Конспект открытого урока "Обсценная лексика в исторических источниках"
занимательные факты по истории (8, 9 класс)

Акимов Евгений Алексеевич

Конспект открытого занятия для расширения кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obstsennaya_leksika.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Обсценная лексика.

За всё время своей работы меня рано или поздно спрашивают про обсценную лексику в древности. Проще говоря: был ли мат в прошлом? И если был, то каким? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться, а что же такое обсценная лексика и мат? Мат – это сокращение от выражение «бога, душу, мать». То есть, до появления этого сокращения бытовало выражение «Он ругался в бога, душу, мать». То есть, выражался непристойно, неприлично, низменно. Однако, кто определяет что пристойно, а что нет? Есть ли в обществе некий цензор, который говорит, что вот эти слова хорошие, их можно употреблять, а эти слова – плохие, их говорить нельзя? *жду ответов* С одной стороны, это может быть государство, но обсценная лексика появилась гораздо раньше первых государств. Так откуда же взялся ценз? Для понимания нам нужно рассмотреть саму границу непристойного. Что является непристойным языком? Ну, на первый взгляд это должны быть какие-то низменные слова, связанные с некоторыми человеческими органами, продуктами жизнедеятельности, действиями сексуального характера, нередко насильственными. Это то, что мы называем матом. Но у этого ценза есть и другая сторона. К примеру, мы не можем говорить некоторые слова не потому что они слишком низкие, а наоборот, потому что они слишком высокие. *Например*, возьмём всем вам знакомое христианство. Кто скажет, как зовут христианского Бога? Почему он именно Бог с большой буквы? А потому что его имя слишком священно, чтобы упоминать его в повседневной речи. Есть и иные слова, которые слишком возвышены, слишком высокопарны, например «любовь, честь, любовь к Родине, достоинство, жертва» и прочие. И мы эти слова тоже часто не употребляем, потому что боимся показаться пафосными. Получается, что у обсценной лексики есть два этажа – самый нижний, низменный, и самый верхний, высокопарный. Ну а теперь, давайте продемонстрируем взаимодействие этих двух этажей на практике. За примером далеко не пойдём. «Стартовала новая учебная неделя, и я напоминаю вам о правилах безопасности на дорогах». Какие слова зазвучали у вас в голове? Вот так это и работает. Так появляется низменный язык. Когда в обществе (или в малой группе) появляется много высокопарного пустозвонства, то общество начинает говорить на своём настоящем языке. Притом те, кто говорит пустозвонно, как было в примере, как правило, преувеличивают. Или вовсе врут. Накалывают. Надувают. И если продолжить этот ряд в сторону низменного языка, то станет понятно, что с нами делают те, кто занимается пустосвятством. Но вы можете спросить, а как же повседневный язык? Язык, который мы употребляем в обычном общении, скажем, с родными, друзьями. Почему именно низменный язык становится настоящим языком общества? Куда девается «средний» язык? *жду ответов* А «средний» язык замещается этим самым низменным языком, потому что его эмоционального окраса не хватает для описания эмоций. Именно поэтому в России сегодня так распространена нецензурная брань. Притом, что некоторые слова уже даже не считаются матерными, их употребляют родители при детях, дети перенимают эти слова и несут их дальше и так они становятся разговорной нормой. Плохо это или хорошо – вопрос для исследователя второстепенный. А вот для тех, кто этими исследованиями пользуется ответ на этот вопрос у каждого свой. Что интересно, хоть нецензурная брань и порицается обществом, но в языке есть огромный выбор эквивалентов низменных слов. Причём, слова эти сами по себе никакой нецензурной окраски не несут, например, вставить, впиндурить, воткнуть и так далее. Но в определённом контексте эти слова приобретают некоторый обсценный окрас. И что характерно, эти слова используются и в классической литературе. К примеру, роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Когда я учился в школе, то его изучали, кажется, в 6 или 7-ом классе. Так вот есть там один герой, монах. У нас со словом монах связано нечто такое серьёзное, задумчивое, смиренное. Мы видим человека, стоящего на коленях в келье и читающего молитву. Монах Рабле не такой. Он толст, любит выпить и поесть. Носит рясу поверх голого тела без какого-либо белья. Не чужд этот монах и похоти. И эти качества описываются в нём иносказательно, а довершает всё его имя, которое на русский язык перевели как Неевстафий. Ну вот казалось бы, что такого в этом имени, кроме того, что оно устарело? Но игра слов и слогов в итоге даёт нам полное описание героя. Ну и раз уж мы перешли к примерам из литературы, то стоит показать ряд примеров и из истории. Наиболее известным примером может послужить письмо запорожских казаков турецкому султану. Всё, что там замазано – это нецензурная брань.

Здесь стоит оговориться, что реального списка этого письма так до сих пор и не нашли. Но похожие письма в переписке есть.

Наиболее богато нецензурная брань представлена в повседневной переписке Великого Новгорода. Речь идёт о берестяных грамотах. На листе они ниже в переводе.

По 955-ой грамоте стоит сказать, что «заветное» слово употребляется здесь в магическом смысле. У славян существовали ритуалы плодородия, где нужно было петь ругательные песни. Скорее всего, это письмо от свахи (повитухи) и оно исключительно рабочего характера.

954-ая грамота не менее интересна. Вся суть этой грамоты завязана на слове «пошибать». «Пошибать» буквально означает «бить не до смерти». Но вряд ли такое деяние могло бы навлечь позор на целый район города. В ряде словарей это слово переводится как «насиловать, блудить». Однако, можно спросить, а почему акцент сделан на чужих свиней и коней? Своих, что ли, можно? Впрочем, можно парировать тем, что своих нет. Однако, академик Зализняк выводит значение этого слова из «наводить порчу, совершать колдовство с целью убийства). И действительно, в 1115 году (тогда была написана грамота) в Новгороде был массовый мор на коней. Правда, про свиней ничего не известно.


Ты — шайтан турецкий, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люципера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, коли голою жопой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать. Вавилонский ты кухарь, Македонский колесник, Иерусалимский хвастун, Александрийский козлоёб, Великого и Малого Египта свинопас, Армянская свинья, Подолянская злодиюка, Татарский колчан, Каменецкий палач, и всего света и под-света придурок, а для нашего Бога — дурень, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свинячья морда, лошадиная , мясника собака, некрещёный лоб, мать твою ёб! Вот так тебе запорожцы отвечают, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!

Грамота 955.

Ѿ МИЛОУШѢ КЪ
МАРЬИNѢ КОСИ ВѢ-
ЛИКЄЄ ПЪЄХАТИ БЪ Є-
И ЗА СNОВИДА
МАРЄNКО
ПЕИ ПИЗДА
И СѢКЫЛЄ
РѢКЛА ТИ
ТАКЪ МИЛОУШѦ
ВЪДАИ :В҃: ГРИВЄ
NЄ ВЄЦѢРАШЕNЄИ (Милуша к Маринке. Косе Великой пора ехать и выходить замуж за Сновида. Маринка, пеи пизда, того желает тебе милуша. Отдай две гривны за вчерашнее.)

 Грамота Ст. Р. (Старая Русса) №35.

ѿ радослава ко хотеславоу възми оу прасъла :в: гривене и :е: коуно
ѧкове брате еби лежѧ ебехото аесово (Радослав Хотеславу: возьми у просола (торговца) 2 гривны и 5 кун. *далее другим почерком* Давай-ка, братец, еби лёжа, похотливый яйцесуватель*

Грамота 954.

Грамота от Жирочка и от Тешка к Вдовину. Молви Шильцеви, цему пошибаеши свиньи чужие. А понесла Ноздрька. А се еси посромил конец всех Людин. Со оного полу грамота про кони же та бысть оже еси тако сотворил”.

(Грамота от Жирочка и от Тешка к Вдовину. Молви Шильцеву, почему тот пошибает чужих свиней. Про это донесла Ноздрька. А ещё он посрамил весь Людин конец (район Новгорода), что даже с другого берега (с Торговой стороны) пришла грамота про коней, с коими он совершил то же).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

Конспект открытого урока по химии «Природные источники углеводородов» в 10 классе.

Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и рек...

Конспект урока Практическая работа "Смутное время в исторических источниках и трудах историков" 7 класс к учебнику Данилова История России XVII- XVIII вв.

Данную методическую работу можно использовать для организации смыслового чтения исторических источников с целью формирования метопредметного умения - роабота с печатным текстом....

Конспект открытого урока: "Исторические источники"

Данный урок проводился  с учениками ОВЗ 8 вид в 7 классе...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе

Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе

Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс....