Сценарий классного часа по теме «Блокада Ленинграда глазами современных детей»
план-конспект занятия (8 класс)

Новокрещенова Татьяна Евгеньевна

Сценарий классного часа по теме: «Блокада Ленинграда глазами современных детей» разработан к 80-летию снятия блокады Ленинграда. Цель: создать условия для развития гражданских и патриотических чувств обучающихся, формирования положительных нравственных ценностей, посредством анализа определенного набора примеров событий, произошедших в блокадном Ленинграде. На основе данного анализа – формирование устойчивых к внешним воздействиям моральных ориентиров  обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа по теме: «Блокада Ленинграда глазами современных детей»

Цель:
Создать условия для развития гражданских и патриотических чувств обучающихся, формирования положительных нравственных ценностей, посредством анализа определенного набора примеров событий, произошедших в блокадном Ленинграде. На основе данного анализа – формирование устойчивых к внешним воздействиям моральных ориентиров  обучающихся.

Задачи

  1. Образовательные:
    - способствование формированию устойчивых представлений о вкладе в победу жителей Блокадного Ленинграда;

- знакомство с фрагментами работ, описывающих события в осажденном городе;

 - способствование осознанию понятий «этика», «мораль», «героизм», «подвиг», «честь», «справедливость», «милосердие», «сострадание».

  1. Развивающие:
    - развитие мотивации к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;

 - развитие и обогащение речи, расширение кругозора;

  1. Воспитательные:
    - воспитание чувства патриотизма, гордости за проявленную стойкость  нашего народа;

 - воспитание чувства сопричастности к историческим событиям Родины;

 - воспитание чувства нерушимой связи поколений.

На экране, фото дневников детей блокадного Ленинграда

Выход 2 «детей»…

Лена Мухина, 17 лет (Алина)

 «Когда я утром просыпаюсь, мне первое время никак не сообразить, что у меня действительно умерла мама. Кажется, что она здесь, лежит в своей постели и сейчас проснётся, и мы будем с ней говорить о том, как мы будем жить после войны. Но страшная действительность берёт своё. Мамы нет! Мамы нет в живых...

Я одна. Прямо непонятно! Временами на меня находит неистовство. Хочется выть, визжать, биться головой об стенку! Как же я буду жить без мамы....».

 «150 граммов хлеба нам явно не хватает… Я до школы ночами
все съедаю, а целый день сижу без хлеба… Все время внутри что-то сосет… Как хочется поесть»

Ведущий: Эти строки из дневника Лены Мухиной, школьницы блокадного Ленинграда.

Юра Рябинкин, 16 лет (Костантин)

 «Сегодня придет мама, отнимет у меня хлебную Ирину карточку – ну ладно, пожертвую ее для Иры, пусть хоть она останется жива из всей этой адской …, а я уж как-нибудь… Лишь бы вырваться отсюда… Лишь бы вырваться… Какой я эгоист! Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?..».

Ведущий: Писал Юра Рябинкин 28 ноября 1941 года, в своем дневнике. (дети уходят)

Давайте попытаемся заглянуть туда, куда редко достигал луч света, заглянуть в души детей, переживших блокаду.

Видео «Дети блокады»

Ведущий: 

Что вы чувствуете сейчас? … Услышав и увидев беспощадную откровенность страшных событий прошлого?

Ответы: ….

Чему посвящена сегодняшняя наша встреча?

Ответы: … дети, война, блокада…

Да вот уже 80 лет мы вспоминаем о трагических событиях блокадного Ленинграда.

И сегодня мне бы хотелось услышать ваше мнение и ваш взгляд, детей XXI века, на эти события.

На экране появляется тема «Блокада Ленинграда глазами современных детей»

У вас на столах выдержки из архивных документов жителей блокадного Ленинграда. … прочти 1 отрывок…

1 Записи из архива семьи П.К. Бондаренко: «В начале августа 1941 г. давали по карточкам столько продуктов, что не выкупишь»

2 2 месяца спустя: Перестали продавать мясо, сахар и крупа стали отпускаться по таким нормам, которые не обеспечивали физиологических потребностей людей.

3 Октябрь 1941 года, разбомбленные в сентябре 1941 г. Бадаевские склады, на бывшей территории которых люди снимали верхний слой «сладкой» земли, промывали ее и использовали вместо сахара.»

4 Из воспоминаний воспитателей детского дома: "Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки.

5 Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину"

Заточенные в блокадном Ленинграде на 900 дней и ночей, от куда они брали силы, что бы выжить, существовать, работать, учиться, особенно дети? Что было с их миром, миром ребенка, окутанного холодом, голодом, разрухой, смертью любимых?

Ответы: …

Открыть: столярный клей, клейстер на куске обоев, аптечка: касторку, вазелин, глицерин, старые сапоги, туфли…

Ведущий: Что вы видите перед собой?

Как это можно было использовать? (если не говорят про еду, то спросить: Можно ли это есть?)

Ответы: ….

Возможно вы сейчас испытаете неоднозначные чувства, но то что вы видите сейчас, использовалось жителями Ленинграда для приготовления пищи. Что бы выжить в этих нечеловеческих условиях. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. (Клейстер – это мука заваренная кипятком и эту массу использовали в качестве обойного клея). Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.

Попробуйте сейчас хотя бы на мгновение представить себя на месте тех детей. Смогли бы вы вести привычный образ жизни: учится, заниматься творчеством, спортом, помогать дома, в этих нечеловеческих условиях?

Ответы: …

В таких, тяжелых условиях блокадного Ленинграда, изменилось бы ваше отношение к жизни, ваши поступки, отношение к людям, близким? Как?

Ответы: …

Спасибо за вашу мысли, за ваши рассуждения ???откровенность???, …

Но дети блокадного Ленинграда даже в такие тяжелые времена учились. Это был великий подвиг школьников Ленинграда, а так же ленинградских учителей (фото на экране).

Писатель Александр Фадеев писал: "Навеки сохранился в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя:". Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. Фадеев вспоминал: "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову - было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком".

Ведущий: А как же сегодня, почему в комфортный условиях жизни плохо учатся, совершают безнравственные поступки, теряют моральный облик?

Ответы: … (конкретные примеры, аргументация, доказать… Вместо вывода – все ли согласны?)

Спасибо за откровенность, вы меня порадовали сейчас своими честными ответами, рассуждением …

Хочу обратить ваше внимание, что да же в таких тяжелых условиях, дети не хотели быть обузой для своих родителей,  хотели сами зарабатывать на кусок хлеба, поэтому устраивались на работу, после школьных занятий: шли на завод, в медицинские бригады. Вот что писала Лена Мухина:  «Я страшно устаю, но зато по своей рабочей карточке могу существовать сама, не объедая маму, которая страшно похудела, и делюсь с папой, который тоже неузнаваемо изменился».

Дети объединялись в сотни Тимуровских отрядов: «Мы  топили печки-буржуйки, приносили воды, ухаживали за ослабевшими, разносили почту. Люди доверяли нам  выкупать хлеб по карточкам, если не могли ходить сами.  Протягивая нам карточки, они доверяли нам жизнь своей семьи. Мы с подругой в ту пору были голодные, как и все в Ленинграде. И когда мы несли хлеб, то был сильный соблазн, съесть хотя бы маленький довесочек. Ну кто бы об этом узнал? А даже узнав, кто осудил бы? Ведь мы стояли за ним целую ночь, попеременно греясь дома. Но сильнее голода было сознание того, что нам, детям, доверяли свои жизни ленинградцы»

Ведущий: Что мешало, останавливало детей переступить грань, удовлетворить свое чувство голода, ведь об этом никто-бы, не узнал…?

Ответы: …. честь, порядочность, моральные принципы…, ответственность за жизнь других, если они не принесут хлеб, то погибнут другие…

Ведущий: Что же получается? Что цена жизни других людей была превыше да же собственного чувства голода? Это говорит о чем?

Ответы: … о высокой нравственной морали ….

Чем сильнее была жестокость, бесчеловечность фашистов, тем выше, сильнее были интеллигентность, человечность, моральная и духовная победа ленинградцев.

15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

И город, действительно выжил.

И Ленинградцы снова смогли услышать долгожданные слова Левитана (запись голоса о снятии блокады).

(На экране фото памятника) 

Перед вами памятник "Цветок жизни", посвященный детям блокадного Ленинграда.  С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: «Пусть всегда будет солнце!». Это вечный цветок жизни.

Что бы вам хотелось сказать, детям блокадного Ленинграда?

Что бы вы хотели сказать сейчас самому себе?

Что вам хочется сказать поколениям будущего, своим будущим детям?

Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых поколений.

Во имя мира и счастья будущего миллионы сынов и дочерей отдавали свои жизни. И среди них те, кому было столько же, сколько сегодня вам. И пусть каждый из вас подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников! И пусть каждый задаст себе вопрос: «А смог бы я поступить так же?»

Спасибо, можете идти ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"

конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Классный час по теме " Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда" воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности....

классный час по теме "Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда"...

Презентация к классному часу "День снятия блокады Ленинграда" 8 класс коррекционная школа 8 вида

Презентация помогла рассказать о блокаде Ленинграда.Обучающиеся с замиранием сердца,со слезами на глазах смотрели слайды о великом подвиге нашего народа, с огромным вниманием слушали записи с голосом ...

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда...

Классный час на тему "Блокада Ленинграда"

Цели классного часа:1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственног...