Конспект открытого урока: "Исторические источники"
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Барадулина Татьяна Александровна

Данный урок проводился  с учениками ОВЗ 8 вид в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_istoricheskie_istochniki_2.docx78.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории: "Исторические источники".

Тип урока: комбинированный.

Цель:

-Введение в  понятие - исторические источники.

Задачи:

-обучающие:

  • Разъяснить понятие – исторические памятники;
  • Дать представление о видах исторических памятников;
  • Познакомить учащихся с методами исторического исследования.

- Коррекционно-развивающие:

  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память;
  • корригировать уровень развития речи;
  • продолжить знакомство учащихся  с учебником: правилами пользования учебником, нахождение иллюстраций, работа по вопросам;
  • формировать навыки работы с тетрадью по истории.

Воспитательные:

  • активизировать познавательную активность,
  • вызвать  интерес к предмету.

Ход урока.

I Организационный момент.

Приветствие класса и гостей.

Ребята, посмотрите пожалуйста на свои руки. Обратите внимания какая удивительная часть нашего тела. Руки помогают нам по особому  выражать  эмоции,  иногда даже самое легкое прикосновение значит больше чем слова.

- С помощью рук мы можем поприветствовать друг друга (как мы это сделаем).

- Мы можем оказать поддержку (давайте возьмемся за руки и почувствуем тепло дружеских рук.

- Как вы мне покажите, что вы знаете ответ?

- А когда вы выполнили  задание и у вас все отлично получилось. как это можно показать?

- Как с помощью рук люди выражают радость? Когда людям нравится, что они делают?

- Ну что, ребята вы готовы к уроку?

II. Проверка домашнего задания

Что такое история?

-Кто изучает историю?

-Кто такие предки?

-Что такое Родина?

Учащиеся вспоминают пройденное и дают полный ответ.

III. Актуализация знаний, объявление  новой темы

        Ребята, сегодня на урок я принесла вам чемодан с историями. И сегодня на уроке мы будем с вами в этот чемодан заглядывать. Я хочу чтобы в этом чемодане было как можно больше историй разных поучительных, добрых, мудрых , веселых и они попадали сюда с самых  разных частей света от интересных людей с разных времен. Давайте мы заглянем в этот чемодан.

(В чемодане лежат: рубашка с закатанными рукавами, бабочка, библия, повесть временных лет). Ребята сегодня на уроке

 нам этот чемодан еще пригодится и мы в него еще заглянем.

Вводное слово:

        Вы появились на свет 12-13 лет назад и можете вспомнить важные события вашей семьи, нашей страны, которые произошли за это время. Ваши родители старше – и знают больше, они могут рассказать вам о том, что видели до вашего появления на свет, а уж что могут поведать вам дедушки и бабушки! Так передаётся и сохраняется память поколений.

 -В старину глаза называли – очи, поэтому человека, который наблюдал те или иные события своими глазами, называли очевидец.  (Понятия - очи и очевидец вывешиваются на доске). Но очевидцы нам могут рассказать о событиях недавних лет.

- Как же можно достоверно узнать о прошлом, если живых свидетелей тех времен уже не осталось? (дети совещаются и формируют свои выводы).

(О прошлом можно узнавать из фильмов, из книг, которые мы читаем, из летописей, из старинных книг, из вещей, … )

- Все что вы перечислили, имеет название исторические источники.

Исторические источники- 

Запишите определение в карту понятий.
Исторические источники ученые историки делят на три группы.

Картинки по запросу исторический источники

К первой группе исторических источников относятся- вещественные источники.

Заполняется карта понятий.

  • Как вы думаете есть ли в нашем чемодане предметы, которые можно отнести к вещественным историческим источникам? Какие это предметы?

(заполнение таблицы)

  • А где мы можем более глубоко познакомиться с историческими источниками? (музее)
  • Совершенно правильно в нашей школе есть краеведческий музей вы все там бывали, какие вещественные исторические источники хранятся там?

(снаряды, каски, орудия труда, посуда и т.д)

Археология - наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам (памятникам).

Нумизматика— вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.

- Следующая группа исторических источников - письменные источники.

Есть ли в нашем чемодане письменные исторические источники? Какие?

(заполнение таблицы)

  • ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПРЕДСТАВИМ: Вам захотелось узнать историю своей семьи. Какими историческими источниками вы будете пользоваться? (расспросить родителей, родственников).
  • Как можно назвать эти исторические источники? (устные)
  •  Что же может служить устным историческим источником? Давайте назовем их!

(заполнение таблицы).

Былина????

Закрепление.

Работа в группах

Ребята, у вас на столах есть конверты с картинками исторических памятников, вы должны их разделить на группы.

Работа предстоит серьезная. поэтому я вам предлагаю отдохнуть с пользой.

Физминутка

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Кричи и никого не слушай.
  3. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  4. Сиди молчи и ничего не делай.
  5. Говори спокойно ясно, только по делу.
  6. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  7. Точно выполняй возложенную на тебя роль.
  8. Если кто-то из ребят неправильно высказался накричи на него чтобы неповадно было.

Молодцы, приступайте к работе.(легкая музыка)

Проверка выполненных работ.

Итог урока.

И наш урок хочу завершить такими словами В.О.Ключевского: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!»

ДЗ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов

Открытый урок по литературе по теме "Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов 6 класс...

Вводный урок "Историческое знание, его достоверность и источники"

Вводный в интегрированный курс истории России и мир...

Конспект открытого урока по химии «Природные источники углеводородов» в 10 классе.

Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и рек...

открытый урок "ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи "

урок предназначен для студентов 1 курса...

Конспект открытого урока "Обсценная лексика в исторических источниках"

Конспект открытого занятия для расширения кругозора....