День народного единства.
классный час по истории (10 класс)

4 ноября по предложению Государственной Думы стал российским праздником- днем согласия и примирения. В этот день почитают образ чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы войсками Минина и Пожарского от польских интервентов.

   Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение и разлад, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.

   Давайте вспомним историю тех событий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_narodnogo_edinstva.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

День народного единства.

С историей не спорят,

С историей живут.

Она объединяет

На подвиг и на труд.

Едино государство,

Когда един народ.

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой.

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

   4 ноября в России отмечается всенародный праздник-День народного единства.

   4 ноября по предложению Государственной Думы стал российским праздником- днем согласия и примирения. В этот день почитают образ чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы войсками Минина и Пожарского от польских интервентов.

   Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение и разлад, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.

   Давайте вспомним историю тех событий. Этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых-государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей, правившей Русью более семисот лет. Кризис династии вскоре перерос в национально-государственный кризис.

   После царя Ивана Грозного остались два его сына: Федор и малолетний царевич Дмитрий. После смерти отца Федор унаследовал престол, а Дмитрий получил в удел город Углич.

   В 1598 году умер Федор Иванович. Он был бездетным, и наследовать ему должен был брат Дмитрий. Но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что Дмитрий был убит и что убийц подослал Борис Годунов, надеявшийся сделаться царем после бездетного Федора. В действительности, так и произошло: После смерти Федора Иоанновича в Москве собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова-брата жены. Опыт ведения государственных дел он приобрел во время правления кроткого Федора Иоанновича.

   В свое правление Борис Годунов построил на границах укрепления для защиты от неприятеля, засеял пустынные местности на южной окраине. Понимая пользу просвещения для России, он стремился сблизить ее с образованными народами Западной Европы. Он приглашал иноземцев, давал иностранным купцам право беспошлинной торговли с Россией и выстроил в Архангельске пристань для иностранных кораблей. Выбранный на царство Годунов по-прежнему много старался о спокойствии и безопасности русской земли, заботился о народе. Был умен, Россией правил очень искусно. Но правление его было несчастливым: бояре ненавидели его за то, что он, человек иноплеменного происхождения, выскочка, успел сделаться царем, обойдя родовитых русских бояр, и правил самовластно, не советуясь с ними.

   В то время в России случился сильный голод и моровое поветрие, много людей погибло. В народе пошли волнения, стали припоминать смерть царевича Дмитрия и распускать слухи, что Дмитрий жив, а что вместо него был убит другой мальчик. И действительно, скоро в Польше появился человек, который объявил себя царевичем Дмитрием. В историю он вошел как Лжедмитрий I. От появления соперника царю Борису должна была произойти смута в России, и за это ухватились поляки. Между Россией и Польшей давно уже шла вражда за пограничные области, поэтому Лжедмитрия поддержали польский король, паны и католическое духовенство. Король позволил Лжедмитрию набрать в Польше войско, помог ему деньгами, а за это взял с него обещание уступить Речи Посполитой несколько русских областей.

   В 1604 году самозванец со своим войском вступил в Россию, чтобы отнять у Бориса престол. Города один за другим сдавались Лжедмитрию. Но в некоторых местах царские воеводы смогли дать ему достойный отпор, пока на беду скоропостижно не скончался царь Борис.

   Народ счел смерть Бориса Годунова божьей карой за похищение престола и признал Лжедмитрия царем.

   Новый царь выказал большой ум и способности к государственным делам. Он дал льготу духовенству, увеличил жалованье служилым людям, запретил потомственное холопство. Он сделал суд бесплатным, отменил пошлины за торговлю и промыслы, старался уничтожить взяточничество и злоупотребление чиновников, задумал разные перемены на Руси и особенно помышлял о распространении образования. Не нравилось народу только то, что он жил не по старине, нарушал старинные русские обычаи и дружился с поляками-католиками, которые вели себя в Москве буйно, причиняли жителям разные насилия. Недовольные им бояре стали распускать слухи, что на престоле сидит не настоящий православный царь, а самозванец и еретик. В Москве произошло восстание, Лжедмитрий был убит.

   После смерти Лжедмитрия бояре выбрали царем Василия Шуйского, предводителя восстания против самозванца, и взяли с него обещание, что он не будет править самовластно. Бояре добились своего, но спокойствие в стране не восстановилось. Низшие сословия восстали против нового царя и боярской знати. К дворянскому ополчению присоединилось войско, образовавшееся из холопов, беглых крестьян и казаков.

   Еще прежде, чем усмирено было это восстание, явился человек, о котором шли слухи, что он царь Дмитрий, вторично спасшийся. С помощью поляков этот самозванец собрал большое войско из разных искателей приключений, холопов, казаков и нескольких польских отрядов. Он двинулся на Москву. По дороге он разбил высланное против него царское войско. Многие города перешли на его сторону. Он разбил лагерь в нескольких местах от столицы, в селе Тушине, отчего и получил название «тушинского вора».Тушинцы проводили время в разгуле и буйствах, многие из них разбрелись большими шайками по стране и разоряли города. Польские отряды стали осаждать Троице Сергиев монастырь. 16 месяцев длилась осада. Но тушинцы потерпели поражение от царского войска под предводительством царского   племянника Скопина-Шуйского.

   Вскоре явился новый враг: В Россию вторгся польский король Сигизмунд III. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского и свергли его с престола.

   После свержения Шуйского Русь осталась и вовсе без царя. Неурядица настала полная. Самозванец все еще угрожал столице. Поляки осаждали Смоленск. В Москве многие бояре и люди других сословий присягнули польскому королевичу Владиславу, сыну Сигизмунда III, предпочитая его самозванцу. Польский отряд впущен был в столицу, а к польскому королю, осаждавшему Смоленск, отправлены были послы, чтобы окончательно договориться относительно его сына Владислава на царство.

   Тогда в русских людях заговорило народное чувство, и они решили встать за родную страну против иноземцев. Патриарх Гермоген разрешил москвичей от присяги Владиславу и стал созывать людей на защиту православия. Он рассылал о том грамоты по разным городам. Из разных мест двинулись ополчения к Москве. Польский отряд, засевший в Москве, бесчинствовал там, бил безоружный народ, и, наконец, сжег большую часть города. Престарелого Гермогена посадили под стражу. Русское ополчение, шедшее на освобождение Москвы, распалось. Между тем на русскую землю напали и шведы, которые взяли Новгород. А в Пскове объявился новый самозванец. По всей стране разбойничали казацкие шайки.

   Бедствия русской земли дошли до крайности. Россия, казалось, погибла.

   Но тут в разных концах страны нашлись мужественные люди, которые подняли новое ополчение для спасения родины. Во главе этих людей были патриарх Гермоген, продолжавший действовать из заточения, и Дионисий, архимандрит Троице Сергиево монастыря. Они неутомимо рассылали по всем городам грамоты, в которых призывали народ к спасению веры и Отечества.

   Одна из грамот попала в Нижний Новгород и была прочитана в соборе. На всенародной сходке у собора выступил выборный земский староста Козьма Минин, мясной торговец, и сказал: «Если в самом деле хотим помочь московскому государству, ополчимся стар и млад, найдем людей ратных, не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен и детей своих и выкупим отечество». Нижегородцы послушались Минина и начали вооружаться. Каждый нес на городскую площадь все, что мог: кто платье, кто деньги, кто посуду. Сам Минин отдал все свои деньги, украшения жены и даже золотые и серебряные ризы с икон.

Весть об этом разошлась по другим городам, ратники толпами приходили в Нижний Новгород. Многие города присылали деньги. По совету Минина начальство над войском было дано князю Дмитрию Пожарскому. Весной 1612 года, когда собралось войско, Минин с Пожарским выступили в поход, с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, явленной в 1579 году. Дорогою к нижегородскому ополчению присоединились рати других городов, и все они двинулись к Москве. Два месяца осаждал Москву Пожарский. На помощь полякам было направлено новое войско. Но Пожарский не допустил его до города, и после трехдневного боя польское войско повернуло назад. А засевших в городе поляков сильный голод вынудил сдаться. Пожарский с войском с торжеством вступил в город. Вслед за тем в Москву собрались выборные люди от всей земли русской для избрания царя. После продолжительных совещаний собор единогласно предложил престол 16-летнему Михаилу Федоровичу Романову, сыну Филарета (Федора Никитича). Это случилось 21 февраля 1613 года.

   Есть предание, что поляки, узнав об этом избрании, решили убить Михаила. Для этого одна польская шайка отправилась в Ипатиевский монастырь (ныне Костромская губерния), где жил Михаил со своей матерью. По дороге они встретили крестьянина из села Домнина, Ивана Сусанина, и попросили его провести их к монастырю. Сусанин догадался, зачем они идут, и вывел их в непроходимый лес. Поляки убили за это Сусанина, но и сами скоро погибли в лесу от холода и голода.

   В царствование Николая I (1825-1855) Сусанину был поставлен памятник в Костроме, а композитор М.И. Глинка посвятил ему оперу. Не были забыты потомками и Минин с Пожарским. Им поставлен памятник в Москве в 1818 году работы скульптора Мартоса.

   По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси и отмечался до 1917 года.

   В церковный календарь этот день вошел как празднование Казанской иконы Божьей Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время Смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрёл свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконою пред битвой,

Благословлённая молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....

День народного единства

Материал для проведения классного часа с использованием ИКТ...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.            2. Патриотическое воспитание школьников....