Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»
материал по истории

Каптелинина Ольга Павловна

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать из маленьких граждан настоящих патриотов своего Отчества. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из ниоткуда…

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) провозгласил одним из основных принципов воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. А. Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без воспитания сердца - невозможно.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

 

Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей  личности, ориентирует на самостоятельную  деятельность  учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление  образования администрации муниципального района                    Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное  автономное  образовательное  учреждение                                           средняя общеобразовательная  школа  села  Нижнетроицкий                         муниципального  района  Туймазинский  район  Республики Башкортостан

XIII Всероссийская  научно-практическая конференция                    "Старт в науку - 2021"

Секция:  «Воспитательная работа  в системе    образования: новый взгляд  или  сохранение традиций»

Педагогический  профессиональный  проект

«ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО  ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

 

                                                             Учитель  истории  и  обществознания             средней  общеобразовательной   школы  села  Нижнетроицкий                                                                     Каптелинина Ольга Павловна                                                              Высшая  категория

 

Село  Нижнетроицкий  2020         год

Педагогический  профессиональный  проект

«Проектная технология  как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»

Каптелинина Ольга Павловна,

МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий МР Туймазинский район РБ,

учитель истории и обществознания

I.Введение

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать из маленьких граждан настоящих патриотов своего Отчества. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из ниоткуда…

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) провозгласил одним из основных принципов воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. А. Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без воспитания сердца - невозможно.

В Федеральном законе № 304 от 31 июля 2020 года "О внесении изменений в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" Президента РФ Путина В.В. воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей  личности, ориентирует на самостоятельную  деятельность  учащихся.  

К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории и воспитании в целом еще далеко от желаемого эталона. Исходя из этого,   возникает  проблема: - как изменить  процесс обучения и воспитания , чтобы он стал более качественным? - что изменить в процессе обучения, на  уроке, чтобы сделать его современным? - как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

Изучая   литературу  по  опыту  преподавания  истории  и обществознания, по опыту  гражданско-патриотического воспитания, возникает  мысль  о  необходимости изменить материал в плане укрупнения дидактических единиц, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный и воспитательный процесс к идеальному, разрешить те несоответствия, которые существуют в сфере образования. Естественно, надо было выбрать технологию обучения и воспитания, с помощью которой  можно было добиться желаемого результата. Одной из «новых старых» (или хорошо забытых) методик обучения истории и обществознания, методов  воспитания, которые широко используются в практике, является работа над учебными проектами.

 

 Объект и предмет

 Объект исследования – процесс гражданско-патриотического воспитания детей школьного  возраста.

Предмет исследования – метод проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей школьного  возраста.

Гипотеза исследования - патриотическое воспитание  школьников будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:

- необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей  школьного возраста;

- владеть технологией включения проекта в педагогический процесс и обеспечивать руководство им;

- создать систему определенных условий, способствующих развитию гражданско-патриотического воспитания.

 

 Сроки  реализации  проекта

Проект  долгосрочный. 2019 – 2022 годы

В реализации проекта  участвуют    группы  обучающихся – 5-11 классы  

 Нормативная  база

Реализация педагогического проекта  невозможна  без  изучения  нормативной  базы.

  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт
  • ФГОС –Фундаментальное  ядро
  • ФГОС «Концепция  духовно – нравственного  развития  и воспитания  личности  гражданина  России»
  • Закон  РФ  «Об  образовании» ст.14, п. 1,2,4, ст. 51, п.1,2 (охрана здоровья)  
  •  Федеральный закон  № 304 от 31 июля 2020 года "О внесении изменений в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"   
  • Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
  • Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
  • Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.
  • Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.     
  • Устав  школы

Актуальность    педагогического профессионального   проекта  

  В ФГОС значительное внимание уделено участию  школьников в учебно – проектной деятельности. Это отразилось прежде всего в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. Практическая  значимость  проекта состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания истории и обществознания.

 Последнее десятилетие XX и начало XXI в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы.

В условиях модернизации российского образования проблема гражданско-патриотического образования и воспитания молодежи становится одной из актуальнейших. Она обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.

Особую важность проблема гражданско-патриотического образования и воспитания приобретает в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и стиля мышления молодых людей, размывания ценностей и нравственных основ. В этой связи особое значение приобретает формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей и подростков.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Все большее распространение приобретает взгляд на гражданско-патриотическое образование и воспитание как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Актуальность созданной модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания в школе обусловлена противоречиями между:

– необходимостью удовлетворения запросов общества на обеспечение школой самоопределения личности в условиях правового государства и недостаточным качеством воспитательно-образовательных программ, которые могут изменить систему гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся;

– необходимостью полноценного развития гражданско-правовой культуры и общей неблагоприятной анемией общества, при таких условиях духовные потребности часто подавляются материальными;

– необходимостью наполнения школьного образования знаниями по гражданской компетенции детей и отсутствием четко скоординированных действий в решении проблем гражданско-патриотического образования;

 

Новизна проекта заключается в создании системы компетентностного  подхода  к обучению  и воспитанию в школе.

Цели  и  задачи   проекта

Цель проекта – рассмотреть педагогические возможности метода проектов в гражданско-патриотическом воспитании  школьников.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.

2. Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.

3. Через изучение государственных законов, прав и обязанностей граждан России – формирование правовой культуры, готовности к сознательному служению своей Родине.

4. Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными профессиями – воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций, стремление к воинской службе.

Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию.
            Таким образом,    соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной  позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся  обществе.

II. Основная часть

 Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
            Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
           Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
           Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
           Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
           В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
          Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
           Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

   Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса.

Мы  живем  в сельской местности, и порой кажется, что у нас не может быть ничего интересного. Но наше село, наша  школа  богата интересными, умными  людьми. В разные  времена существования нашей школы в ней учились   Шелудько Евгений  и Эдуард Солодовников,  Владимир Чернов  и Андрей Китов. Это ученики нашей школы, которые не только оставили добрый след, будучи  ее   воспитанниками , но и после нее они были на высоте. Поэтому их пример вдохновил и нынешних воспитанников  на   новые  интересные  и полезные  дела. Вот из них и сложился   творческий коллектив  детского объединения дополнительного образования  «Эврика».

 Организация НОУ в школе

  Обоснование  необходимости  создания  научных  обществ  учащихся  в школе.

Для развивающей работы   в школах существуют научные общества учащихся (НОУ),  создаваемых  в  старших классах.

Главная задача этих обществ — дать воспитаннику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности воспитанников - никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в НОУ.

Какое значение для воспитанников имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах  и   исследованиях.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых  разумом Ньютонов» существует в любом обществе. Эго необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.

Во многих странах Западной Европы, в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги.

Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно   раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса. НОУ  помогает  развивать  умения  делать  выписки, аннотации, собирать  научную  информацию.

 Формирование  коммуникативной  культуры, приобретение  навыков  аргументировать,  представлять,  дискутировать, доказывать  свою  правоту, ставить  вопросы,  решать  проблемные  ситуации, говорить обдуманно ,целенаправленно,     получать и передавать информацию,  работать  с литературными источниками,   выступать  с  докладами,  уметь  слушать  других  и  себя – все  эти  возможности   ребенок  получает, работая  в  НОУ

В 2008 году в школе было принято решение о создании  научного общества  учащихся. С чего начать? К кому обратиться за помощью? Вопросов  было больше, чем ответов. Начали с разговора с учащимися 8 – 11 классов. И появились неожиданные  результаты. Босов Андрей, ученик 9 класса,  вдруг сказал, что его интересуют особенности  русского  языка , а ученица того же 9 класса Мазитова Алина заинтересовалась историей создания  компьютеров и все, что связано с ними. А учащиеся 11 классов готовы были заняться вопросами экологии  нашего села,  вопросами  наркомании  и т.д.

Мы  определили  Цели научного общества учащихся  «Эврика»:

Расширение кругозора воспитанников в области достижений отечественной и зарубежной науки.

1. Выявление наиболее одаренных воспитанников в разных областях науки и развитие их творческих способностей,  для  чего  был создан  школьный  план  работы с одаренными  детьми (прилагается)

2. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы воспитанников, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

4. Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Задачи   научного общества учащихся  «Эврика»:

 - овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

-  почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;

-  научиться методам и приемам научного исследования;

-  научиться работать с литературой;

- стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

Исследовательская    работа   предполагает  индивидуальный  темп и способ  продвижения,  обеспечивая при этом  достаточно высокий  уровень  знаний.

  Специфика работы НОУ в школе

 Какова же специфика работы НОУ в школе? Вместе со школьным   психологом преподаватель  осуществляет диагностику личностных   особенностей  и  интеллектуальных способностей  обучающихся.  Для  диагностики  проводится  тестирование в6 – 11 классах

Перед администрацией школы возникает задача: найти педагогов, создать им условия для повышения мастерства в сфере работы со способными детьми.  Учителей направляют на курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования, где педагоги получают прекрасную  возможность    квалифицированной  поддержки   в плане  организации  НОУ  Во время  прохождения  курсов повышения квалификации  в  БИРО в сентябре  2008 года,  я  получила  квалифицированную  поддержку по организации  научно – исследовательской работы в школе, которая  мне помогла  в  организации  НОУ.

Выявляется и отсутствие у учителей, желающих заниматься с детьми в НОУ, практических навыков оформления исследовательской работы. Эту проблему я  решила благодаря прекрасной Памятке  «Научно-исследовательская деятельность учащихся», которую я составила по итогам работы на курсах повышения  квалификации в БИРО. В результате уровень (содержание, структура, оформление, исследуемые проблемы) работ становится значительно выше. (Памятка  прилагается)

Сегодня мы можем утверждать ,  что  работа в НОУ имеет для учащихся школы свою практическую  направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации в архивах, лабораториях, библиотеках, экспедициях

Какие  же требования должны быть  предъявлены  к учителю, реализующему исследовательский подход в обучении.

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для них форме.

- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера   учеников, избегать директивных   приемов.

- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи   поставленных   вопросов.

- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать  к  нужным источникам  информации.

- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой   проблематике.

Как  показала   практика,  «лиха  беда  начала».  Сразу ничего не получается. С целью создания условий для самостоятельной творческой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся   необходимо   проводить   подготовительную   работу.  Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени для  того, чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.  Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН ) в  содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определенной степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать,  , но в очень незначительном объеме и только в момент его  востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно - методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, СД, аудио и видео материалы и т. д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Считаю важным отметить то, что в исследовательской работе не может  быть  массовости. Индивидуальная  работа  с учениками  позволяет и учителю – руководителю  НОУ,  и   воспитаннику   лучше  узнать  предмет  исследования, понять значимость  данного  исследования как   для  самого воспитанника,  так и для  других  учащихся  

Проектная и исследовательская деятельность воспитанников  побуждает к организации   информационного   пространства  образовательного  учреждения.   

 Познавательно - -коммуникативная работа

Для того , чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать  информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек - существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию,  [работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с  докладами, уметь слушать других и себя.

Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание делать это? Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, нужна целенаправленная познавательно-просветительская работа среди членов НОУ.

Эти занятия проводят школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и т.д.

Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации - необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в НОУ, позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.

 Проведение  данной работы  способствует  успешному  участию  воспитанников в научно – практических конференциях города и района. В  первый  год работы  школьного НОУ  «Эврика» на  IX НПК  школьников  района  было  представлено  3  работы. 2 – от объединения  «Исторический» и 1 работа – от НОУ «Эврика».   Результат – 1 место  заняли  Мешкова Анна и Юдина Виктория за работу «История двух славных семей села Нижнетроицкий».

Наша  практика показала, что воспитанники,  занимающиеся  исследовательской  работой в школе,  дальше, поступая в учебные  заведения, продолжают эту работу. Так,  увлекаясь  физикой  в школе, Китов Андрей после  ее окончания, поступил  в УГАТУ  и,  занимаясь исследовательской работой, принимает участие в республиканских и российских научно – практических конференциях. На вопрос «Зачем он это делает?» он отвечает просто:  «Интересно!» Это ли не главный показатель, дающий нам право на создание НОУ в школе, на работу с одаренными  детьми ?

Выводы

  На  основе проведенного анализа  мы сделали  вывод, что организация работы  с одаренными  детьми,  организация  научно – исследовательской  работы  в  школе  необходима, и этому  вопросу следует  уделять  особенное  внимание.

Этапы  реализации проекта

Организация проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

  • Определение темы проекта;
  • Определение названия проекта;
  • Формулировка дидактических целей и задач проекта;
  • Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
  • Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

  • Защита и оппонирование полученных результатов;
  • Оценка работы каждого участника группы;
  • Оценка работу группы;
  • Рефлексия.

  1. Первый этап – Диагностико-проектный (2019-2029 годы)

Задачи

Содержание

сроки

1.Выбрать тему экспериментальной работы.

2.Разработать содержание проекта, определить круг  социальных партнеров, готовых к сотрудничеству.

3.Разработка инструментария для отслеживания планируемых результатов.

4.Совершенствовать нормативно-правовую базу.

5.Повышение квалификации педагогов.

6.Разработать и реализовать воспитательную деятельность в рамках ФГОС.

7.Планирование деятельности на учебный год по реализации проекта

 Провести работу по организации проекта а)   знакомство с литературой по организации проекта;  

Составление проекта.

Корректировка цели и задач проекта с учебно-воспитательным планом школы.

Подбор тестов, анкет, опросников и т.п.

 Разработка положений, инструкций  и др.  

Педсоветы, методические учебы «Проектная технология – одна из форм формирования ключевых компетенций школьника», семинары, курсы повышения квалификации

Разработка  и реализация Проекта  «Применение проектной технологии на уроках истории и обшествознания и во внеклассной  работе» и учебного плана(внеурочная деятельность)

Ежегодное составление комплексных планов мероприятий с социальными партнерами

Сентябрь-октябрь 2019 г.

Декабрь 2019г.

2019-2020 уч. год

 

В течение всего периода

2019-2020г

В течение всего периода

2019-2020г

В течение всего периода

2019-2020г

2019-2020

II. Второй этап - Практический   (содержательно-деятельный)   (2020-2021 годы)

Направления  реализации  проекта:

  • уроки – история, обществознание

         НОУ «Эврика»

  •  Внеурочные  мероприятия   гражданско – патриотического  направления
  • Работа  школьного музея истории первой в районе  средней  школы

Уроки –

Класс

Предмет

Тема

6 класс

Обществознание

Главы  «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина»,  «Добродетели»

7 класс

Обществознание

 «Человек среди людей»

«Человек и закон»

«Человек и экономика»

«Человек и природа»

8 класс

Обществознание

«Что такое  человек», «Человек и природа», «Человек среди людей», «Человек и общество»

9 класс

Обществознание

«Личность и мораль»,

«Гражданин, государство, право»,      «Права  человека  и гражданина»

10 класс

Обществознание

«Деятельность и духовный  мир человека», «Социально – политическая деятельность человека», «Вопросы экономики»

11 класс

Обществознание

«Цивилизация  России», «НТР», «Глобальные проблемы  современности», «Духовные  ценности  современности» и др.

7 класс

История

«Реформы  Петра  1»

«Золотой  век  Екатерины  II»

9 класс

История

«Россия  на  рубеже  -  XIX  -  XX  веков»

«Российские  революции  начала ХХ века»

« Гражданская  война»

«Сталинская  модернизация  России»

«Россия  и СССР  в I  и  II Мировых  войнах»

«СССР в послевоенное время»

«Перестройка  в  СССР»

«История  современной  России»

10 класс

История

«Древнерусское  государство  и  общество»

«От  Древней  Руси – к  Московскому  царству»

«Особенности  объединения  русских  земель»

«Россия  в период  Нового времени»

« Россия  в  XIX   веке»

11 класс

История

«Реформы  Петра  1»

«Золотой  век  Екатерины  II»

НОУ  «Эврика» -

  • Фестивали творческих проектов
  • Участие обучающихся  в научно – практических конференция-
  • Участие обучающихся  в научно – практических конференция-

Год

Ф.И. обучающихся

Секция

Тема работы

Результат

2008– 2009

Попова  Анастасия

Басырова  Регина

Краеведение

«История  Нижнетроицкой  школы»

2008– 2009

Мешкова  Анна

Юдина  Виктория

Краеведение

«История двух славных семей села  Нижнетроицкий»

1 место

2009– 2010

Мешкова  Анна

ОБЖ

«Есть такая профессия – Родину  защищать»

2 место

2009– 2010

Баширова Аина

Найденик Алена

ЗОЖ

«Влияние  музыки  на организм  человека»

Диплом «За  активную  работу»

2010 -2011

Мешкова  Анна

История

Индустриализация  30-х годов в СССР и Германии: тенденции и противоречия»»

2010 -2011

Мазитова  Алина

 Психология

«Многодетные  семьи в современном  мире»

2011-2012

Фролова Виолетта

Обществознание

«Общение»

2012-2013

Сальманов Флюр

История

«Значение Петра 1 для России»

2013-2014

Шафигуллина  Динара

История

«Мой прадед»

2014-2015

Попова Ксения

История

«Дети блокадного Ленинграда»

2015-2016

Алешина Влада

 

История

 

«Война и дети»

 

Диплом 2 степени

2016-2017

Ашрапов Артур

История

Факторы победы СССР в Сталинградской  битве

Проектную деятельность организую на трех уровнях:

  • объяснение   технологии подготовки ученического проекта на  основе  рекомендаций  ИРО РБ (знание);
  • выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);
  • самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Технология работы над проектом:

  1. Выбор  проблемы
  2. Сбор информации, материала
  1. Социологический  опрос (исследование  проблемы)
  2. Анализ  материалов СМИ
  3. Встречи, интервью
  1. Разработка собственного  варианта  решения  проблемы
  2. Реализация  плана  действий:
  • Обращение  к заинтересованным  лицам  и организациям
  • Собственное  участие
  1. Составление  портфолио
  2. Презентация
  3. Рефлексия

- ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Пополнение  школьного сайта.

2. Сотрудничество  с библиотекой.

3.  Создание банка методических разработок педагогов и учащихся.

4. Публикации опыта работы по данному направлению.

5. Участие педагогов и учащихся  в НПК  различных уровней.

III. Третий этап - подведение итогов (2022г.) На третьем этапе осуществляется анализ и систематизация полученных результатов реализации проекта. 

      В числе метапредметных результатов проектной технологии названы: способность учащихся  использовать  освоенные знания и умения в учебной,  познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества  с педагогами и сверстниками. А в предметные результаты входит освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его  преобразованию и применению в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях.[1] 

Реализации названных  требований способствует выполнению школьниками учебных проектов.

 Из предлагаемых в настоящее время определений  я остановилась на следующем  определении: учебный проект –это совместная учебно – познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные способы деятельности, направленная  на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.[2] 

 Методы

Варьируются в зависимости от этапа работы. К наиболее употребляемым можно отнести: исследование, мониторинг, анкетирование, мероприятия различной формы.

Ожидаемые  результаты реализации проекта  

Результатом реализации системы гражданско-патриотического образования и воспитания станут следующие базовые компетенции выпускников школы:

§ образовательные: выпускник школы – это человек широкой гуманитарной подготовки, владеющий основами обществоведческих наук, умеющий осуществлять коммуникацию;

§ социально-гражданские: умение адаптироваться в быстро меняющемся социуме, занимать гражданскую позицию не только в своем Отечестве, но и в условиях мирового сообщества, уметь сотрудничать и договариваться;

§ морально-этические: умение делать нравственный выбор, иметь гуманистические убеждения, быть толерантным в многообразном человеческом сообществе.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

– положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и молодежи;

– подъем образования, духовной, нравственной, политической и правовой культуры;

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореали-зации детей и молодежи;

– укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

– минимизация негативных проявлений в детской и молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

– возрастание степени участия молодежи в общественной и государственной жизни, в регионах, общественных организациях и объединениях;

– повышение эффективности механизма координации деятельности региональных и муниципальных органов и организаций, уже созданных координационных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов.

Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и устремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело служения Отечеству.

Главный результат гражданско-патриотического образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, положительную динамику роста гражданственности, патриотизма и интернационализма в стране, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений, обеспечивает благоприятные условия для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

Критерии оценки результативности

Для оценки эффективности работы школы предлагаются следующие пять критериев успешности реализации проекта. В скобках указаны диагностические средства проверки наличия показателей по каждому из критериев.

· Наличие проектной деятельности. В школе имеются проекты по конкретным вопросам и проблемам гражданско-патриотического образования (наблюдение, количественный анализ участников).

· Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы (тестирование, социальный опрос).

· Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта).

· Проведение мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).

· Выпуск методических пособий по реализации программы гражданско-патриотического образования и воспитания.

Критерии оценки успешности реализации проекта, как и сама комплексно-целевая программа, могут быть доработаны в процессе проектной деятельности.

Система оценивания результатов

Организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе. В гражданско-патриотическом образовании эта задача осложняется тем, что объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.

Оценивание в гражданско-патриотическом образовании представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в гражданско-патриотическом образовании в первую очередь встает задача оценивания умений и навыков, разработка критериев эффективности обучения.

Для оценивания достижений учащихся в гражданско-патриотическом образовании предлагаются следующие критерии: объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость, доступность.

– Объективность достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.

– Адекватность подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценностями?»

– Значимость предполагает выбор для оценивания самых важных из ожидаемых результатов программы. Для того, чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?»

– Интегрированность означает, что оценивание включено в сам процесс обучения.

– Открытость требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.

– Доступность предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

Использование данных критериев позволяет комплексно оценить достижения учащихся в гражданско-патриотическом образовании.

Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.

Условия  реализации  проекта

Реализация проекта позволила осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:

Задачи проекта

Результаты реализации проекта

1. Обеспечить материально – технические, учебно – методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации  современного образовательного процесса по предмету «История», «Обществознание»  в части формирования ключевых  компетенций обучающихся через проектную деятельность школьников.

1. Созданы современные материально – технические, информационные, дидактические, научно – методические ресурсы для организации  компетентностного подхода к преподаванию предмета «История» «Обществознание» в части формирования ключевых  компетенций обучающихся через проектную деятельность школьников.

2.Осуществлять компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу.

2. Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных

3.Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять продукты своего труда.

3. Обучающиеся  8 – 11 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов,  исследований, мини проектов, устных журналов.

4. Расширять возможности успешной подготовки выпускников основной школы к освоению программы 3 ступени образования и сознательному выбору жизненного профессионального пути.

4. Готовность обучающихся к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними, выраженное в активной жизненной позиции, которая измеряется участием обучающихся в социально значимых проектах  

Основным инструментом реализации  проекта является   создание организационно-педагогических условий   воспитания, главная цель которого - воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще; Целью и конечным результатом воспитания является образ патриота  с активной гражданской позицией,   способный к созиданию.

 Проект побуждает учащегося:

- проявить интеллектуальные способности;

 - нравственные и коммуникативные качества;

 - продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными   умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.
В процессе разработки проекта:

- учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска;

- интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта;

- общаются друг с другом.
              Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в субъектов деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
 Основным критерием эффективности реализации Проекта является степень готовности и стремления учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы.

Применение проектной  технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным. 
1.    Из  истории проектной  технологии

Проектная  технология – не новое  в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот  тут-то и важна проблема,  взятая  из  реальной  жизни, которая  знакома и важна ребенку. Учитель может подсказать ребенку новые источники  информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло, чтобы ребенок мог самостоятельно заняться поиском, пробудить интерес учащихся к определенным проблемам, и через осуществление проекта решать проблемы, показать практическое  применение полученных знаний.    

Чтобы ученик  воспринимал знания как действительно необходимые, ему нужно поставить перед собой и решить очень важную для него  проблему.  Внешний результат можно увидеть, применить на практике. Внутренний результат дает приобретение опыта , соединение в себе знания и умения.  

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.  Русский педагог С.Т. Шацкий в 1905 году   организовал небольшую группу сотрудников, пытавшуюся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

   «В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.»[3] 

 2.    Концепция проектной  технологии

Хотя  освоение  учащимися проектной  технологии  начинается уже в начальных классах, в основной  школе  она  разворачивается  постепенно,  с учетом  возрастных возможностей  подростков,  их продвижения  в изучении  истории.

   В работе над проектом по истории и обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов - «пять П»:  

- Постановка  проблемы;

- Планирование – определение задач и пути их решения;

- Поиск и обработка  информации;

- Получение  результатов;

- Публичное  представление результатов  проекта.

Из  этого перечня  мы  видим, что  выполнение проекта школьниками – это  объемная  самостоятельная  работа. Но каково же место   педагога  в данной  работе? Рассмотрим  некоторые   виды  участия   педагога .

Определение тематики проектов. Несмотря на то, что работа для  учащихся является  самостоятельной, педагог обычно  сам готовит перечень учебных  проектов, учитывая  при  этом  ряд  аспектов:

- задачи  изучения  курса, раздела, учебной темы;

- характер  исторического  материала – возможности  формулирования проблемных  задач;

- наличие  источников, доступных для  учащихся;

- доступность, посильность  проекта;

-  ресурс учебного времени.

Рекомендации о тематике учебных проектов приводятся в современных методических пособиях, а иногда непосредственно в учебниках. Из предложенного довольно значительного числа тем школьники имеют возможность выбрать заинтересовавшие их  сюжеты. Консультация педагога является также не лишней.

В работе над учебными проектами по истории предполагаются изучение и систематизация  разнообразных источников информации – письменных (исторические документы, труды историков, научно – популярная литература и др.).

Учитывая комплексный и объемный  характер учебного проекта, необходимо  соотносить количество предлагаемых на протяжении учебной четверти, модуля, полугодия, года проектов с потенциальными затратами  усилий и времени школьников, их  возрастными возможностями. Следует считаться и с тем, что необходимой частью  учебного проекта  является  презентация полученных  участниками результатов. Принимая во внимание  вышеизложенное, такого рода работу  целесообразно планировать в основной  школе 2 – 3 раза на протяжении учебного года.

   Педагогическое сопровождение  работы  над учебными проектами осуществляется с учетом возрастных  особенностей  школьников.

В 5 и 6 классах значительна  обучающая и  стимулирующая помощь педагога почти на всех этапах; учащихся  7 классов  привлекает не только внешняя, но и внутренняя сторона факта, Подростки  начинают активно овладевать  навыками рассуждения.  Учащиеся 7 – 8 классов  самостоятельно занимаются  поиском  разнообразных  источников информации, ее анализом. Слабым местом данного возраста является  мотивация деятельности. Кроме того, подростки быстро теряют интерес к данной работе, если не  видят результата. Поэтому  задача учителя -  организующая и стимулирующая помощь. Для учащихся 8-9 классов присуща большая  по сравнению с младшими школьниками способность к абстрактному мышлению. Они более активны при обсуждении  оценок исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей.

Важной задачей для учителя  является формирование проектной группы.

Для того, чтобы помочь школьникам овладеть  сложной для них  проектной деятельностью, необходимо использовать памятки – алгоритмы. Желательно, чтобы памятки не предъявлялись в готовом виде,но обсуждались и принимались при активном участии школьников.

Подведение итогов и оценка учебных проектов. Важно, чтобы школьники , как и в любой другой учебной деятельности, знали о  требованиях к предполагаемым  результатам.

Проектное обучение  - это та педагогическая технология, которая  больше всего отвечает  требованиям профильного и предпрофильного  обучения,  так как оно заставляет  учащихся  проявлять способность:

  • к осмыслению своей деятельности, связанной с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к   обобщению информации из разных источников;
  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;
  • делать выбор и принимать решения.

В Концепции модернизации структуры и содержания образования проектно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как   содержание обучения. В связи с этим она занимает определенное место в экспериментальном базисном учебном плане.

В настоящее  время   под  учебным проектом  подразумевается   поиск , исследования, расчетные , графические и другие виды работ, которые  учащиеся выполняют самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Применяя   проектную  технологию, я для себя установила, что Проектная  технологи в процессе обучения и воспитания позволяет: развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников; · решать информационные задачи; · организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного  процесса; · создавать комфортные условия обучения и воспитания; · активизировать мыслительную деятельность школьников; · снимать нервную нагрузку (релаксация).  

 Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы.  

Основными путями решения профессиональных проблем стали:

1. Создание учебно – методического комплекса:    

2. Создание условий для формирования у обучающихся   ключевых       компетенций,  на   Принципах   формирования  ключевых  компетенций в применении  проектной  технологии

1.Принцип единства  гражданско-патриотического  и правового  обучения  и воспитания. Принцип  единства   обучения  и воспитания  является   принципом  воспитывающего обучения,  в соответствии  с которым  обучение  организуется   преимущественно  во  имя  решения задач  воспитания.. Изменения, происходящие  в России и мире , современная  социокультурная  ситуация  активно воздействует  на  образование, требует от него  мобильности  и адекватного  ответа  на  современные  требования  общества,  ставят  его  перед  необходимостью  пересмотра   традиционных  целей  и ориентиров.

Выпускник  современной  школы  должен  обладать не только  определенной  суммой  знаний,  развитым  формальным  интеллектом, но и иными  способностями – критическим мышлением,  умением действовать  в  реальных  социальных условиях, строить  собственную  жизненную  траекторию, иметь опыт  самостоятельной  деятельности  и личной  ответственности.

  1. Принцип  научности и доступности обучения и  воспитания. Принцип научности предполагает  соответствие   учебного материала  новейшим достижениям  науки; приоритет  научных  знаний: не  идеология  определяет  отбор  знаний, а научные  знания   позволяют  делать  идеологические  выводы.
  2. Принцип  доступности  заключается  в переходе  от легкого к трудному, от  известного  к  неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение  находится в зоне ближайшего  развития.
  3. Принцип  связи  с жизнью,  личным  опытом . В формировании гражданско – патриотической  компетенции учителю  важно  опираться на  жизненные  факты,  близкие  ученикам, тем самым  реализуется   принцип  связи  с жизнью,  личным опытом обучающихся и учителя, который  предполагает  расширение, углубление и обогащение знаний  обучающихся  и одновременно избавление  учеников  от ошибочных представлений,  стереотипов и установок. (Зарецкий И.А. Основные  принципы  и методы  обучения праву  в современной  школе/ И.А.Зарецкий/ www.pedsovet.org)

  Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях. Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности. Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:

 Ø возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

Ø этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;

Важным  этапом проектной работы является  ее самооценка – осмысление  полученных результатов, достижений и недостатков.  В 5-7 классах элементы  рефлексии , самооценки  стимулируются  учителем. В 8-9 классах возможна защита проекта в ходе  обсуждения, дискуссии. Для проведения такого обсуждения целесообразно, чтобы класс заранее ознакомился с проектом.

 Требования  к использованию  метода  проектов

             В настоящее время проектная деятельность очень актуальна и востребована в современном образовании и воспитании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

            Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно способна решать задачи формирования социально активной личности. Она подразумевает деятельность по проектированию собственного исследования, предполагает выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

            Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов студента и находится в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 2-3 неделями – 2-3 месяцами. Молодому человеку очень важно увидеть результат (пусть даже промежуточный) в близкой перспективе.

           Проектная деятельность во внеклассной работе способствует развитию коммуникативных умений – общение друг с другом, взаимодействие в группах, уважительное отношение к чужому мнению, умение доказывать свою точку зрения.

          Организационные умения учат распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – оценивать результаты своей деятельности и деятельности других; презентационные – выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

          Новое время требует от учреждения образования содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в компетентностном подходе гражданско-патриотического воспитания, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования. Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность. Проектный метод как нельзя лучше соответствует развитию молодого поколения в этом направлении

Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами

Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить что, только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении

 Изучая  литературу  по данному  вопросу, я выделила  некоторые  требования,  необходимые для   использования метода проектов :

  • Наличие важной  в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения .
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

   На уроках и во внеурочной  деятельности применение проектной технологии способствует развитию таких ключевых компетенций, как учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, смоциально-трудовой, что повышает самооценку ученика и помогает ему самореализовываться.  В ходе проектной деятельности формируются  и развиваются  следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды  деятельности.  Осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого  возможности компьютера.  Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер  метапредметного исследования, значит, переходят на уровень социально – значимых результатов.  

 Несомненно , главный  результат использования  проектной технологии – компетентность учащихся в области  истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы  с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в группе, обрабатывать информацию, планировать работу индивидуально и в группе.  Таким образом, исследовательская работа  является основой проектной технологии, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.  

           Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

  • знания по истории и культуре родного края, истории школы;
  • ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;
  • реализация интересов и творческих способностей учащихся;
  • опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;
  • формирование духовного мира личности учащихся;
  • опыт социальных отношений.

      Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Использование полученных  знаний

Проводя  исследования по  организации  школьного НОУ я  пришла к выводу, что  исследовательскую  работу можно  начинать уже в начальной школе, что мы и попытаемся сделать.

 Знания, полученные  воспитанниками в ходе исследовательской  работы  они  успешно применяют в своей повседневной  школьной жизни, оценки по профильным предметам стали лучше.

Самый  главный вопрос для меня в работе  НОУ "Эврика" -  использование  исследовательских работ на уроках истории и обществознания.

 Уроки истории:  Изучая  в 9 и 11 классах  историю Великой Отечественной войны , мне очень пригодились работы  Ашрапова Артура  "Причины трагического начала войны  для Советского Союза." , Баранова Романа   "Факторы победы  советского народа   в Сталинградской битве ", Шафигулиной  Динары "Мой прадед" - о партизанском отряде, где воевал  ее прадед. Попова Ксения подготовила отличную работу "Дети блокадного Ленинграда",  а встреча  учащихся 9-11 классов с Мусифуллиной  Ф.Б.  и исследовательская работа  Алешиной  Влады  "Дети войны" дала представление об ужасающих  условиях  выживания детей в годы войны. Изучая тему  "Тыл в годы Великой Отечественной войны", активно  используется работа Сопочкиной  Евгении "Подвиг  тружеников тыла  на примере  Нижнетроицкой  фабрики" .  

Тема  Гражданской  войны  в Башкирии и селе Нижнетроицке подробно была  рассмотрена в работе  Ашраповой  Ангелины.

Уроки в 6 -7 классах  проходят  с иллюстрациями и материалами работы  Башмаковой Карины и Беловой Валерии о символах  и атрибутах  государственной  власти  на  Руси.

Работа Сальманова Флюра "Значение  Петра  I  для  России" дает  тему  для размышления о роли  Петра 1 в истории Российского государства.

На уроках  обществознания используются  работы Фроловой  Виолетты "Роль  общения в формировании личности", Мазитовой Алины  "Многодетная семья - счастливая семья".

При подготовке  Августовского совещания  в 2015 году школа  получила задание  подготовить проект "История развития Российского государства". Проект, выполненный учениками 9-10 классов  занял 1 место, а сейчас данный проект активно используется на уроках истории 6-7 классах.

Выбирая  материал для   НПК  педагогов ,  учитывается тот факт, что материал исследовательских работ можно будет  использовать на уроках.

Так, мной  были подготовлены  работы "Установление Советской власти в Башкирии и селе  Нижнетроицкий", "Подвиг тружеников тыла  на примере Горьковского автозавода", "У войны не женское лицо".

Большое  подспорье на уроках  , где  изучаются темы  краеведения, играют работы Коновалвой  Ольги  "Сын земли  Нижнетроицкой - Советников  Виктор Антонович", Фроловой  Виолетты - "Летопись села Нижнетроицкий", Мешковой  Анны и Юдиной Виктории " Моя  родословная", работы Хабибуллиной Светланы  и Кузиной  Анастасии об учителях  Китовой Людмилы Александровны и Васильевой Валентины Федоровны, работа  Поповой Анастасии и Басыровой Регины об истории нашей школы,  

 

Что  мне помогает в реализации   проекта

        Считаю, что путями повышения профессионального и специального мастерства учителя истории, являются объективные и субъективные факторы, среди которых:

  • оптимизация использования материально – технической и учебно - методической базы кабинета истории и школьного музея;
  • систематизация учебно – методического обеспечения кабинета истории в соответствии с современными требованиями, изложенными в Федеральных перечнях минимального оснащения и оборудования учебных кабинетов;
  •  формирование общегражданских ценностей через участие в общественной жизни и межличностное взаимодействие;
  • прохождение в установленные сроки базовых курсов переподготовки и повышения квалификации; систематическое повышение специальной компетенции учителя истории, в том числе путем самообразования.

Промежуточные  итоги реализации педагогического проекта

 В данный момент проект  находится на  втором  этапе , но уже можно подвести промежуточные  итоги , о чем  могут сказать следующие позиции:

1. Создание организационно-педагогических условий для формирования:

1) гражданской компетентности:

- ликвидация правовой безграмотности;

- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;

- профилактика противоправного поведения;

 2) установок на активную жизненную позицию:

- построение взаимоотношений У-У, У-П, У-Р, П-Р на основе уважения прав человека, толерантности;

- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;

- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.

2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:

- знакомство с духовно-нравственными традициями  различных социальных групп;

- формирование терпимости к этим традициям;

- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;

- профилактика национальной, религиозной неприязни;

 - оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;

- формировать здоровый образ жизни.

3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции у учащихся и педагогов, родителей.

- создание условий для самореализации ученика.  

- формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;

- учить уважать мнение другого;

- уметь слушать и слышать оппонента;

- развивать лидерские качества;

- привлекать школьников к решению социальных проблем;

- анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества.

Интернет позволяет особенно полно реализовать принцип публичного представления результата проектной деятельности.

Исследовательская работа  является основой проектной технологии, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.  

На  уроках  я применяю  мини—проекты.  Так, например,  при  работе  с  текстами (это могут быть документы, исторические  источники,  тексты  параграфов) я предлагаю  учащимся  составить  кластеры,  составить план-конспекты. Интересно то, что  при  изучении  одного документа в разных  группах получаются совершенно  разные  кластеры.  Создание  кластеров позволяет учащимся  кратко  изложить  изученный  материал, причем   данный материал  запоминается  еще  и зрительно. Составление  синквейнов – часть  теории  критического  мышления – формирует  умение  учащегося  формулировать  мысли  по  изученному  материалу.  Умение  кратко излагать  материал – важная  составляющая  изучения  таких предметов, как история и обществознание.

 Проекты  выполняются  учащимися не только в виде  исследоватльских  работ.  Так,  два года подряд    макеты  по  истории  страны, по истории села,  Заповедные  места   родного края  занимают  призовые места в Районных  конкурсах  на  августовских  совещаниях  педагогов .

  Особое  место в проектной работе  занимают проекты, посвященные  Великой Отечественной войне. Так, к 65 годовщине  в школе  создана  Книга Памяти Великая Отечественная война, в создании которой принимали участие учащиеся 5-11 классов. Каждый класс получил задание, например, «Начало Великой Отечественной войны», «Партизанское  движение», «Блокада Ленинграда», «Солдатский  фольклор», «Туймазинцы  в годы  Великой Отечественной» и т.д. Школьники собирали  материал, весь материал привели к одному стандарту и издали Книгу Памяти. Точно  так же  успешно  создана  Книга, посвященная  100-летию  Туймазинского  района. Весной  2014 года  учащиеся  5-11 классов готовили  материалы по проекту «Россия - Крым – мы  вместе».

Но самым  масштабным  проектом стала Всероссийская   Акция  «Бессмертный полк». В этом проекте  приняли участие школьники с 1 по 11 класс. Результатом стало  наше участие в Акции в городе Уфа 6 мая 2014, куда  мы привезли 20 транспарантов, в городе Туймазы 9 мая  - 20 транспарантов, а 8 мая в  нашем  селе  было подготовлено 60  транспарантов. Надо отметить, что в Уфе  мы  были  единственными  представителями  нашего  района.  Невозможно передать те  эмоции и чувства, которые  испытывали  наши школьники, принимавшие участие в проекте «Бессмертный полк».   В данный момент работа над этим проектом продолжается, и к 75-летию  мы  продолжаем   готовить  транспаранты, так  материал  собирают не только   учащиеся, но и педагоги, и простые жители  села.

Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности,  базируется на интересах  учащихся. Конечно, следует учитывать и недостатки проектной  методики:  :

- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности ;

- повышение эмоциональной нагрузки на учеников и учителя;  

Но все-таки плюсов у проектной технологии больше. Работа над проектами требует от учителя   увлеченности,   наличия  собственного опыта научно – исследовательской работы.   Прежде чем  начать  работу  по  проектной  технологии  с  учениками я как  учитель,  сама принимала  участие в  НПК педагогов  на  Муниципальном,  Республиканском  уровне.  Проработав самостоятельно,  с учениками, я попробовала  себя  на  Всероссийском  уровне – в  Санкт – Петербурге на  III  Всероссийской  Конференции  «Наша  будущая  школа», В Москве - - на Финалах форумов "Воспитай патриота" и "Растим Гражданина", в Сочи - на Финале Всероссийского Конкурса на лучшую образовательную  презентацию. Однако результат оправдывает усилия, а навыки исследовательской работы помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свои личные  творческие способности.  

Мне, как  учителю, проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах  расширять кругозор учащихся, формировать самостоятельную личность, гражданина своей страны.

 

III. Заключение

 Полученные  промежуточные   результаты позволяют сделать вывод о том, что формированию гражданско-патриотического сознания личности школьника способствует использование комплекса средств, приемов и методов организации урочной и внеурочной деятельности.   Важной стороной формирования гражданско-патриотического сознания личности школьника выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности как среды социальной активности учащихся.

 В процессе работы в данном направлении было установлено, что реализация данной модели гражданско-патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических условий:

- мотивация школьников на участие во внеурочных мероприятиях гражданскопатриотического и духовно-нравственного направления;

 - ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников;

 - формирование готовности, стремления и умения школьников реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях;

 - ориентация учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к Родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечение учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной проектной деятельности при использовании приемов, форм и методов деятельностного и компетентностного подхода к обучению.

Наряду с формированием гражданско-патриотического сознания школьника развивается учебно-познавательная деятельность учащихся: правильно организованное гражданско-патриотическое воспитание, формирование духовно-нравственных качеств личности служат предпосылками к возникновению интереса к истории своей Родины и мира в целом, к получению экономических, правовых, обществоведческих знаний.

  Уровень развития гражданско-патриотического сознания школьников сложно диагностировать. Мы можем судить о нем через педагогическое наблюдение, общение, показатели результативности участия учащихся в мероприятиях, отзывы о моих учащихся от жителей поселка. Успешность выпускников (70% поступают в высшие учебные заведения, отсутствие наркомании среди школьников, активное участие ребят в мероприятиях и акциях социальной направленности подтверждают правильность выбранного мной направления педагогической работы. Эффективность результатов комплексной модели гражданско-патриотического воспитания в условиях социального обновления общества обеспечивает социализацию личности, формирование активной гражданской позиции учащихся, положительно влияет на возможность разрешения противоречия между сложившейся ценностной переориентацией в молодежной среде и насущной необходимостью духовного единства российского народа.

 Специфика предмета истории  и обществознания заключается именно в том, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций – та живая жизнь, которая не только обучает, но и воспитывает. Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками 21 века, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.

Применение проектной  технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным. 
Замечательный ученый
Бердяев  говорил  «Велеть кому-либо дать тебе готовые мысли – это поручить другой женщине  родить твоё дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Если хотите быть настоящим мастером, не ждите, когда кто-то родит Вам Ваше дитя. Наилучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнёте свой ум, свою живую мысль».[4]

Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь применение  Проектной  технологии как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.

Применение  Проектной  технологии в гражданско-патриотическом воспитании в школе  имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.  

Список  использованной  литературы

- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования 

•  http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html   Современные психолого-педагогические технологии обучения

•  http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html  Где можно прочитать о педагогических технологиях

•  http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html   Современные педагогические технологии

•  http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490    Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе

•  http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm    Образовательные технологии

•  http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111   Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер

•  http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml   Педагогические технологии

•  http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html  Педагогические технологии и технология обучения

•  http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm   Основные признаки педагогической технологии

•  http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm   Педагогические технологии и инновации

  •   http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm   Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка
  • Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: Проект гражданско-патрио-тического воспитания детей // Классный руководитель. – 2009. – № 5. – С. 103.
  • Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3–10; № 4. – С. 3–7.
  • Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 1. – С. 17–20.
  • Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.
  • Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 65. 


[1] Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, - 2-е изд. – М.; Просвещение,2013

[2] Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта, - М.,2013

[4] http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm   Основные признаки педагогической технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников"...

Проектная технология в гражданско-патриотическом воспитании

Статья о проектной технологии в гражданско-патриотическом воспитании, опубликованная в сборнике материалов с выступлений участников научно-практической конференции о современных подходах к воспитанию ...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Макетирование и проектирование на уроках технологии, как методы познания и эффективные средства гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Одним из инвариантных (обязательных) модулей современной программы по технологии является модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»В рамках этого модуля можно использовать...