Рабочая программа по предмету История 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс)

Марго Елена Николаевна

5 класс А.А. Вигасин ,Г.И. Годер ,И.С. Свенцицкая «История Древнего мира « ,«Просвещение», 2010 г,

Структура рабочей программы

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
  4. Дополнение к рабочей программе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_5_kl.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  «История»

5 класс История Древнего мира

Личностные результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные  результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)

Предметные результаты

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • определение места исторических событий во времени, объяснение смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
  • использование исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
  • осуществление поиска информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • раскрытие характерных, существенных черт: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
  • объяснение, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
  • оценивание наиболее значительных событий и личностей древней истории.

2. Содержание учебного предмета

5 класс «История Древнего мира» (68 ч.)

Введение (1 ч.)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Раздел I. Жизнь первобытных людей. (7 ч.)

Первобытные собиратели и охотники. Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы. Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счет лет в истории

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел II. Древний Восток. (19 ч.)

Древний Египет. Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел  III. Древняя Греция. (20 ч.)

Древнейшая Греция. Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

 Македонские завоевания в IV в. до н. э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Раздел  IV. Древний Рим. (18 ч)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме. Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.  Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи. Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (3 ч.)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.


3. Тематическое планирование   5 класс

Тема

Количество часов

«История древнего мира» (68 ч)

Введение (1 ч.)

Что такое история?

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)

Древнейшие люди.

1

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

 Появление неравенства и знати.

1

Повторение «Жизнь первобытных людей»

1

Тема 3. Счёт лет в истории(1)

 Измерение времени по годам

1

Раздел II Древний Восток (19 часов)

Тема 4. Древний Египет (7ч.)

Государство на берегах Нила.

1

Как жили земледельцы и ремесленники.  

1

Жизнь египетского вельможи.  

1

Военные походы фараонов.

1

Религия древних египтян

1

Культура Древнего Египта

1

Повторение Древний Египет

1

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)

Древнее Двуречье

1

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Финикийские мореплаватели

1

Библейские сказания

1

Древнееврейское царство

1

Ассирийская военная держава.

1

Персидская держава «царя царей»

1

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)

Природа и люди Древней Индии

1

Индийские касты

1

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Первый властелин единого Китая

1

 Повторение Древний Восток

1

Раздел III Древняя Греция(20 часов)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

Греки и критяне

1

Микены и Троя

1

Поэма Гомера «Илиада»

1

Поэма Гомера  «Одиссея»

1

Религия древних греков

1

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7часов)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Зарождение демократии в Афинах

1

Древняя Спарта

1

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Олимпийские игры в древности

1

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (4 часа)

В гаванях афинского порта Пирей

1

В городе богини Афины.  

1

В Афинских школах и гимнасиях. В Афинском театре.

1

Афинская демократия при Перикле

1

Тема 10. Македонские завоевания в IV.э.(4 часа)

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Поход Александра Македонского на Восток

1

В древней Александрии Египетской

1

Повторение Древняя Греция

1

Раздел IV. Древний Рим (18 часов)

Тема 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.)

Древнейший Рим

1

Завоевание Римом Италии

1

Устройство Римской республики

1

Тема12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3часа)

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Рабство в Древнем Риме

1

Тема 13. Гражданские войны в Рим (4 часа)

Земельный закон  братьев Гракхов

1

Восстание Спартака

1

Единовластие Цезаря

1

Установление империи

1

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

Соседи Римской империи

1

В Риме при императоре Нероне

1

Первые христиане и их учение

1

Расцвет империи во II веке

1

«Вечный город» и его жители

1

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 часа)

Римская империя при Константине

1

Взятие Рима варварами

1

Повторение Древний Рим

1

Итоговые уроки (3 ч)

Семь чудес света

1

 Наследие Древнего мира

1

Защита проектов на годовой промежуточной аттестации

1


Приложение к рабочей программе

по истории  5 класс

Календарно-тематическое планирование

5 класс

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

Дата проведения

план

факт

«История древнего мира» (68 ч)

Введение (1 ч.)

1

Что такое история?

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Раскрывают значение терминов история, век,   исторический  источник.   Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)

2

Древнейшие люди.

1

Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывают первые орудия труда.  Сравнивают первобытного и современного человека. Характеризуют достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображают в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Исследуют на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называют и характеризуют новые изобретения человека для охоты. Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя. Выделяют признаки родовой общины. Характеризуют новые способы охоты.

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Рассказывают о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризуют первобытные верования людей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Исследуют географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказывают о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Характеризуют изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделяют и комментируют промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначают последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображают и комментируют управление родовой общиной и племенем. Характеризуют религиозные верования древнего человека.

6

 Появление неравенства и знати.

1

Раскрывают смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находят на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявляют и сравнивают признаки родовой и соседской общин. Характеризуют изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Повторение «Жизнь первобытных людей»

1

Используют электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решают проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов

Тема 3. Счёт лет в истории(1)

8

 Измерение времени по годам

1

Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Различают понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определяют историческое время по ленте времени.

Раздел II Древний Восток (19 часов)

Тема 4. Древний Египет (7ч.)

9

Государство на берегах Нила.

1

Самостоятельно подготавливают тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливают причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

10

Как жили земледельцы и ремесленники.  

1

Находят и группируют информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментируют понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивают достижения культуры.

11

Жизнь египетского вельможи.  

1

Работают в малой группе над общим заданием. Выделяют главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделяют ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

Военные походы фараонов.

1

Работают с картой в малых группах по единому заданию. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Готовят сообщение о военных походах Тутмоса III.

13

Религия древних египтян

1

Характеризуют религию древних египтян. Устанавливают связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

14

Культура Древнего Египта

1

Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризуют знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

15

Повторение Древний Египет

1

Составляют шарады, кроссворды и выполняют к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализируют достижения в земледелии. Сравнивают образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)

16

Древнее Двуречье

1

Используют электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризуют природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментируют письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Выделяют основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

18

Финикийские мореплаватели

1

Рассказывают с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Готовят короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Используют историческую карту, определяют причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

19

Библейские сказания

1

Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объясняют значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводят аналогию и устанавливают, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объясняют, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

20

Древнееврейское царство

1

Решают развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделяют в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Формулируют оценку поступка (Самсона, Давида). Обобщают информацию и делают вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

21

Ассирийская военная держава.

1

Работают в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечисляют достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находят аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определяют причины падения Ассирийской державы.

22

Персидская держава «царя царей»

1

Работают с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизируют учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывают кратко легенды о персидских царях

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)

23

Природа и люди Древней Индии

1

Рассказывают о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывают на карте основные географические объекты Древней Индии. Объясняют, каких животных почитали индийцы и почему. Выделяют ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

24

Индийские касты

1

Составляют простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывают о жизни и обучении брахмана. Доказывают, что брахманы — хранители знаний. Сравнивают основные положения брахманизма и буддизма. Готовят сообщение о жизни Будды. Перечисляют достижения древних индийцев

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая. Работают по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определяют и формулируют особенности китайской религии. Объясняют, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

26

Первый властелин единого Китая

1

Рассказывают об отношениях Китая с соседями. Объясняют причины возведения Великой Китайской стены. Выделяют своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составляют кроссворды по тематике урока.

27

 Повторение Древний Восток

1

Выполняют задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывают на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечисляют наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Раздел III Древняя Греция(20 часов)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

28

Греки и критяне

1

Определяют и комментируют местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называют отличительные признаки критской культуры. Работают с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывают миф о Дедале и Икаре и выявляют его нравственный контекст.

29

Микены и Троя

1

Показывают на карте местоположение Микен. Выделяют отличия между микенской и критской культурами. Работают в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначают падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определяют, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

30

Поэма Гомера «Илиада»

1

Рассказывают легенду о жизни Гомера. Раскрывают кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризуют образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполняют задания рабочей тетради по теме урока. В   группах  соотносят  с   картой   путь Одиссея домой, в Итаку.

31

Поэма Гомера  «Одиссея»

1

Выделяют основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывают о всех приключениях Одиссея. Читают текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

32

Религия древних греков

1

Объясняют связь между явлениями природы и греческими богами. Дают нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивают пантеон богов египтян и греков. Оценивают роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполняют задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7часов)

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятия её населения.  Выделяют признаки греческого полиса. Характеризуют греческий демос, общество в целом. Перечисляют преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

34

Зарождение демократии в Афинах

1

Показывают на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивают законы Драконта и Солона. Ведут диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Дают оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

35

Древняя Спарта

1

Показывают на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризуют основные группы населения и их положение. Составляют рассказ о жизни и традициях спартанцев.

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Объясняют причины греческой колонизации, её географию. Выделяют общее, что связывало греческие колонии. Сравнивают финикийскую и греческую территории колонизации. Комментируют наряд грека.

37

Олимпийские игры в древности

1

Составляют развёрнутый план одной части параграфа. Составляют «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Используют мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивают значение Олимпийских игр для общества того времени

38

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Выделяют и обозначают причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывают о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

39

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Называют цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группируют факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценируют события одного из сражений. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (4 часа)

40

В гаванях афинского порта Пирей

1

Сравнивают военную и торговую гавани. Оценивают, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризуют положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используют  информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

41

В городе богини Афины.  

1

Рассказывают о наиболее значимых частях Афин. Формулируют собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составляют план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создают короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составляют кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

42

В Афинских школах и гимнасиях. В Афинском театре.

1

Сравнивают типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывают о каждой из школ. Объясняют назначение каждой из школ. Поясняют, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполняют практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. Объясняют причины особой любви греков  к представлениям.   Называют отличительные   признаки   комедии   и   трагедии. Комментируют строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивают роль современного театра для общества.

43

Афинская демократия при Перикле

1

Самостоятельно  подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об   единомышленниках,   друзьях   Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Тема 10. Македонские завоевания в IV.э.(4 часа)

44

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Показывают на карте и объясняют местонахождение Македонии. Характеризуют политические методы Филиппа Македонского. Сравнивают политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объясняют причины потери независимости Грецией. Разъясняют причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

45

Поход Александра Македонского на Восток

1

Используя карту и её легенду, рассказывают о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризуют ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивают поступки А. Македонского, его противников.

46

В древней Александрии Египетской

1

Называют причины распада державы А. Македонского. Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

47

Повторение Древняя Греция

1.

Называют самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объясняют значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризуют основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел IV. Древний Рим (18 часов)

Тема 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.)

48

Древнейший Рим

1

Сравнивают природные условия Греции и Рима. Соотносят время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывают легенды, связанные с историей Рима. Характеризуют общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Используют карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

49

Завоевание Римом Италии

1

Исследуют по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделяют причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивают территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.

50

Устройство Римской республики

1

Сравнивают устройство римской республики с греческим полисом. Объясняют, где население  больше участвовало во  власти: в Греции или Риме. Выделяют и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представляют сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Тема12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3часа)

51

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Называют причины карфагенских войн. Отмечают  цели сторон во второй карфагенской войне. Показывают по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризуют цели, поступки Ганнибала. Перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

52

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Работают с картой в процессе изучения событий,   обеспечивших   господство   Рима в Средиземноморье. Характеризуют способы подчинения государств власти Рима. Рассказывают о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составляют простой план параграфа.

53

Рабство в Древнем Риме

1

Выделяют в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объясняют причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Тема 13. Гражданские войны в Рим (4 часа)

54

Земельный закон  братьев Гракхов

1

Устанавливают причины гражданских войн в Риме. Называют причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работают в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывают, сколько лет римляне жили в мире. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

55

Восстание Спартака

1

Прослеживают движение войска Спартака по карте, комментируют события и поступки. Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».

56

Единовластие Цезаря

1

Составляют рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализируют действия и поступки Ю. Цезаря. Объясняют позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.

57

Установление империи

1

Определяют причины поражения сторонников республики. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставляют действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объясняют причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризуют правление Октавиана Августа. Рассказывют о судьбах знаменитых греков.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

58

Соседи Римской империи

1

Показывают на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника. Составляют задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывают о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

59

В Риме при императоре Нероне

1

Используют различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществляют отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализируют причины крайнего своеволия Нерона.

60

Первые христиане и их учение

1

Рассказывают об условиях появления христианского учения. Объясняют причины распространения христианства. Комментируют и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объясняют, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

61

Расцвет империи во II веке

1

Сравнивают положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризуют период правления императора Траяна. Рассказывают о достижениях империи во II в. Выделяют причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывают, что римляне строили на века. Сравнивают новизну в строительном деле Рима и современность.

62

«Вечный город» и его жители

1

Инсценируют виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывают смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составляют рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 часа)

63

Римская империя при Константине

1

Объясняют причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивают положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывают факт переноса столицы империи. Комментируют последствия утверждения христианства государственной религией. Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

64

Взятие Рима варварами

1

Обозначают причины раздела империи на две части. Рассказывают об исторических деятелях и их поступках. Оценивают поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывают предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

65

Повторение Древний Рим

1

Показывают на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводят легенды и их нравственный контекст. Приводят примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывают и показывают достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решают кроссворды, проблемно-развивающие задания,

Итоговые уроки (3 ч)

66

Семь чудес света

1

Работают с дополнительной литературой, делать краткие сообщение, публично выступать, делать презентацию

67

 Наследие Древнего мира

1

Дают определения понятиям по теме. Устанавливают целевые приоритеты, самостоятельно принимают решения в проблемной ситуации. Рефлексия способов и условий действия

68

Защита проектов на годовой промежуточной аттестации

1

Презентуют продукт проектной деятельности


Дополнение к рабочей программе педагога по учебному предмету «История» 5 класс


Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием

количества часов, отводимых на освоения каждой темы.

5 класс

Тема

Количество часов

34

Зарождение демократии в Афинах В.П. В рамках недели правовых знаний «Задай вопрос, получи ответ»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История»  для 5 - 9  класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11  класса. базовый уровень,  Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень,  Яшников Д. В. учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета "История России" для 6 класса (ФГОС)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России» в 6 классе Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовател...

Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история"_9 класс_ФГОС

Рабочая программа составлена к учебнику "Истории России" предметной линии  под редакцией А.В. Торкунова и учебнику "Всеобщая история. История Нового времени", авторы: Юдо...

Рабочая программа по предмету "История Отечества " для 7-9 классов (ФГОС ИН) 1 вариант

Рабочая программа по предмету " История Отечества" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...

Рабочая программа по предмету "История Отечества " для 7-9 классов (ФГОС ИН) 1 вариант

Рабочая программа по предмету " История Отечества" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...