МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»
методическая разработка по теме

Лавренова Марина Александровна

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим истори­ческим событиям; расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны; поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_vneklassnoe.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление    образования и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Рассмотрено                                                                                         Утверждаю

на заседании цикловой                                                                     зам.директора по

комиссии общепрофессиональных                                                  воспитательной работе

дисциплин  

Протокол №    от                  2014г.                                                                      Б.Г.Розман

Председатель ЦК                                                                                «    »                 2014 г.

                М.В.Евдокимова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Подготовила:                                                                         Лавренова М.А,

                                                                                                 Преподаватель спец.дисциплин

                                                                                                 ТОГБОУ  СПО «Жердевский

                                                                                                  колледж сахарной                    

                                                                                                  промышленности»

                                                                             

Жердевка 2014

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям; расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны; поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

       

Оглавление                                                 Стр

Введение…………………………………………..………………………………..……………4

Подготовительный этап…………………………………………………………….…...……...5

План мероприятия………………………………………………………..………………….….6

Методика проведения………………………………………………………………….…….…7

Сценарий проведения………………………………………………………….………..………8

Заключение………………………………………………………………………….……….…17

Список литературы……………………………………………………………………….……18

Введение

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого классного часа на тему: «Блокада Ленинграда. Как это было»

Мероприятие посвящено 70 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

 Данный классный час сочетает в себе форму тематической лекции и воспитательного часа, что дает возможность расширить круг знаний студентов, способствует формированию определенного отношения к обсуждаемой теме и выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Цель методической разработки  - развивать познавательный интерес студентов к изучению истории своей страны, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих.

Методическая разработка содержит следующие разделы: подготовительный этап, план занятия, методику проведения занятия, сценарий проведения, заключение.

В разделе «Подготовительный этап» подробно излагается подготовительная работа по организации классного часа, описывается деятельность самого преподавателя и студентов, формируется порядок проведения классного часа.

План занятия отражает цели классного часа, его вид, определяет сферу и социальную роль мероприятия, место и время его проведения, оформление.

Методика проведения содержит описание занятия с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения приемов активизации деятельности студентов на каждом этапе, их целесообразность.

Сценарий проведения подробно описывает ход мероприятия, последовательность этапов, участников каждого из них, применяемые литературные и музыкальные средства оформления, примерную речь классного руководителя.

Заключение подводит итоги проведенного классного часа.

Подготовительный этап

Процесс подготовки к открытому классному часу на тему: «Блокада Ленинграда. Как это было…».

1. Планирование классным руководителем хода занятия, определение его целей и задач. На этом этапе подробно разрабатываются элементы занятия и приемы активизации деятельности студентов.

2. Подбор материала к уроку. Классный руководитель изучил соответствующую литературу по теме в библиотеке ЖКСП, ЦРБ г. Жердевки, производился поиск нужной информации в Internet, были изучены методические рекомендации по организации проведения классных часов.

3. Подбор стихотворений, иллюстрированного материала, музыкального сопровождения. Были использованы Internet – ресурсы для подготовки слайдов для каждого этапа занятия, затем слайды скомпонованы в единую презентацию. Подбор стихотворений, видео и музыкального сопровождения осуществляли сами учащиеся.

4. Подготовка раздаточного материала, ТСО. Проверено наличие оборудования: ПК, проектора, экрана.

5. Работа со студентами. Классный руководитель проверил готовность участников.

План мероприятия

Тема: «Блокада Ленинграда. Как это было….».

Цели:

1. Воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

2.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.

3.  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

Вид мероприятия: классный час.

Сфера: «Гражданско-патриотическое воспитание;».

Социальная роль: нравственная, образовательная, духовная.

Место проведения: аудитория.

Время проведения: 60 минут.

Оформление и оборудование:.

  • мультимедийное оборудование, экран;
  • презентация со звуковым сопровождением.

Участники: студенты группы 4 МА, 1 ТА.

Методика проведения

1. Особенность организации данного открытого мероприятия в том, что уже на подготовительном этапе студенты участвуют в подборе литературного и музыкального материала, распределяют роли, это формирует у них ответственность за проведение классного часа.

2. Сообщается тема, цели проведения мероприятия – это делается для восприятия целостности классного часа студентами, дисциплинирует их.

3. Классный час открывается просмотром видео - ролика о блокаде Ленинграда.

4. Общие рекомендации. Мероприятие состоит из нескольких частей, каждая из которых раскрывает тему мероприятия. При раскрытии темы классного часа классному руководителю рекомендуется использовать не только теоретический материал, но и стихотворные включения, иллюстрации в виде слайдов.

В процессе объяснения важно опираться на базовые знания студентов, приобретенные ими при изучении истории и литературы.

   5. В качестве рефлексии целесообразно провести  дискуссию, которая позволит сделать выводы о результативности проведенного классного часа.

    6. Перед окончанием мероприятия классному руководителю рекомендуется сделать логическое заключение, подвести итоги классного часа, для этого служит заключительно слово преподавателя.

Сценарий проведения

Мероприятие посвящено 70  годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

(Видео-ролик о Блокаде)

Ведущий 1.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Ведущий 2.

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Чтец 1.

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно,
холодно,
холодно очень...
Вставлена вместо стекла
картонка...
Вместо соседнего дома –
воронка...
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...
Страшно...
Темно...
Умер братишка мой...
Утром...
Давно...
Вышла вода...
Не дойти до реки...
Очень устал...
Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка...

Ведущий 1.

С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки.

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

(Кусочек блокадного хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся студентам.)

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Чтец 2.

Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье,— говорит, —
менять не хочешь — дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, — она просила, — ты
сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу».
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило — привести
её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль — не думай».
...Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль —
ни слёз, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.

(Видео-ролик « Воробышек»)

Ведущий 2.

 В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру и по воздуху под прикрытием нашей авиации. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября.

 Начались бомбёжки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

Для ленинградцев начались тяжелые дни блокады.

Чтец 3:

ВДОГОНКУ УПЛЫВАЮЩЕЙ ПО НЕВЕ ЛЬДИНЕ
Был год сорок второй,
Меня шатало
От голода,
От горя,
От тоски.
Но шла весна —
Ей было горя мало
До этих бед.
Разбитый на куски,
Как рафинад сырой и ноздреватый,
Под голубой Литейного пролет,
Размеренно раскачивая латы,
Шел по Неве с Дороги жизни лед.
И где-то там
Невы посередине,
Я увидал с Литейного моста
На медленно качающейся льдине —
Отчетливо
Подобие креста.
А льдинка подплывала,
За быками
Перед мостом замедлила разбег.
Крестообразно,
В стороны руками,
Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой
На окаянном «Невском пятачке»,
А мальчик,
По-мальчишески неловкий,
В ремесленном кургузном пиджачке.
Как он погиб на Ладоге,
Не знаю.
Был пулей сбит или замерз в метель.
...По всем морям,
Подтаявшая с краю,
Плывет его хрустальная постель.
Плывет под блеском всех ночных созвездий,
Как в колыбели,
На седой волне.
...Я видел мир,
Я полземли изъездил,
И время душу раскрывало мне.
Смеялись дети в Лондоне.
Плясали
В Антафагасте школьники.
А он
Все плыл и плыл в неведомые дали,
Как тихий стон
Сквозь материнский сон.
Землятресенья встряхивали суши.
Вулканы притормаживали пыл.
Ревели бомбы.
И немели души.
А он в хрустальной колыбели плыл.
Моей душе покоя больше нету.
Всегда,
Везде,
Во сне и наяву,
Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,
Сквозь память человечества плыву.

Ведущий 1.

Несмотря на большие трудности, ленинградцы жили и побеждали. Приникнув к репродукторам, они слушали стихи Ольги Берггольц, любимой ленинградской поэтессы, которая была не просто поэтом, а голосом блокадного Ленинграда, Она стала живой легендой, символом стойкости

Чтец 4:     Я говорю с тобой под свист снарядов,

                  Угрюмым заревом озарена,

                  Я говорю с тобой из Ленинграда,

                  Страна моя, печальная страна.

                  Кронштадтский злой, неукротимый ветер

                  в мое лицо закинутое бьет.

                  В бомбоубежищах уснули дети.

                  Ночная стража встала у ворот.

                  Над Ленинградом смертная угроза...

                  Бессонны ночи, тяжек день любой,

                  Но мы забыли, что такое слезы,

                  Что называлось страхом и мольбой.

                  Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

                  Не поколеблет грохот канонад.

                  И если завтра будут баррикады,

                  Мы не покинем наших баррикад.

                  И женщины с бойцами встанут рядом,

                  И дети нам патроны поднесут.

                  И надо всеми нами зацветут

                  Старинные знамена Петрограда.

                  Руками сжав обугленное сердце,

                Такое обещание даю:

                Я, горожанка, мать красноармейца,

                Погибшего под Стрельною в бою:

                Мы будем драться с беззаветной силой,

                Мы одолеем бешеных зверей,

                Мы победим, клянусь тебе, Россия,

                От имени российских матерей.

Ведущий 2. 

Блокада… Страшное слово… 900 дней и ночей.

900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жестокого испытания. Блокированный фашистами город оказался под угрозой полного уничтожения. Но враг просчитался. Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.

Чтец 5: Ты помнишь
Ты помнишь, ты помнишь, товарищ
Пусть память о том тяжела
Как вьюга сквозь отствет пожарищ
По улицам мертвым мела
Мы насмерть умели сражаться
Мы горе испили до дна
Ведь мы же с тобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.
Ты помнишь: руины дымятся
И чей-то оборванный крик...
Но каждый здесь был ленинградцем-
Ребенок, солдат и старик.
Бессмертно блокадное братство,
Свершившее долг свой сполна...
Ведь мы же с тобой ленинградцы-
Мы знаем, что значит война.
Мы помним с тобою сквозь годы
В разрывах сплошных горизонт
И как из промерзших заводов
Шли грозные танки на фронт.
Душе не давая сгибаться,
Мы верили, с нами страна
Ведь мы же стобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.
Мы знали отчаянье и смелость
В блокадных ночах без огня,
А главное- очень хотелось
Дожить до победного дня,
Нам с этим вовек не расстаться
В нас подвигу память верна...
Ведь мы же стобой ленинградцы

Мы знаем, что значит война.

Ведущий 1. Имя 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой и её дневник известны всему миру. Это самый короткий и потрясающий дневник. Таню убили фашисты. Не пулей, не снарядом  - голодом. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Ведущий 2.

На могиле Тани установлен памятник-обелиск. На нем- отлитый из металла барельеф Тани и страница ее потрясающего дневника.                                

                      Я к ним подойду,

                      Одеялом укрою,

                      О чем-то скажу, но

                      Они не услышат.

                      Спрошу- не ответят.

                      А в комнате- трое.

                      Нас в комнате трое,

                      Но двое не дышат.

                      Я знаю - не встанут,

                      Я все понимаю.

                      Зачем же я хлеб на три части ломаю...

Ведущий 2.

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют: 24 залпа из 324 орудий.  Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. В память о героической обороне и разгроме немецко - фашистских воиск в битве за Ленинград в городе воздвигнуто много мемориальных памятников, в окрестностях  создан Зелёный пояс Славы.

Чтец 6 : Салют над Ленинградом

 За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвАлась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...


Ведущий 1.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой. Награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

 Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

 Минута молчания.  Зажжены свечи. Метроном.

Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  - 900 блокадных дней и ночей.

 Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Заключение

Организация и проведение мероприятия, посвященному  70 годовщине полного снятия блокады Ленинграда, играет огромную роль в воспитании современной молодежи, позволяет им задуматься о своей жизни, изучить, осмыслить и анализировать опыт поколений.  Классный час на тему: «Блокада Ленинграда. Как это было…» наглядно демонстрирует необходимость рассмотрения данной проблемы, в процессе обсуждения которой происходит формирование патриотического воспитания, чувства сострадания и ответственности.

Структура проведения занятия позволяет проявить аналитические навыки,  высказать личное мнение по рассматриваемым вопросам, развить организаторские и творческие способности учащихся.

Список литературы

1.  Берггольц О.Ф. «Голос блокадного Ленинграда»

2. Дереклеева Н.И, Савченко Н.Ю., Артюхова И.С.: Справочник классного руководителя:10-11 классы: Новое издание. – М.: ВАКО, 2005.

3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высших учебных заведений/Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Сборник методических материалов по проведению классных часов в ССУзах/ Подг. К изданию Г.П. Смирновой, Г.Н. Шеварухиной. – Учебно – методический центр СПО Минсельхоза РФ, 1999.

5. http://blokadaleningrada.ru/

6. http://blokada.otrok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"

конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...

Методическая разработка открытого классного часа "День победы"

Во все времена русский народ защищал свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Наша Родина, Россия, - страна героическая....

Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"

Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА В 6"Б"КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?»

Методическая разработка классного часа "Что значит быть настоящим другом"....

Методическая разработка открытого классного часа по теме: "Кубань - многонациональный край!"

Цель классного часа -  помочь осознать студентам ценности этнокультуры народов Кубани,  воспитывать чувства терпимости и толерантности...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «День правовой помощи детям»

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей.Задачи:ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;обучение основам юридических знаний;развитие комм...