разработка урока "Внешняя политика Ивана Грозного".7 класс
учебно-методический материал по истории (7 класс)

Созонова Татьяна Иосифовна

Методическая  разработка урока в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnyaya_politika_ivana_groznogo_7_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Внешняя политика Ивана Грозного».

Цели урока:

Образовательная:

закрепить материал по теме прошлого урока «Реформы Избранной рады»;

актуализировать знания по теме «Внутренняя политика Ивана Грозного»(в качестве подготовки к изучению новой темы.);

охарактеризовать два основных направления внешней политики Ивана IV – западное и юго-восточное. (Завоевание Казанского ханства, присоединение Астраханского ханства, покорение Западной Сибири);

показать результативность внешней политики Ивана IV;

Развивающая: развитие личности учащихся и их кругозора через использование материала учебника и дополнительной литературы, просмотр видеофрагментов, приёма «кроссенс»

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и уважение к её народным героям.

                                     Оборудование урока:

Настенная карта «Русское государство в 16 веке (при Иване IV )».

Учебник под редакцией А.В. Торкунова «История России», 7 класс.

Атласы

Раздаточный иллюстративный  материал (кроссенсы)

Презентация к уроку.

Дополнительная литература при подготовке сообщений

Использование видеофрагментов

                                                                                 Ход урока.

1.Организационный этап урока.

 

 2.Актуализация знаний.                        

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. 

- Ребята, скажите, пожалуйста, а кто из вас знает,  строчки из какого это произведения?  

(Строки из произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого   купца Калашникова).  Мы с вами продолжаем говорить об Иване IV.

   

  3.Формулирование проблемы и выявление темы урока с помощью    игры «Чистая доска».

Сейчас мы поиграем в игру« Чистая доска». Наша задача:  сделать доску чистой. Прочитаем понятия: Пожилое, Боярская Дума, поместье, приказы, Елена Глинская, кормление, местничество, Избранная рада,  Девлет Гирей, засечная черта.

- Нужно выбрать понятие и объяснить его. Если определение правильное, то понятие убираем.

- Как вы думаете, почему вы не смогли пояснить слова «Девлет Гирей», Засечная черта?

-Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации. Свяжите их и эти два слова.  

- Подумайте, как будет называться наша тема?

Тема урока: Внешняя политика Ивана Грозного. Запишите тему урока.  Другом на уроке будет карта.

Итак, внутренняя политика в первой половине правления царя была успешной. А какой была внешняя политика?

Проблема урока: Ослабились или усилились позиции Русского государства при Иване 4?

   

 4.Проверка домашнего задания.

 -Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним материал прошлого урока с помощью такого приема как кроссенс. 

Один ученик будет объяснять у экрана,  остальные самостоятельно на листочках по вариантам.

                           3 минуты.

               

5.Подготовка к изучению нового материала.

                     Работа по картине.              

  -Перед нами картина Сергея Иванова «На сторожевой московской границе».

   - Сколько изображено человек на первом плане? четверо мужественных немолодых людей, настоящих русских богатырей.

  - Попробуем их описать.

Двое из них – на конях, расположены по левой стороне полотна. На голове одного из них красный шлем. Другой всадник держит в руке копье. Его конь встал на дыбы, поэтому один из воинов пытается его успокоить. Четвертый мужчина изображен в композиции справа. Он держит коня на веревке, привязанной к уздечке, и кричит что-то товарищу, скачущему через поле. Кричащий мужчина очень колоритно одет: на нем казачьи сапоги с острым мыском, загнутым вверх. Длинная рубаха, кое-где залатанная, по талии обвязана ремнем. На ремне оружие: острый нож и сабля. На голове яркая красная шапка. Четверо мужчин стоят на дороге.

-Какие события происходят на заднем плане?  Перед ними – большое поле. Всадник летит к товарищам на быстром жеребце. Одна его рука держит уздечку, а другая указывает на что-то в стороне. Видно, что всадник пытается донести воинам какую-то невероятно важную информацию. 

 Война! Вдалеке можно увидеть клубы дыма. Нет, это не лесные пожары. Враг идет на русскую землю, хочет захватить Московское государство. Скакун — это вестник, которому было поручено разузнать обстановку на фронте. - Какое настроение возникает, когда вы смотрите на картину? Благодаря масляной палитре, которую использовал художник, зритель будто оказывается на той самой тропинке, чувствует атмосферу приближающейся угрозы. 

                Слово учителя.

  Картина Сергея Иванова отлично передала настроение русского народа в те смутные, опасные времена.

              От кого же исходила угроза?   (от крымских татар…)

6. Изучение нового материала.

   

Работа с картой. Откройте стр. 60 в учебнике. 

- Прочитаем легенду карты.

-Что означает светло -зеленый цвет, ярко - зеленый цвет? Зеленая линия?

- Какой вывод можно сделать?

-Вспомните, пожалуйста, какие процессы происходили в Золотой Орде в конце 14 - начале 15 века?

Ответ: Правитель Средней Азии Тимур подчинил Золотую Орду. После его смерти держава распалась. Начались усобицы. В течение всего 15 века выделились Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства.

- Найдем их на карте. Как вы думаете, почему Крымское ханство обозначено серым цветом?

    Слово учителя по карте в презентации.

Основные задачи во внешней политике в 16 веке являлись: 1. На западе – борьба за выход в Балтийское море, на юге и юго-востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами, освоение Сибири, на юге – защита от набегов Крымского хана.

        Работа в тетради.

Запишите в тетрадь.

    Слово учителя по карте.

  Одним из первых из состава З.О. выделилось Казанское ханство (занимало среднее течение Волги и весь бассейн Камы). Ханство контролировало Волжскую торговлю.

   Казанские отряды грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов. Это вынуждало на Казанском направлении держать около 1 тыс.ратников.

  - Посмотрите в легенде карты, что означает бардовая стрелка?

   Слово учителя по карте.      

Было принято решение идти на Казань в Декабре 1547 год. При отсутствии дорог лучший путь до Казани – зимний, по снегу и льду замёрзших рек. Но погода не благоприятствовала.  Снега мало, шли дожди, артиллерию приходилось двигать с невероятными трудностями. Дошли до Нижнего Новгорода, затем добрались до острова Роботка и остановились. В феврале наступила ранняя оттепель - лёд таял, и войско было вынуждено отступить. Царь понимает, что необходимо реформировать армию. И именно тогда были собраны первые отряды стрельцов численностью около 3 тыс. чел.

         Работа в тетради.

Запишите год первого похода.

Кто же такие стрельцы, чем они вооружены?

Сообщение о стрельцах

        СЛОВО учителя по карте.

 Через два года – второй поход.  Дошла до Казани, окружила город, принялась строить башни, но вновь наступила,  наступила оттепель с дождями, ветрами. Порох отсырел, недостаток продовольствия.  Простояв у стен 11 дней, отступили.

              Работа в тетради.     

Запишите год второго похода.

            БЕСЕДА.

-Почему провалились первые две попытки? 

   - отсутствие дорог, не было поблизости базы, погодные условия.  

СЛОВО учителя.

   К третьему походу готовились уже серьезно.

Послушаем сообщение о строительстве промежуточной базы.

    - Сообщение о строительстве промежуточной базы Свияжск.

   Слово учителя.

 Летом 1552 года русское войско во главе с царём выступило из Москвы.

Просмотр отрывка фильма (о стенах, о русской и казанской армиях, предложение Ивана 4, группа инженеров.

        Беседа после фильма.

-Хорошо ли были укреплены стены Казани?

-Как собирался поступить с жителями Казани Иван Грозный, если они сдадутся?

 -А какое оружие использовали русские воины во время осады?

  -Сообщение об оружии.

    Слово учителя по презентации.

- Но настоящей опасностью были не пушки, а нападение врага с тыла.

Принято было решение русскую армию разделить. Конных дворян и стрельцов под руководством князя Микульского и князя Горбатого – Шуйского направили, чтобы разбить армию черемисов, остальную часть оставить штурмовать крепость.

    Просмотр фильма (расправа над частью черемисов, осада Арского острога, через несколько дней пал)

    Слово учителя по презентации.

   Итак, извне теперь никто им не поможет. Но всё - таки казанцы были ещё сильны.  Тогда инженеры предложили царю начать строительство таких башен, которые бьют выше крепостных стен.  

- В чём их главное предназначение?

Инженеры во главе с  Иваном Выродковым стали строить туры – передвижные осадные башни выше городских стен. Такого рода башни известны нам с античных времён. Такая башня выше крепостной стены и башен осаждаемого города. С неё ведется обстрел стены и застенья. С неё можно стрелять по городу огненосными снарядами, вызывать пожары, разрушения, деморализовывать население.

Также началось рытьё подземных туннелей, которым руководил  Михаил Воротынский.  Удалось   сделать подкоп и заложить в него 48 бочек пороха.

 - Просмотр фрагмента из  фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», который был создан в 1944 году.

Страшная битва началась в самом городе: всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. Казанское ханство покорилось.

               Работа в тетради.

  Запишите в тетрадь: 1552 год – присоединение Казанского ханства.

В честь взятия Казани приказал Иван 4 построить Собор Василия Блаженного.

  Работа по карте.

-Каково значение присоединения?   - Расширилась территория, укрепилась безопасность границ, в состав Русского госуд. вошли представители других национальностей.

- Что означает на карте стрелка малинового цвета? (поход на Астрахань) Вывод?

               Работа в тетради.

ЗАПИШИТЕ в тетрадь:  1556 год – присоединение Астраханского ханства.

Итог: Нам открылась вся Волга, всё течение Волги. Получили ту транспортную артерию, которую утратили со времён Олега Вещего, когда он поссорился с хазарами.

          ___________________________________________________________________________

 Работа по картине Сергея Иванова «Стрельцы».

- Кого мы видим на картине?

-Какие  лица у стрельцов? усталые и немного грозные.

-Как вы думаете, с победой или поражением возвращаются? Возвращаются, скорее всего, с победой.

А все остальные вокруг живут своей жизнью.

Колченогая собака не обращает внимания на толпу людей, слепой старик собирает милостыню, в церкви наверняка идёт служба,  в маленькой лавке продолжается торговля. Никто не намерен прерываться, чтобы встретить их, порадоваться им. У всех свои дела, да и у стрельцов тоже эта работа. Идёт полк по городу, а кажется по пустыне.

-Откуда же возвращается стрелецкий полк?

  ________________________________________________________________________________

 РАБОТА С КАРТОЙ

           - Посмотрите, пожалуйста, а  какое ханство не было присоединено Иваном 4?  Почему?

  Иван IV решил не начинать решительной борьбы с Крымским ханством, но Девлет – Гирей не унимался, он совершил набег на Русь в 1571 году, разграбил Москву, набег повторился, татары дошли до деревни Молоди в 50 км от Москвы, но были разбиты русскими войсками.

-Найдите в легенде карты, каким значком обозначены укреплённые линии.  Найдите.

-Такая  линия называлась засечная черта

- А какая территория будет еще присоединена? (Сибирское ханство)                                

                               

             Работа со словарём.

Откройте в учебнике Стр. 70. Прочитаем значение термина.

Запишите в словарь – засечная черта.

                     Беседа.

- А какая территория будет еще присоединена? (Сибирское ханство)                                

-А как вы думаете, почему Иван Васильевич хотел присоединить Сибирское ханство?  

 Еще одна из причин: Если в начале сибирский хан Едигер платил русскому царю ясак, русские купцы вели торговлю с жителями Сибири, то с приходом в 1563 году к власти хана Кучума, тот прекратил посылать дань. Запрещал это делать остякам, вогулам.

                Работа со словарем.

-Что же такое ясак?      Читаем на стр. 70. Записываем.

     

7.  Самостоятельная работа по парам. Приём «кроссенс».

   ейчас я вам раздам кроссенс, разрезанный на части. Ваша задача: составить кроссенс по теме

«Присоединение Сибири».

Работаем с карточками и текстом на стр. 63-64 по вариантам.                

- Кто желает выйти к доске?

                       

                     Проверка у доски.  

8. Решение  проблемы урока: Ослабились или усилились позиции Русского государства при Иване 4?

9.Рефлексия          

  10. Выставление отметок

11. Домашнее задание

12.Подведение итогов занятия.

  Внешнюю политику однозначно оценить нельзя: блестящие успехи на восточном направлении не могут затмить катастрофические неудачи на западном.  Но задачи внешней политики России на будущее обозначились четко: борьба за выход в Балтийское море, дальнейшее освоение Сибири. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией на долгие годы, вызвало непрерывную полосу русско-турецких войн.

Сообщение учеников о стрельцах. Пехотинцы, вооружённые огнестрельным и холодным оружием. Составили первое постоянное войско в России. В мирное время  несли гарнизонную службу, выполняли функции полиции и пожарных.   Первое боевое крещение приняли при осаде Казани.

   Чем были вооружены стрельцы?

 Бердыш — холодное оружие в виде топора с искривленным наподобие полумесяца лезвием, насаженным на длинное древко — ратовище.

Длина бердыша составляла примерно 170 см, вес 3 кг. В России бердыш появляется в XVI в. как оружие стрелецких войск и городской охраны.

 Пищаль – огнестрельное оружие, использовавшееся для прицельной стрельбы. В качестве снарядов использовалась каменная картечь, рубленые куски железа, сплошные и разрывные ядра.

Масса снарядов доходила до 30 кг.

                                                           2 группа.

Сообщение учеников о строительстве промежуточной базы Свияжск.

  Князь Шигалей указал царю на высокую гору между двух рек Свяиги и Щуки. Под холмами были болота, и это исключало возможность внезапного нападения. В 30 км. было принято решение заложить Свияжск. Но воздвигнуть на глазах неприятеля было опасно, их атаки могли сорвать строительство. Тогда царь приказывает заранее построить крепость в угличских лесах в 1000 км. от Казани. Затем разобранным спустить его по реке. Так и сделали. Руководил строительством талантливый инженер, фортификатор Иван Выродков. Готовый город разобрали, сплавили по реке и буквально за месяц собрали. Сюда стали подвозить боеприпасы, конский фураж, продукты, запчасти для починки пушек и т.д. Летом 1551 года черемисы (марийцы) увидели город. Они были настолько поражены могуществом русского царя, что попросили принять их в подданство. Многие историки считают, что строительство Свияжска – это 50 процентов успеха русского войска. Очень важно иметь базу рядом с местом атаки. Войска, когда шли,  устали и это было местом отдыха.

   Сообщения учеников об оружии.

Русские пушки Ивана 4 были разного калибра и предназначения. Например, крупные осадные пушки стреляли ядрами весом от 6 до 20 пудов. Во время осады Казани 150 пушек стреляли по городу, пушечный рев слышался днем и ночью.

 Имелись также мортиры – они стреляли по навесной траектории, т.е. заряды падали на город сверху и крепостные стены не могли зищитить постройки. Их калибр – 300-600 млм.

 Тюфяк – орудие, из которого стреляли дробом, т.е. картечью. Русская артиллерия превосходила татар. Однажды англичанин побывал в России в это время и сказал потом, что ни у одного монарха нет такого количества пушек.

  Пищаль – ружье, которое заряжалось с дула и перед выстрелом устанавливалось на сошку – подставку. Калибр – 29 млм, скорострельность – не более 1 выстрела за 3 минуты. На расстоянии 50 м. пробивало любой доспех.  

                                    Самоанализ урока истории.

Тема урока: «Внешняя политика Ивана Грозного». Данный урок является третьим по теме «Россия в эпоху Ивана Грозного».

Класс: 7б

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках.

На уроке присутствовало: 12 учеников

Цель урока: Рассмотреть основные направления внешней политики Ивана IV и дать им оценку.

Задачи:

а) обучающие  – оценить значимость внешнеполитической деятельности Ивана IV для России,

б) развивающие – развитие  коммуникативных  навыков, умение работать с исторической картой, в) воспитательные – воспитывать интерес к истории своего государства, любовь к Родине, уважение к её народным героям.

 Формирование УУД:

Личностные  УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,  оценивание качества и уровня освоения. Получать возможность научиться: осуществлять поиск информации, анализировать объекты, ориентироваться на успех в учёбе.

Познавательные УУД: умение давать определение понятий, умение анализировать, выделять и формулировать выводы;  умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации. Воспроизводить информацию по памяти, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, классом, сотрудничество в сборе информации, умение учитывать позиции собеседника, проявлять инициативу.

 Ожидаемые результаты:

предметные: обучающиеся будут знать основные направления внешней политики Ивана IV и ее значение для России.

метапредметные: обучающиеся  смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в парах.

 личностные: обучающиеся смогут  определять  границы собственного знания и незнания

    Оборудование урока и его использование:

Настенная карта «Русское государство в 16 веке (при Иване IV )».

Учебник под редакцией А.В. Торкунова «История России», 7 класс.

Атласы

Раздаточный иллюстративный  материал (кроссенсы)

Презентация к уроку.

Дополнительная литература при подготовке сообщений

Использование видеофрагментов

Содержание урока: соответствует учебной программе и поставленным задачам

В структуре урока можно выделить несколько этапов: организационный, актуализация знаний, проверка домашнего задания, изучение нового материала,  закрепление учебного материала, выставление отметок, рефлексия, домашнее задание

На уроке использовались следующие методы и формы обучения: 

Методы обучения: проблемный и частично-поисковый, наглядно-иллюстративный,

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Эмоциональное вступительное слово учителя, мультимедийная демонстрация (испрользование видеофрагмента), анализ, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа с карточками разного уровня, работа с текстом, фронтальная беседа, работа с исторической картой, проведена рефлексия, а также здоровьесберегающая технология (упражнения для глаз).

Использовались такие приемы, как кроссенс, игра «Чистая доска».  

Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядное пособие (карта урока), технические средства обучения.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Активность была 70%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приёмы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.

 Использованная структура урока, методы и приемы способствовали достижению целей и задач урока.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Поставленные цели и задачи достигнуты.

Учитель: Созонова Т.И.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс

Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

презентация к уроку истории в 10 классе "Внешняя политика Ивана Грозного"

Содержание презентации позволяет учителю превести урок без использования конспекта....

Разработка урока "Внешняя политика Ивана Грозного". 10 класс. (презентация + план-конспект)

План-конспект урока в 10 классе по теме "Внешняя политика Ивана Грозного" + презентация....

Тест "Внешняя политика Ивана Грозного" 7 класс

Мини - тест для проверки знаний обучающихся по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"...

Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)

Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)...

История России 7 класс "Внешняя политика Ивана Грозного"

quot;Внешняя политика Ивана Грозного"...