Открытый урок в 9 классе на тему «Блокада Ленинграда" 2021г.
методическая разработка

Брюховецкая Марина Александровна

Открытый урок  в 9 классе на тему «Блокадный Ленинград" 2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_9_klass.docx457.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г.Лабинска

Открытый урок по истории

на тему:

«Блокада Ленинграда»

9 класс

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0803/00055f32-4718f9f2/3/img18.jpg

Подготовила:  учитель истории Брюховецкая М.А.

г. Лабинск 2021г.

Урок истории в 9-м классе по теме "Блокада Ленинграда»

    Цель дать         учащимся         представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

    Задачи

    Образовательные: объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев: дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Коррекционно-развивающие: развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников

Воспитательные: Объяснить, почему в обществе бережно охраняется традиция посещать кладбище, мемориальные комплексы, сохранять могилы героев, павших за Отечество, воспитывать гордость за свое отечество.

    Основные знания

    Блокада Ленинграда длилась 900 дней; Дорога жизни

1943 год – прорыв блокады; 1944 год – полное снятие блокады.

    Основные термины и понятия

    Блокада.

Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 - 1945г», карточки, иллюстрации, презентация

    Тип урока

    Комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

           Здравствуйте ребята!  Все ли готовы к уроку? Посмотрите друг на друга улыбнитесь и тихо присядьте.

Учитель :

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
(слайд  1)

II. Повторение пройденного материала.

- Мы с вами продолжаем говорить о какой войне? (Великая Отечественная война)

-Назовите мне дату нападения фашисткой Германии на Советский Союз. ( 22 июня 1941г)   В каком веке это произошло ? (карта)

    - Какую тему изучали на прошлом уроке?

    - Кто руководил Государственным Комитетом Обороны?

    - Какую помощь оказали стране учёные, инженеры, конструкторы?

    - Какое новое оружие появилось на фронтах войны?

    - Чем и как помогали граждане страны?

    - Почему люди в тылу так самоотверженно работали?

            Сейчас перед вами иллюстрации с портретами участников ВОВ и событиями.

            Нужно установить соответствие  стрелками  иллюстрация и событие.

У нас  осталась одна иллюстрация без события. Какое историческое событие  произошло  1941 г  и длилось 900 дней и ночей. А в конце урока мы вернемся к этому вопросу. (слайд 2,3)

III.    Вводное слово учителя.

Ребята обратите внимание на доску.

Демонстрационный материал:

Хлеб делали из:

  • пищевая целлюлоза 10-15 %,
  • жмых и солод –10-15 %,
  • обойная пыль –2 %, •-
  • мусор из мешков –2 %,
  • хвоя –1 %,( благодаря большому содержанию витамина С ,люди меньше болели)(слайд 4)

- Какой город на этих фотографиях? (Санкт-Петербург)(слайд 5)

- Но у него было и другое название какое?( Ленинград)(слайд 6,7)

- Посмотрите на Ленинград до войны и во время войны.

-Сегодня мы будем говорить о людях которые жили во время Великой Отечественной войны в городе Ленинграде.
Ребята, давайте вместе с вами подумаем и сформируем тему нашего урока

    Сообщение новой темы урока: «Блокада Ленинграда». (запись в тетрадь)

IV.   Изучение нового материала.

План урока ( на доске)

Цели Гитлера

Начало блокады

Жизнь Ленинградцев

Дорога жизни

Прорыв блокады

А.Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город.

В Ленинграде находились:

Крупнейшие военные предприятия

Крупнейший морской порт

Огромное количество архитектурных памятников

В великолепных дворцах произведения искусства

Город несколько веков - столица Российского государства.

При каком царе был заложен город? ( Петр 1-1703г.)

И как называется город сейчас?  ( Санкт- Петербург)

Гордость Советской страны.

Поэтому Гитлер его и хотел разрушить.

В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро.

Рефлексия: - Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?

Б. Ленинград в  сентябре 1941 году  оказался в кольце окружения. Началась блокада  

Блокада-- окружение города со всех сторон (словарная работа)(слайд 8)

 -Что такое блокада?(ответ детей)

Посмотрите на карту, на что это похоже? ( круг, кольцо)

-Это кольцо называли блокадой, из города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Не привозят в магазины продукты, одежду, лекарства. По ночам жители города дежурили на крышах. Работали все заводы , выпуская военную технику и этим занимались женщины, дети.

Рефлексия:     - Когда Ленинград оказался в блокаде?

-В.Дороги захвачены фашистами. Самолеты бомбили город, артиллерия обстреливала

За город шли кровопролитные бои, т. к. немцы пытались прорваться в город. Но город продолжал сопротивление и стоял на смерть. Все от мала до велика встали на защиту города. Связь с городом только по Ладожскому озеру.

Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором (Истощение всех сил и средств, голод. )

В блокаду немцы сожгли склады с сахаром и мукой. Люди после пожара приходили и собирали землю. Её несли домой в ведрах, потом варили, процеживали и пили мутную, сладкую воду. Бомбами был разрушен водопровод. Воду брали в реке Нева. Канализация не работала, свет был отключен в городе.

Продуктов в городе не хватало, начался голод.

-Взгляните,что это? ( на столе лежат картофельные очистки)

-Картофельные очистки.

-Вы их едите сейчас? (ответ детей)

-Люди в войну варили: очистки, собирали кочерыжки от капусты, с обоев скоблили клей и варили с него суп.( показ клея обойного, кочерыжек)

- Как вы относитесь к хлебу? (ответ)

- Хлеб в Ленинграде был главной едой.

Стали выдавать хлебные карточки.  (показ карточки)Утеряв карточку, человек мог умереть от голода.

Норма хлеба(слайд 9)

125 граммов для детей, стариков,

  • 250 граммов для рабочих, которые продолжали работать на заводах: делали танки, снаряды. (показ нормы хлеба) (вес, дети взвешивают хлеб).

Рефлексия:   - Как жили ленинградцы в годы блокады?

                      -Сколько граммов хлеба вам дали бы в блокаду?( ответ детей)

-   Г.   Наступила зима. Ладожское озеро, по которому на кораблях и баржах привозили продукты, замерзло. Как привозить продукты, лекарство, топливо? (ответ детей)

Тогда люди придумали возить продукты, топливо по льду Ладожского озера. Все ждали, когда лёд будет толстый, чтобы по нему могли проехать машины.

22 ноября 1941 года по тонкому льду поехали машины с мукой.

Эту дорогу назвали «Дорога жизни».

- Как вы думаете, почему так назвали дорогу?( ответ детей)

По замерзшему Ладожскому озеру везли муку, лекарство, топливо, а из города вывозили женщин, детей, больных, стариков.

-Но дорога была опасна, её обстреливали немцы с самолётов, а лед проваливался под машинами. Но другой дороги не было.

Водители машин ездили с открытой дверью, чтобы выпрыгнуть из машины, когда лёд проламывался.( показ фильма) Советские войска защищали «Дорогу жизни», зенитки обстреливали самолёты немцев.( Учебник  стр 186

Рефлексия:   - Где проходила Дорога жизни?

                - Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?

-Д. 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Только в 1943году удалось прорвать блокаду. Тысяча погибших, город разбит. Население всей страны бвло пораженно мужеством и героизмом ленинградцев.

 V.  Физминутка.

Я вам называю слова. Если они относятся к войне то топаем ногами, а если нет выполняем руками все возможные движения.

 VI.   Закрепление нового материала.

Запись в тетради: (вклеить листочки)

  • Блокада – это окружение города врагами во время войны.
  • 8 сентября 1941 года (900 дней и ночей)– начало блокады Ленинграда.

 ( вспомнить начало урока, вернуться к этой дате)

  • 18 января 1943 года – прорыв блокады Ленинграда.

27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда(слайд 10)

Карточки (работа со слабо усевающимися)

1.  Каким путем доставляли основную часть продовольствия в блокадный Ленинград:

                 А.  железнодорожным транспортом

        Б. авиацией

         В.по льду и воде Ладожского озера на грузовиках и кораблях.

          2 . Сколько дней длилась блокада?

             A)800

            Б) 900

               B)600

Игра «Работники архива». По заданию необходимо восстановить текст. Добавить буквы.

В сентябре 19__ г. враг захватил подступы к Ленинграду. Началась б___к__а. Связь с городом можно было осуществить только по Л___ж___у озеру. Эта дорога помогла ленинградцам выжить, поэтому её назвали «Дорогой ж_з____и_».  _00 дней и ночей прододжалась блокада Ленинграда. Население всей страны было поражено м___ж____вом и ге___о___змом ленинградцев. Окончательно город был  о__во_______н только в 1944 г.

Фронтальная беседа.

     - Что такое блокада?

     - Назовите дату начала блокады Ленинграда?

     - Когда блокада была прорвана?

     - Когда сняли блокаду Ленинграда?

     - Сколько дней длилась  блокада Ленинграда?

     - Как вы думаете, почему Ленинград выстоял и не сдался врагам?

VII.Подведение итогов урока, домашнее задание.

    Комментарии, объявление оценок за работу на уроке. (ребята сами себя оценивают  поднимая карточки с оценками и вкладывая их в дневники)  (слайд 11)

Рефлексия

– я узнал, что …

– самым интересным было …

– оказывается, что

– для меня было новым …

 Домашнее задание стр. 183-187(слайд 12)

Учитель:

Пусть никогда не будет больше войн!
Пусть голод не придёт в твои селенья!
Пусть будет хлеб! Всего дороже он.
И перед ним склоняю я колени.(слайд 13)

В память о  событиях Блокадного Ленинграда учитель раздает хлеб под музыку «Блокадный Ленинград»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда".

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда" составлен на основе учебника "История России" для 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы: В.П...

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».Обобщенная цель урока: сформировать умения применять знания  и...

Открытый классный час на тему: "Был город - фронт, была блокада"

Открытый классный час рассчитан на учащихся 5-7 классов и посвящён одной из наиболее трагических страниц в истории Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда. К сценарию классного часа прилагает...

Открытый урок на тему: "Блокада Ленинграда"

Данный открытый урок проводился для учеников 9-х  и 10-х классков коррекрионной школы. Цель данного открытого урока - это воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ....

Презентация к открытому мастер - классу по теме "Кто виновен в гибели Катерины?" по пьес А.Н.Островского "Гроза"

Презентация раскрывает содержание материала по теме пьесы. Материал подобран с учетом поставленных задач и целей урока....

Открытый урок по математике в 6 классе на тему: «Дорога жизни. Блокада Ленинграда в математических задачах»

План-конспект открытого урока, приуроченного к 80-летию снятия блокады Ленинграда. Урок направлен не только на повторение, пройденного материала, но и на ознакомление детей с числовыми данными о перио...