Древний Египет, Семейное право
план-конспект урока по истории (5, 9 класс)

Мартынова Юлия Сергеевна

5 класс Древний Египет, 9класс Семейное право 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl_urok_drevniy_egipet.doc78.5 КБ
Файл 9kl._urok_semeynoe_pravo.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Аспектный анализ урока по теме: «Древний Египет», с требованиями ФГОС, проведенного  в 5 классе  учителем истории, обществознания  

Тема урока: «Древний Египет».

Цели и задачи урока:

 -повторить и систематизировать знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта;

-повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.

Работа организована  по мини-группам в 5 человек. Педагог определяет, чтобы в группе был консультант, объединяет в группу учащихся продвинутого, среднего и слабого уровня.

 Урок-игра «Эстафета египтологов» состоит из этапов:

1-этап. «Знаешь ли ты где находится…» (работа по карте);

2-этап. «Расскажи о жизни» - проверяется умение составлять рассказ, каждая группа работает по карточке-заданию:

«Расскажи о том, как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники»-1 группа.

 «Расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны и вельможи» - 2-группа.

Далее игра «О ком идет речь».

3-4 этапы эстафеты.

«Решение творческой задачи» и «Решение чайнворда» для активизации познавательной деятельности учащихся и развития творческих способностей.

5-этап проводится в форме игры «Угадай слово».

6-этап «Викторина».

 Подведение итогов урока

(рефлексия).

Домашнее задание.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории  как к науке.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные:  развитие умений ориентироваться в своей системе знаний, овладение понятиями по теме «Древний Египет».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, карта, доска.

Основные понятия для повторения ( на экране компьютера)

Описание урока

1.Тип урока. Урок-повторение, урок-игра

2.Цели урока: Повторить знания учащихся по теме: «Жизнь в Древнем Египте».

3.Задачи урока: Повторить и закрепить знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта; повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.

4.Краткое описание хода урока

Фаза 1. Начало урока

Этапы:

-начало урока, знакомство-5минут.

Вступительное слово учителя, звучит музыка, показ презентации «Знакомство с Древним Египтом» (пирамиды, виды Древнего Египта) - презентация взята с Интернета, сообщение детям условий игры.

Компьютер способствует формированию наглядно-образного мышления.

-Сообщение целей урока-3 минуты

Повторить и закрепить знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта; повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся.

Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока)-2 минуты из 45 минут.

Технология проведения: Учитель заранее готовит картинки из жизни     древних египтян - «египтяшки», вырезанные из бумаги разные фигурки любимых в Египте животных, статуэтки богов и т.д. При каждом правильном ответе группа получает «египтяшку», какая группа соберет больше «египтяшек», та группа побеждает.  

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

-проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)-30 минут.

Работа организована  по мини-группам в 5 человек. Педагог определяет, чтобы в группе был консультант, объединяет в группу учащихся продвинутого, среднего и слабого уровня.

-Урок-игра «Эстафета египтологов» состоит из этапов:

1-этап. «Знаешь ли ты где находится…» (работа по карте), показ презентации (Нил, пирамиды, виды Древнего Египта)

2-этап.  «Расскажи о жизни» - проверяется умение составлять рассказ, каждая группа работает по карточке-заданию «Расскажи о том, как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники»-1 группа, «Расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны и вельможи» - 2-группа.  

на экране компьютера

                                   Карточка-задание

1-я группа

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники

Для этого вспомни: Как египтяне орошали поля?

                                    Опиши труд земледельца.

                                    Что ели простые земледельцы?

                                    Что умели делать ремесленники?

                                    Легким ли был труд ремесленника?

                                   Карточка-задание

2-я группа

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте вельможи и Фараоны.

Для этого вспомни:  Чем занимались вельможи?

                                      Как жили вельможи?

                                      Кто такой фараон?

                                      Кто служили фараону?

                                      Походы фараонов

Каждая группа обсуждает общее задание (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), выступают, дополняют несколько уч-ся, далее подведение итогов группового задания. За полные, объективные ответы учащиеся получают от учителя награды - «египтяшки», учитель одобряет, выражает теплые чувства к группе.  Рефлексия способов и условий действия, определение основной и второстепенной информации, осмысление умения составлять рассказ, самооценка себя.

 Активным  методом обучения является игра «О ком идет речь»; проверяется в форме активной игры  знание учащимися героев мифов, правителей Египта.

(Все вопросы с картинками, соответствующими характеру вопроса, показывает учитель на экране компьютера после правильных ответов учащихся)

1.«Все жители Египта должны были беспрекословно подчиняться ему. Даже самые знатные из них падали ниц перед ним и прославляли его величие словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо мы дышим воздухом лишь по его милости».

2. «Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства». Кто мог бы сказать о себе такие слова? (на экране компьютера изображение бога пустыни)

3. «В 1922 году английский археолог Картер открыл в Долине царей гробницу. В гробнице нашли множество красивых предметов – мебель, модели лодок, драгоценности, сосуды, оружие. Мумия была заключена в четыре саркофага. Наружный саркофаг был каменным. Последний, внутренний саркофаг был сделан из чистого золота. Лицо на саркофаге изображено очень тщательно, и мы можем представить, как выглядел  он при жизни. Когда последний саркофаг вскрыли, на мумии оказался маленький букетик полевых цветов» (на экране компьютера гробница Тутанхамона)

4. «Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый бог научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб». (на экране компьютера изображение Осириса)

3-4 этапы эстафеты «Решение творческой задачи» и «Решение чайнворда» для активизации познавательной деятельности учащихся и развития творческих способностей. Группы работают над решением задач. Технология работы в группе та же, что и на втором этапе. I группа  получает задачи следующего содержания: задача №1 « В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми». Чему  учит отец сына?  Как, по его мнению, можно стать писцом?  Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

  Ответ: Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.

  Задача №2  «По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множество пленников».Почему пленники считались главной добычей на войне?

 Ответ: Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно. II-группа работает над следующими задачами:

Задача №3. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова « Египетский раб» и ответьте на вопросы.

                             Я - раб царя. С восхода до заката

                               Среди других свершаю тяжкий труд.

                                И кус гнилой - единственная плата

                               За  стон, за пот, за тысячи минут.

                           Я – раб царя и жребий мой безвестен;

                         Как тень зари исчезну без следа.

                         Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

                         Но след не минет скорбного труда,

                         И простоит близ озера Мерида

                         Века веков святая пирамида.

-О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор?

- Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

Ответ: Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века…

Задача 4. У древних египтян существовал культ животных: собак, крокодилов, кошек. Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника.

 От каких страшных бедствий «защищали» древний Египет кошки? (использование презентации)

 Ответ: Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мышей и крыс- переносчиков многих болезней, например, чумы. Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать,  что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.

Обсуждение задач в группах с учетом приобретенных знаний на уроках. Поощрение учащихся за полные, развернутые ответы. Работа по чайнворду идет в каждой группе, кто быстрее справится, проявит смекалку, подчеркивается соревновательный характер игры. Учащиеся участвуют в диалоге, учатся слушать и понимать других, участвовать в работе группы, учатся оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, отстаивать свою точку зрения. Группа, быстрее решившая чайнворд, получает в качестве поощрения «египтяшку».

Реши чайнворд.

1.Материал для письма.

2.Вырезанная из камня фигура льва с головой человека.

3.Злой бог суховей.

4.Один из египетских фараонов.

5.Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения.

6.Подневольный человек.

7. Сплав меди и олова.

8.Ученый, который изучает звездное небо.

9. Столица Египта.

10.Египетская гробница.

11.Греческий историк, который описал историю Египта.

12. Стенобитный снаряд.

13. Сборы в пользу государства.

5-этап проводится в форме игры «Угадай слово».

 Цель: развитие  творческих способностей, воображения и мышления уч-ся, развитие речи.

 -Задачи:

1.Формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами.

2.Развитие коммуникационных умений.

3.Наполнение учебной деятельности личностным смыслом.

4.Тренировка командной работы.

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода:

конверт

- Предварительная подготовка (если требуется)

Приготовить конверт

- Технология проведения

Учитель (обращаясь к ученикам):

При изучении истории вы узнаете много новых слов и понятий. Для того, чтобы они стали «своими», вошли в активный запас организуем специальную словарную работу. Очень важно, чтобы вы научились отбирать для выражения своих мыслей наиболее точные слова. Изучая историю древнего Египта,  вы ознакомились со многими словами, мне бы хотелось, чтобы они вам запомнились надолго. Каждая группа получает конверт с терминами и понятиями по теме.

Обсудив в группе определение понятия, один из группы  эмоционально рассказывает о его смысловом значении, не называя самого слова, можно использовать элементы пантомимы (жесты, мимику). Противоположная группа должна отгадать слово. Например: «Вдали от Нила среди песков пустыни изредка встречались островки зелени. Там росли пальмы и кустарник вокруг воды, бьющей ключом из-под земли». Как назывались эти островки зелени?  (Ответ:  Оазисы).

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

Эффективнее всего организовать работу по мини-группам в 5 человек. Педагог определяет, чтобы в группе был консультант, объединяет в группу учащихся продвинутого, среднего и слабого уровня.

 

По окончанию работы очень важно провести рефлексию.

-  Варианты проведения метода

Предлагаются вопросы учащимся, возможно письменно:

1.Была ли интересна для Вас игра «Угадай слово»?

2.Оцените данную игру по шкале полезности от «1» до «5».

6-этап «Викторина»-5 минут, проводится в темпе, здесь каждая группа показывают знание материала, сплоченность группы, для предварительной подготовки учащимся время не дается.

Викторина:

  1. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
  2. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.
  3. Кого готовили в египетских школах?
  4. Какими часами пользовались египтяне?
  5. Имя фараона,  совершившего больше всех походов?
  6. Сплав меди и олова.
  7. Письменность египтян
  8. «Живые убитые».
  9. Почему у египтян все боги изображались с головами животных?
  10. С каким явлением  природы  древние египтяне  связывали смерть Осириса?
  11. Имя фараона, чья гробница сохранилась до наших дней?
  12. Где хранятся произведения искусства?

Фаза 3. Завершение урока

Этапы:

подведение итогов (рефлексия)-3 м.

1.Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?

2.Оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».

Домашнее задание: параграф 12, повторить понятия. 2 м.

 

Подробный конспект урока

Методическая информация

Тема урока

Жизнь в Древнем Египте

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Вигасин А.А., Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

Повторение по теме «Древний Египет».

Взаимосвязь с предыдущими темами:

1.Государство на берегах Нила.

2.Как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники.

3. Жизнь египетского вельможи.

4.Военные походы фараонов.

5.Религия древних египтян.

6.Искусство, письменность  и знания Древнего Египта.

7.Возникновение искусства и религиозных верований у первобытных людей.

Взаимосвязь с последующими темами:

1.Древнее Двуречье

2.Финикия.

3.Библейские сказания.

4.Персидская держава.

5.Природа и люди Древней Индии.

6.Природа и люди Древнем Китае.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Психологическая характеристика:

-уровень развития, восприятия нормальный;

-память непроизвольная-5, произвольная-5, способность к запоминанию развита, хорошо воспроизводят знакомые действия, словесные тексты;

-аудилов-3, визуалов-3, кинестетиков-4

-преобладает наглядно-образное мышление, не умеют сравнивать, обобщать, выделять главное, абстрагировать, классифицировать - 4;

-речь развита средне из-за двуязычия, нормальное звукопроизношение.

5.Педагогическая характеристика:

-одаренные-1, слабоуспевающие-1;

-уровень усвоения математических знаний - средний;

-уровень усвоения по русскому языку и литературе - средний.

-отзывчивы, общительны, дружелюбны, трудолюбивы.

Цели урока

 Систематизировать знания учащихся по теме: «Жизнь в Древнем Египте». Активизация познавательной деятельности учащихся через игру и интерактивные методы.

Задачи урока

Повторить  знания учащихся о природных условиях и хозяйственном развитии, об особенностях управления и культурном развитии древнего Египта; повторить термины и понятия по теме; активизация познавательной деятельности учащихся. 

Результаты УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

1.Познавательные, включая общеучебные и логические:

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

2. Знаково-символические

3.Функция отображения учебного материала

4.Оценочная функция.

5.Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

6.Рефлексия способов и условий действия, определение основной и второстепенной информации

7.Умение передавать информацию в сжатом, выборочном или развернутом виде, определение ключевых слов.

-Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

-Сплачивает группу

-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «уважение к мнению другого человека»

-Рост самооценки.

1.Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции  партнера по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2.Участвовать в работе группы.

3.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4.Уметь договариваться.

5.Отстаивать свою точку зрения.

Ключевые компетентности

- Социальная

Уважение одноклассников, место и роль в классном коллективе

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

1.Государство на берегах Нила.

2.Как жили в Древнем Египте земледельцы и ремесленники, вельможи и фараоны.

3.Религия древних египтян.

4.Искусство и письменность Древнего Египта.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Карта, материалы ИКТ, раздаточный материал



Предварительный просмотр:

        Данный урок предназначен для обучающихся по предмету  обществознание  для 9 класса (раздел «Основы семейного права»).

                                         

Тема  урока. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений 

Цель урока: Формирование   у обучающихся  представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи урока: 

Познавательные:

- актуализировать  знания обучающихся по  теме «Основы семейного права»;

- формировать  представления обучающихся о правовых основах и семейно-брачных отношений на примере порядка заключения и расторжения брака;

- ознакомить обучающихся о значимости правового регулирования  в сфере семейно-брачных отношений.

- обеспечить  понимание понятий «семейно-брачные отношения», «брак», «семья», «алименты»;

Личностные:

- формировать у обучающихся  осознание необходимости правового регулирования семейных отношений;

-продолжить работу по формированию российской гражданской идентичности на основе изучения статей Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ;

- продолжить работу по формированию уважительного отношения к семейно-брачным отношениям;

- формировать умение применять теоретические знания при ответах на практические вопросы;

- продолжить работу по формированию у обучающихся связной речь при ответах на практические вопросы;

Регулятивные: 

- продолжить работу по формированию у обучающихся  умения работать с юридическими документами, анализировать их содержание на основе статей Конституции РФ;  

Коммуникативные: 

- обеспечить условия для формирования представления о личности и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений;

- формировать у обучающихся умения анализировать, высказывать  и обосновывать свою точку зрения

Тип урока: урок повторения  пройденной и изучения новой темы.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Методы проведения урока: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический: работа со словарём, тетрадью, решение творческих задач.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоматериал для презентации, задания по теме,

  брошюры Конституции РФ, Семейного кодекс РФ, образец формы № 7 для заключения брака.

Структура урока.

      1. Организационный момент.

2.  Повторение и  подготовка обучающихся  к изучение нового материала.

      3. Изучение нового материала.

             План изучения нового материала:

            1. Понятие семейные отношения

            2. Семейное право

                 а) Правовая связь членов семьи

                 б) Вступление в брак

                 в) ЗАГС

       4. Динамическая пауза

            3. Права и обязанности членов семьи

                а) Права и обязанности  родителей

                б) Права и обязанности  детей

    5. Закрепление

    6. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить обучающихся  к работе на уроке.

Учитель обращает внимание детей  к нескольким изображениям на проекционном экране (фотографиям семей). Предлагаемые изображения  семейных пар, семей с детьми, обязательно должны нести положительный настрой, улыбающиеся, хорошо, если  люди на них будут держать за руки друг друга и т.д. Например, это может  быть  фотографии семей, прогуливающихся  вдоль берега, нахождении их в музеи, увлечённых спортивной совместной игрой, приготовлением еды, работой в саду, плывущих в лодке и т.д.

 -Ребята, скажите, что изображено, на фотографиях? (ответы детей).

- Правильно, сегодня, мы продолжим разговор о семье. Давайте вспомним, что такое семья. Из кого  обычно состоит семья (Ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, самые близкие и любимые  люди.)

(Учитель читает стихотворение «Семейное дерево», автор Галина Дядина.)

Чудесное дерево есть у меня.

 Оно мне — семья,

 И оно мне — родня.

 На дереве этом

До старческих лет

 Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

 И смог настоящею птицею стать!

 И, как в колыбели,

 Со мной до утра

На дереве этом

 Качались ветра.

 А листья трезвонили,

 Как бубенцы,

 Когда у меня

Появились птенцы!
(работа  обучающихся  со  словарём и тетрадью): Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

Повторение и  подготовка обучающихся  к изучение нового материала.

Затем ребятам предлагается устно самостоятельно дополнить  образ «дерева» говоря о семье. Так, через символ «дерева» выполняется перенос в сферу семейных отношений и понятия «Семья». Напоминается, что «корни деревьев» условно обозначают старших родственников-бабушек, дедушек, «ствол» – родители, а «крона» – дети. Между ними должно быть согласие и понимание. Нарушение состояния уже одной части дерева (символов), ведёт к нарушению всей жизни  «дерева»,  т.е. ведёт к разрушению  понятия  «семья».  

Ребята, давайте порассуждаем, что даёт человеку жить в семье. Дети называют свои варианты, а учитель и выводит на  общий экран к  образу семьи в виде дерева (в ветвям, как лисья)  карточки с надписями   (защита, взаимопомощь, покой, уважение, тепло и пр.);

Давайте подумаем, что  семья дает государству. Вновь работаем с символом дерева и используем термины - «гражданин страны», «защитник», «работник», «налогоплательщик», «изобретатель» и т.д. (Далее ведётся разговор о значении семьи, как социальном институте общества.

Затем переходим к роли государства по защите и охране семьи.).

Изучение нового материала.

На нашей планете  очень много стран, все они разные, с разной историей и культурой. Но есть ценности, которые  объединяют все народы. К таким ценностям  образование, здоровье, семья. В нашей стране семейным отношениям всегда придавалось  большое значение.

    И поскольку  семья является огромной ценностью, то и государство стоит на защите её интересов.

Каким же образом  государство защищает семью? Это происходит с помощью ряда юридических норм и законов. Для начала  мы узнаем, что же такое семейно-брачные отношения. Это отношения, между членами семьи, закреплённые  в основном законе нашей страны-Конституции РФ и ряде  других законов.

     Конституция  РФ определяет основные права и свободы граждан нашей страны в сфере семейно-брачных отношений (работа обучающихся с текстом Конституции РФ.)

  • Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации  

             (ст.19 п.3).

  • Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 п.1.).
  • Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст.38 п.2).
  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3.).

        (Далее идет пояснение содержания данных статей).

 

 Следующим документом, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный кодекс РФ.  Семейный кодекс определяет:

- источники, принципы семейного права

- порядок и условия вступления в брак

- права и обязанности супругов

-права и обязанности родителей и детей

 (Далее ведётся работа  обучающихся  со  словарём и тетрадью).

Семейное право — система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

 (Затем идёт  совместная работа с классом по  обсуждению понятий  семейно-брачные отношения).

Принципы семейного права, написанные на карточках: 

  • Равноправие мужчины и женщины
  • Единобрачие
  • Свобода и добровольность заключения брака
  • Взаимная забота членов семьи
  • Защита семьи со стороны государства
  • Судебная защита прав членов семьи

   Пояснения учителя. В жизни каждого человека случается очень ответственный момент –создание семьи или заключение брака.  Брак-это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Юридическое оформление брака происходит в ЗАГСе. ЗАГС-орган власти в  России, производящий государственную регистрацию  актов гражданского состояния, например, заключение и расторжение  брака.  (Работа с обучающимися в тетради).

    Каковы условия и порядок вступления в брак? 

  • Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак
  • Достижение брачного возраста, 18 лет
  • Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака:
    а) не должны состоять в зарегистрированном браке
    б) не должны быть близкими родственниками
    в) недееспособность, признанная по суду

Признаки брака: 

  • Союз мужчины и женщины
  • Свободный союз
  • Единобрачный союз
  • Равноправный союз
  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности
  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа

Церемония бракосочетания  происходит в ЗАГСе всегда в торжественной обстановке в кругу  близких друзей. (Возможна видеодемонстрация небольшого отрывка брачной церемонии).

 Для вступления в брак необходимо выполнить следующие требования. (Обсуждение требований)

 Порядок вступления в брак: (обучающимся  выдаются образцы заявлений для подачи в ЗАГС)

  • Подача заявления в ЗАГС
  • Обязательное присутствие жениха и невесты
  • Подписи в книге актов гражданского состояния
  • Отметка в паспорте
  • Выдача свидетельства о браке

  С момента заключения брака  супруги  становятся равными между собой. Их имущественные и личные права регулируются законом.

Проведение  динамической паузы.

Продолжение урока.
(
Пояснения учителя). Семейное право необходимо для прочности и благополучия семьи, её защиты.

Вопрос. Ребята, как  вы думаете, кто в семье, может быть самым беззащитным, кто нуждается в защите? (Могут быть разные варианты, например-дети, ребёнок, люди с ОВЗ, пожилые.)

Внесённые в Конституцию России поправки после общероссийского голосования  01 июля 2020 года закрепляют область, касающуюся семейных отношений.

Давайте рассмотрим  эти статьи  Конституции.

  • Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (ст.67).
  • Защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях  (ст.72).

       ( Далее идет пояснение содержания данных статей.)

Права и обязанности родителей: 

  • Отвечают за воспитание и развитие своих детей
  • Обеспечение получения детьми основного общего образования
  • Защищают права и обеспечивают интересы своих детей
  • Имеют право на общение со своим ребёнком

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет.

Если родители уклоняются от содержания и воспитания своих детей,  к ним могут быть приняты  административные меры воздействия, вплоть до лишения родительских прав.

Вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Ребята, скажите, как вы думаете, а у детей есть права и обязанности? (Ответы детей).

          (Обсуждение  вопроса Права и обязанности детей):

  • Жить и воспитываться в семье
  • Общаться с родителями и другими родственниками
  • На защиту
  • На выражение своего мнения
  • На имя, отчество, фамилию
  • Имущественные права

К сожалению, в жизни так бывает, что семья, по разным причинам может распасться.

Ребёнок по решению суда, остаётся одним из родителей, а другой по, закону обязан помогать материально в вопросах содержания ребёнка и выплачивать алименты. 

Алименты -  денежные средства на содержание детей, супруги. Обсуждение размеров алиментов.

  • 1/4 заработка - на 1 ребёнка
  • 1/3 заработка - 2 детей
  • 1/2 заработка - на 3-х и более детей.

 

3.Закрепление.

Ребята, как бы не складывалась жизнь человека, какие бы беды не происходили, муж и жена, дети, родители, родственники, всегда поймут, поддержат и помогут.  В любой  ситуации  только родной дом  становиться самым желанным,  нужным и любимым. В семье могут проходить радостные и грустные события, но в любом случае нужно всегда  стараться и поддерживать друг друга. И только в семье может обеспечить любовь и понимание.

(Далее детям предлагается для закрепления темы выполнить в устной форме следующие на выбор задания, которые выводятся на общий экран).

Задания:

1.Правовые отношения между супругами возникают в случае:

   1. длительного совместного проживания мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в государственных органах (фактический брак).

   2. проживание  семейной пары  в  церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях.

  3. проживание в гражданском браке, зарегистрированном на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

2.Старшеклассник и Евгений (15 лет) и Наталия (14 лет), не сказав ничего родителям,

решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?

 1. нет        

 2. да

3. Супруги М., поссорились и подали в ЗАГС заявление о разводе. В течение месяца, отведенного законом со дня подачи заявления до его рассмотрения, супруги помирились и в назначенный день в ЗАГС не пришли. Остаются ли он и в законном браке?

1. нет, считаются разведёнными       2. да, остаются мужем и женой

(Идёт заслушивание ответов обучающихся с  последующим обсуждением).

6. Рефлексия.

 Детям предлагается высказать своё мнение об уроке с  помощью приёма «Незаконченное предложение», например: «Сегодня на уроке я узнал(-ла)…», «Я выполнял задания….», или приёма «Аргументация своего ответа», например- «Своей работой на уроке я….», «Материал урока мне был…» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"

слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...

Дидактический материал:тренинг по истории Древнего мира Тема: "Древний Египет"

Тренинг позволяет повторить изученный материал и осуществить контроль знаний....

Тест по истории Древнего мира 5 кл. "Древний Египет"

Данный тест выявит уровень знаний учащихся по данной теме....

Урок-презентация древний Египет (искусство древнего царства)

Урок-презентация по истории искусства преподаватель Сахно С.А.   Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого мат...

Тест по истории Древнего мира по теме «Древний Египет»

Данный тест можно использовать при проверке знаний по теме"Древний Египет"...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс. "Путешествие в Древний Египет."

Интеллектуальную игру "Путешествие в Древний Египет" провожу как конкурс между командами пятых классов после изучения раздела "Древний Египет". Учащиеся готовятся к игре, получают ...