принципиально новой экономической формации, когда на смену феодальному строю приходит капиталистический.

Великое переселение народов

Распад Античной Цивилизации начинается с Великого переселения Народов, когда толпы варваров из Северной Европы хлынули на завоевание нового жизненного пространства.

Причинами этого стало как разложение у варваров родоплеменного строя, так и кризис внутри Римской империи. Непосредственным толчком к В. п. н. послужило начало передвижения на запад гуннов.

Термин «варвары» использовался современниками Переселений в качестве характеристики племён, населявших периферию античного мира. Образ варвара в период Великого переселения народов традиционно следовал оппозиции «варвары — не римляне».

Находившееся в кризисе римское государство делало попытки оживить внутреннюю жизнь империи за счёт привлечения предприимчивых северных и восточных наёмников. Однако отношения между римской и «варварской» знатью складывались непросто. Но процесс был начат ещё задолго до нашей эры, когда Рим и создавался усилиями переселенцев из разных стран и народов.

hello_html_44df9f3e.png

Особенности средневековой европейской цивилизации.

Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи).

Вместе с этим на завоеванной территории наблюдается резкое падение уровня культуры. Варвары не умели пользоваться большинством Римских достижений.

Варварские лидеры – это прежде всего воины. Король тех времен очень отличался от королей в современном представлении. Тогда господствовала власть силы, предводителем становился тот, кто мог возглавить войско. Не случайно происхождение слова «рыцарь» (от «ritter» - всадник) – конный воин. Естественно, на коне мог позволить себе воевать только обеспеченный, а следовательно, успешный воин. Таки образом, правителями варварских племен, первыми варварскимим королями становились самые отчаянные воины.

Варвары захватывали новые территории. Первоначально набеги носили эпизодический характер, вскоре захватчики стали обживаться на новых территориях. Некоторые их них занялись сельским хозяйством, другие продолжали воевать. Вскоре и воины стали организовывать свои поселения. Для защиты от набегов соседей они строили крепости. Крестьяне, живущие в непосредственной близости от крепости, облагались налогом в качестве платы за защиту. Либо рыцари захватывали землю, и крестьянин обязывался платить за нее арендную плату, т.к. земля являлась уже собственником рыцаря. Варвварский правитель часто жаловал землю своим военоначальникам за то, что они служили в его армии. Таким образом начинает складываться феодальный строй. Феод - от лат. feodum – земля, пожалованная сеньором своему вассалу, феодал – feo-dalis - владелец феода. Самым крупным феодалом был король. Вслед за монархом, на более низких ступенях, стояли наиболее крупные феодалы, ниже - более мелкие. Более высоко стоящий феодал являлся покровителем (сеньором) по отношению к более низко стоящему феодалу - вассалу. Вассалы помогали своим сеньорам в случае войны (а войны случались часто). Рыцарство, на основе которого в дальнейшем возникло сословие дворянства становится высшим слоем.

Для феодального строя характерны следующие черты. Земля принадлежала дворянскому сословию – крупным землевладельцам, а использование ее велось на мелких крестьянских наделах, которые на тех или иных условиях предоставлялись крестьянам феодалами. Крестьяне - непосредственные производители - прикреплялись к земле, закрепощались, их зависимость от феодалов увеличивалась; для того чтобы заставить крестьян работать на феодала, применялось принуждение. Феодальное хозяйство было натуральным и замкнутым. Большинство населения жило в деревне, занималось главным образом сельскохозяйственным трудом, а также домашним ремесленным производством, в первую очередь по переработке сельскохозяйственных продуктов. Техника сельскохозяйственного и ремесленного производства была низкой.

Феодальный строй был более прогрессивный по сравнению с рабовладельческим, т.к. зависимый крестьянин был больше заинтересован в результатах своего труда, чем раб.

Тем не менее, резкое падение уровня культуры приводит к резкому падению и уровня жизни. Чем более примитивно общество, тем оно больше нуждается в жестком руководстве. Функцию этого жесткого руководителя в средние века выполняла церковь.

За всю историю человечества не было времени, когда значение церкви было бы столь велико. Церковь была тогда крупнейшим землевладельцем, многочисленным монастырям принадлежали обширные земли. Духовенство составляло господствующий класс. Религии принадлежало привилегированное положение в сфере духовной жизни, в идеологии. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, искусство. В этом состоит еще одна отличительная особенность средневековья – теоцентризм.

Следующей особенностью являлось стремление сохранить свой статус. У каждого сословия было свой определенный вид деятельности. Духовенство – единственное грамотное сословие раннего средневековья. Монастыри являлось первыми центрами образования. Вместе с этим, церковь – и серьезный цензор и ограничитель общественной и научной мысли. Чтобы не возникло смут из-за неправильного толкования священных текстов, из имели право читать только священники. Церковь – инстанция, создающая мировоззрение того времени, уберегающая человека от себя самого, ограничивающая от чрезмерной свободы. Задачей рыцарства, в основном, были войны и подготовка к ним. Крестьянство обрабатывало землю и платило налоги в пользу феодалов.

Образование первых средневековых государств

Первый варварский правитель, удостоившийся признания Папы Римского – Карл Великий – король франков, король лангобардов, герцог Баварии, император Запада. Свое прозвище Карл получил ещё при жизни. Исповедовал христианскую веру. Расширил владения своих предшественников.

hello_html_m26c61f52.png

Осенью 800 года Карл отправился в Рим и провел здесь почти полгода, разбирая распри между папой Львом III и местной знатью. Знать пыталась отстранить Льва III от престола, однако Карл помог ему. 25 декабря 800 года на Рождество Карл Великий слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: "Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император". Хотя все это не стало для Карла неожиданностью, он, первое время делал вид, что недоволен "самовольным" поступком папы. Ненависть византийских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенес терпением. В конце концов императорам Византии пришлось признать новый титул владыки франков. Карл принял титул императора, однако создание новой Западной Римской империи не изменило образа правления и не принесло никаких территориальных приобретений.

hello_html_m453abe93.jpg

Империя, созданная Карлом Великим, распалась уже в течение следующего столетия.

Как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого рассматривалась основанная в 962 году германским королём Оттоном I Великим Священная Римская империя. С 1512 года носила название Священная Римская империя германской нации. Эта средневековая империя, включавшая в периоды наивысшего расцвета Германию (занимала в империи господствующее положение) и другие королевства, герцогства и земли (часть Италии, Чехию, Бургундское королевство, или Арелат, Нидерланды, швейцарские земли и др.), которые в разное время и в разной степени действительно или номинально подчинялись императорам. Она просуществовала до 1806 года.

hello_html_m20bf4c7f.png

Флаг Священной Римской империи

Феодальная раздробленность

Феодальная раздробленность – эпоха, для которой характерен распад государств на отдельные феодальные владения, сопровождающийся ослаблением власти королей. Период феодальной раздробленности характерен для всех крупных средневековых государств и является закономерным следствием политических процессов, происходивших в государствах, охватывающих обширную территорию. Этот период датируется IX—XIII вв., когда Средневековое государство, превратилось в в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации.

Каждый феодал, получивший землю во владение, чувствовал себя полноправным ее хозяином. Постепенно забывались вассальные клятвы верности. Каждое феодальное владение, жившее в условиях натурального хозяйства, было экономически самостоятельным. Однако, экономическая самостоятельность не свидетельствует об обеспеченности. Напротив многие княжества были бедны. И это касалось не только низших, но и высших классов. Феодалы постоянно нападали друг на друга, стараясь увеличить территории своих владений.

Формирование национальных государств

От постоянных феодальных войн страдают больше всего крестьяне, на полях которых разворачиваются сражения, а также король, чьи непокорные вассалы пытаются напасть и на своего синьора. Спасаясь от войн, крестьяне уходят в города. Там уже нет возможности заниматься сельским хозяйством, поэтому по всей Европе начинает развиваться ремесло. Жители города уже не арендуют землю у феодала, а следовательно, не платят ему подати. Такие независимее города получают название «коммуны». Власть в них принадлежит народному собранию под управлением мера или бургомистра.

Короли поддерживают рост городов, и они становятся союзниками в борьбе с непокорными синьорами. Таки образом складывается взаимовыгодное сотрудничество между королями и городами. Часто короли в качестве помощников используют органы, сформированные из представителей различных сословий. Формируется сословно-представительская монархия. Вместе с этим королевская власть усиливается. Короли начинают бороться с непокорными вассалами, объединяя страну под своей властью. Таким образом формируются национальные государства.

Образование средние века.

Центрами образования были монастыри. Позднее образование можно было получить и в городских школах при мэрии. Более обеспеченные слои населения могли позволить себе нанять частного преподавателя. Процесс обучения велся на латинском языке. Все науки, изучавшие в средние века, разделялись на 2 ступени. В первую ступень входили науки (или свободные искусства), относящиеся к умению говорить: риторика, грамматика и диалектика. Диалектика, как искусство спора предполагала также знание священных книг, т.к. единственными весомыми аргументами признавались только цитаты из них.

Во вторую ступень входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Наиболее состоятельные могли продолжить обучение в университете на одном из трех факультетов: богословие, медицина или право.

Древнейшие средневековые университеты существуют и по сей день.

hello_html_m820318f.jpg

В 1117 году был основан первый в Великобритании Оксфордский университет с целью дать священнослужителям более полное образование. При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городком.

hello_html_m39706666.jpg

Университет в Кембридже основан в 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г. Оксфорда после стычки между горожанами и студентами.

hello_html_m2567b403.jpg

История Сорбонны начинается с 1215 г., когда несколько церковных школ объединились в Парижский университет. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии

Ереси

С развитием образования и науки ослабевает власть церкви. Ереси – отклонения от церковных догматов. В XII – XIII веках они усиливаются. Вряд ли кто-либо из еретиков, отлученных от церкви, называл себя неверующим. Это были люди, указывающие, что церковь сама не соблюдает те законы, которые проповедуют. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви. Были еретики, которые призывали к уничтожению храмов и служителей церкви.

Служители церкви, естественно пытались защищаться, принимать меры для сохранения своей власти. Так появляется инквизиция. Инквизиция (от лат. inquisitio — расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13—19 вв. Служители церкви осуждали ереси в проповедях, а также посредством наказаний. Кроме еретиков инквизиция преследовала людей, подозреваемых в колдовстве.

Приложение:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/426/ - Великое переселение народов

http://readr.ru/v-budanova-velikoe-pereselenie-narodov.html - великое переселение нородов

http://sc.uriit.ru/dlrstore/11ea82bb-e33e-47ed-966d-de02b146e5d8/history/index.html - карты

http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st007.shtml - феодализм

http://www.vivl.ru/karl/karl.php#met1 – история в лицах. Карл Великий

Требования по выполнению: 

Адрес почты: 

Автор: Гуляев И.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Данная разработка предназначена для обучающихся 10-11 классов, где идёт углубленное изучение эпохи средневековья. В презентации представлено большое количество иллюстраций, схем и таблиц, позволяющих ...

Становление и расцвет мирового кинематографа. 11 класс. МХК

В начале 20 века первые шаги делало и отечественное кино. Первые российские фильмы - это документальная хроника, фильмы - репортажи.......

Тест по теме "Становление и расцвет мирового кинематографа"

Тест по теме "Становление и расцвет мирового кинематографа" позволит проверить знания обучающихся в 11 классе по предмету "Мировая художественная культура" по программе Г.И.Данилов...

Презентация на тему: "Становление и расцвет мирового кинематографа"

Презентация на тему: "Становление и расцвет мирового кинематографа"...